Школьная мебель

Современная школьная мебель: создавая желание учиться

Если мебель для больниц и клиник, как мы видим по прошлому материалу, претерпевает значительные изменения, то предметы интерьера для обустройства учебных учреждений кажутся устойчивой классикой. Ведь, в конце концов, школьники не по мебельному салону прохаживаются, а приходят получать знания. Поэтому и мебель должна быть в первую очередь простой, функциональной и долговечной, способной выдержать постоянно сменяющих друг друга и растущих детей.

Безусловно, во многих школах по-прежнему стоит мебель, которая вызовет ностальгические воспоминания у людей буквально любого поколения. Однако всё же и здесь тенденции в меблировке начинают меняться. Современным детям нужна уже совершенно другая атмосфера и более креативные пространства, схожие с теми, что окружают их вне школы, например, в кафе, в культурных или творческих центрах.

Только даже мебельщики, не знакомые с этим сегментом отрасли, могут сказать, что такое возможно, пожалуй, только в школах Москвы, Санкт-Петербурга да парочки городов-миллиоников. А в таком случае, о каком тренде можно говорить?

Однако современный подход к меблировке школ можно встретить и в более отдалённых регионах. Чтобы убедиться в том, что тренд на модернизацию школьной мебели в самом деле существует, мы посетили одно из учебных заведений Красноярска — лицей № 9 «Лидер» имени А. М. Клешко.

Школьная мебель

Мнение потребителей: что сегодня нужно школам?

Самое подходящее время для визита журналиста в школу — это середина августа. Дети ещё догуливают каникулы, а значит, можно не опасаться, что своим присутствием мы ненароком прервём урок или отвлечёмся на незапланированные беседы с учениками.

И в то же время сотрудники школы и преподавательский состав приводят здание в порядок, поэтому можно увидеть реальную обстановку, ещё не прошедшую мелкого ремонта и стадию украшательств. Все будут слишком заняты, чтобы специально для прессы создавать иллюзию лоска.

Собственно, так и произошло. Отметившись на входе пройдя проверку, мы оказались в здании, где было хоть и пустынно, но в тоже время необычайно оживлённо. Всюду встречались по-рабочему одетые люди с инвентарём для уборки, отовсюду слышались вопросы и просьбы, и во многих местах аккуратными «кучками» стояла мебель.

И даже в таком виде эти предметы значительно отличались от той школьной мебели, что помнит большинство из нас.

Это были совсем не те лаконичные (граничащие с примитивом) парты и стулья с металлическими ножками (напоминающие два параллельных отрезка из тетради по геометрии) с пластиковыми «каблучками». В коридорах стояли мягкие диванчики разнообразных форм и цветов и книжные шкафы, напоминающие мебель из киношных частных библиотек.

А уж после посещения столовой и учебных кабинетов в мыслях отчётливо прозвучал дребезжащий голос: «В наше время такого не было».

Кабинет английского языка меблирован в британском стиле круглыми тёмными столами, а также оборудован традиционным секретером для учителя и аутентичной качалкой с клетчатым пледом. Музыкальный зал выделяется минималистичными открытыми системами хранения и составленными у стены складными а-ля пляжными, но крепкими деревянными стульчиками.

В математическом классе преобладает современный недешёвый матовый пластик в стульях с литыми каркасами и металлическими тонкими ножками. Столы и парты создают общую стилистическую композицию с сидячими местами.

Школьная мебель

Ну а в столовой сразу бросается в глаза уютный уголок с диванчиками и постерами, напоминающий зону для небольших компаний в какой-нибудь молодёжной кофейне. Дополняет это ощущение деревянная стойка в стиле лофт с высокими стульями.

Как нам рассказали, стойку делали самостоятельно сами сотрудники школы. И в принципе, очень многое лицей либо создавал своими силами, либо закупал не у специализированных предприятий, а в сетях мебельных ретейлеров. Например, в той же «ИКЕЕ», пока сеть ещё работала в России.

«Мы являемся региональной инновационной площадкой по реализации проекта «Повышение доступности современного качественного образования в Красноярском крае», и у наших специалистов своё видение учебного процесса.

Нам очень важно, чтобы интерьер того или иного учебного помещения соответствовал конкретному виду деятельности как по дизайну, так и по функционалу. Не буду лукавить, более современная мебель — это не волшебная таблетка.

Однако дети в такой обстановке чувствуют себя более комфортно и раскованно, потому что у них возникают ассоциации с любимыми заведениями общепита, с креативными городскими пространствами.

Что в некоторой мере влияет и на успеваемость, и на культуру поведения. Такую мебель никто не из учеников не портит, и дети куда более охотно соблюдают чистоту и порядок. Таким же образом, окунаясь в эту атмосферу, начинают вести себя и дети из других школ, приходящие к нам в гости», — рассказала нам директор МАОУ Лицей № 9 «Лидер» города Красноярска ИРИНА ОСЕТРОВА.

Конечно, денег, выделенных из федерального бюджета, не всегда хватает на такие нужды, но некоторые школы находят варианты, чтобы реализовать свои дизайнерские идеи.
«Для обеспечения такой обстановки, какая нам требуется, средств из госбюджета не всегда хватает.

Однако мы получаем гранты, у нас есть попечительский совет, и также мы оказываем платные услуги по нашему профилю: всё это позволяет нам получать дополнительные средства для реализации творческих идей в меблировке. Мы бы с удовольствием закупали готовые комплекты у компаний, которые производят именно школьную мебель, но пока мы не нашли в нашем городе производителя, который бы делал креативную школьную мебель, какая нам нужна.

Хотя постепенно перекос в сторону более современной мебели происходит. В других школах я видела, что даже если парты и выполнены в более традиционной конструкции, то они уже хотя бы раскрашены в разные цвета и не имеют острых углов. Думаю, если производители начнут активнее производить более креативные модели, то все школы будут с удовольствием их покупать», — поделилась мнением ИРИНА ОСЕТРОВА.

Школьная мебель

Современные тренды диктует и государство

Многие компании, специализирующиеся на производстве школьной мебели, согласны со своей целевой аудиторией: потребности современных детей значительно изменились, и им требуются другие условия для обучения.

Более того, вводить в ассортимент более актуальную мебель производителей стимулируют не только особенности молодого поколения, но и введённые государством образовательные программы, которые подразумевают организацию в школах различных творческих, научных и инновационных пространств.

«Оснащения школ в современном формате предполагает формирование комфортной образовательной среды для учащихся. Привычные ещё 5-10 лет назад пространства кабинетов глобально отличаются от современных учебных интерьеров. В школах появились тренинговые зоны, помещения формата open-space, высокотехнологичные профильные кабинеты.

Контрольное влияние на выпуск новых моделей школьной мебели, их дизайн и эргономичность оказывают новые форматы, требования к организации учебного процесса и различные государственные образовательные программы.

Наша компания внимательно следит за изменениями и трендами в образовательной нише для своевременной адаптации ассортимента.

Таким образом наша ассортиментная матрица пополнилась мобильной мебелью-конструктором, сериями многофункциональных стеллажных систем и даже универсальными аудиторными досками», — перечислил основатель производственной компании «Концепт» (ООО «ПК Константа») ВЛАДИМИР ДУБИНКИН.

К тому же сейчас значительное внимание в школах уделяется рекреационным зонам, поскольку нагрузка у современных учеников, несмотря на помощь интернета, значительно возросла.

«За последние два года сильно вырос спрос на мягкую мебель для учебных заведений. Если раньше её использовали только в раздевалках и кабинетах преподавателей, то сегодня это важный инструмент в создании школьных интерьеров.

Современный воспитательный и учебный процесс нуждается в зонах общения и отдыха. Пространства стали более открытыми, и именно мягкая, а в особенности модульная мебель помогает решить основные задачи эргономики и функциональности учебных помещений. При этом для покупателей важен и её внешний вид.

Эстетика школьной мебели сегодня занимает очень важное место. Среда, в которой растут дети, должна помогать им развиваться гармоничными личностями. Здесь важны и цветовая гамма, и дизайн, и эргономичность изделий», — подчеркнула генеральный директор ООО «Си-Лайн» (бренд Si-line) МАРИЯ КАЙЯЛАЙНЕН.

Школьная мебель

Что замедляет позитивную тенденцию?

Спрашивается тогда, почему все школы не оборудованы такой креативной игровой и атмосферной мебелью? Чаще всего тому виной два обстоятельства. Первый момент — суммы, выделяемые из госбюджета, скачут в зависимости от региона, а предлагать допуслуги готовы не все. К тому же до сих пор, пусть и реже, встречаются недобросовестные учреждения образования.

Что и приводит ко второму фактору — многие школы по привычке выбирают самый дешёвый вариант, не особенно разыскивая альтернативы. Тем более что простых «бюджетных» решений на рынке по-прежнему достаточно. Такие производители выигрывают за счёт масштаба заказа — шутка ли, меблировать целую школу.

Другой вопрос, что среди таких компаний находятся и те, кто достигает выигрышной цены путём снижения затрат на фурнитуру и материалы, что в случае с продуктами для детей недопустимо. Хотя иногда этот факт может игратьи в плюс: беря во внимание то, что качество мебели для школ периодически контролируют госорганы и профильные организации, учебные учреждения вынуждены прилагать больше усилий к закупке мебели.

«К сожалению, ещё остались тенденции в предпочтении крайне дешёвой мебели для школ. Обычно это приводит к плачевному результату. Потрескавшаяся обивка, кривые каркасы, покосившиеся опоры.

Отсутствие возможности создания гармоничного пространства, которое позволяет детям чувствовать себя комфортно, безопасно и развивать художественный вкус.
Но есть значительные перемены к лучшему.

Крупные госшколы выбирают средний ценовой сегмент, понимая все плюсы данного выбора. И сейчас на рынке есть такой продукт, который не имеет отличий перед премиум-сегментом», — подчеркнула МАРИЯ КАЙЯЛАЙНЕН.

Многие ответственные производители школьной мебели, работающие только в экономсегменте или охватывающие несколько сегментов разом, балансируют, беря за основу традиционную конструкцию и приукрашая её оригинальными цветовыми решениями, дополнительной фурнитурой, изменяя формы.

«Как правило, частные учебные заведения располагают большими возможностями в создании дизайна учебных пространств, что позволяет им сделать оснащение максимально современным, соответствующим не только требованиям ГОСТ, но и отвечающим последним тенденциям оформления.

И обычно они сразу обращаются к премиальному сегменту, который предполагает (как и в других направлениях) более дорогостоящие материалы и сложноконструктивный дизайн. Но понимая потребности и особенности государственных школ, производители учебной мебели стараются снизить издержки, например, путём использования более доступного (но не менее качественного) отечественного сырья.

И таким образом предложить высокотехнологичные решения для образовательных учреждений на общедоступном рынке. Наша компания также следует подобным принципам», — отметил ВЛАДИМИР ДУБИНКИН.

Школьная мебель

Что остаётся неизменным?

Медленно, но верно в сегменте меняются конструкции и цветовые решения, но что остаётся неизменным, так это соблюдение определённых стандартов качества, которые выдвигают и государство, и сами школы.

«Даже при наличии дополнительных доходов у школ нет возможности часто менять мебель, поэтому нам важно, чтобы она была максимально прочной и долговечной. Чтобы выдерживала постоянное использование большим количеством детей разных возрастов.

И, безусловно, чтобы она была безопасной как на уровне конструкции (не шаталась, гайки и болтики не раскручивались, и ребёнок не мог с неё упасть), так и в плане применения производителем различных материалов.

Плиты и краска должны быть экологичными и не выделять вредных веществ. И всё это должно быть задокументировано в формате сертификатов, потому что эти документы школам просят предоставить различные контролирующие органы от Роспотребнадзора до пожарных», — пояснила директор лицея ИРИНА ОСЕТРОВА.

Поэтому, если вы планируете охватить этот сегмент, стоит учитывать, что разных требований будет много.

«Основным требованием к мягкой мебели для школ, конечно, является её прочность и безопасность. Введена новая система сертификации мебели для детских учреждений. И это важно, потому что это должна быть мебель проверенного качества для таких пространств.

Также сейчас большое внимание уделяется требованиям к мебели от клининговых компаний. Это и используемые обивочные материалы, и конструкции мебели. Обивочные материалы обязательно должны быть приспособлены к лёгкой влажной чистке, а конструкция изделий должна быть мобильной, желательно на высоких опорах», — уточнила МАРИЯ КАЙЯЛАЙНЕН.

И, конечно, стоит помнить про сезонность. В случае некоторых компаний она может быть сглажена из-за участия производителей в сопутствующих образовательных проектах, однако велика вероятность, что основной спрос будет только с середины лета и максимум по начало сентября.

«К сожалению, существует проблема сезонности ниши. Было бы правильно, чтобы все закупки проходили по плану в течение всего года, а не только в июле-августе, тогда производствам было значительно проще выстроить технологический процесс. А это, в свою очередь, повлияло бы и на качество продукции, и на снижение стоимости.

Но все основные производители, конечно, имеют и других заказчиков. Наша компания специализируется на мебели для всех видов общественных пространств, поэтому мы не очень зависим от школьных поставок в течение основного года.

Но ярко выраженная сезонность по школьной мебели нарушает плановую загрузку производства в эти месяцы и негативно сказывается на всех этапах производственной деятельности и работы с другими партнёрами», — заметила МАРИЯ КАЙЯЛАЙНЕН.

Вывод: если у вас «простаивают» производственные мощности именно в этот период — это направление может стать отличной подработкой, да к тому же и довольно полезной. А если вашей продукцией заинтересуются в достаточной мере для сглаживания сезонности, то всегда можно выделить отдельное направление, создав для него уникальный бренд.

«Закупка школьной мебели на сегодняшний день — это круглогодичный спрос, поскольку наши клиенты — не только государственные учебные заведения, но и ряд частных образовательных проектов.

Безусловно, есть высокий и низкий сезоны в нашей нише, однако это не оказывает критического влияния на производственный процесс. За 6 лет, что мы на рынке, мы этого не ощутили», — прокомментировал ВЛАДИМИР ДУБИНКИН.


Текст и фото: Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!