ru.freepik.com

Контрактное производство в Китае под СТМ: плюсы и минусы

В своё время в сознании российского потребителя сложился крепкий стереотип о том, что любая вещь с пометкой «Made in China», будь то телефон, автомобиль, предмет мебели или простая детская игрушка, не отличается высоким качеством, а то и вовсе небезопасна. 

Спустя годы китайцам удалось доказать, что место на рынке они занимают не просто так, а вполне заслуженно. Да, значительный процент продукции из Поднебесной всё ещё вызывает долю скептицизма со стороны россиян, однако после ухода европейцев на нашем рынке появилось много качественных товаров от китайских производителей, включая, конечно же, мебель. 

Такая ситуация не могла пройти мимо отечественных компаний, желающих расширить своё производство за счёт возможностей иностранных фабрик. Сегодня мало кто готов отрицать производственные мощности китайских заводов, и потому российские мебельщики готовы рассматривать возможность запустить производство в КНР под СТМ. Но как правильно выбрать нужную фабрику и «не прогореть» в погоне за прибылью?  

Бренд или собственная торговая марка? 

Для начала стоит понять, в чём заключается принципиальная разница между брендом и СТМ. Можно ошибочно рассудить, что данные понятия друг от друга мало чем отличаются, но на деле существует много нюансов, позволяющих провести между ними границу. 

Собственная торговая марка попросту не может существовать без бренда, у которого есть чёткая концепция и репутация. Продукцию СТМ условно можно назвать «эксклюзивной коллекцией», существующей внутри бренда или сети. Потребитель не сможет приобрести её у других продавцов или найти в свободном доступе на рынке.  

В то же время СТМ является фактором повышения лояльности среди покупателей: в сети могут продаваться продукты под разными СТМ, которые также будут отличаться и по цене. Над созданием собственной торговой марки могут работать сразу несколько производителей под руководством головной компании-агрегатора. А вот за брендом, напротив, обычно закрепляется постоянная производственная площадка.

На что стоит обращать внимание при выборе фабрики? 

Запускать производство в другой стране — задача не самая простая, поэтому всегда стоит тщательно проанализировать достоинства и недостатки такой инициативы. 

Чего у китайцев не отнять, так это умения правильно организовать производство и логистическую инфраструктуру. В индустриальных парках Поднебесной всё подчиняется крайне удобной и продуманной системе кластерного размещения: если вы собираетесь производить в них мебель, то, значит, все необходимые цеха будут располагаться рядом и работать максимально слаженно, чтобы выдать готовый диван или шкаф точно в срок. 

Отдельно стоит упомянуть и технологическую составляющую процесса: китайцы не понаслышке знают про промышленных роботов и их возможности. В 2024 году сложно найти мебельную фабрику в Поднебесной, использующую сугубо ручной труд. Сюда же можно отнести и конвейерный принцип организации производства: условные эксклюзивные тумбочки будут поставлены «на конвейер». Производственные мощности фабрик Поднебесной позволяют выпускать как малые, так и крупные партии продукции.

Фото: freepik.com

Цена производства тоже играет важную роль при выборе предприятия. Налоговая система Китая, дешёвая рабочая сила, недорогое сырьё — всё это позволит снизить себестоимость конечного продукта.  

И, наконец, качество. Как мы уже упоминали выше, за годы кропотливого труда китайцы научились выпускать надёжную продукцию, успешно конкурирующую с европейской. Впрочем, многие именитые бренды имеют собственное производство на территории КНР, а некоторые и вовсе решили переместиться туда «с концами». Главное: не забывать контролировать процесс производства и отслеживать качество выпускаемых фабрикой изделий. 

В вопросах качества, считает бренд-менеджер АО «ТПК «Магамакс» Елена Абаева, китайцы разбираются очень даже неплохо. На выставке «Umids 2024» эксперт поделилась с «Индустрией мебели» собственным опытом посещения китайских фабрик:  

«Как человек, побывавший в Китае на предприятиях самого разного уровня, могу с уверенностью сказать две вещи. Первая — китайские производства серьёзно продвинулись за последние несколько лет, вторая — я счастлива, что наши текущие партнёры имеют полностью оснащённые современным высокотехнологичным оборудованием производственные площади. На этих же предприятиях изготавливается продукция многих европейских брендов. Общаясь на выставке с представителями одной известной западной марки, мы сошлись во мнении, что границы качества между европейским и китайским продуктом практически стёрлись и решающую роль играет сила бренда».

«Ложка дёгтя» в бочке китайского производства

Однако минусы всё же существуют. И они достаточно весомые. Первый — экспорт продукции в Россию. Удовольствие это не из дешёвых, да и стоит учитывать напряжённую политическую и экономическую ситуацию в мире, которая в любой момент может развернуть устоявшийся процесс доставки товара на 180 градусов. И да, придётся решать вопрос с нехваткой контейнеров, так как спрос на них не перестаёт снижаться с 2019 года, когда в мире бушевала пандемия. 

Нерешённой также остаётся и более тривиальная проблема менталитетов. Консервативные жители Китая привыкли организовывать процессы по-своему и потому не любят, когда в них пытаются вмешиваться посторонние. Их деловой стиль очень отличается от российского подхода к ведению дел и бизнеса. Стоит быть готовым к длительным переговорам, резким сменам планов и условий транспортировки, ну и к внезапным скачкам цен — да, в Поднебесной любят экономить везде, где это возможно. 

Также из разницы менталитетов проистекает и другая проблема — разные подходы к производству. Китайцы предъявляют иные требования к выбору необходимого оборудования и сырья. В частности, российский стандарт плиты — 18 мм, в то время как китайский — 16 мм. Другой пример: отечественные мебельщики сверлят на длину максимального конфирмата, а это около 70 мм, в то время как китайцы ставят ограничение по вылету сверла до 57 мм. Важно учесть подобные нюансы, чтобы в будущем избежать недопонимания и несоответствия готовой продукции требуемым параметрам и стандартам.  

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!