Как воспитать станочника из повара?
Фото: freepik.com

Производство ЛКМ: перспективы и развитие (часть 1)

Ситуация, сложившаяся в лакокрасочном сегменте для деревообработки в 2022 году, пожалуй, одна из самых интересных. Отток западноевропейских производителей, в частности тех, кто локализировал свои заводы в России, потряс индустрию. Как уточняется в тематическом отчёте группы консалтинговых и инвестиционных компаний BusinesStat, объём этой продукции занимал на внутреннем рынке немаленькие 30‒35%.

А внутри мебельной ниши этот процент возрастал кратно.

«Традиционно мебельный сегмент ЛКМ в России был представлен европейскими производителями из Италии, Германии и Финляндии. Доля этих производителей на нашем рынке долгое время доходила до 90%», — уточнил начальник КТО и главный технолог ООО ТПК «ФЕЛИКС» Наир Степанян.

Это привело к активности не только отраслевиков из дружественных стран (о чём мы писали в нашем репортаже с выставки «Мебель-2022» на стр. 16), но и отечественных игроков. Российские лакокрасочники, помимо закономерного пополнения запасов, поиска новых поставщиков, брендов и логистических путей, стали увеличивать объёмы производства и организовывать новые предприятия.

Например, ООО «Собпром» объявил о планах запустить производство лакокрасочных материалов в городе Невинномысске. Компания «Эномеру» собирается запускать площадку по производству ЛКМ в Санкт-Петербурге.

Так в чём же неординарность ситуации?

Кажется, что всё, наоборот, довольно логично: как отечественные игроки, так
и открытые для нас иностранные партнёры пытаются занять освободившиеся после ухода европейских брендов ниши. Появилась возможность поднять узнаваемость, потому что более опытные и прочно закрепившиеся иностранные марки теперь не будут «перетягивать одеяло на себя».

Однако эта ситуация становится интереснее именно на контрасте с другими направлениями мебельной промышленности. Например, с сегментом функциональных комплектующих.

Импортозависимость от фурнитуры на отечественном мебельном рынке куда более острая. АМДПР в течение почти всего 2022 года оглашала эту внушительную информацию: 97% фурнитуры в стране — это импорт. И скорее при виде этих цифр возникнет мысль, что пора бы начать учиться самим, на собственных площадках производить хотя бы часть позиций.

Но эксперты тут же напоминают, что инвестиции в производство функциональной фурнитуры очень рискованны как минимум по двум причинам. Ни одна из них не касается нехватки опыта — все понимают, что освоить при желании можно всё, тем более если привлечь к этому коллег из Китая и Турции.

Основные проблемы — стоимость самого сырья (а именно металла) и его обработки на российском рынке, а также малая окупаемость вложений. Первое время продажи на внутреннем рынке однозначно будут небольшими. Да и по цене не получится конкурировать с теми же китайскими и турецкими производителями.

Поэтому по аналогии хочется задать соответствующие вопросы в отношении рынка ЛКМ.
Получится ли у отечественных производителей окупить свои затраты только за счёт внутреннего рынка? Будет ли возможность возить целый ряд компонентов, которые у нас пока не производят?
Ряд экспертов вовсе считают, что впереди это направление может ждать чуть ли не монополия одной страны-поставщика, а также сокращение поставок в Россию некоторых компонентов даже из дружественных стран.

Покраска дерева
Фото: cookie_studioa-Freepik

Разговоры о турецкой лакокрасочной экспансии

Такую теорию высказал нам один из специалистов в кулуарах «Мебели-2022». Пусть некоторым она покажется чрезмерной, это мнение всё же достаточно любопытно, чтобы им поделиться.

«Туркам очень интересен рынок, поэтому они планируют максимально широко его охватить. Нельзя исключать, что, если не поменяются внешние обстоятельства, основную долю продукции внутри страны займут именно турецкие бренды ЛКМ. При этом официальная дилерская сеть будет небольшой — её сложно контролировать.

Скорее всего, турецкие головные компании выберут в России несколько официальных дистрибьютеров и оставят им право создавать дилерские цепочки, которыми российские партнёры будут управлять и за которые будут отвечать», — поделился мнением наш собеседник.

Мы в ответ заметили, что традиционные ЛКМ (полиуретановые, полиэфирные, акриловые) в России производят на очень неплохом уровне. К тому же с курсом на усиленное импортозамещение стали появляться новости о том, что предприятия начинают наращивать мощности и расширять ассортимент не только готовой продукции, но и химических компонентов.

Например, согласно открытым источникам, один из крупнейших и старейших химических заводов в России, тамбовский «Пигмент», в 2022 году увеличил объём производства на 29%. Возрос выход акриловых эмульсий, формалина, а также готовых ЛКМ. Неужели в таком случае российские производители не смогут отстоять свою часть внутреннего рынка?

На что наш собеседник напомнил, что химические компоненты у нас производят далеко не все. Значительную их часть по-прежнему привозят из-за рубежа, и заметная доля в этом направлении приходится, в частности, на Турцию.

Однако, если турецким производителям покрытий удастся прочно закрепиться на российском рынке, то им попросту станет невыгодно поставлять химкомпоненты.

«Лучше увеличить производство у себя в стране, а затем конвертировать это в продажи готового продукта в Россию».

Аргументы за и против

Назвать эту теорию совсем уж безосновательной нельзя.

Турция за последние годы действительно сделала прорыв в лакокрасочной индустрии, в частности внутри своей страны. По данным отчёта BusinesStat, за 2017-2021 гг. продажи лакокрасочных материалов в Турции увеличились на 27,7%: с 1,67 до 2,13 млн т.

Более того, российско-турецкое сотрудничество в сфере ЛКМ по закономерным причинам начало набирать ещё большие обороты.

Так, 3 марта 2022 года на выставке «Интерлакокраска-2023» прошёл круглый стол «Взаимодействие России и Турции в индустрии ЛКМ», организованный «Экспоцентром» в партнёрстве с Российским союзом химиков, Ассоциацией «Центрлак» и Российско-турецким деловым советом.

Как сообщают на официальном сайте «Экспоцентра», на круглом столе привели данные о том, что если закупки ЛКМ в Китае выросли на 82%, то в Турции — в 3,7 раза.

«С 2020 по 2022 года товарооборот между Россией и Турцией достиг 115 млрд долларов США, при этом 98% пришлось на российский импорт и только 3% — на экспорт», — сообщила на мероприятии директор по НИР ОАО «НИИТЭХИМ» Диана Кудряшова.

«За последний год мы видим трёхкратный рост запросов по Турции. Традиционно с 2017 года мы были ориентированы на работу с КНР, сейчас значительную долю в наших заказах занимает Турецкая Республика», — цитируют на сайте «Экспоцентра» генерального директора АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ Алексея Завадского.

Кто-то может сказать, что эти цифры касаются всего спектра продуктов в принципе, при том, что турецкие покрытия для мебели и продукции деревообработки могут занимать совсем небольшую долю в общей массе.

Но сами мебельщики утверждают обратное.

«После официального ухода с российского рынка большой части европейцев турецкие производители получили отличный шанс на завоевание местного рынка. В этом году у многих из них отмечен многократный рост объёмов продаж, начало научно-исследовательских работ по копированию многих европейских материалов, востребованных на рынке.

Сильные стороны турецких производителей: сравнительно низкая стоимость ЛКМ, недорогая логистика и огромное желание захватить рынок. Основные производители мебельных ЛКМ из Турции — это компании Betek Boya, Tac Boya, Evmodak, Erson Boya, Polchem, Dyo/Dewilux, Jotun Boya, Genc (Kaylar Kimya), Pammukkale», — перечислил Наир Степанян.

Тем не менее о «турецкой лакокрасочной экспансии», несмотря на внушительные цифры, говорить всё же рано. Хотя многие дополнительные аспекты темы делают её очень привлекательной. Какие же? Читайте в продолжении материала.

Текст: Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!