
Любовь со второго взгляда: как из других профессий приходят в мебельную нишу
Согласно исследованиям последних двух лет, многие россияне стали задумываться о смене не просто места работы, а специальности. Например, в конце 2024 года, согласно опросу платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, 63% жителей страны выразили такое намерение. В то время как год назад этот показатель был на уровне 55%.
И, что неудивительно, в качестве новой профессиональной сферы респонденты чаще всего рассматривали ИТ, логистику и различные направления в медиа, среди прочего дизайн, а также автобизнес и строительство. Ну а из этих востребованных и высокооплачиваемых сфер, казалось бы, никто не идёт в менее популярные, в частности в производство, проектирование или продажу мебели. Но бывают и такие случаи.
Один мы нашли даже в открытом доступе, на платформе для предпринимателей Vc.ru. Автор под ником Fedor Sherishev, который, судя по описанию, делает эксклюзивные кухни на заказ в Алматы и Алматинской области, рассказал на своём канале историю того, как он ушёл с должности маркетолога с партнёрским статусом Google в мебельный бизнес.
«Однажды, работая над проектом для клиента, который занимался мебельным бизнесом, я понял, что это направление меня очень привлекает. Исследуя рынок, я заметил, что существует большой спрос на качественную и индивидуальную мебель, особенно на кухни. Именно тогда я решил, что хочу воплотить свои идеи в реальность».
Далее автор писал, что переход к другой профессии был непростым, но он настолько «горел» новым проектом, что погрузился во все нюансы бизнеса, даже обучился в компании Blum.
Некоторые наверняка скажут, что приходящие специалисты никогда не будут работать наравне с теми, кто отучился по профилю и работал по специальности с самого начала.
Но многие эксперты уверены, что это отнюдь не так. Потому что знания, полученные в иной сфере, напротив, могут привнести в новое рабочее направление то, что никогда не добавят те, кто был в ней изначально.
Например, недавно в сфере игровой индустрии почтили память болгарского геймдизайнера Виктора Антонова. Специалист редко давал интервью, поэтому не только для его почитателей, но и для некоторых коллег стало сюрпризом, что тот пришёл в индустрию видеоигр из ниши промышленного (транспортного) дизайна.
Как же автор нашёл применение своим очень практичным навыкам в направлении, где нереальные события происходили в вымышленных мирах? Он углубился в детали, взяв за основу прототипы из жизни и применив принцип: «визуальный дизайн должен быть не просто украшением, а инструментом для повествования». В 2000-е, когда он пришёл в геймдев, такое особо не практиковали, что сделало его своего рода первопроходцем и вписало в историю игровой индустрии.
И автор Vc.ru. ру также отметил, что смог применить свои маркетинговые навыки и быстро продвинуть совсем молодую мебельную компанию.
Но всё это примеры откуда-то из сети. А мы смогли лично найти несколько историй, когда люди приходили из других профессий, в какой-то момент сталкивались с мебельной отраслью, впечатлялись ей и оставались в нашем направлении.
Опыт сварки и продажи нефтепродуктов в сегменте премиум-мебели
Некоторые предприниматели, прежде чем окончательно связали свою жизнь с мебельной отраслью, столкнулись с тем, что она может быть такой же жёсткой, даже суровой, как общепит. Эта индустрия требует терпения и базовых навыков, поэтому при первом «знакомстве» может заставить человека бросить попытки.
«Я родился в небольшом городе в Кировской области. После школы я поступил в ПТУ и получил профессию сварщика 4-го разряда, но работать пошёл не сразу, так как меня забрали в армию. Там я осознал, что не смогу сидеть без дела и мне нужно обязательно что-то делать, это пошло ещё с раннего детства, когда я помогал по дому отцу. Случайно на третьем месяце службы я узнал, что в нашей части есть столярный цех.
Я зашёл туда, познакомился с мастерами, смог показать свои навыки, так и проработал там до конца службы. Мы делали двери, окна и полы — и это стало моим первым опытом в настоящем столярном цеху, с профессионалами, горящими своим делом.
Особенно в производстве меня увлекали особенности материала, то, что дерево меняется со временем: нужно было предугадать, не поведёт ли изделие, сохранит ли оно свою форму спустя долгие годы. Это оказалось едва ли не самым сложным аспектом работы с массивом для крупных проектов.
После службы я сначала трудился по специальности. И, несмотря на масштабные проекты (строительство первого вантового моста в Санкт-Петербурге) и хорошую оплату, необходимость трудиться в любое время года на открытом воздухе заставила вспомнить столярный цех. Так я сначала попал на производство дверей из массива (где вырос с заготовщика до руководителя монтажной группы), а после попытался открыть собственный мебельный бизнес.
Мне было 24 года, опыта, полученного в армии и на дверной фабрике, не хватило, бизнес-наставников не было, поэтому я решил навсегда уйти из мебельной сферы», — рассказал нам руководитель и основательной студии премиальной мебели Lumpov (ООО «АРТ- МЕБЕЛЬ») Максим Лумпов.
Но стоит поднабраться опыта, и отрасль как будто начинает звать назад, подбрасывая вроде бы случайности. Так и случилось с нашим героем, который свой второй шанс с полученными новыми знаниями уже не упустил.
«Следующие шесть лет я работал в других отраслях. Продавал нефтепродукты и дошёл до позиции управляющего нефтебазой, далее занимался реализацией средств индивидуальной защиты в крупной российской компании. Этот опыт дал мне то, чего мне не хватало раньше: навыки планирования, управления командой и общения с клиентами высокого уровня.
За это время я также получил диплом бакалавра по менеджменту. И, когда мой бывший коллега однажды неожиданно предложил мне возглавить проект „Английский дом”, где вся внутренняя отделка более 600 м2 должна была быть из массива дуба, я согласился. Он стал для меня не просто работой, а проверкой на прочность, которая к тому же потребовала использования абсолютно всех моих навыков и всего моего опыта, который я получил, пройдя с самой низкой позиции в производственной цепочке.
Мне пришлось искать и внедрять нестандартные технические решения, усиливать дубовые конструкции металлом, продумывать автоматическое открывание дверей — в то время мы были первопроходцами Добавлю, что пришлось активно взаимодействовать с другими подрядчиками по проекту и даже возглавить рабочую группу, иначе проект не был бы завершен.
Прошло уже более 8 лет с того момента, но клиенты до сих пор звонят мне и консультируются по любым мебельным вопросам. Именно тогда я осознал, что моей экспертизы достаточно, чтобы вновь рискнуть и открыть собственный мебельный бизнес», — подытожил свой рассказ Максим Лумпов.
Из банковской сферы в продажу реальных продуктов
POS-кредитование, подразумевающее продажу товара в кредит прямо в торговой точке, вообще не привязано к какой-либо сфере. Инструмент может одинаково работать в абсолютно разных направлениях. Профильному специалисту остаётся только выбрать максимально подходящее для себя и при желании углубиться в детали.
«По образованию я специалист по PR и маркетингу, но пиарщиком не был ни дня. Ещё во времена студенчества попал в банк и так и остался там работать после университета, задержавшись на 11 лет и пройдя путь от консультанта до руководителя направления. Я работал в POS-кредитовании, что позволяло развивать отношения с партнёрами из разных сфер — от одежды до электроники, но мебель всегда была любимым сегментом.
Этот рынок тогда был перспективным для развития и интересным с точки зрения конкурентной борьбы — то, что нужно молодому банкиру. К тому же в этом направлении отлично налаживались прочные деловые связи, потому что уровень осознанности здесь выше, а решения принимаются взвешенно. С тех пор я шёл рука об руку с мебельщиками, и этот сегмент составлял большую часть моего портфеля.
Символично, что моим первым партнёром при работе в банке стала компания „Дятьково”. Поэтому спустя 11 лет я с радостью согласился посмотреть на мебельный бизнес с другой стороны и стал частью компании.
Моей задачей стало построение win-win отношений с банками и улучшение эффективности продаж за счёт банковских инструментов: от рассрочек до удобной для сотрудников и клиентов реализации интернет-эквайринга», — вспоминает руководитель проекта альтернативных каналов оплаты мебельного бренда «Дятьково Design» (ООО «ДИЭМАЙ РУС») Ринат Тухватуллин.
Деятельность не касалась производства, но наш спикер тоже упомянул о том, что в первое время было довольно непривычно работать в компании, которая продаёт реальные вещи, а не виртуальные деньги, страховки и сервисы. Но по-другому не значит сложно — прежние навыки оказались очень полезны на новом месте. Тем не менее изучение нюансов продолжается.
«Мне было несложно, потому что я знал рынок, понимал, что можно улучшить, а компания поддерживала мои инициативы.
Знания внутренней кухни банков и брокеров помогали мне (и до сих пор помогают) в переговорном процессе и при запуске новых продуктов. А, когда я обучаю новых сотрудников, мне пригождаются навыки продажи, которые в сфере потребительского кредитования даже важнее умения считать. Знания пиарщика использую реже.
Я периодически бываю в салонах разных производителей мебели и, как бывший „кредитник”, подмечаю недостаточную активность сотрудников при продаже мебели. Меня это удивляет — иногда кажется, что я пришёл в музей, а экскурсоводы следят за мной.
Понятно, что агрессивные продажи — это уже моветон, но первый шаг должен быть за продавцом, потому что клиенты могут месяцами не решаться на столь важную покупку. И их можно понять: цена ошибки слишком велика, поэтому важно выбрать надёжного и качественного производителя, а уверенность должна исходить от сотрудника в салоне.
Тем не менее я осознаю: что привычно для банкира — тёмный лес для дизайнера в салоне, и наоборот. Поэтому прошло уже три года, а я продолжаю учиться. Благо в нашей команде есть настоящие мастодонты мебельного бизнеса, которые (что, скорее, нетипично для банковской сферы) всегда готовы выручить, а я с радостью помогаю им», — поделился нюансами работы Ринат Тухватуллин.
Бухгалтерский опыт помог создать мебельное производство
Пожалуй, это один из самых частых путей в мебельную отрасль — из сферы финансов в продажи в салоне, а затем в собственный бизнес. Однако чем больше появляется таких успешных примеров, тем яснее становится, каких знаний порой не хватает «чистокровным» мебельщикам.
«По образованию я экономист-менеджер по специальности „антикризисное управление”. Ещё на практике я поняла, что хоть я и успешно освоила профессию, но работать в ней я не смогу. Мне всегда хотелось быть конструктором одежды, модельером, но родители постоянно говорили, что такая профессия непрестижная и неоплачиваемая.
Тогда я „отодвинула” свою творческую жилку в дальний угол и сосредоточилась на другой моей склонности к аналитике данных и прогнозированию. Лишь со временем, пересилив себя и немного поработав бухгалтером, я поняла, что эти интересы дают максимальный эффект лишь вместе.
В поисках себя я попала в продажи косметики. Тогда я осознала то, что мне нравится общаться с людьми, выявляя их потребности и решая их запросы. Поэтому, когда однажды одна из моих покупательниц пригласила меня на собеседование в мебельный магазин (предварительно узнав, что я умею чертить), я согласилась.
Меня приняли на работу прямо в день собеседования», — рассказала о своём старте в профессии владелец мебельного производства и салона Kristal Linе, автор лицензированного курса «Дизайнер корпусной мебели» (ИП Кириченко Кристина Сергеевна) Кристина Кириченко.
В первое время, уточняет наша героиня, приходилось очень многое изучать самой, тем более что принимать заказ на кухонный гарнитур её поставили уже во второй рабочий день. Не было ни курсов, ни уроков, информации в интернете было в разы меньше, чем сейчас, поэтому её приходилось черпать из каталогов поставщиков. А когда наша эксперт нашла пару книг по эргономике и теории цвета, то их читали всем коллективом салона. Зато стоило героине дорасти до старшего продавца, и сразу удалось пустить в ход навыки из основной специальности.
«Со временем я выросла по карьерной лестнице и стала старшим продавцом, мне поручили разработку программ лояльности для заказчиков и проведение акций в магазине. Вот здесь раскрылись все мои приобретённые ранее навыки.
Мне было легко делать расчёты таким образом, чтобы наша фирма оставалась в прибыли, несмотря на скидки. Мне не только были понятны бухгалтерские и финансовые процессы, но и теперь я знала, из чего складывается стоимость мебели и что нужно заложить дополнительно. Оказалось, что для многих мебельщиков это было головной болью.
Они считали стоимость изделия, просто умножив на какой-либо коэффициент. А вот с точкой безубыточности у 90% моих коллег вообще нет дружбы. После этого организация своего производства стала логичным шагом», — заключила Кристина Кириченко.
Когда продажа авто дала ключ к психологии клиента
Обывателей может удивить, что в контексте техник продаж автомобили и мебель сравнивают чаще всего. Потому что оба товара — дорогостоящие, над их покупкой много думают и на неё долго решаются. Поэтому и подход к продажам мебели всегда отличался от торговли одеждой, косметикой или продуктами питания. И неудивительно, что те специалисты, которые реализовывали ещё более дорогой продукт, чем мебель, достигали успехов.
«Когда я начала свой путь в маркетинге, мои знания не ограничивались одной отраслью. Высшее экономическое образование с уклоном на иностранные языки и маркетинг дало мне фундамент. А поездка в Америку во время студенчества открыла глаза на то, как работает продвижение в действии. В США я увидела, как клиентоориентированность, понимание целевой аудитории, чёткие УТП и грамотное позиционирование превращают обычные продукты в объекты желания.
Этот опыт стал первым кирпичиком в моей профессиональной насмотренности. Хотя, даже зная это, в начале своего профессионального пути, когда я попала в компанию Volkswagen, мне показалось, что продавать автомобили невероятно сложно. Техника, автомобили, моторы — всё это оставляло меня равнодушной. Но стоило применить полученный опыт, как работа пошла как по маслу. Компания была построена на строгих процессах, системности и высоком уровне сервиса.
В целом вся философия бренда Volkswagen выстроена на основании внимания к деталям, которые и создают общее впечатление — от дизайна автомобиля до маршрута тест-драйва. Практика лишь подтвердила, что знание механизмов маркетинга и психологии клиента, изучение его желаний и болевых точек помогут продать любой продукт.
Эта истина, окончательно усвоенная мною в автомобильной отрасли, стала для меня отправной точкой на пути к экспертизе, которая помогает мне сегодня в мебельной индустрии», — подчеркнула руководитель отдела маркетинга мебельной фабрики MOSSMAN (ИП Шушканов И. Л.) и консультант по мебельному маркетингу Анна Карагодина.
Как пояснила эксперт, в автомобильной отрасли было очень важно понимать, какая цель движет клиентом, какие ценности влияют на выбор и, конечно, какие страхи мешают принять решение. А при покупке мебели оказалось, что клиент принимает решения эмоционально. Здесь речь шла уже не об окупаемости продукта или его обслуживании, а о стиле жизни, комфорте, ощущении «своего пространства». Осознание этих нюансов помогает выстраивать маркетинг и продажи, которые цепляют людей на глубоком уровне.
«Я поняла, как важно для клиентов видеть, как мебель впишется в их интерьер, и начала акцентировать внимание на визуализации и примерах применения. Помогает мне и насмотренность в разных сферах, от автомобилей до искусства.
Так, я часто применяю техники сторителлинга, которые хорошо работают с мебелью: рассказываю истории о том, как она меняет пространство и создает уют. Насмотренность, любопытство и желание учиться — вот что помогает становиться экспертом, который не боится изменений и всегда стремится к большему», — резюмировала Анна Карагодина.
Мебельная отрасль в 2025 году снова готовится к непростому периоду, когда из-за отсутствия льготной ипотеки спрос на продукцию для обстановки дома начнёт снижаться. А работников из мебельной индустрии будут переманивать более высокооплачиваемые отрасли. Поэтому, возможно, этой статьёй мы хотим напомнить, что сегодня имеет смысл активнее принимать к себе на работу людей из других направлений, да и самим овладевать навыками из других сфер.
Как уточнила наша последняя спикер, мебельщикам будет очень полезно немного погрузиться в интерьерный дизайн, моду и искусство, психологию, современные технологии и изучить примеры клиентского сервиса из автомобильной индустрии или гостиничного бизнеса. Пожалуй, сегодня, как никогда, стоит раздвигать границы и смотреть немного дальше своего направления.
Максим Лумпов, руководитель и основательной мебельной студии премиальной мебели Lumpov (ООО «АРТМЕБЕЛЬ»)

«Мой собственный опыт показывает, что абсолютно не важно, на кого ты учился. Образование — это лишь отправная точка. Наоборот, на практике можно применить любые полученные знания, главное, чтобы человек получал удовольствие от процесса и был готов уделять внимание деталям. Сейчас, когда у меня уже свой бизнес, когда я как никогда понимаю ценность разных навыков, я привлекаю молодых специалистов, сотрудничаю с колледжами и приглашаю студентов на практику.
И часто сталкиваюсь с тем, что многие ребята приходят в профессию не по призванию, а из-за отсутствия других вариантов. Они только на производстве начинают понимать, что такое настоящая работа. Но в то же время они могут сделать осознанный выбор.
Я считаю, что в нашей сфере особенно важны ответственность, внимание к деталям и понимание потребностей клиента. Люди с техническим складом ума способны освоить любую профессию, в том числе мебельное производство. Главное — это желание работать и развиваться».
Ринат Тухватуллин, руководитель проекта альтернативных каналов оплаты мебельного бренда «Дятьково Design» (ООО «ДИЭМАЙ РУС»)

«Специалист, который с самого начала карьеры работал в мебельной сфере, безусловно, обладает более глубокими знаниями и опытом, большим количеством связей на рынке и практическими навыками. Они очень ценны на мебельном рынке.
Однако специалист с навыками, полученными в других отраслях, способен принести компании не меньшую ценность: у него есть свежий взгляд, а незнание базы может породить новые, изящные решения старых проблем. Тем более что мебельный бизнес в какой-то степени делают люди с разными специальностями: как конструкторы, операторы, технологи и дизайнеры, так и финансисты, юристы, пиарщики и даже врачи.
Большинство моих коллег также являются экспертами в других сферах, и это помогает им смотреть на привычные вещи под разными углами и задавать правильные вопросы, чтобы родилась истина. За счёт этого нам удается быть ближе к потребителю.
Для меня мебельная сфера, с которой я так долго был близок, изнутри оказалась гораздо интереснее, чем я предполагал. И, как показала практика, примкнуть к ней может каждый независимо от специализации, уровня образования и навыков».
Кристина Кириченко, владелец мебельного производства и салона Kristal Linе
«Разберемся, кто такой мебельщик. Обычно это те люди, которые получили профессию столяра или краснодеревщика. Их преимущество в том, что они понимают материалы и конечный продукт. Они знают процесс создания изделия, знают, как грамотно оснастить производство. Но неудивительно, что у многих из них не получается запустить свой бизнес: у них совсем нет навыков управления.
Вопросы продаж и увеличения оборота они оставляют на потом. В результате они вкладывают много сил, но не получают прибыли, так как не знают, как строить финансовую модель и для чего она вообще нужна. Даже не все догадываются привлечь специалистов, которые в этом разбираются. Поэтому всем мебельщикам, кто хочет начать собственное дело, имеет смысл получить начальные знания бухгалтерии, маркетинга и менеджмента в сфере бизнеса».
Анна Карагодина, руководитель отдела маркетинга мебельной фабрики MOSSMAN (ИП Шушканов И. Л.)
«В автомобильной сфере я изучила клиентский сервис и точечную работу с аудиторией. В Америке я увидела важность эмоционального контакта с клиентом. В интерьере я нашла вдохновение для создания уникальных предложений. Все эти знания сложились в единую систему, которая помогает мне сегодня.
Мебельная отрасль для меня стала идеальным сочетанием маркетинга, психологии и искусства. И я убеждена: чем больше опыта из разных сфер ты привносишь в свою работу, тем успешнее ты становишься».
Текст: Мария Бобова