Смена приоритетов в нише фурнитуры: что сегодня может быть важнее цены?
Даже для премиум-сегмента стоимость комплектующих всегда имела значение. Любой, особенно дорогостоящий материал, стараются использовать с минимальными потерями и отбраковкой. Что уж говорить про производства, работающие в менее высоких ценовых категориях.
Наиболее позитивная ситуация среди основных сырьевых позиций наблюдается в нише древесных плит. Совсем недавно, только осенью прошлого года, одной из первостепенных задач отрасли было сбить стоимость плитного сырья. И уже сегодня, несмотря на всю радикальную «перекройку» экономических процессов, в этой нише эксперты уже фиксируют снижение цен. Да и с дефицитом этих материалов, кажется, уже покончено.
Сейчас «эстафетная палочка» перешла к сегменту фурнитуры. Что о реальном положении дел говорят сами специалисты направления? Стоит ли в ближайшее время ожидать падения стоимости фурнитуры? И что сейчас для потребителей может быть даже важнее, чем скидки или бюджетные прайсы?
Всё это мы обсудили с директором по маркетингу ООО «ВДМ» (бренд AMIX) АНДРЕЕМ ЧИРКОВЫМ.
— Расскажите, какова обстановка в вашей нише сейчас? Как изменилась ситуация спустя пару месяцев после начала санкционного кризиса?
— Не буду лукавить: прак тически не изменилась и по-прежнему очень непростая. Только отмечу, что началась она значительно раньше, а нынешний кризис просто заставил направление замереть практически в том же спорном положении.
В сегменте мебельной фурнитуры, начиная с лета 2020 года и по сей день, с кратковременными перерывами наблюдается дефицит по основным направлениям. Это функциональная фурнитура, особенно петли и направляющие.
Параллельно с этим шло увеличение цены из-за подорожания сырья: стали, алюминия и пластика. Это, в свою очередь, привело к росту стоимости на алюминиевый профиль.
На сохранение этого положения повлияли два момента. Во-первых, подорожание доставки: с 2020 года — контейнерных перевозок из Китая, а весной 2022 г. — и автомобильных из Европы. И, во-вторых, сложности с импортом, сократившие предложение фурнитуры в России.
Также уход с рынка такого большого конкурента небольших местных мебельщиков, как IKEA. На данном этапе это поддерживает спрос, однако рассчитывать на долговременное действие этих факторов не приходится.
— Если такая обстановка сохраняется, подскажите, каким образом можно попробовать сэкономить на востребованных фурнитурных позициях?
— Наличие инструментов, которые бы позволили снизить издержки нашим клиентам, помогли бы и нам как поставщикам продукции. Однако сейчас таких способов нет.
Из приятного могу отметить, что на данный момент более или менее старые и невысокие цены наблюдаются в направлении лицевой фурнитуры. Из-за того, что позиции из этой категории сами по себе имеют сравнительно высокую стоимость, транспортная составляющая в ней (в процентном соотношении) меньше, чем, к примеру, петлях с направляющими, где соотношение цена/вес ниже.
— Курс валют всегда очень влиял на мебельную отрасль, а сейчас, вероятно, этот показатель только сильнее усложнил ситуацию?
— Всё верно, если сравнивать с мартовскими значениями, то курс валют упал в два раза. В результате у импортёров на руках оказался товар, который они приобретали по «высокому» курсу, но рынок уже «давит» продавать по более низкому. Мы сами честно актуализируем цены под эти изменения, хоть и теряя на этом.
Поэтому, возвращаясь к предыдущему вопросу, сегодня в условиях дефицита никто не продаст дешевле, даже если кратно увеличить заказ путём, например, закупки совместно с партнёрами.
Замечу, что на отечественных производителей транспортная составляющая влияет не так сильно.
Однако к их проблемам добавились подорожавшие запчасти для промышленного оборудования. Как обычно, «сезон распродаж» может открыть падающий спрос на мебель, но пока этого не происходит.
— Выходит, что сейчас одной из приоритетных задач вашего направления является удержание нынешних цен?
— Всё верно. Пока самые ёмкие переменные для импортного товара из ассортимента мебельных комплектующих (то есть сырьё и доставка) не подешевеют, отката к предыдущим ценам в обозримом будущем не предвидится.
— Тогда какие меры могут осуществить поставщики фурнитуры, чтобы сохранить хотя бы нынешнюю стоимость и лояльность покупателей?
— Говоря о лояльности, подчеркну, что мы на своём опыте уже убедились, что наши мебельщики объективно воспринимают ситуацию. Цена сегодня, даже для покупателя, не самый главный фактор.
Всё-таки 2020 год хоть немного подготовил предпринимателей всех направлений к более сложным ситуациям. Все осознали, что самый плохой вариант сейчас — это не дорогой, а отсутствующий товар. Сегодня все ориентируются на наличие и уже от этого отталкиваются.
Два года назад нам пришлось серьёзно поработать, чтобы наши потребители не увидели «пустых полок».
И сегодня мы также делаем ставку на поддержание нескольких активных поставщиков в различных товарных нишах. Таким образом, наш клиент всегда сможет закрыть свою потребность аналоговым товаром (как по цене, так и по качеству).
На стоимость можно повлиять только случае каких-то стандартных «небрендовых» позиций, и то традиционно —проводя тендер среди производителей. Иногда удаётся сэкономить и, естественно, мы транслируем эту скидку и для покупателя.
Резюмируя, скажу: сегодня для нашей ниши важнее всего сохранить наличие товара и своевременное пополнение склада, поддержать оборот и вариативность (взаимозаменяемость) ассортимента.
Беседовала Мария Бобова
На правах рекламы