Обучение на производстве
Фото: ООО ТПК «Феликс»

Обучение на производстве: «хочешь сделать хорошо — сделай сам»

Чтобы результативно обучить кого бы то ни было, нужно немало времени, финансовых вложений и, конечно, полной концентрации внимания на предмете. Но если учебные заведения заточены как раз только на воспитательную и просветительскую работу, то как это могут совмещать на производстве, когда необходимо также контролировать работу станков? В наших материалах мы часто упоминали то, как мебельщики обучают кадры на своих же производствах, и сейчас решили прояснить детали.

Людмила Прищенко
Начальник учебного центра ООО ТПК «Феликс» Людмила Прищенко

В какой момент терпение мебельщиков лопается, и они решают заняться обучением? Что из себя представляют такие «фабричные» программы, и во сколько это мебельщикам обходится? Все нюансы нам рассказала начальник учебного центра ООО ТПК «Феликс» ЛЮДМИЛА ПРИЩЕНКО.

— Людмила, уточните, что всё же послужило причиной организации собственного учебного центра? Много направлений уже было освоено, и решили попробовать себя в учебной стезе? Или всё же проблема дефицита кадров подтолкнула к решительным действиям?

— Как минимум повышением квалификации наших работающих сотрудников мы занимались всегда. Что же кается обучения с нуля, которое мы проводим последние несколько лет, то я бы сказала, что производственная необходимость породила инициативу. Ведь достаточно долгое время наши учебные заведения, как вузы, так и колледжи, не готовили специалистов под требования современных фабрик, особенно если говорить о работе со станками с ЧПУ. Поэтому пришлось брать дело в свои руки, поначалу используя исключительно наш опыт в вопросах повышения квалификации. После мы организовали отдельное подразделение и вывели корпоративную программу, что позволило нам своими силами обучать людей без опыта в мебельной отрасли, что искали у нас работу.

— Получается, сейчас вы продолжаете работу по двум обучающим направлениям. Есть ли положительный эффект?

— Производство требует обоих вариантов обучения кадров. И да, замечу, что эффект от этого очень заметен.

В случае с обучением людей с нуля по окончании курса мы получаем сотрудника, максимально заточенного именно под наше производство. Мы даём именно те знания, умения и навыки, что характерны для нашего направления. И ещё один плюс обученного нами работника по сравнению с пришедшим с другого производства — отсутствие необходимости адаптации как к фабрике и персоналу, так и к специфике. А момент адаптации неизбежен даже в том случае, если к нам приходит очень опытный мебельщик, ранее работавший на солидных производствах. Экономия времени очевидна — работник с первого дня вступления в должность знает, что и каким образом делать, сразу показывая достойные результаты.

Если же говорить о повышении квалификации на базе нашей же фабрики, то здесь основное преимущество в том, что благодаря этому процессу мы можем воспитать идеальных именно для нашей фабрики руководителей как среднего, так и высшего звена. Ведь ни для кого не секрет, что самые лучшие и компетентные начальники вырастают из своей среды. Те, кто начинали с самых маленьких должностей, потом развивались, переходя с участка на участок, и в финале уже досконально знали все нюансы производства, понимали особенности, требования и принципы компании, и были хорошо знакомы со всеми коллегами. В свою очередь новые работники имеют возможность приобретать новые умения и попробовать себя на разных этапах работы.

Обучение на производстве
Фото: ООО ТПК «Феликс»

— А какие есть минусы?

— Я бы сказала, что в таком направлении нет минусов, есть неизбежные задачи и затраты, которые необходимо решить нам, как работодателям, для получения результата, а пришедшим к нам — для получения места. В первую очередь требуется дополнительное время от каждой из сторон. От составителей программы, от наставников, которые также и работают на производстве, от учеников.

— Если затронуть вопрос финансов, то каковы денежные вложения компании в обучение персонала? Сколько в среднем средств может уйти на обучение одного сотрудника?

— Здесь невозможно дать точный ответ, тем более что на подсчёты будет влиять и масштаб предприятия, и технический парк, и численность уже работающих сотрудников. Но в любом случае, с большей долей вероятности, не придётся покупать дополнительное дорогостоящее оборудование — достаточно того, что уже есть в распоряжении вашего предприятия.

Потребуется отдельное место под учебный класс, но его можно выделить из уже имеющихся площадей. Кабинет потребуется снабдить компьютерами, принтерами и другой необходимой техникой — мебель, как вы понимаете, в случае совпадения профиля фабрики вы можете изготовить сами.

У нас на производстве есть учебный класс, где проходит обучение теоретическое, где мы знакомим с видеоматериалами, а уже дальше, вторым этапом, идёт практическое обучение, которое проходит уже непосредственно на рабочем месте, под руководством наставников.

Ещё один пункт расходов — зарплата сотрудникам и преподавателям. Однако это вложение уже с первым выходом новых обученных сотрудников на производство окупит себя за счёт увеличения объёмов производства.

— На ваш взгляд, что должно включать в себя такое профильное обучение?

— Наша система базируется на трёх основных компонентах. Первый — непосредственно сама программа обучения, что содержит руководство о том, какие навыки в какой последовательности и каким образом лучше преподавать новичкам. Второй — уникальный методический материал: снятые компанией учебные фильмы и разработанные инструкции по качеству и по работе на каждом виде станков. Обязательно по завершении теоретического обучения мы проводим тестирования и аттестацию, которые позволяют понять уровень приобретённых знаний, умений и навыков. И дальше уже практика с наставником, а после и самостоятельная.

Третьим компонентом обычно выступает мотивация. Как я говорила выше, обучение и повышение квалификации дают возможность вырасти по карьерной лестнице, и сотрудники с удовольствием используют эту возможность.

— По вашим данным, как много мебельных производств сегодня обучают кадры сами?

— Специально мы такую статистику не ведём, но насколько я владею информацией как руководитель учебного центра, очень много наших коллег сегодня обучают кадры сами на своей базе. К сожалению, ситуация с кадрами сегодня по-прежнему сложная, и пусть техническая комплектация многих вузов значительно улучшилась, но это всё же не повсеместно.

— Выходит, за таким корпоративным обучением будущее? Или компании откажутся от этого сразу же, как только вузы смогут актуализировать собственные программы обучения?

— Государственное и корпоративное обучение будут существовать параллельно, и никто никого не заместит. Мы не отрицаем, что профильные образовательные учреждения всё же дают массу важной информации, которая пригодится на любом производстве. Обучение традиционное должно быть в обязательном порядке.

Просто, повторюсь, многие компании будут таким образом сокращать время на адаптацию и растить кадры максимально под свои требования, что не сделает ни один вуз. Вложения в собственные кадры — одна из самых надёжных инвестиций.

Обучение на производстве
Фото: ООО ТПК «Феликс»

— На мероприятии «RusМебель» на «Мебель-2021» представители вузов и производителей говорили о необходимости повышения финансирования учебных учреждений, об актуализации профстандартов и необходимости совместной работы. Вы также участвовали в мероприятии и сделали большой акцент на профориентации молодёжи. Актуализируем и дополним информацию. На ваш взгляд, какие ещё меры могли бы поспособствовать улучшению ситуации с кадрами?

— Безусловно, нужно актуализировать профстандарты, конечно же, необходима совместная работа. Но я снова сделаю акцент на профориентации и популяризации профессий. Мы не только постоянно об этом говорим, но и слова у нас с делом не расходятся. Мы системно проводим обучающие вебинары для студентов колледжей и старшеклассников, когда позволяет обстановка, осуществляем экскурсии по фабрике, а также организуем и проводим на производстве студенческие практики по всем профильным профессиям.

Добавлю только, что делать это должны не только учебные заведения или мы, как производители, заинтересованные в будущих кадрах, но и государство. Со стороны государства у нас много говорят про IT-сферу или робототехнику и совсем не затрагивают нишу производства, в том числе мебельного. Важно, чтобы различные специальности мебельных производств стали престижными, современными, модными. Ведь сегодня у нас также есть технологии в виде современных станков и промышленный дизайн, и smm-продвижение.

Когда вместе с вузами и мебельщиками этим активно займётся государство, тогда и решение проблемы кадров в нашей отрасли пойдёт активнее и быстрее.


Беседовала Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!