Отношения мебельщиков и дизайнеров: возможности и вызовы
Бизнес и производство в любой отрасли — это буквально коллективное творчество. И значительная часть успеха состоит в том, насколько специалисты из разных подразделений понимают друг друга и разбираются в нюансах работы. Например, насколько хорошо дизайнер ориентируется в производстве мебели. Как отметили на бизнес-конференции «Мебельный Rестарт: бизнес в новой реальности» в рамках выставки UMIDS-2021, именно проблема недопонимания дизайнеров и мебельщиков сегодня встречается достаточно часто.
Какой продукт нужен всем?
Этому вопросу посвятили целый блок конференции. И не зря — вокруг темы взаимоотношений дизайнеров и производителей мебели развернулась острая дискуссия среди приглашённых экспертов и присутствующих в зале участников.
Модератор мероприятия, основатель и руководитель мебельного маркетингового агентства Rekana Наталья Баршева отметила, что производители мебели должны помогать дизайнерам, с которыми они сотрудничают, осваивать специфику отрасли. Хотя многие дизайнеры и обладают отличным художественным вкусом, но имеют очень поверхностное представление о производстве мебели. Они создают уникальный и интересный с художественной точки зрения проект, не учитывая то, как его потом будут реализовывать. Если повторить такое дизайнерское решение в точности, оно может вызвать значительные технические сложности, что неминуемо приведёт к существенному удорожанию конечного продукта, что невыгодно ни для изготовителя, ни для клиента.
К дискуссии стали подключаться и гости конференции. Одна из зрительниц, приехавшая на выставку из Пензы, согласилась с мнением Натальи Баршевой. Участница считает, исходя из собственного опыта, что «большинство дизайнеров не имеет представления о мебели».
Выступающая рассказала, что специалистам предприятия, которое она представляет, приходится дважды высчитывать стоимость почти каждого проекта. Первый раз они подсчитывают, во что обойдётся проект, представленный дизайнером. И уже затем, после внесения изменений, которые делают его более эргономически правильным, производят расчёт повторно.
Особенно сильно влияют на конечную стоимость нестандартные элементы, добавляемые к проектам. К примеру, однажды оригинальные дизайнерские решения привели к удорожанию проекта с 200 тысяч рублей до 400 тысяч. Но иногда проблема заключается даже не в деньгах, а в элементарном удобстве для клиента.
Такое отсутствие взаимопонимания между дизайнером и производителем значительно усложняет процесс и даже приводит к конфликтам. Зрительница пояснила, что, многие дизайнеры, «нарисовав картинку», влюбляются в неё настолько, что потом могут очень агрессивно реагировать на критику. Не осознавая, что проект должен быть не только красивым, но и реализуемым на практике. Дизайнер начинает буквально ненавидеть мебельщиков за то, что они «поломали его симметрию и не разрешили поставить посудомоечную машину вот в это место». Вокруг каждого решения потом начинается нешуточная борьба».
По словам гостьи, чтобы избежать подобных разногласий, в Пензе уже начали проводить круглые столы, приглашая на них дизайнеров и мебельщиков. Елена призывает и тех, и других учиться работать в коллаборации. Также участница и слушательница высказала надежду, что эта краснодарская конференция убедит присутствующих на выставке дизайнеров заняться более детальным изучением тонкостей мебельного производства.
Однако не все согласились с такими утверждениями.
«На это я точно могу возразить. Я считаю, что любой дизайнер, который уважает себя и свою профессию, в любом случает разбирается в мебели», — высказалась дизайнер мебели, руководитель отдела по работе с дизайнерами, архитекторами и декораторами ООО «Шоссейная 40» (бренд Mr. Doors) Вероника Антелава.
Эксперт считает, что дизайнер, понимающий, что ему придётся работать с мебелью, начинает ответственно вникать в тонкости этой деятельности, понимая всю важность такого продукта. Ведь мебель неизбежно присутствует в любом интерьере. По словам спикера, из десяти знакомых ей дизайнеров девять начинали свою деятельность на именно мебельном производстве.
«Уважающий себя дизайнер сначала пойдёт и поработает в отрасли. Я, например, 13 лет назад начинала свою карьеру именно на производстве мебели. Все успешные дизайнеры, которых я знаю, так или иначе сначала работали на каком-то мебельном предприятии. Потому что без этого ты никак не начнёшь работать самостоятельно»,— утверждает Вероника Антелава.
В своём выступлении спикер, помимо прочего, затронула тему материальной заинтересованности дизайнеров. Она упомянула, что компания выплачивает специалистам солидное вознаграждение, а также помогает сократить расходы на обучение и рекламу. В частности, компания организует бесплатные семинары с участием авторитетных спикеров, помогает сделать портфолио, способствует тому, чтобы дизайнер стал известным, заработал имя.
Как мебельщикам найти общий язык с дизайнерами?
Однако и сами мебельщики часто выбирают неправильную политику в деловых взаимоотношениях.
«Когда мы начинали этот бизнес, изначально моим желанием было работать именно с дизайнерами, потому что эта работа всегда интересна и разнообразна», — отметила руководитель и основатель студии дизайна мебели «Моне» (ИП Гончаренко Е. В.) Евгения Гончаренко.
По мнению докладчика, некоторые мебельщики стараются избегать работы с дизайнерами, поскольку такое сотрудничество представляет собой очень сложный процесс. Дизайн не стоит на месте, постоянно изменяется, и многие производители не хотят и боятся трудностей, которые могут повлечь за собой изменения в трендах.
Она отметила, что 80% проектов, по которым в студии «Моне» создают мебель, являются работами местных дизайнеров, охотно сотрудничающих с компанией. И это происходит потому, что студия по возможности берётся даже за самые сложные проекты, стараясь, чтобы дизайнер и заказчик получили то, что было воспроизведено в проекте.
Евгения Гончаренко не согласилась с Вероникой Антелавой в том, что материальная составляющая является для дизайнера решающим фактором.
«Мне кажется, что, когда у дизайнера, мебельщика, представителя любой профессии деньги выходят на первое место, профессионализм сразу уходит на задний план», — высказала точку зрения руководитель и основатель студии дизайна мебели «Моне».
Она не отрицает важность материального вознаграждения, ведь любая деятельность должна приносить доход. Но при этом в некоторых случаях дизайнер и производитель могут пожертвовать частью своих бонусов ради того, чтобы заказчик остался доволен результатами работы.
С такой позицией согласна и Наталья Баршева. Модератор привела в пример результаты опроса, проведённого агентством в 2019 году. Респондентов спрашивали, что для них является самым важным при работе с производителями мебели. На первом месте оказались гарантии качественного исполнения проекта.
«Бонус, безусловно, важен. Однако для дизайнера высокого уровня стабильное качество будет стоять на первом месте», — заявила Наталья Баршева.
Догоним и перегоним Европу?
Беседуя с представителем нашего издания, Евгения Гончаренко отметила, что мебельная индустрия России пока отстаёт от европейской, причём очень во многом, что в том числе может влиять на определённые трудности в работе с дизайнерами.
Спикер отметила, что у наших производителей часто нет возможности приобрести ряд оборудования. Достаточно высоки цены на популярное сырьё для мебельной отрасли, в том числе не только на плиту, но и на металл. И если взять за образец продукцию европейских производителей, которые оттачивали мастерство изготовления мебели долгое время, то качество российской мебели иногда «хромает». Поэтому многие дизайнеры при разработке мебельных проектов предпочитают работать с импортными комплектующими, что не всегда устраивает их мебельных партнёров.
Однако руководитель студии «Моне» не теряет надежды, что со временем российскому производителю удастся выйти на уровень зарубежных конкурентов и даже в чем-то их превзойти. По крайней мере, возглавляемая Евгенией студия отслеживает ситуацию и стремится к совершенству. И уже есть определённые успехи.
«В том году стали очень модными гардеробные системы с длинными полками без видимых крепежей. Сейчас мы можем это делать своими силами, хотя ещё год назад это нужно было заказывать в Италии», — привела пример Евгения Гончаренко.
Забыть о разногласиях
В рамках конференции профессионалы затронули ещё один острый вопрос, который последнее время вынуждает дизайнеров и мебельщиков работать сообща. Речь идёт о волне дефицита некоторых материалов, широко применяемых в мебельном производстве, в том числе ЛДСП и МДФ. Дизайнер должен ориентироваться на материалы, доступные производителю мебели, с которым он работает.
«Дизайнер создал проект, предполагая, что для его реализации пойдут конкретные материалы, но в нынешних реалиях часто оказывается так, что мебельщику просто будет негде взять необходимое сырьё. Именно поэтому я призываю коллег к совместной работе», — обозначила проблему Евгения Гончаренко.
Текст: Сергей Кузмицкий