Материал для облицовки мебели
Фото от спикера Дарьи Васильковой

Коллекционный дизайн: мебель — двигатель идеи

Для очень многих людей мебель – это исключительно практичная вещь. В том числе из-за этой потребительской особенности не теряют своих позиций мебельные дискаунтеры, где представленные изделия порой исполнены весьма небрежно. Ведь на них тоже найдётся свой покупатель.

«Подумаешь, никакого дизайна и срезы без кромки – зато стоит недорого и функцию свою выполняет». Но параллельно с этим достаточным спросом пользуется и совершенно противоположная категория, в которой мебель – это не просто функциональный предмет, а арт-объект, имеющий за собой историю и подтекст. Речь идёт о коллекционном дизайне, который максимально нацелен на уникальность.

Дарья Василькова
Создательница коллекции «We Art 2020», архитектор и основательница бренда REDA Дарья Василькова

Что ещё отличает премиальный, коллекционный дизайн от серийного? Есть ли в массовом сегменте место индивидуальности? Как работают в такой сфере отечественные и западные специалисты? И, наконец, как создать такую «говорящую» мебель и вложить в неё правильный подтекст? Об этом и многом другом нам рассказала создательница коллекции «We Art 2020», архитектор и основательница бренда REDA Дарья Василькова.

— Дарья, изначально вы занимались дизайном интерьеров, а теперь параллельно охватили и предметный дизайн, в том числе создание мебели. Уточните вашу профессиональную хронологию – когда вы решили расширить свою деятельность?

— Наше архитектурное бюро Art Group уже 10 лет реализует проекты дизайна интерьера в частном и коммерческом сегментах. Непосредственно к мебельным коллекциям я пришла не сразу. Причиной послужило желание с пользой реализовать оставшиеся после основных работ остатки материала.

Дизайнерская облицовка мебели

Фишка многих наших задумок — дизайнерская плитка с юга Италии. Это простой и понятный материал, и, на мой взгляд, у неё большой нераскрытый потенциал как с функциональной точки зрения, так и с эстетической. Для русского потребителя плитка — это фартук на кухне или стены в ванной, конечно, полы. Только почему бы плиткой или плиточной мозаикой не оформлять частично комнаты? Если идти от интересных принтов и, главное, их сочетаний, то плитка имеет все основания стать арт-объектом: практичным, долговечным и удобным в уходе.

Именно поэтому мы пришли к закупкам этого материала и стали интегрировать его в наши проекты. Со временем я даже стала создавать авторскую плитку с собственными принтами.

В какой-то момент я обратила внимание, что после интерьерных заказов у нас оставалось много неиспользованного качественного материала, который буквально шёл на выброс. Тогда нам пришла идея: почему бы не взять остатки и не облицевать ими, например, простой деревянный комод? Я много путешествую и видела, как в Италии и Испании плиткой и её осколками декорируют и дома, и даже улицы.

Тем более, что для наших интерьерных заказов мы, порой, специально изготавливали авторскую мебель на собственном производстве. То есть промышленный дизайн не был для нас чем-то новым — за годы работы мы накопили достаточно знаний и практических навыков, касающихся работы с материалами и их специфики.

Так родилась концепция коллекции комодов, оформленных плиткой и плиточными осколками.
Мы назвали наш бренд Reda. Re — не просто приставка, означающая повторное действие, но также несущая в себе смысл новой возможности (recycle, reuse). Da — это «да» — наш позитивный ответ осознанному подходу в дизайне.

— В одном случае вас натолкнул на мысль непосредственно материал. А что ещё вдохновляет на создание уникальной и неординарной мебели?

— Ответ простой и одновременно сложный — всё идёт само собой. С одной стороны, это путешествия, энергетика разных мест и людей. С другой стороны, вполне конкретные «земные» вещи. Какое-то время назад мои заказчики сетовали, что дорогую мягкую мебель надо беречь от детей и животных: «как бы иметь такой диван, чтобы был и красивый, и удобный, но его было бы не жалко».

Мы сделали диван со съёмными чехлами из б/у Levi’s — точно оригинальный и такого точно не жалко. Диван, который время только красит. И никакой пролитый кофе или грязные лапы собачки его не испортят — ведь чехол можно просто постирать в машинке.

Когда слушаешь такие запросы клиента, они остаются где-то в памяти, а потом жизнь сама неожиданным образом даёт решение. Но точно все идёт не от задачи: надо придумать что-то крутое и всё тут.

— Сразу вопрос возникает, а какой он – ваш заказчик? Понятно, что это премиальный сегмент, но тем не менее, что ваш клиент из себя представляет?

— Всех наших заказчиков объединяет одно — у них есть своё видение и понимание. Они не хотят просто бежевые стены и то, «что сейчас в тренде», — они готовы создавать свою собственную историю в интерьере. Они не боятся раскрыть в себе дизайнера, а мы просто помогаем воплотить их идеи в жизнь.

Что касается коммерческих интерьеров, то наши клиенты, что немаловажно, — это люди, которые следят за изменением бизнеса. Им важна капитализация, и они абсолютно верно понимают, что интерьер — важная составляющая дизайна самого бизнеса.

Например, сейчас мы работаем над двумя проектами мультифункциональных пространств: отеля в Баден-Бадене и винного магазина в Нью-Йорке. Отель, помимо стандартного предложения bed & breakfast, станет местом для арт-тусовки курорта. В его лобби будут проходить выставки современных художников, а в самом интерьере будут интегрированы также произведения видео-арта и инсталляции.

Дизайнерская облицовка мебели в интерьере

Винный магазин в Нью-Йорке также будет включать в себя и арт-галерею, и даже образовательный центр. Почему так сложно, на первый взгляд? Почему не взять и не подойти к вопросу стандартно?

Да потому что мир меняется, меняются люди их запросы. Сегодня, в частности, из-за отсутствия возможности свободно путешествовать по миру, мы ждём больше эмоций от места, где живём. Ну а если уж путешествуем, то стремимся не тратить время на поиски, а получить впечатления здесь и сейчас.

— Вы упомянули свои зарубежные проекты. Иностранные клиенты очень отличаются от отечественных заказчиков?

— Иностранные потребители, конечно, более раскованны. И, может, ещё стоит отметить, что они понимают, что есть вещи, в которые стоит вложиться сейчас, чтобы оптимизировать будущие расходы. Хотя и к нашим российским клиентам это также можно отнести. Мы становимся более осознанными.

— Вы успешный представитель отечественного дизайн-сообщества. И в принципе изделия наших дизайнеров часто выигрывают на специализированных международных конкурсах. Тем не менее, когда мы говорим о премиальном и коллекционном дизайне, большинству сразу приходят на ум именно зарубежные специалисты и проекты.

— Почему? Причина в слабом пиаре, или отечественный коллекционный дизайн ещё не достиг международного уровня?

— Причин много. Во-первых, имидж меняется медленно — в нас «зашит» код, что иностранное лучше, но перемены уже наступают, и их скорость набирает обороты.

Во-вторых, и нашим дизайнерам иностранный рынок кажется более привлекательным из-за платёжеспособности.

Ну и в-третьих, с точки зрения объёма, российский коллекционный дизайн, которому, в лучшем случае, десяток лет, не дотягивает до, например, европейского уровня с его вековыми традициями семейных фабрик и инновационными технологиями, которые рекламировались не год и не два, у которых, в конце концов, есть история.

Дизайнерская облицовка мебели в интерьере

— То есть на здоровой конкуренции с иностранными коллегами можно поставить крест? Отечественный дизайн как-то резко отличается от западного?

— Нет, конечно, это не значит, что у российского дизайна нет шансов — на все нужно время. Тут хочется отметить позитивное влияние пандемии. Мы все сидим дома и стали больше ориентироваться на своё, в том числе, и на предметы интерьера и мебели.

Что касается отличий — дизайн интернационален и национален. Есть российские дизайнеры, которые идут от новаторства в плане функциональности, есть те, кто привносит национальные черты в проекты: использует традиционные русские крафтовые технологии или материалы.

Единственное, чего не хватает отечественному дизайну (как промышленному, так и дизайну интерьеров), — это истории. Идеи, которая бы шла от личности дизайнера, а не о желания «словить хайп».

Сделать что-то «хайповое», что-то где-то подсмотреть, перекопировать — это не так сложно, только потом очень трудно будет поддерживать уровень, каждый раз перекраивая чужое.

Более долгий и сложный путь — идти от себя, понять, как ты можешь соединить свои творческие амбиции, потребности потребителей и всё это реализовать.

На это нужны деньги, время и понимание, что успех может прийти не сразу. Это годы. Но в конечном итоге, наверно, единственный путь, который принесёт и успех, и удовлетворение.

— О позитивном влиянии пандемии говорят нечасто. Как ещё, на ваш взгляд, изменился дизайн за этот непростой год?

— Этот год в первую очередь заставил большинство семей пересмотреть отношение к дому как к пространству для жизни, отдыха и работы.

С одной стороны, это увеличение функционала – «удалёнка» диктует необходимость создания рабочего места. С другой стороны, нахождение в одном пространстве всех членов семьи при выстраивании личных границ. Убрать лишнее, но не просто выбросить, а, возможно, использовать по-другому.

Дизайнерская облицовка мебели в интерьере

Что касается предметного дизайна, то на мой взгляд, во-первых, это новаторские идеи в плане технологий: многофункциональные предметы интерьера, гибкость и трансформируемость, цифровая мебель (как стол с возможностью зарядки). Во-вторых, upcycling, реставрация и DIY – сделай сам. Это связано с экономической ситуацией. У многих упал уровень дохода, а кто-то вообще потерял работу. Мне кажется, что в принципе ситуация напоминает 1990-е, когда люди были вынуждены полностью переориентироваться в жизни и открывать новые способности.

— Вы уже несколько раз отметили важность идеи и истории. Что необходимо делать дизайнеру, чтобы создать их в своём проекте?

— Нас окружают истории: людей, с которыми мы общаемся, мест, предметов. Поэтому достаточно просто прочувствовать их и рассказать по-своему. То есть в какой-то степени – это осознанность и передача полученного опыта. В моём случае всё, наверное, началось с увлечения ездить по европейским и азиатским барахолкам и закупать на них мебель для проектов.

Удивительно, но их ценность, не денежная, а концептуальная, можно так, наверное, назвать, возрастает, как только ты привозишь вещи домой. Это не просто стул или комод. Это история людей, которые его сделали, семьи, в которой эти вещи находились. Потом осознаёшь, что уже твой дом становится частью истории предмета, а предмет — частью дома.

— Очень важную историю за собой несёт ваша коллекция мебели «We Art 2020». Как вы к ней пришли?

— Эта коллекция – на 100% продукт 2020 года. У нас с друзьями была традиция: каждый год мы ездили в детский дом под Смоленском и проводили для детей мастер-классы. В этом году это стало невозможным из-за карантина. Тогда мы решили предложить детям поучаствовать в чём-то творческом онлайн.

С этой идеей мы обратили в Фонд «Семьи СМА», чьи подопечные — дети с диагнозом спинально-мышечной атрофии, потому что для детей с этим диагнозом каждый последующий год тяжелее предыдущего. Мы все, здоровые люди, ждали окончания 2020 года и тех негативных перемен, который он принёс, но для тех детей возврата на круги своя не будет. Как они и их семьи справляются с этим? Они мечтают, они верят и любят, несмотря ни на что. Живут сегодняшним днём, осознанно.

Более 20 российских семей из России и Италии прислали нам фото рисунков на тему мечты. Кто-то мечтает о Париже, кто-то о красивых туфлях, чтобы в них гулять. Одна мама прислала нам фото комода своего мальчика, который он разрисовал, когда мог держать кисточку в руках. Его пиратский череп из «Пиратов Карибского моря» украшает один из наших комодов.

Дизайнерская облицовка мебели

— Какой отклик получила эта линейка? Планируете ли сделать нечто подобное в будущем?

— Мы представили коллекцию в московской галерее Tirage Unique, нас поддержали СМИ. Сейчас комоды из коллекции можно заказать на сайте, и 50% от продажи мы перечислим в Фонд «Семьи СМА». Мне кажется, это отличный вариант для тех, кто хочет сделать что-то конкретное для детей и, с другой стороны, добавить в интерьер дизайнерскую мебель российского производства.

Мы хотим, чтобы именно такие предметы с историей в будущем уверенно конкурировали с массовым производством, а дизайн, как и искусство, стал платформой для социальных изменений.

Мы хотим предлагать детям и взрослым с инвалидностью участвовать в проектах, ведь у нас как у практикующих дизайнеров и архитекторов есть инструменты для коммерциализации творческих и ремесленных навыков людей с ограниченными возможностями.

Для нас We Art 2020 — ещё один проект в копилку нашей более масштабной миссии — пропаганды социально-ответственного бизнеса и инклюзивности в креативных индустриях.

На мой взгляд, такие проекты постепенно, шаг за шагом, изменят отношение к благотворительности. Бизнесу становится важно не просто помогать финансово тем, кто в этом нуждается, но и почувствовать себя полноценным членом общества, которому необходимы творческая работа и креатив. Ведь именно эти качества с каждым годом будут все более востребованы. Это то, что не сможет в итоге заменить искусственный интеллект, который уже постепенно сокращает рабочие места.

— Действительно, таких изделий с острым социальным подтекстом должно быть побольше. Только не всем они доступны. На ваш взгляд, как можно приблизить массовый дизайн если не к коллекционному, то хотя бы к более индивидуальному?

— Массовый дизайн останется массовым, а коллекционный — коллекционным из-за разных потребительских запросов. Если вам нужно экономно обставить квартиру, вряд ли вы будете «гуглить» дизайнерские коллекции. Это эксклюзив, и в единичности его ценность. Другое дело — подход потребителя, с которым хотелось бы работать. Наверно, мы уже «наелись» стандартами.

Даже в экономсегменте есть запрос на индивидуальность.

Например, некоторые сервисы объявлений предлагают и дорогую б/у мебель по привлекательным ценам, и мебель, которую делают индивидуальные мастера на заказ.

Сознание даже массового потребителя меняется с формулы «как у соседа» на формулу «не как у всех» из-за очень большого выбора.

Раньше это было прерогативой класса выше среднего, сегодня это доступно многим, было бы желание.

Дизайнерская облицовка мебели

Беседовала Мария Бобова
Фото предоставлено от спикера Дарьи Васильковой

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!