Закупки и доставка импортной фурнитуры: как они происходили в 2022 году и каковы перспективы на 2023?

Мы уже не первый раз задаёмся вопросом, грозит ли нашему рынку дефицит функциональной мебельной фурнитуры. Стоит вспомнить официальную статистику конца 2022 года, и он становится только острее. На «Мебели-2022» генеральный директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности РФ Тимур Иртуганов рассказал, что 95–97% функциональных комплектующих в России являются импортными.

То есть, условно говоря, это чуть ли не каждая вторая (если не первая) современная четырёхшарнирная петля с доводчиком. И пока в России эту и ряд схожих позиций производить не научились, необходимо как-то привозить их либо из дружественных стран, либо из Европы в обход санкций. И судя по статистике логистических компаний, многие преуспели и в том, и в другом.

Что больше всего возили из дружественных стран?

Безусловно, основная транспортная и логистическая активность пришлась на Китай и Турцию. Эти страны сочетают в себе целую комбинацию позитивных для наших мебельщиков аспектов: большой ассортимент разнообразной фурнитуры по приемлемым ценам, выгодное географическое положение и статус крупнейших транспортно-логистических хабов.

По данным специалистов транспортно-логистической компании Agile Customs & Logistics (ACL), с апреля 2022 года эти страны лидировали по количеству отправлений. Из Китая в нашу страну зафиксировано около 2 789 отправлений. Количество грузовых мест на этом маршруте варьировалось от 1 до 16 183. Из Турции произвели около 2 557 доставок, где максимальное количество грузовых мест достигло 884.

Подавляющее большинство позиций, ввезённых из этих стран, попадают под тип «крепёжной фурнитуры»: амортизаторы, держатели, кронштейны, монтажные уголки, опоры (подпятники) и т. д. Также в списках активно встречались роликовые и шариковые направляющие полного выдвижения, скрытого монтажа с доводчиком и газлифты.

По статистике, встречались и механизмы трансформации, но если из Китая больше везли такие комплектующие для корпусной мебели и столов, то из Турции — механизмы для кроватей и мягкой мебели. Также из бывшей Османской империи ввозили больше декоративной фурнитуры: от мебельных ручек до ножек для кроватей и диванов.

Ещё одна закономерность: в списке ввезённых позиций из Китая встречались позиции «фурнитура мебельная из недрагоценных металлов, изготовленная методом штамповки», а в Турции — «изготовленная методом литья». В скобках отмечался тип используемого сырья: латунь, цамак [ЦАМ, ZAMAK], алюминий.

Добавим, что по некоторым направлениям наглядно видно, что произошло радикальное изменение используемой при расчётах валюты. По-прежнему используют как доллары, так и евро, однако в случае сделок с дружественными странами всё чаще стали расплачиваться валютой зарубежного партнёра. В оборот активно входят (что также подтверждает статистика наших экспертов) китайские юани.

В открытых источниках, например, в материалах издания «РБК» или логистических порталов, стала встречаться информация о том, что представители МСП для ускорения и упрощения оптовых закупок начинают использовать среди прочего турецкие лиры, индийские рупии, казахстанские тенге и арабские дихрамы.

В целом можно говорить о том, что с открытыми для нас странами многие логистические цепочки уже достаточно отлажены. Растёт активность применения локальных валют, что в будущем может лишь усилить партнёрские отношения и сократить время на оформление документов и оплату транспортировки.

Как возили фурнитуру через Китай и Турцию?

Безусловно, товарооборот из Европы сократился многократно — в среднем до 35%. Так, например, по данным «Ведомостей», немецкий экспорт в Россию в марте 2022 года упал до самого низкого уровня почти за 20 лет.

Тем не менее среди иностранных партнёров остались те, кто разделяет желание своих российских покупателей сохранить сотрудничество. Кроме того, подключились схемы параллельного импорта.
Это снова подтверждают данные статистики. По данным, собранным компанией ACL, лидером по количеству отправлений среди недружественных стран долгое время являлась Польша.

За ней фиксировали значительное количество отправлений с большим объёмом грузовых мест. При этом в компании отметили, что количество отправлений оттуда снижалось к середине 2022 года и почти сошло на нет уже к осени.

Второе место делят Литва, Тайвань, Эстония и Южная Корея. Эти страны, по документам, выступают в качестве торгующей стороны, однако стороной-отправителем во всех случаях числится Китай.
Турция также является популярной страной-отправителем. Таковой она числится среди прочего в отправлениях из Словакии и Сербии.

И пусть Сербия считается дружеской страной, раньше доставка товаров проходила через Евросоюз. А современные обходные пути в виде прямой авиаперевозки или через черногорский порт Бар либо затратные, либо долгие по времени.

Хотя иногда и сама Сербия может выступать в качестве логистического хаба.

В открытых источниках часто можно найти упоминания об использовании Турции в качестве страны-посредника, как в случае с Китаем. Ещё до 2022 года с этой страной было отработано множество вариантов торговых путей, а сегодня их число только увеличилось. В профильных чатах и обсуждениях в соцсетях можно встретить комментарии, что из-за санкций, чтобы не вызвать подозрений, туркам приходится завозить товар сначала к себе, а потом уже продавать в Россию.

Чиновники также рекомендуют обратить более пристально внимание на Турцию. Например, замминистра промышленности РФ Олег Бочаров на II Всероссийской конференции производителей мебели в ноябре 2022 года отметил, что с этой страной у нас наблюдается хороший межотраслевой баланс. Есть и что привезти, и что отправить обратно в тех же контейнерах.

За 2022 год грузы (в том числе с санкционными товарами) из Турции часто отправляли по процедуре реэкспорта. Причём как по морю в порт Новороссийск, который принимал сборные грузы, так и по железной дороге.

И это далеко не единственные способы оперативной отправки различных товаров из дружеских стран.

«Для отправки из Китая и Турции мелких партий грузов (среди прочего мебельной фурнитуры) мы предусматриваем консолидацию. Несколько поставщиков привозят свои товары на наши склады в этих странах, мы собираем их вместе и одной партией отправляем получателям. Консолидация решает сразу две проблемы.

Во-первых, снижает затраты — один объединённый большой груз привезти дешевле, чем те же грузы, но по-отдельности мелкими партиями. Во-вторых, позволяет эти самые маленькие партии вообще привезти, потому что не все логистические операторы работают с грузами менее 1 палеты», — объяснила генеральный директор компании Agile Customs & Logistics (ООО «Эй Си Эл») Мария Симакова.

Мебельная фурнитура

Новые обходные пути

Отметим, что, как только в правительстве составили и одобрили список товаров, подлежащий параллельному импорту, многие тут же устремились оформлять грузы через Казахстан.

Для многих это направление выглядело ещё более привлекательно, чем предыдущие. Некоторые крупные российские транспортные компании, чтобы обойти запрет на передвижение по Европе фур с российскими номерами, перерегистрировали часть своих автопарков в Казахстане.

В открытых источниках также можно найти данные о том, что некоторые российские логистические фирмы даже стали создавать дочерние филиалы в этой стране для ещё большего упрощения доставки грузов.

Помимо того, что Казахстан находится на пресечении целых 11 логистических коридоров, он ещё и входит в состав ЕАЭС. Это автоматически предполагает не только единое экономическое пространство и совпадение по языку общения, но и унифицированные правовые нормы.
Только за первый квартал 2022 года общий объём транзитных грузов через Казахстан вырос на 12% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Такие цифры, по данным открытых местных источников, дал генеральный директор Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS Ерлан Абсатов.

Уже осенью положительную статистику подтвердила транспортная компания ПЭК, зафиксировав рост уже в 30%. Уже в ноябре 2022 года на пленарном заседании Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России министр торговли и интеграции РК Серик Жумангарин объявил, что Казахстан планирует и дальше активно разрабатывать альтернативные транспортные маршруты и развивать сеть трансграничных хабов. Для этого Казахстан будет наращивать логистическое партнёрство с Китаем и некоторыми другими открытыми для России странами.

К слову, Иран также принял на себя потоки транзитных грузов по транспортному коридору МТК «Север — Юг». Меморандум об упрощении транзитных перевозок, подписанный между Ираном и Россией в августе 2022 года, позволил ещё больше упростить торговлю не только с арабской страной, но и с Индией, которая по совместительству сегодня является одним из крупнейших торговых партнёров РФ.

Оттуда именно транзитом через Иран грузы идут в два раза быстрее, чем через Суэцкий канал. Среди запасных вариантов путь через Иран и Азербайджан, занимающий около месяца, и через Иран, Туркменистан и Казахстан, чья длительность составляет в среднем 55–57 дней. Также есть возможность доставлять грузы из Ирана по Каспийскому морю в порт Астрахани.

Существуют пути не только через дружеские открытые страны, но и через нейтральные. Ещё одним государством, через которое можно возить товары из Европы, стала Грузия. Во многом такая позитивная ситуация сложилась за счёт того, что покупкой различных грузинских товаров (от полезных ископаемых до минеральной воды) ещё в 2018 году заинтересовался Китай.

Это подтверждает и официальная статистика. Летом 2022 года Национальная служба статистики Грузии показала, что главным экономическим партнёром республики становится Китай. При чём здесь логистика? Дело в том, что, когда Китай заинтересован в наращивании торговли с определённым государством, он обычно вкладывает деньги в его внутрённюю инфраструктуру.

Так, ещё в 2020 году департамент автомобильных дорог Грузии оформил соглашение с победившими в тендере китайскими компаниями: согласно условиям контракта, они завершат строительство дороги Шорапани — Аргвети на Рикотском перевале.

То есть перспективы того, что в 2023 году доставка фурнитуры станет легче, определённо есть.

Что может пойти не так?

Однако события последних лет научили нас тому, что при всех надеждах на лучшее стоит помнить о худшем и выстраивать запасные планы. Многие скажут, что новый пакет санкций способен сломать даже то, чего уже удалось добиться, однако делать прогнозы (как негативные, так и положительные) пока преждевременно. Мы лишь вспомним о сложностях, которые возникали в 2022 году и, вероятно, могут возникнуть в 2023.

Так, например, пусть Китай продолжает тесное экономическое сотрудничество с нашей страной и планирует его расширять, но его транспортная система (от ж/д до инфраструктуры морских портов) всё же плохо справляется с нахлынувшими объёмами. Те, кто надеется на недавно открытый путь через Новороссийск и Санкт-Петербург, должны помнить, что эти порты пока также ограничены в приёме судов.

К тому же отмена властями КНР субсидий для железных дорог в марте 2021 негативно сказалась на ценах на перевозку, а в 2022 году стоимость опять выросла ещё. Усугубляет ситуацию ещё и то, что продолжается пандемия COVID-19. За неделю до начала 2023 года стали проходить сообщения о том, что уровень заболеваемости коронавирусом за декабрь составил 250 млн человек. Это сказывается не только на прайсе, но и на сроках перевозок. Поэтому полагаться исключительно на Китай очень небезопасно для бизнеса.

Также стоит помнить, что турецкие и казахстанские партнёры всё же не склонны к меценатству. Некоторые местные компании-посредники, напротив, заинтересованы в получении как можно большей прибыли. В довесок в оплате транспортных услуг и таможенного оформления они могут запросить дополнительные 5–10% от суммы контракта.

Особенно если сделка касается дефицитных или, напротив, особо важных товаров. Контрагенты понимают, что высокая потребность в этих грузах вынудит покупателей доплачивать. Об этом изданию Forbes Russia рассказал учредитель VIG Trans Игорь Ребельский.

И добавим, что далеко не все брокеры в дружественных странах готовы работать с российскими грузами, боясь попасть под санкции уже со стороны европейских партнёров. Поэтому искать логистические компании сегодня нужно внимательно, обстоятельно и очень тщательно подходить к оформлению таможенных документов.

Внимание к бумагам

Транспортные компании могут рассказать массу историй из своей практики, которые отлично иллюстрируют важность правильно оформленных накладных. С учётом того, какое огромное количество кодов ОКВЭД используют в мебельной отрасли, ошибки случаются часто.

«Один из наших клиентов занимается поставками из Турции как готовой мебели, так и матрасов и фурнитуры. До нас он сотрудничал с другим брокером, с которым и произошла эта история. Согласовали отгрузку, загрузили машину и уже в ходе оформления на таможенном досмотре в Санкт-Петербурге нашли несоответствие информации на документах и на маркировках. Фактически каркасы кровати были 180200, а на маркировках указали 160200.

Таможенники начали проверять и другие грузы клиента, из-за чего вместо 1 дня оформление заняло 5 дней, за которые клиент понёс дополнительные расходы, в том числе за простой машины и хранение. Брокер сказал клиенту, что это была техническая ошибка: не пропечатались цифры — не хватило краски.

Этого нельзя исключать, однако с такой же вероятностью это могла быть ошибка сотрудника транспортно-логистической компании. В любом случае, этой ситуации можно было избежать, если бы была проведена более тщательная проверка документов», — уверена Мария Симакова.

Причём эксперт уточняет, что даже при использовании современных транзитных схем документооборот не особенно усложнился. Например, в случае использования схемы поставок Китай — Россия при наличии третьей стороны пакет бумаг в целом остаётся тем же. Только появилась важная приписка в транспортных документах о том, что поставка производится по указанию третьей торгующей стороны.

В некоторых таможенных описаниях к грузу можно заметить как более привычные уточнения «из недрагоценных металлов», так и, возможно, навеянные мировыми событиями формулировки вроде товаров «невоенного назначения».


Возникает всё больше разговоров о необходимости создания единой валюты ЕАЭС. Её ввод, только в цифровом варианте, обсуждали ещё в 2018 году: тему несколько раз поднимал замглавы Минфина Алексей Моисеев.

Возможно, с учётом роста параллельного импорта и повышения товарооборота между странами над этим начнут работать серьёзнее.


Мария Симакова, генеральный директор компании Agile Customs & Logistics (ООО «Эй Си Эл»)
Мария Симакова, генеральный директор компании Agile Customs & Logistics (ООО «Эй Си Эл»)

Мария Симакова, генеральный директор компании Agile Customs & Logistics (ООО «Эй Си Эл»)

«Когда одна из компаний третьей страны выступает в качестве торгового посредника, это называется трейдерской схемой. Например, российская компания заинтересована в немецком товаре. Германия находит свой же товар в Китае и сообщает об этом продавцу.

Покупатель переводит деньги в Германию, продавец покупает/оплачивает товар в Китае, и далее груз следует в Россию. По всем показателям товар следует из Китая в Россию, но для россиян продавцом является Германия. Сейчас в условиях санкций это распространённая схема для работы с европейскими поставщиками.


Планируя покупку партии фурнитуры из-за рубежа, стоит иметь в виду такой порядок действий.

  1. Подготовить внешнеторговый контракт (он составляется между иностранным поставщиком и покупателем в России).
  2. При стоимости контракта свыше 3 000 000 рублей его регистрируют в банке покупателя в РФ. В результате процедуры документу будет присвоен УНК (уникальный номер контракта), который необходимо будет приложить к таможенной декларации.
  3. Составить спецификацию, если это предусмотрено условиями контракта.
  4. Составить инвойс-фактуру (товаросопроводительный документ) для оплаты товара и подтверждения цены товара.
  5. Подготовить упаковочный лист (как правило, в момент отгрузки) с обязательным указанием состава товара в поставке, типа упаковки (в случае готовой мебели важно указывать, в разобранном или собранном виде она поставляется), весогабаритных характеристик.
  6. Приложить стоимостные документы, прайс-лист продавца (с указанием условий поставки, сроков действия цен и т. д.), экспортную таможенную декларацию, может быть, также скриншот сайта поставщика/производителя (главное, чтобы цены сходились).
  7. При таможенном оформлении обязательно приложение подтверждения оплаты (платёжное поручение) товара поставщику в рамках контракта с указанием назначения, в случае если контрактом не предусмотрена отсрочка платежа поставщику.
  8. Позаботиться о транспортном счёте, который также идёт как приложение к таможенной декларации, от транспортно-логистической компании (если условия контракта не предусматривают доставку до России силами поставщика, то, как правило, стоимость транспортировки включается в стоимость товара).
  9. Разрешительная документация для ввоза на территорию России — оформление Декларации соответствия (важно, чтобы документ был зарегистрирован и внесён в реестр Росаккредитации).
  10. Оформление заявки на оказание транспортных услуг (поручение экспедитору) — составляется между покупателем / заказчиком перевозки и транспортной компанией, кроме случаев, когда поставщик доставляет груз до России за счёт стоимости товара.
  11. Приложение, или полис страхования груза, или письма о нестраховании груза при доставке от компании импортёра (покупателя груза по контракту).
  12. Составление технической описательной документации на изделие с указанием:
    • названия товара, марки, модели;
    • размеров (в случае готовой мебели);
    • цвета;
    • материалов изготовления;
    • наименования импортёра, производителя;
    • страны происхождения (производства).
  13. Подготовка маркировки товара / упаковки на двух языках с указанием:
    • названия товара, марки, модели;
    • торговой марки;
    • назначения изделия и его краткого описания;
    • материала изготовления обивки/каркаса;
    • технических характеристик и размеров;
    • веса нетто / брутто грузового места;
    • срока службы и гарантийного срока;
    • даты изготовления;
    • информации по эксплуатации / инструкции;
    • наименования производителя с указанием адреса и страны происхождения товара;
    • наименования импортёра в России.
  14. На этикетке обязательно нанесение спецзнаков в соответствии с типом товара/упаковки (например, знак «ЕАС», знак «петли Мёбиуса» и пр.).
  15. Приложение транспортных документов: морской, авиа, ж/д или автотранспортной накладной».

Текст: Мария Бобова
За данные и помощь в подготовке материала благодарим транспортно-логистическую компанию и таможенного брокера Agile Customs & Logistics (ООО «Эй Си Эл»)

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!