Современные мебельные ткани: перспективы производства
Корпусная мебель обычно превышает мягкую в объёме производства, из-за чего за разговорами о дефиците функциональной фурнитуры и непростых перипетиях плитного рынка мы порой забываем про мебельные ткани. При том, что основная доля отечественного рынка мебельного текстиля (по разным данным, порядка 91%) приходилась на импорт, а в России производили далеко не полный ассортимент обивок, востребованных современным покупателем.
С одной стороны, ситуация в этом направлении оказалась сравнима с рынком ЛКМ: европейцы (в случае с тканями — Польша, Италия) и США ушли, и остались Китай и Турция. Кто-то скажет, что ситуация не особенно поменялась, так как на две вышеуказанные дружественные страны и так приходилось порядка 86% от всего импорта в целом. Тем не менее европейцы куда больше «снабжали» среднеценовой и премиальный сегменты.
Поэтому в 2022 году у турецких и китайских производителей текстиля появилась возможность занять новые ниши, тем более что продукция надлежащего качества у них есть. Российские же производители, в свою очередь, закономерно задумались над импортозамещением. Так, уже в самом конце 2022 года, появилась новость о том, что в Ульяновске появится фабрика велюровой ткани — до этого момента велюр в России не производили вообще. Однако сколько времени потребуется на реализацию проекта, большой вопрос.
Как стоит планировать бизнес производителям мягкой мебели в 2023 году в связи с тем, что во многом именно мебельная ткань часто является решающей при покупке диванов? Стоит ли заходить в эту нишу с учётом таких перемен в направлении?
С этим вопросом мы обратились к представителям Mr. Doors. В конце 2022 года этот бренд вышел на рынок мягкой мебели. Об анализе текстильного направления и вариантах работы с ним нам рассказала директор по продажам ООО «Мебельный Комбинат № 7» (бренд Mr. Doors) Галина Бакина.
— До 2021 года на внутреннем рынке в среднеценовом и премиальном сегментах многие отечественные производители использовали итальянские и польские ткани. Сейчас приходится искать такую продукцию в Китае и Турции. Ваша компания с учётом освоения новой ниши и ценовой политики наверняка начала анализировать рынок. Можно ли в дружественных странах найти ткани более высокой стоимостной категории?
— Да, действительно, отечественный средний мебельный сегмент до событий последних лет тяготел к итальянским, польским, испанским и бельгийским тканям. Однако этот рынок начал меняться раньше, а именно в ковидные времена. Поэтому у Китая и Турция была некоторая фора во времени, чтобы прочно закрепиться в среднем сегменте. В 2022 году поставщики из этих стран, по нашим оценкам, выросли в 1,5‒2 раза.
На наш взгляд, у них стал виден хороший задел на более масштабный премиальный вектор развития. Тем более что обе страны-производителя имеют богатый исторический опыт работы с текстилем.
— В чём может быть основное отличие турецких и китайских премиальных тканей от европейских?
— Уточню, что в этих странах есть премиальные обивочные материалы, и они были уже некоторое время. Просто на российском рынке они не так активно продвигались. В остальном же большая конкуренция внутри этих стран не давала стоять на месте, и все производства развивались и экспериментировали. Сегодня многие из этих компаний — крупные предприятия полного цикла (от нитей до полотна), экспортирующие продукцию по всему миру, а значит, следующие модным тенденциями.
В этом плане они ничуть не уступают производителям из европейских стран. Однако европейские изготовители отдают большее предпочтение тканям из натуральных или переработанных материалов по причине не теряющего популярность экотренда.
— Некоторые компании из дружественных стран, особенно из Турции, начинают очень активно занимать освободившиеся ниши. Стоит ли ожидать радикального передела рынка или недобросовестной конкуренции? Работает ли в «тканевой нише» параллельный импорт?
— Турецкие производители всегда отличались активными действиями по освоению рынков. Только даже при их деловитости они никогда не были единственными претендентами.
На мой взгляд, кардинального передела рынка ожидать не стоит. Безусловно, неизбежно появление новых игроков, однако, скорее, всё же будет увеличиваться товарная матрица у действующих партнёров.
Что касается сотрудничества с Европой, то, например, в нашем случае наши европейские партнёры как с нами сотрудничали, так и сотрудничают. Возможно, так дела обстоят не везде, но, как я говорила выше, сегодня можно найти альтернативу у производителей из Китая, Турции без потери качества.
— Может ли возникновение сложностей с замещением некоторых видов тканей привести к отказу от них отечественных мебельщиков?
— Отказ будет, но скорее ввиду переменчивости моды, а не из-за проблем с тканями.
— Появился ли на внутреннем рынке текстиль из тех стран, на которые раньше наши отечественные мебельщики не обращали внимания?
— Появился мебельный текстиль из Индии и Кореи. Эти товарные позиции всегда присутствовали на рынке, но их доля была мизерной. Сегодня они активизировались больше обычного.
— Что вы можете сказать об индийских и корейских тканях? Каков сейчас их уровень по сравнению с Турцией и Китаем: в чём они лучше, а в чём хуже?
— Потенциал большой, но ещё есть над чем работать. Например, предпринимателям из Индии нужно очень тщательно подходить к поиску производителя, чтобы ткань соответствовала российским ГОСТам. Корейские ткани очень хороши по качеству, но в плане дизайна и фактур не адаптированы к нашему рынку, а также по цене пока проигрывают Китаю и Турции.
— Производство мебельных тканей в России не было особенно отлажено долгое время. У нас нет специалистов, которые бы занимались составлением принтов: отрасль немного «застряла» в советских временах. И только недавно стала появляться информации об открытии единичных собственных производств. Какие перспективы у ответственного производства мебельного текстиля в 2023 году?
— Я бы сказала, что основная наша трудность не в отсутствии специалистов по дизайну тканей, а больше в проблемах с составными компонентами и оборудованием. В любом случае, направлению нужны большие инвестиции и люди «с горящими глазами». Только в таком случае у нас будут и хорошая основа, и современный дизайн.
— Что может изменить эту нишу в 2023 году?
— Вопрос довольно философский. Как показала практика, порой даже один фактор может полностью изменить рынок. Взять хотя бы продвижение науки. Так, недавно в сфере лёгкой промышленности представили платье из хлопка, которое наносилось на модель напылением и сформировалось уже по факту на глазах людей. Может быть, скоро текстиль будут таким же образом наносить на мебель, а может, её будут полностью производить при помощи 3D-печати. Другое дело, что всё это дело не одного календарного года.
Беседовала Мария Бобова
Фото: ООО «Мебельный комбинат N¹7»