Производство плит и мебельная индустрия: друг познаётся в беде
2023 год для российского ЛПК прошёл неоднозначно: в одних сферах наблюдалось серьёзное падение производства и спроса, в то время как в других эксперты с удивлением наблюдали за неожиданным ростом. Неоднозначная ситуация складывалась, например, на российском плиточном рынке, хотя и откровенно плохой называть её точно не стоит.
Согласно аналитике агентства WhatWood, в 2023 году предприятия России произвели порядка 7,7 млн м³ ДСП и ЛДСП. Производственные мощности заводов при этом были загружены на 86%. Для сравнения: в 2022 году производители древесных плит обеспечивали свои предприятия на 74%.
Аналитики отмечают: активнее всего выпускать плиты российские производители стали ближе к концу года. WhatWood подчёркивает, что в декабре 2023 года рынок ДСП демонстрировал уравновешенный баланс спроса и предложений: предприятия загружали мощности по ламинированию настолько, насколько это было возможно. В результате в целом по стране производство ДСП увеличилось на 15%.
Успешный год для мебельной индустрии
Казалось бы, логично будет написать о том, как рост производства плит положительно сказался на мебельной индустрии, однако в этот раз всё получилось наоборот: в последние пару лет мебельщики стали для российского плиточного рынка, который из-за санкций оказался не в самом выгодном положении, серьёзным подспорьем.
Согласно данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР), рост мебельного производства в РФ по итогам 2023 года составил около 33%, в стоимостном выражении — 23% (с 356 млрд рублей в 2022 году до 438 млрд рублей в 2023-м). Наибольший рост производства наблюдался в сегменте кухонной мебели — 81%.
Хорошим результатам способствовала и ценовая политика. Стоимость мебели на внутреннем рынке если и росла, то не слишком стремительно: в октябре 2023 года по отношению к декабрю 2022-го этот рост составил лишь 6,3%. Впрочем, цены начали идти ввысь летом, а к концу года подорожание ускорилось. Это коснулось в первую очередь кухонной мебели, а вот детские кроватки из дерева и деревянная офисная мебель, напротив, стали обходиться покупателям дешевле.
Положительно на темпах и объёмах производства в прошлом году сказался и ввод в эксплуатацию нового жилья. Первоочередной покупкой для новосёлов по-прежнему остаются кухонные гарнитуры, шкафы и спальни. Спрос на них в 2023 году наблюдался высокий. Больше мебели стали также закупать муниципальные учреждения и государственные компании.
Отметим, что свою роль сыграло желание клиентов приобретать не отдельные изделия, а целый пул товаров в едином чеке. Сегодня, в условиях нестабильной экономической ситуации, покупатель предпочитает за один раз обставить сразу несколько жилых зон, чтобы в будущем избежать переплаты.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из основных стимулов роста производства мебели в России в 2023 году стала строительная отрасль.
«Производители мебели находятся в прямой зависимости от рынка недвижимости, а жилищное строительство показало в прошлом году позитивную динамику даже по отношению к рекордному 2022-му. Крупнейшие застройщики стремятся предлагать всё больше лотов с частичной или полной меблировкой, что, безусловно, стимулирует покупательский спрос. Не стóит забывать и о программах льготной ипотеки, которая усилила этот эффект», — цитирует сооснователя компании Mr.Doors Максима Валецкого «Российская газета».
Мебельщики тянут плитное производство
Рост производства неизменно ведёт к повышенному спросу на сырьё и материалы. Производителям ДСП сыграло на руку то, что они и до санкций преимущественно поставляли свою продукцию на внутренний рынок. По этой причине они смогли быстрее адаптироваться к произошедшим переменам и удержать бизнес на плаву, в то время как фанерные предприятия отстали в этой гонке на несколько позиций.
По данным НЛАРИ, приведённым в отчёте «Рынок древесных плит: результат санкций и краткосрочный прогноз», около 31% экспорта приходится на ламинированные плиты, а 69% — на необлагороженную продукцию.
Тимур Иртуганов, генеральный директор АМДПР, отмечает, что плитное направление во многих аспектах является профицитным, а мебельная индустрия испытывает некоторую зависимость от сезонного спроса на продукцию.
«Пока мебель вытягивает это направление и является драйвером прироста плитного производства. Нам нужно активным образом поддержать этот тренд, и мы будем обращаться в Совет Федерации, чтобы ещё больше защитить мебельную отрасль. Плиты, безусловно, снижают себестоимость и начинают по чуть-чуть вытягивать „механичку“», — отметил замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров, выступая в рамках IV Всероссийской конференции производителей мебели на выставке «Мебель-2023».
Впрочем, прогнозы на 2024 год некоторые эксперты уже строят. Сооснователь компании Mr.Doors Максим Валецкий считает, что успех отрасли будет зависеть от ситуации на рынке недвижимости, в первую очередь — от программ господдержки ипотеки. Даже если произойдёт снижение рынка недвижимости, мебельщики смогут спокойно работать вплоть до 2026 года: новосёлы будут обставлять приобретённую недвижимость. Взрывной динамики в потребительском спросе эксперт не ждёт: при отсутствии стресс-факторов показатели, считает он, будут приближены к итогам 2023 года.
Что касается цен на мебель, здесь, по мнению главы аналитического департамента AMarkets Артёма Деева, стóит ожидать очередного роста, связанного с эмбарго ЕС на импорт древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит из РФ. Уже в марте корпусная мебель и столы могут подорожать на 10%, стулья, кресла и табуреты — на 5–7%, а полки, стеллажи и системы хранения — на 3%.