Обновления в госзакупках 2023: что уже изменилось и чего ждать осенью?
В 2023 году в области госззакупок многое изменилось. Месяц за месяцем правительство добавляло в федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ всё больше правок. Корректировки касаются как участников закупок, так и самого процесса. Некоторые из них вступили в действие ещё в начале года, запуск других ожидается только 1 октября. К каким обновлениям в госзакупках мебельной отрасли нужно быть готовой этой осенью? Напоминаем об изменениях, которые уже работают, и рассказываем, что власти приготовили для участников закупок.
В 2023 году правительство выпустило целый ряд обновлений, большая часть которых распространяется и на мебельную отрасль.
Например, с 1 июня в стране начал действовать новый порядок проведения контрактов, которые были составлены при условии запрета на допуск. Согласно постановлению Правительства РФ от 31.05.2023 N 889, поставщики больше не обязаны передавать документы с информацией об основании включения товара в реестр российской продукции. Другими словами, доказывать, почему товар является российским, уже после поставки не придётся.
А также этим летом власти изменили требования к заполнению реестра контрактов. Теперь во время его оформления стороны закупки должны указать место поставки товара или оказания услуги.
Положительной поправкой для участников стало то, что весной этого года правительство значительно упростило работу заказчиков с единственным поставщиком. Теперь, согласно закону от 28.04.2023 N 154-ФЗ, поставщик должен рассмотреть заявку в течение 8 рабочих дней.
Конечно, в рамках этой статьи не получится охватить весь объём изменений, которые коснулись госзакупок. Однако мы постарались выделить самые крупные и интересные из них.
Мораторий
Отметим, что 2023 год выдался богатым на поправки в мораторий. Этой стороне закупок власти уделили немалое внимание.Согласно федеральному закону 154‑ФЗ от 28.04.2023, начальные цены (НМЦК) для запросов котировок правительство увеличило с 3 до 10 млн рублей. При этом, как гласит ч. 75 ст. 112 44‑ФЗ, лимитов на количество заказов до 2026 года не будет. Власти уверены, что закупки путём запроса котировок позволят новым игрокам быстрее продвинуться на рынке госзаказов, ведь требования к участникам здесь гораздо лояльнее, чем в конкурсах. Кроме того, правительство считает, что это значительно ускорит процессы поиска и приобретения товаров заказчиками.
Эксперт по торгам и закупкам Элла Залужная отмечает, что у запроса котировок есть свои минусы. Дело в том, что для участников закрыт доступ к просмотру предложений конкурентов, поэтому цены на продукцию они снижают гораздо медленнее, чем продавцы на аукционе. Г-жа Залужная советует закупщикам решить, что для них важнее – цена товаров или скорость их получения. От этого следует отталкиваться при выборе подходящего способа.
Ещё одной важной поправкой стало установление лимита закупок «с полки» у единственного поставщика до 100 млн рублей в год. Однако это не относится к малым закупкам по п. 4–5 ч. 1 ст. 93 44‑ФЗ. Также, согласно ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ, на весь процесс закупки у единого продавца заказчику может потребоваться всего два дня. Власти увеличили не только лимит, но и ценовой порог, что, по задумке, должно помочь покупателям закупить большее количество продукции в течение короткого времени.
Поставщики таким изменениям точно порадуются. У них расширятся возможности получать быструю прибыль. Но и тут есть одна загвоздка – в ЕИС подобные заказы размещать нельзя. Поэтому искать их придётся на разных цифровых торговых платформах.
На удачу заказчиков правительство также решило упростить процедуру установки НМЦК согласно ст. 22 44‑ФЗ. По новым правилам можно не придерживаться структуры, описанной в Приказе Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567
Заказчикам разрешили менять поставщика, если победитель тендера расторг сделку
Правительство не просто ввело мораторий на подписание контрактов по 44–ФЗ. Теперь заказчики смогут выбрать следующего участника торгов, если их победитель не выполнил условия. При этом заказчикам не нужно дожидаться, пока нарушителя внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Нужно лишь, чтобы он расторг договор по непредвиденным обстоятельствам. Об этом сказано в ч. 17.1 ст. 95 44‑ФЗ. Более того, следующему после первого участника поставщику не обязательно побеждать в тендере для заключения контракта с заказчиком.
В 2023 году власти решили пересмотреть принципы и подходы в плане заключения контрактов и на указанном выше разрешении они не остановились. Конечно, общие черты условий остались прежними, но некоторые нюансы всё же изменились.
- К участникам предъявляются новые требования. Они должны иметь определённый опыт, квалификацию, финансовую стабильность и другое. Это облегчит контроль качества предоставленных поставщиками услуг.
- Изменился порядок приёма работ заказчиками. Теперь принять работу можно прямо во время её выполнения, не дожидаясь окончания. Эта возможность поможет заказчикам своевременно решать возникающие проблемы.
- Власти также подкорректировали процесс планирования закупок. Он должен включать детальный анализ рынка и запросов заказчиков. По задумке властей, тщательное планирование позволит быть готовым к выполнению нужного в определённый момент заказчиками объёма работ.
- В пользу заказчиков появились поправки касательно выполнения работ. Вовремя исполненные заказа участники должны строго следовать требованиям, указанным в документации по закупкам. Более того, заказчики теперь могут штрафовать исполнителя, если тот решил уклониться от требований.
Однозначно можно сказать, что, обновляя в 2023 году 223-ФЗ, правительство в основном затронуло сторону закупщиков.
Цифровые контракты с октября
Многие из перечисленных выше изменений так или иначе уже устоялись в кругах поставщиков, владельцев электронных площадок и заказчиков. Однако осенью участникам госзакупок ещё предстоит адаптироваться к новым переменам.
С 1 октября часть заказчиков начнёт пользоваться обновлённой Единой информационной системой для госзакупок (ЕИС) по структурированным контрактам. На сайте издания Госзакупки.ру сказано, что со следующего года, согласно закону № 44-ФЗ, по таким контрактам должны будут работать все заказчики.
Что это значит? Раньше стороны закупки подписывали бумажный вариант контракта и прикрепляли скан к электронному извещению. Теперь же все сделки и договоры будут сразу оформляться в электронном виде.
ЕИС автоматически подготавливает проект и переносит необходимые данные из заявки в контракт: описание товаров, страна производства, реквизиты для оплаты и другое.
Кроме того, в электронном виде должны будут оформляться и структурированные заявки на основе извещений. Отметим, что с 1 октября 2023 года, размещая заказ, покупатели должны расписывать характеристики предмета закупки в ЕИС, иначе электронный контракт будет неполным. Правительство подкорректировало и этот момент: заполняя электронные заявки, закупщики могут составлять описания, используя при этом характеристики, которые не входят в каталог товаров, работ и услуг (КТРУ).
Таким образом, основной задачей заказчиков во время оформления запросов будет составление доступного и структурированного технического задания. Эти и другие данные, например, информацию из протоколов по результатам проведения тендеров и карточки победителя автоматически попадут в цифровой контракт заказчика. Ручное заполнение в работе с закупками практически нивелируется. Всё, что требуется сделать заказчикам – нажать кнопку на компьютере.
Важно добавить, что правительство до сих пор не разработало типовые условия для составления контрактов. Это значит, что, скорее всего к 1 апреля, не у всех заказчиков получится полностью перейти на электронное оформление.
Нацрежим по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
Что касается национального режима, то в последние годы его условия меняется постоянно, а в 2023 году характер поправок кратно ужесточился. С 1 октября правительство планирует установить для госзаказчиков общие правила, а также увеличить их ответственность в работе по 44-ФЗ и 223-ФЗ за нарушение нацрежима. В результате нормы двух законов окажутся очень похожими.
Новые правила нацрежима 223-ФЗ гласят:
- Менять российскую продукцию на импортную во время торгов нельзя. Это относится даже к тем случаям, когда у заказчиков есть возможность поменять товары с учётом того, что импортные имеют лучшие характеристики.
- Если в торгах участвует российский производитель или поставщик отечественной продукции, заказчику запрещается покупать импортные товары.
- Правительство установит преференции, согласно которым цены на продукцию российских поставщиков в электронных торгах будут снижены на 15%. Глядя на это, поставщики зарубежных товаров будут уменьшать свои предложения в цене ещё больше или вовсе выйдут из аукциона.
Как сказано на сайте СКБ Контур, соблюдать новые правила национального режима закупщикам придётся не только при участии в аукционах и тендерах, но и при работе с единым поставщиком.
Стоит ли ждать новых дополнений и реформаций в законах о госзакупках до конца года? Вполне возможно, но пока есть время на то, чтобы освоить электронные контракты и адаптироваться к переменам в нацрежиме.