UMIDS-2021 — мебель и комплектующие. Репортаж с выставки (часть 2)
Пока производители оборудования определяются с выбором ценового сегмента, работают над автоматизированными проектами «под ключ» и диверсифицируют производство, мебельщики и фурнитурщики тоже без дела не сидят. Тем более что отложенный спрос схлынул совсем немного, да и другие постпандемические проблемы никуда не делись. Кто-то входит в очередную нишу, кто-то расширяет или модернизирует товарные линейки, чтобы подогреть интерес партнёров, кто-то ищет новые пути для добычи дефицитных комплектующих и решения логистических вопросов.
Что толкает к расширению ассортимента?
У кого из мебельной отрасли всегда найдутся новинки, несмотря на любой кризис, так это у производителей и продавцов фурнитуры. Стенды могут быть небольшими, но от количества презентуемых ручек, крючков или образцов профилей всегда будут разбегаться глаза. Всё потому, что мода в мебели довольно живуча, и стили не заменяют друг друга полностью, а скорее, ненадолго замещают. Поэтому, несмотря на ажиотаж по отношению к лофту или минимализму, многие по-прежнему продолжают покупать, например, старую проверенную фурнитуру под «классику».
«Принцип нашей компании — предоставить клиентам максимум возможностей для реализации своих проектов. Поэтому мы предлагаем решения по лицевой фурнитуре в разных ценовых сегментах и мебельных стилях: от классики до модерна. В этом году на выставку в Краснодаре мы привезли все наши 8 коллекций.
Среди образцов на стенде — как самые продаваемые мебельные ручки и крючки, так и новинки и эксклюзивные варианты. Среди наших последних поступлений — ручки с аккуратным дизайном в стиле «сканди», минимализм и лофт в чёрном цвете. По собственным наблюдениям и отзывам покупателей, такая лицевая фурнитура сегодня чрезвычайно востребована, особенно у молодой аудитории. Чтобы показать все преимущества данных решений, мы оформили стенд в серой палитре. Во-первых, это трендовый колер, который широко используется в современных интерьерных стилях, и, во-вторых, на его фоне фурнитура смотрится особенно выигрышно.
Возвращаясь к популярным позициям, следует отметить, что наравне с чёрными матовыми моделями большим спросом пользуется «серый графит». Для получения такого эффекта ручки обрабатываются в несколько слоёв порошковой краской и специальным лаком, предотвращающим преждевременные загрязнения изделия. Конечные потребители — владельцы кухонь — по достоинству оценили ручки в «сером графите» именно за долговечность, сохранение внешнего вида и простоту в уходе.
Фурнитура ярких финишей, таких как хром, никель, золото, матовое золото, по-прежнему актуальна на рынке. Вариативность форм фурнитуры наших коллекций в данных цветах не оставит равнодушным даже самого требовательного партнёра и выгодно дополнит его ассортиментную матрицу.
Кроме того, мы продолжаем развивать и поддерживать коллекции ручек различных витиеватых форм в лучших традициях классической лицевой фурнитуры. Учитывая специфику южного региона, отметим, что изделия с керамическими вставками, кристаллами и стразами вкупе с яркими финишами мебельных ручек продолжают демонстрировать высокий спрос», — заметил бренд-менеджер АО «ТПК «МАГАМАКС» (бренд «Kerron») АЛЕКСАНДР КУДРЯШОВ.
Есть ещё целый ряд моментов, которые стимулируют расширять ассортиментную матрицу.
Например, изменение планировок квартир приводит к созданию новых, более компактных и многофункциональных решений, в том числе для хранения.
«Мы привезли на выставку новые мебельные системы «Океан» и «Волна». На рынке уже присутствуют схожие изделия, но мы доработали свои продукты, чтобы достойно конкурировать в нише.
Система «Океан» — это своего рода шкаф-купе со скрытым монтажом и без алюминиевого обрамления. Выдерживает двери шириной до 1800 мм, высотой до 2800 мм, толщиной до 40 мм и весом до 50 кг. Это внушительные показатели, которые дают простор для фантазий дизайнеров. Можно использовать как панели МДФ или из массива, так и зеркала или стекло в комбинации с другими видами профилей.
«Волна» — раскладная система, которая позволяет получать полный доступ к содержимому шкафа, занимая при этом крайне мало места в открытом положении. В такой системе можно скрыть абсолютно весь механизм, чтобы ничего не мешало наслаждаться эстетикой», — озвучил генеральный директор ТПК «ХАРДИС» (бренды GRANDIS и HARDI) МИХАИЛ ЕЧМАЕВ.
Всё для индивидуализации
Тренд на индивидуализацию продолжает идти семимильными шагами. Всё шире разрастается сегмент работы с частными заказами, а потому становится и больше предложений для таких производителей.
«Мы единственные дистрибьюторы итальянского бренда Max Color, около года пока на российском рынке, но видим, что у нас есть что предложить отечественным мебельщикам. В нашем ассортименте много продукции для серийного производства, такой как: грунты, лаки, эмали, концентраты морилок, масла и патины, но на этой выставке мы сделали акцент на оригинальных материалах для дизайнеров и индивидуальных производителей.
Вся наша линейка «спецэффектов» состоит из двухкомпонентных материалов на акриловой или полиуретановой основе. Всё это финишное покрытие, которое наносится на любой грунт. Дополню, что материалы подходят для отделки различных поверхностей: и для изделий из массива, и для изделий из МДФ и ДСтП, а также гипса, ППУ, стекла и металла.
Спецэффектов очень много и на любой вкус. Например, есть эмали для всех видов металла, а также покрытия, имитирующие окисление металла или хромированные покрытия. Большой интерес вызвала ультраматовая отделка Soft touch. Финишное покрытие выходит как будто прорезиненное. У нас есть текстурированные ЛКМ, которые придают изделиям вид настоящих тканей, шёлка или бархата.
И специально для юга мы привезли много блестящих разноцветных и золотых решений с крупными и мелкими блёстками, а также покрытия с перламутровым переливающимся эффектом «Хамелеон». Здесь такие материалы пользуются большим спросом, в отличие от центральных регионов, где больше предпочитают однотонные и ультраматовые отделки», — рассказала региональный представитель бренда Max Color (ООО «Фитинг-В») ДИАНА ШУХМИНА.
Хотя есть компании, которые замечают уход южных регионов от нарочито ярко-блестящих покрытий в более скромные.
«У нас премиальные ЛКМ из Турции, производству уже больше 40 лет. На российском рынке мы уже давно, адаптировались, знаем все логистические особенности, поэтому ни санкции в своё время против Турции, ни карантин так сильно на бизнесе не сказались — спада не ощутили.
И вот мы замечаем, что последние пару лет Дальний Восток, Кавказ, вообще юг стали отходить от всех этих вычурных, резных и золотых вещей — меньше патины, меньше блёсток и слоновой кости.
Новые веяния и тренды охватывают даже эти регионы. Всё больше местные производители обращаются к однотонным, более сдержанным и скромным решениям. У нас пользуется хорошим спросом глубокий глянец и глубоко матовые решения с высокой стойкостью. И ещё эпоксидные смолы — последние годы люди очень активно заказывают у мастерских столы из деревянных слэбов с эпоксидкой. И пока интерес к таким изделиям у людей не пропадает», — поделился своими наблюдениями региональный представитель бренда «Genç» АНДРЕЙ ЛЮБАВСКИЙ.
Прошлый год ещё и повысил популярность домашних ремонтов и переделок. Конечные потребители всё чаще предпочитают закупать материалы и комплектующие малыми объёмами и преображать свои жилища самостоятельно. Представители мебельного рынка не могли на это не откликнуться, и вскоре многие компании стали выпускать отдельные линейки для продажи в розницу.
«Авторская фурнитура KERRON ART, выполненная ручным способом, — жемчужина нашей коллекции, которая идеально дополнит стили арт-деко, арт-нуво, неоклассику. Стойкость покрытия ручек обеспечивает чрезвычайно высокий срок службы — никаких дефектов и видимых изменений спустя 100 часов в соляном тумане.
Основные потребители коллекции — компании, работающие по индивидуальным заказам, и частные мастерские. Драйвером продаж этой категории является розничный канал, благодаря росту потребления в DIY и развитию маркетплейсов. С помощью ручек KERRON ART пользователи мебели могут самостоятельно преобразить свой интерьер, особенно учитывая, что наши «витражные ручки» представлены в разных цветовых исполнениях», — продемонстрировал продукцию АЛЕКСАНДР КУДРЯШОВ.
Палки в колёсах
Однако, если копнуть поглубже, выясняется, что многие новинки выходят буквально вопреки обстоятельствам. Кажется, что чем больше появляется стимулов к периодическому пополнению товарной матрицы, тем больше возникает трудностей — своих для каждой отдельной ниши. И многие препятствия тянутся ещё с 2020 года.
Например, если производители и продавцы оборудования заявляют о том, что мебельщики перестают экономить на оборудовании и связанных с ним услугах, то с фурнитурой ситуация обратная.
«К сожалению, тенденции не радужные. В связи с экономической ситуацией в стране покупатели всё чаще делают свой выбор в пользу всего самого дешёвого, не обращая никакого внимания на качество. Это очень грустно лицезреть, да и для нашей компании это не в плюс. Хотя, несмотря на это, мы не планируем менять политику и переходить в другой ценовой сегмент или снижать требования к качеству. У нас как минимум есть наши постоянные партнёры, перед которыми мы ответственны и которых не собираемся подводить», — подчеркнул МИХАИЛ ЕЧМАЕВ.
Дефицит некоторых комплектующих серьёзно влияет на продавцов сопутствующих товаров. Игроки рынка делились данными о нехватке древесностружечных плит. Причём одна проблема порождает и другую: зачем мебельное производство будет покупать кромку, если её банально не на что наклеить?
И пока этот дефицит никуда не делся, об этом говорят и малые, и крупные предприятия.
Последствия закрытия границ — Китай
Самая главная проблема, с которой столкнулись буквально все, — это закрытие границ. Особенно болезненно такие защитные меры ударили по официальным дистрибьюторам и компаниям, имеющим производственные площадки за рубежом.
«С перебоями поставок из Китая в связи с пандемией столкнулись не только мы, но и практически все наши коллеги и партнёры. Действительно, возникали сложности и с вывозом товара, и с дефицитом контейнеров, и с удорожанием фрахта, сырья и т. д. Безусловно, все негативные последствия отразились увеличением цен конечных продуктов всех игроков мебельного рынка.
Мы, со своей стороны, находились в постоянном взаимодействии с клиентами, чтобы изменения прошли максимально безболезненно и были обоснованы с точки зрения эффективного сотрудничества.Несмотря на кризис, нам удалось обеспечить широкий ассортимент и вариативность цен с максимальным соблюдением требований к качеству, Во многом благодаря тому, что совместно с действующими партнёрами (в основном в Китае) мы отработали процедуру контроля качества на всех этапах производства продукта (от разработки до логистики)», — поделился АЛЕКСАНДР КУДРЯШОВ.
Наиболее обидная ситуация у тех предприятий, которые в 2019 году ввели на российский рынок интересные китайские новинки, а теперь из-за продолжающихся огорчений и транспортной конкуренции им приходится прилагать массу усилий, чтобы не прекращать поставки нового перспективного продукта.
Например, среди множества интересных новинок мы увидели 3D-панели, способные заменить фрезеровку на станке. Материал с выбранным узором нужно просто наклеить на основу, а после покрыть ЛКМ или плёнкой ПВХ. Продукт вызвал большой интерес.
3D-панели изначально использовали исключительно в дизайне интерьеров и строительстве. В Европе и России его можно было найти под наименованием «Линкруста». Этот материал, как часто происходит, не обошли стороной и китайские производители, грамотно скопировав и переработав концепцию. Выполнили материал из такого сырья, чтобы он подходил к требованиям мебельщиков.
Эксперты рассказывают, что попытки заменить фрезеровку уже были, причём решения предлагали даже отечественные специалисты. Только методика всё равно была трудозатратой и осуществлялась путём продавливания валом деревянной основы. Не получалось добиться такой глубокой текстуры, плюс заготовка требовала дополнительной обработки, ошкуривания. А за счёт 3D-панелей на выходе уже получается готовая плита.
Последствия закрытия границ — Европа
Конечно, Китай считается крупнейшим экспортёром как огромного количества комплектующих для мебельной отрасли, так и сырья для их производства. Поэтому сложности с Поднебесной ощутили очень многие. Однако непростая ситуация наблюдалась и в странах Европы. Пожалуй, наиболее сложное положение было в Италии.
«В Италии до сих пор «красная зона» и серьёзные ограничения. Мы с определённой периодичностью посещали завод-партнёр для обсуждения стратегических вопросов и пополнения ассортимента, однако коронавирус внёс свои коррективы. Тем не менее мы с партнёрами совместными усилиями сделали всё возможное, чтобы сложная ситуация никак не отразилась на поставках. Продукция из Италии продолжает стабильно поступать к нам, а от нас и к нашим клиентам», — подчеркнула ДИАНА ШУХМИНА.
Крупные производители, как и их опытные дилеры и дистрибьюторы, гораздо проще перенесли трудности в том числе за счёт резервных запасов компонентов или готовой продукции. Впоследствии такая дальновидность позволила им остаться в выигрыше даже в самый сложный момент.
«На сегодняшний день ситуация на рынке лакокраски (и не только) очень нестабильная.
Практически все производители столкнулись с большими трудностями, связанными с дефицитом изоцианатов, смол, растворителей и ростом их стоимости. А «благодаря» введённым в европейских странах локдаунам, некоторые компании и вовсе были вынуждены временно приостановить свою деятельность. Но поскольку SIRCA является одним из ведущих производителей ЛКМ в Италии и имеет стратегический характер, ей удалось избежать этого.
Наша компания, являясь её официальным дистрибьютором в России, также смогла обеспечить бесперебойные поставки нашим клиентам, в том числе за счёт собственных складских запасов и отлаженной логистики. Кроме того, наша клиентская база расширилась после снятия карантинных мер, поскольку из-за отложенного спроса очень резко возросла потребность в комплектующих, в том числе в ЛКМ. С учётом всех этих моментов наши продажи за 2020 выросли по отношению к предыдущему году.
Если говорить о предпочтениях потребителей, то, например, в южных регионах они почти не изменились. Например, на Кавказе сочетание слоновой кости с золотой патиной — хит сезона уже на протяжении долгого времени. В том числе поэтому мы всегда представляем такие решения на южной отраслевой выставке.
Равно пользуются спросом как высокоглянцевые лаки, позволяющие подчеркнуть природную красоту древесины и сделать покрытие более «сочным», так и глубоко матовые покрытия, которые активно применяются при создании современных интерьерных решений.
Если по типам ЛКМ за последнее время ничего не поменялось, то появились инновационные методы отделки. Я говорю о лазерном отверждении, которое в какой-то степени является модификацией УФ-отверждения. Использование лазера позволяет создать суперматовую поверхность с очень высокой стойкостью. Однако это по-прежнему довольно узкоспециализированный метод, который подходит далеко не каждому предприятию за счёт своей высокой стоимости. Использование этой технологии будет рентабельно для крупносерийных предприятий, работающих с большим объёмом плоских панелей. Пока покупать дорогостоящее оборудование готовы далеко не все.
Быстрый рост цен на органические растворители (в том числе и для промывки окрасочного оборудования) заставляют клиентов обратить внимание и ускорить переход на водоразбавимые продукты, характеристики которых постоянно улучшаются. Они становятся всё более технологичными, и за счёт этого, на наш взгляд, за ними будущее отделки», — обрисовал ситуацию технический директор ООО «Арикон ЛК системы» СЕРГЕЙ МОШКОВ.
Не обошла схожая ситуация и клеевой сегмент. И пусть в других странах Европы ограничительные меры были немного слабее, чем в Италии, трудностей с поставками также не удалось полностью избежать.
«Положение дел сейчас непростое. Из-за внешней ситуации, которая затронула всех производителей клея, многие уже не ищут новых партнёров и приостановили расширение клиентской базы, потому что теперь не всегда получается в срок обеспечить продукцией даже старых заказчиков. Потребность повышается, потребители начинают стучаться во все двери. К нам вот, например, сейчас пришли даже те, кто раньше из-за цены совсем не хотели на нашем клее работать. Доходит и до того, что берут уже буквально всё, что есть в наличии, — абсолютная анархия.
Всё из-за отсутствия сырья, связанного с пандемией в прошлом году и последующим закрытием ряда сырьевых предприятий в Америке и Европе. Например, объём ряда сырьевых компонентов на основе углеводородов сократился, а то, что есть, значительно подорожало. Причём так, как не было никогда, — не на 5-10%, а сразу чуть ли не в 10-30 раз.
Несмотря на собственные большие планы, мы не строим больших иллюзий на счёт общей ситуации в нише. Производители и поставщики пытаются как угодно компенсировать свои предыдущие потери и стремятся нагнать упущенное, а первоначальную стоимость потом очень редко возвращают», — рассказал генеральный директор ООО «Йоват» (бренд JOWAT) НИКОЛАЙ КЕЧАЕВ.
Ложка мёда в бочке дёгтя
Только палка всегда бывает о двух концах. Из-за трудностей с европейскими и китайскими комплектующими многие стали обращаться к отечественным производителям. Иронично, но настоящее импортозамещение начало реально происходить не в более или менее стабильных условиях, а непосредственно в кризис. Причём бывает, что и европейцы, потеряв старые источники, начинают искать новые в России.
«У нас производство в Иванове, работаем мы по всей стране и через официальные представительства, и через дилерскую сеть. Работаем как с разными товарными позициями, так и с предприятиями различных финансовых возможностей. Подбираем клей в зависимости от требований заказчика, в том числе по методике нанесения: вальцами, кисточками в ручном режиме либо же форсунками. При необходимости разрабатываем новый состав. И значительный акцент делаем на экологичности, в том числе поэтому среди наших клиентов много тех, кто работает на экспорт.
Конечно, мы также столкнулись с недостатком компонентов, но, так как у нас сырьевая база в основном полностью отечественная, очень быстро выровняли положение. Своих постоянных клиентов мы обеспечили продукцией безо всяких проблем. Я вам больше скажу, наш российский винилацетат сейчас отлично продаётся в Европу и США. В Америке ещё из-за морозов встал один из крупнейших производителей, а в Европе множество предприятий встали из-за карантина. Ряд же других компонентов мы закупаем там же, где закупают их крупные европейские клеевые бренды, а потому качество нашего продукта ничем не уступает», — рассказал заместитель директора по развитию ООО «Полимерсбыт» (бренда Umacoll) ВЛАДИМИР БАСКОВ.
В том числе ещё более свободно почувствовали себя производители и продавцы из стран с более удобной логистикой, например, Турция. На самом деле продукции из этой страны на российском мебельном рынке всегда было достаточно, небольшой спад возник лишь в 2015-2016 годах из-за санкций. Однако после нормализации отношений «турецкий товарный поток» пошёл снова, и в постпандемический период во многих нишах не просто не прекратился, но и усилился.
«Нашей дебютной выставкой после выхода на российский рынок была столичная «Мебель-2019».
Прошлый год пусть и замедлил наше продвижение по отраслевым мероприятиям, но в целом вышел довольно успешным по продажам. Буквально один месяц у нас был провал, когда всё закрылось, а потом стабилизация и только вверх и вверх. Тем более что китайские мойки занимали очень большую долю рынка, а сейчас приятно, что многие, кто раньше даже не знал о качественной турецкой нержавейке, обратили на неё внимание.
К тому же у нас в ассортименте и «бюджетные», и премиальные варианты: юг нашу продукцию в принципе увидел только в этом году. Ну а методика бесшовного монтажа наших моек для южных регионов стала буквально сюрпризом — будем рассказывать об этом дальше. У нас вообще в планах занять 10-20% российского рынка моек. Потому что его в любом случае надо заполнять заново после остановки большой части китайских предприятий. Пока производители и поставщики из Поднебесной заново наладят логистические пути после локдауна и «торговых войн» с Америкой, наши люди привыкнут к качественной среднеценовой нержавейке. Поэтому я думаю, что «эконом» из Китая — именно самый «бюджетный» сегмент — примерно к концу этого года или к началу следующего в большей степени пропадёт с российского рынка», — дал прогноз коммерческий директор ООО «Топзеро рус» (TopZero) АЛЕКСАНДР КЛЫЧНИКОВ.
Более того, стало куда удобнее приобретать в Турции дефицитные комплектующие.
«Больший акцент у нас на сегмент B2C, а если говорить о B2B, то пока работаем только с дилерами из нашей ниши. Потому что полтора года на российском рынке — маловато, чтобы идти с предложениями к мебельщикам. Это сегмент со своими правилами, и мы полностью осознаём, что там другие сроки и объёмы, соответственно, куда выше ответственность. Хотя поставщики нами уже интересуются, мы изучаем условия и ведём переговоры, но плотно планируем заняться В2В, когда совсем в России освоимся.
Однако мы открыты для мебельщиков в другом направлении — доставке древесностружечных плит. Пусть это и не профильное для нас направление, но нынешние экономическое положение и дефицит диктуют новые условия, и многие стараются помогать друг другу по мере сил. Так как турецкие пути открыты, а местная плита стоит значительно дешевле, выходит вполне «бюджетный» вариант даже с учётом расходов на логистику», — добавил АЛЕКСАНДР КЛЫЧНИКОВ.
Нестандартные подходы
Конечно, один из путей к успеху — привлекать покупателей ходами, которые те никак не ожидали от компании с давно отработанным стилем.
«У нас очень чёткая направленность для южных регионов — мебель в классике. Здесь она по-прежнему популярна, в том числе за счёт культурных особенностей. Например, если в Дагестане в молодой семье жилплощадь покупает муж, то жена должна обставить её новой мебелью. Эдакий современный формат приданого. Цены у нас доступные, а выглядит мебель очень «по-дворцовому». Часть коллекции, например, гостиную «Мария» и совсем новую кухню «Изабелла» возили в Екатеринбург осенью 2020 года — уральцы такого почти не видели, поэтому такая мебель много внимания привлекала.
Для привычных же клиентов стараемся экспериментировать, например, разработали новую патину в серебре. В конце 2020 года пришли к этому решению, и вот к весне 2021 уже использовали в новой коллекции. И очень хорошо зашла — золото некоторым уже приелось. Плюс сделали больший акцент на светлых тонах, пастельных, цвете «орех» — такую куда проще даже с современной мебелью интегрировать. Также сделали кровати с уменьшенными габаритами, чтобы подходили к более современным планировкам», — заметил представитель ООО «Северо-Кавказская фабрика мебели».
Трудности очень часто стимулируют не только искать новые пути привлечения покупателей и добычи недостающих комплектующих, но и создавать продукты без использования дефицитного сырья.
«Рады выбраться на выставку, обменяться информацией, увидеться и поздороваться с партнёрами, конечно, показать обновления. Хотя у нас нет прямо новинок этого месяца, все нововведения мы стали планомерно с января запускать. То есть многие заказчики уже знали о наших последних продуктах, просто ещё не видели воочию. А сейчас вот, наконец, добрались, и с трудом спокойная минутка удаётся. Одну из новых моделей диванов я раскладываю за день, наверное, раз 500 — уже даже боюсь к нему подходить. Ко всему прочему он напоминает о недавних трудностях с доставкой ткани из Китая.
Со всем справились, но при производстве ряда корпусных изделий решили пойти по пути наименьшего сопротивления. Учитывая, что сейчас большие проблемы с МДФ, сделали целую линейку мебели, например, из ДСП с фотопечатью. Мы очень довольны такой практикой: срок производства значительно ускорился, а качество и дизайн при этом на уровне», — заверил руководитель отдела продаж ООО МФ «Олмеко» ВИТАЛИЙ ФЕДОРЕНКО.
Текст и фото: Мария Бобова