ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Индия vs Китай: анализируем последние данные

Мы писали об открытых для России экспортных направлениях не единожды, но каждый раз появляется новый повод затронуть эту тему. Потому что, то одну из стран (например, ОАЭ) признают сложной для освоения (то напротив, какому-то государству посвящают отдельные обсуждения на профильных мероприятиях. Так, в рамках форума «RusМебель-2023» на выставке «Мебель» пройдёт круглый стол «Как построить бизнес с Китаем», где обсудят поставки фурнитуры и сырья, особенности финансовых расчётов и оплат с КНР, и, конечно, логистику.

Сразу возникает вопрос, а почему вдруг такое внимание только к Китаю? Ведь, кажется, мы только начали преодолевать все сложности, которые раньше возникали при сотрудничестве с Индией. Тем более, что эксперты Всероссийской академии внешней торговли и представители Минэкономразвития провели анализ и выявили, что в число первых пяти стран, куда можно перенаправить экспортные объёмы, вошли Вьетнам, Египет, Индия, Китай и Турция.

Для того чтобы лучше понимать, как такие перемены переживают отечественные компании, обратимся к статистике. Так, впервые с марта 2023 г. ФТС открыла данные о внешней торговле России. Аналитика показала, что в период с января по сентябрь этого года по отношению к тому же периоду прошлого года объёмы поставок из страны уменьшились на 29% и с $448,9 млрд снизились до $316,9 млрд. Однако, учитывая, что наиболее привлекательными странами оказались Индия и Китай, основной пул поставок российские производители сосредоточили на потребителях из этих стран. Экспортный объём в Азию увеличился на 10%.

Выросли не только объёмы, но и число предпринимателей, отправляющих своих товары в Китай. Согласно результатам исследования НАФИ и ПСБ, в мае 2023 г. процент таких компаний увеличился с 10% до 21%. Аналитики отмечают рост в поставках пиломатериалов: данные исследования «Рослесинфорга» говорят о том, что с января по июнь из России в Китай отправили на 5% больше этой продукции, чем в первом полугодии прошлого года.

В то же время дела идут в гору и с поставками в Индию. По данным индийского Минпромторга, Россия стала второй по объёмам поставок товаров в эту страну после Китая. Только в I квартале 2023 г. компании отгрузили продукции на $15,5 млрд, что в 4,7 раз больше, чем за тот же отчётный период в прошлом году.

Сухие цифры дают представление об общей экспортной картине в 2023 г. Однако их, к сожалению, недостаточно, чтобы подготовиться к нюансам, которые возникают в процессе отправки товаров. Углубиться в особенности сотрудничества с партнёрами из Индии и Поднебесной и взвесить преимущества и недостатки каждого из них помогут реальные истории экспортёров и взгляд на эти процессы со стороны.

Как связаны мебельные отрасли Китая и России?

Исторически сложилось, что именно Китай стал важнейшим экономическим партнёром России, причём начало отношений было положено более 100 лет назад, в далёком 1920 г. С годами товарооборот между государствами только увеличивался: росло количество контрактов по поставкам сырья из России и продовольствия из Китая.

В последние пару лет в лучшую сторону изменились показатели китайского импорта в области продукции для мебельных производств. Так, в I квартале 2023 г. Китай импортировал на 3,5% российских пиломатериалов больше, чем с января по июнь в прошлом году. Теперь доля этой страны в экспортных объёмах России увеличилась с 49% до 64%.

В 2022 г. китайский бизнес показал особый интерес к отечественной ДСП. Только за первые девять месяцев Китай заказал из России в два раза больше этой продукции, чем в 2021-м. В 1,5 раза увеличился импорт фанеры и шпона.

Кроме того, российские производители пиломатериалов расширяют своё присутствие на китайском рынке и через международные экспозиции. Компания «Свеза», например, участвовала в экспозиции «Зелёный дом». Она представляла берёзовую фанеру, которая достаточно экологична и качественна, как того требуют азиатские потребители.

Отметим, что, пока азиатские мебельщики закупались отечественными материалами, российские пробирались на внутренний рынок Китая. Они тоже начали активно выставлять свои решения на отраслевых выставках Поднебесной. Например, как ранее сообщала Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), большое количество компаний принимали участие в крупной сентябрьской выставке CIFF. Там они заявили о себе, представляя корпусную мебель экономкласса.

Фото: freepik.com

Нужна ли Китаю наша мебель?

По словам генерального директора Первой мебельной фабрики и президента АМДПР Александра Шестакова, в Китае подорожали рабочая сила и себестоимость выпуска мебели, что стало подходящей возможностью для российских компаний попробовать себя на этом рынке. Г-н Шестаков не отрицает, что отечественным поставщикам не стоит сразу ждать в Китае признания и большой прибыли: ежегодный объём производства мебели в этой стране составляет $150 млрд. Против $6 млрд российского рынка эта цифра слишком велика, однако положительное отношение китайских потребителей к товарам из России может подсобить экспортёрам.

Приведённую выше статистику импорта российских товаров подтверждают слова руководителя АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» Натальи Назаровой. Она отмечает: китайские потребители готовы отдавать предпочтение российским товарам за их ценовую доступность и высокое качество. Кроме того, по словам г-жи Назаровой, в Поднебесной достаточно большая доля платёжеспособного населения.

Преимущества соблазнительные. Что теперь может помешать российским производителям мебели продавать свои решения на китайском рынке?

К сожалению, на этапе отправки товара экспортёрам приходится решать ряд трудностей. Например, чтобы получить необходимое количество разрешений и сертификатов на продукцию, поставщики сталкиваются с особенностями межкультурной коммуникации. Однако с этим справиться проще, нежели с вызовами на логистическом пути.

Особенности логистики

Оказалось, что основной проблемой в поставках товаров из России в Китай являются переполненные транспортные мощности. Например, в начале года ОАО «РЖД» опубликовало информацию о загруженности железных дорог контейнерами с углём и пробках на восьми погранпереходах для грузовиков. Тогда на перевозку товаров через границу в Дальневосточном федеральном округе у компаний уходило до 25 дней.

По словам профессора факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергея Цыплакова, состояние транспортной сети на сегодняшний день оставляет желать лучшего, и в будущем это может серьёзно помешать развитию торгово-экономических связей между странами. Вызов послужил поводом для решения, которое озвучили участники Восточного экономического форума — 2023: пора сделать из погранпереходов полноценные логистические хабы.

Г-н Цыплаков считает, что если эту идею реализовать, то в течение следующих пяти лет товарооборот между Россией и Китаем может вырасти до 400 млрд т в год.

Однако это только в будущем. Пока представители логистической отрасли работают с тем, что есть, — повышают пропускную способность текущих погранпереходов. Как отметил генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев, самые ходовые пункты теперь функционируют круглые сутки.

Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин, в свою очередь, отметил, что некоторые компании и вовсе предлагают создать совместную транспортно-логистическую систему по типу Carnet TIR. Осуществимо ли это? Глава ТПП в интервью «Российской газете» подчеркнул: правительство контролирует и прорабатывает вопросы развития транспортных путей между странами.

Индия: а в чём, собственно, её перспективность?

Индия — это вторая по привлекательности для российского экспорта страна. Кроме того, это ещё одно после Китая государство, где потребители действительно доверяют российским брендам и их качеству. Фундамент крепких отношений между странами был заложен в 1955 г., когда Индия стала одним из частых направлений для рабочих визитов первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва.

Фото: freepik.com

Пауза в отношениях государств наступала лишь однажды — в смутные 90-е. С начала 2000-х товарооборот начал усиливаться. Только в 2018 г. он вырос на 20% по сравнению с 2017 г. Кроме того, по отношению к сотрудничеству с Китаем 70% поставок из России в Индию составляла несырьевая продукция — оборудование, электрические устройства и средства связи.

В 2019-м Российский экспортный центр (РЭЦ) организовал в Мумбаи Российско-индийский деловой форум. На нём генеральный директор центра Андрей Слепнев озвучил высокую цель: до 2025 г. РЭЦ удвоит количество российских поставщиков в Индию, а объёмы товарооборота достигнут $30 млрд.

Достичь цели сторонам удалось гораздо раньше, так как уже в 2022 г. в ходе форума «Бизнес-диалог Россия — Индия 2022» посол РФ в Республике Индия Денис Алипов заявил, что государства досрочно завершат поставленную задачу. По итогам 2022 г. объём товарооборота между государствами составил более $35 млрд (в 2,5 раза больше, чем в 2021-м).

В 2023 г. хватило семи месяцев, чтобы Россия стала вторым крупнейшим импортёром товаров для Индии. Только с апреля по октябрь отгрузки отечественных компаний составили $36,27 млрд.

Результаты выдающиеся, однако в контейнерах в Индию везут в основном руду, драгоценные камни, фармацевтику, металлургическую продукцию, технику и электронику.

Где в этом во всём мебельная отрасль?

Узнать о том, каково в этой гуще товарооборота приходится мебельным производствам, рассмотрим через призму участников этого рынка.

Как уже отмечалось ранее, Индия наиболее заинтересована покупать у России продукцию производственного сектора. Наглядным примером для этого стала отправка отечественного шпона в феврале 2023 г. Однако наладить продуктивное сотрудничество сторонам мешает дорогая логистика.

Поставлять в Индию пока дорого

Несмотря на плотный товарооборот между странами, производители пиломатериалов так и не начали массово поставлять этот товар индусам. Причина — высокие логистические ставки.

В ходе форума «Сделано в России — 2023» президент Segezha Group Михаил Шамолин поделился: из 98% экспортируемой продукции его компании лишь 0,4% отправляется на рынок Индии. Почему? Дело в том, что средняя стоимость доставки пиломатериалов в эту страну составляет от $150 до $220 за м3, в то время как для европейских поставщиков всего €40 за м3. Г-н Шамолин отмечает: до тех пор, пока ставка на отправку не снизится, говорить о тесном сотрудничестве в этом сегменте не приходится.

Таким образом, отечественные производители пиломатериалов — при всём желании — не могут отправлять практически ни одного вида продукции, за исключением газетной бумаги и специализированных видов фанеры.

Фото:freepik.com

Национальные особенности

Если говорить о фанере, как отмечают представители одного из крупнейших в России производителей фанеры — компании «Свеза», доля отечественного импорта на индийском рынке пока незначительна, притом что страна входит в тройку государств с самым большим потреблением этой продукции — около 10 млн м3 в год.

Менеджер по продажам на экспортном рынке компании «Свеза» Александр Атаманов отметил, что индийцы отдают предпочтение высоким сортам фанеры для производства мебели и лазерной резки, а стандартной ламинированной фанере — для опалубки.

Тем не менее поставщик считает, что за счёт качества российской берёзовой фанеры объёмы отгрузок со временем станут гораздо больше, поэтому «Свеза» старается найти точки соприкосновения с индийскими потребителями; в процессе открывается и другая особенность экспорта — менталитет.

Российские предприниматели уже знают, как подстроиться под особые качества китайского бизнеса. Об индусах пока известно мало, а ведь недопонимание в общении может сказаться на успешности заключения контрактов и дальнейшем сотрудничестве.

Г-н Атаманов рассказал об особенностях индийских бизнесменов. Например, российским компаниям, желающим выйти на этот рынок, следует учитывать государственные и религиозные праздники, в которые в Индии, как и в Китае, приостанавливаются деловые встречи.

Кроме того, во время беседы с покупателем необходимо обсудить планы сотрудничества на будущее, а результаты встречи зафиксировать на бумаге, при этом поставщикам нужно быть готовыми к тому, что клиент захочет поторговаться и сбить цену на товар, не жалея на это времени.

Каков вывод?

И китайский, и индийский рынки по всем показателям остаются наиболее подходящими для экспорта продукции из России. Вопрос в том, подходят ли они для поставки мебели и товаров производственного сектора отрасли.

Если говорить о Китае, на этом поле для бизнеса почва уже подготовлена: фанера отправляется в больших объёмах, а российскую мебель китайцы опробовали на отраслевых выставках внутри страны. Остаётся только наладить комфортную логистику, чем уже занимается правительство России.

Что касается Индии, это ещё не паханное поле. Спрос есть, предложение тоже имеется — мешают логистические барьеры в виде относительно дорогой доставки. Впрочем, учитывая жалобы со стороны ведущих экспортёров пиломатериалов, эту проблему, возможно, решат в скором времени.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!