Правовая справка
Фото: freepik.com

Кейс по участию в госзакупках

Дина Грекова
Директор по продажам ООО ТПК «Феликс» Дина Грекова

Ситуация в секторе госзакупок на сегодняшний момент весьма привлекательная. Если в 2015 году рынок тендеров чувствовал себя ни шатко ни валко, то после введения запрета на закупки иностранной мебели для муниципальных учреждений популярность госторгов резко возросла. Теперь нахождение под крылом государственных организаций даёт не только стабильность, но и весьма неплохой доход.

Пожалуй, одним из самых удачных периодов для этого сегмента после кризисного 2015 года был 2018-й.

По данным Единой информационной системы (ЕИС), объём госзакупок в 2018 году вырос до 6,79 триллиона рублей. Всего в прошлом году госзаказчики заключили 3,5 миллиона контрактов.

В этом году показатели, на первый взгляд, ниже, согласно статистике Минфина.

Но пока окончательно признавать 2019 год упадочным не стоит. Специалисты отмечают, что пик контрактных заказов как раз выпадает на осень-начало зимы. То есть показатели ещё могут вырасти, а мебельщики ещё могут попасть в самую гущу государственных торгов.

В том числе и те, кто ещё ни разу не участвовал в таком виде продажи товаров.

И новички чаще всего сталкиваются с трудностями и ошибками в этом вопросе.

Поэтому мы подготовили инструкцию по участию в госторгах, заручившись консультацией опытного участника госзакупок. Составить кейс нам помогла директор по продажам ООО ТПК «Феликс» Дина Грекова.

— Кто обычно проводит госзакупки?

В рамках 44 ФЗ:

  • государственные и муниципальные органы;
  • «Росатом», «Роскосмос»;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • государственные и муниципальные казённые учреждения;
  • бюджетные учреждения;
  • унитарные предприятия, в случае если закупка проходит за счёт бюджетных средств, а не за счёт прибыли от своей деятельности, грантов и т. д.

В рамках 223 ФЗ:

  • организации с долей участия государства более 50% и все их дочерние предприятия;
  • компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т. д.);
  • организации — субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.);
  • бюджетные организации, проводящие закупку за счёт внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т. п.).
  • Государственные закупки проводят бюджетные учреждения, предприятия, находящиеся в государственной собственности или с долей государственной собственности. Но и коммерческие структуры, особенно крупные, также проводят конкурсные процедуры, стремясь минимизировать свои затраты (см. Таблицу 1).

— Расскажите подробнее про коммерческие закупки, чем они отличаются от госзакупок?

— Государственные закупки регулируются 44-ФЗ (полностью государственные структуры) либо 223-ФЗ (организации с долей государственной собственности), на основании которого заказчики составляют свои положения о закупках и далее действуют на их основании.

В принципе, эти законы между собой перекликаются, но написаны для разных видов заказчиков.

— Где и как искать информацию по госзакупкам?

— Здесь ничего нового. Большинство компаний, включая нас, ищут конкурсы на специализированных сайтах, таких как «zakupki.gov.ru», на торговых площадках, при помощи агрегаторов, на порталах малых закупок и поставщиков.

Крупные компании часто просто приглашают поучаствовать. У нас также был такой опыт — мы получали приглашение на почту.

— Бывает, что некоторые заказчики пытаются ограничить круг участников госзакупок, законно ли это? Какие могут быть решения?

— Основной принцип госзакупок — это открытость, прозрачность и обеспечение конкуренции.

Да, бывают иногда сбои. К примеру, встречаются нарушения, связанные с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям.

Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений. Это даёт закупщику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.

Поэтому если организация желает принять участие, но видит ограничение конкуренции, то необходимо бороться за свои права.

Самое правильное решение — это обжаловать конкурсную документацию в антимонопольном органе в ФАСе.

Мы действуем таким образом в подобных ситуациях.

— Возможно ли ИП участвовать в госзакупках?

— Одним из основополагающих принципов госзакупок является принцип равноправия потенциальных поставщиков. То есть ограничивать круг участников по каким-то иным критериям, кроме установленных законодательно, заказчик не может. Другими словами, он не может указать, что исполнителем должно быть юридическое лицо — это будет считаться нарушением конкуренции.

Вместе с тем существуют ограничения, которые устанавливаются в части выполнения определённых работ либо оказания услуг. Речь идёт не об ограничениях, установленных закупочным законодательством, а тех, которые устанавливаются регулирующими конкретную сферу законами.

Например, в части 3 статьи 3 закона 275-ФЗ, регламентирующего правила гособоронзаказа, указано, что головным исполнителем поставок продукции может быть юридическое лицо. Из этого следует, что работать в рамках гособоронзаказа ИП не могут.

Аналогичные ограничения могут иметь место в определённых сферах, где требуется лицензия или допуск. Отдельные лицензии недоступны для получения предпринимателями, другие требуют исполнения довольно серьёзных условий, обеспечить которые ИП не всегда в состоянии.

Доступность госконтракта для ИП определяется не его организационно-правовой формой, а соответствием требованиям, в том числе наличием определённой лицензии / допуска / иных документов.

Чаще всего в гостендерах участвуют юрлица, доля ИП от общего числа участников обычно не превышает 10%. Но ИП позволяют участвовать в закупках, проводимых в соответствии с 44-ФЗ (исключение составляет работа с лицензиями) и 223-ФЗ (не во всех).

— Как правильно подать заявку на участие? Какие ошибки чаще всего совершают при её составлении?

— Важно помнить, что необходимо строго соблюдать регламентные сроки подачи заявок.

Заявку нужно подать до истечения указанного в документации срока. В ином случае вас не допустят к участию в закупке.

В остальном всё просто: внимательно изучите документацию по закупке от заказчика/организатора, которую он публикует в единой информационной системе, где перечислены все необходимые документы и инструкция по их заполнению.

Соответственно, стоит объективно оценивать собственные силы и возможности.

Участник закупки может направить запрос заказчику с целью разъяснения положений конкурсной документации.

— Что нужно учитывать, открывая спецсчёт? Когда это делать необязательно? Все ли банки работают со спецсчетами?

— Распоряжением от 13 июля 2018 года № 1451-Р утверждён перечень банков, в которых участники закупок будут открывать специальные счета для внесения денежных средств обеспечения заявок на участие, закупки товаров, работ, услуг, и проведении конкурсных процедур.

Это необходимо для обеспечения надлежащей защиты этих денежных средств.

Если заказчик активен и подаёт заявки не на одну электронную процедуру, он должен следить за наличием достаточной суммы для обеспечения и учитывать, что плату с победителя процедур, в том числе за площадку будут, списывать тоже с этого специального счёта.

Спецсчета обязательны для участия в закупках по 44-ФЗ и в корпоративных закупках у субъектов малого предпринимательства.

— С начала 2019 года большинство тендеров проводят в электронном формате. Что в связи с этим изменилось?

— В связи с этим всем участникам будет необходимо пройти аккредитацию на электронных торговых площадках. Начиная с 1 января 2019 года все участники госзакупок должны зарегистрироваться в единой информационной системе, по этим данным будет формироваться единый реестр участников закупок. За его ведение отвечают федеральные казначейства.

В связи с этим упрощается процесс получения аккредитации на государственных электронных площадках. Она будет активирована автоматически в течение одного дня после зачисления участника в единый реестр участников закупок. Пройти же аккредитацию на ЕТП без регистрации в ЕАИС с 1 января 2019 года невозможно.

Единый реестр участников закупок облегчит работу поставщиков с площадками, так как не придётся по нескольку раз заполнять заявления и прикреплять документы.

Необходимо иметь квалифицированную электронно-цифровую подпись и быть зарегистрированном на портале госуслуг.

— Финансовый вопрос. На какие расходы ориентироваться, начиная участвовать в госзакупках? Сколько примерно может составить эта сумма и как можно минимизировать эти расходы?

— Необходимо учитывать обеспечение заявок, контрактов и гарантийных обязательств, тарифы площадок, казначейское сопровождение, а также комиссию площадок за выигранные процедуры.

Можно использовать не собственные средства компании, а оформлять микрозаймы и банковские гарантии. Сумма затрат рассчитывается под каждую процедуру индивидуально, в зависимости от НМЦК закупки.

Например, обеспечение заявок может составлять до 5%, а обеспечение контактов до 30%. Необходимо также учесть антидемпинговые меры.

Избежать этих расходов не получится просто потому, что данная процедура обусловлена требованием законодательства.

Но расходы можно минимизировать в том случае, если не использовать собственные средства, а привлекать заёмные. А также освобождение от предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 44 ФЗ (добросовестность).

Статистика по объёмам госзакупок

2018

За 9 месяцев общее количество процедур в соответствии с законом 44-ФЗ выросло на 17% по сравнению с тем же периодом 2017 года (по данным Минфина).
Объём госзакупок вырос до 6,79 триллиона рублей с 6,3 триллиона в 2017 году (по данным Единой информационной системы (ЕИС).

2019

За 2-й квартал 2019 года государство заключило контрактов на 1,9 триллиона рублей (закупки анализируют по данным реестра контрактов).

За первое полугодие 2019 года было заключено контрактов на 3 триллиона рублей — на 6% меньше, чем за тот же период 2018 г.

Возможно ли ИП участвовать в госзакупках?

Чаще всего в гостендерах участвуют юрлица, доля ИП от общего числа участников обычно не превышает 10%. Но ИП позволяют участвовать в закупках, проводимых в соответствии с 44-ФЗ (исключение составляет работа с лицензиями) и 223-ФЗ (не во всех).

СПРАВКА

Минимальный набор документов, необходимых для участия в торгах, может быть таким:

— актуальные уставные документы и изменения к ним;
— выписка ЕГРЮЛ;
— лицензии и приложения к ним (если вид деятельности подлежит лицензированию);
— сертификаты и допуски на продукцию, работы и услуги;
— документы, подтверждающие полномочия руководителя (приказ о назначении, протокол/решение о назначении или доверенность).
Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам, бухгалтерская отчётность, решение о крупной сделке, сертификаты, сведения из реестра МСП.

СПРАВКА

Также специалисты рекомендуют перед участием в госторгах проверить нишу. Убедиться, что предлагаемые товары и услуги востребованы в регионе. Посмотрите, много ли закупок по конкретной отрасли и специфике, кто основные заказчики, какие требования они выдвигают, кто участвует из ваших конкурентов.

Беседовала Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!