Красочные спецэффекты: тренд прошлых лет или часть новых технологий?
Вопрос и к мебельщикам, и к «лакокрасочникам». Помните ли вы, когда начался ажиотаж вокруг дизайнерских лакокрасочных покрытий, позволяющих добиться невероятных эффектов на фасадных полотнах и других элементах мебели? В открытых источниках не так много исторических сведений об этом. Но если учесть, что рынок профильных ЛКМ в России начал активно развиваться с начала двухтысячных, то дизайнерские покрытия стали массово распространяться там приблизительно с 2013-2014 года.
Конечно, каждый мог начать использовать эти особенные материалы в разные годы. Однако для нашего журнала всё началось в 2017 году, когда мы написали первую статью о лакокрасочных спецэффектах и о том, насколько востребованными они стали у конечных потребителей.
А расцвет, на наш взгляд, пришёлся на 2019 г., когда на каждой профильной выставке было невероятное изобилие дизайнерских покрытий. Преимущественно итальянских, ведь специалисты из этой страны ― законодатели мод во многих отраслях, среди прочего и в мебельной. Ещё не так давно основными производителями и поставщиками впечатляющих ЛКМ были именно они.
Текстурированные краски, высокий глянец и ультраматовые решения, металлизированные и перламутровые финишные покрытия, спецэффекты «краколет» и «хамелеон», разнообразные виды патины: всё это в изобилии предлагали средиземноморские химики. За ними потихоньку подтягивались турецкие компании, но «играли» они в совершенно другом ценовом сегменте.
А потом, после двух кризисных событий, спрос на такие решения начал спадать.
«Я бы сказал, что бум на такой тип ЛКМ был ещё не так давно. Покрытия, создающие эффект ржавчины и бетона, приобретали часто, эпоксидная смола была очень востребована. Но сейчас мы со своей стороны наблюдаем спад интереса к ним», — поделился наблюдением технический директор ООО «Арикон ЛК системы» Сергей Мошков.
«За последние два-три года мы фиксируем отрицательную динамику спроса. Снижение порядка 10-15 %», — привёл цифры менеджер технической поддержки Kayalar Kimya (бренд Genç) Антон Атаманов.
Но говорить об их уходе с рынка ещё очень рано. Да, ниша во многом держалась на итальянцах (хотя, как говорят в кулуарах профильных мероприятий, европейские краски продолжают поступать в Россию), но конкуренция заставила многие другие компании развивать свои декоративные покрытия. В итоге сегодня мы имеем иной состав лидирующих игроков на внутреннем рынке мебельных красок и обновлённые запросы потребителей. А значит, и новые тренды в нише лакокрасочных спецэффектов.
Эффекты вчерашние и сегодняшние
Если, опять же, предаться воспоминаниям, то можно отметить, что ещё недавно у мебельщиков повсеместно встречались фасады с эффектом «краколет», который имитировал якобы отшелушивание последнего слоя краски, из-за которого проглядывало другое покрытие. Дизайнеры активно «состаривали» мебель, визуально удорожая её. Стоимость в глазах потребителей поднимали жемчужные краски и прочие сияющие составы. Но потом современные минималистичные стили и экотренды сменили такие решения. Поэтому сегодня эксперты наблюдают интерес к более лаконичным, но от того не менее сложным эффектам.
«Сразу могу сказать, что „краколет” сегодня вообще никто не спрашивает, эпоксидную смолу значительно реже, как и металлики. Хотя есть исключение — покрытие „Жидкий металл” со стальным порошком в составе, благодаря которому древесная плита становится максимально похожей на железный лист.
Вот такая позиция вызывает интерес. Но производство изделий, окрашенных по такой технологии, очень трудоёмкое, поэтому такая мебель изготавливается только на заказ. Прибавьте сюда расходы на логистику, оборудование и зарплаты профессиональных маляров (потому что без опыта такое покрытие грамотно не сделаешь) и получите их стоимость.
Но те, кто работает в сегменте премиальной мебели, могут себе это позволить. Те, кто хочет не столь натуральный, но похожий эффект, используют жидкую поталь», — рассказал Сергей Мошков.
С тем, что «краколет» стал совсем не востребован на рынке, согласен ещё один наш эксперт. Однако насчёт базовых металликов данные у спикеров начинают расходиться.
«Спрос на патину и металлики плюс-минус стабильный. Поэтому все эти материалы есть в нашей складской программе. Исходя из индивидуальных запросов каждого клиента, мы можем подобрать не только необходимый цвет, но и скорость сушки и степень „шлифумости” патины», — заметил Антон Атаманов.
На удивление, у поставщиков ЛКМ также разнятся мнения насчёт суперматовых и высокоглянцевых покрытий.
«Если говорить о наименее популярных сегодня эффектах, наравне с „краколетом” я отметил бы „софт тач”. Эти покрытия мы поставляем только на заказ. Зато спрос на высокий глянец очень высокий. За последние два-три года продажи составов для создания такого эффекта выросли на 30-40%», — подчеркнул Антон Атаманов.
«Высокий глянец постоянно востребован только у производителей мебели для ванных комнат. Белый — это их базовый вариант. А что касается мебели других групп, то я бы сказал, что там значительно поубавилось моделей с таким дизайном. Тут ещё проблема в том, что это краска требовательна к материалу, на который её будут наносить. Поэтому мы, в свою очередь, видим, что тенденции сместились в сторону ультраматовых решений.
Их как раз часто сочетают с металликом или глянцем. Единственное, в чём „софт тач” объективно не прижился, так это в кухонной мебели. Попросту потому, что этот эффект не любит частых прикосновений, а на кухне руки ещё и грязные, жирные. Поверхность потом может начать лосниться. Но для спальных гарнитуров и систем хранения этот вариант отлично подходит», — уверен Сергей Мошков.
Со своей стороны можем предположить, что всё дело в разных ценовых сегментах и в отличиях в клиентской базе.
Кто сегодня покупает, а кто задаёт тренды?
«Целевая аудитория таких продуктов на 80% состоит из производителей и дизайнеров, 15% приходится на „мастеров-гаражников”, работающих по индивидуальным заказам, и 5% — на частных клиентов, которые хотят попробовать свои силы и сделать дизайнерский ремонт у себя дома самостоятельно. Основной вектор развития этого направления задают, конечно, модные тенденции в обществе, продвигаемые посредством СМИ и культуры», — привёл свою статистику эксперт компании Kayalar Kimya (бренд Genç).
Причём оказывается, что часто эти модные веяния выходят даже за пределы мебельной индустрии. Например, в строительные направления.
«Матовыми покрытиями интересуются и производители паркета, и даже специалисты, работающие в нише деревянного домостроения. У нас уже было несколько таких примеров в практике. Клиенты, которые заказывают напольные покрытия и прочие материалы для отделки дома, опираются на мнения тех дизайнеров, которые создавали им интерьер помещения. Поэтому и игрокам из других ниш приходится искать подходящие запросу ЛКМ», — добавил технический директор ООО «Арикон ЛК системы».
То есть потенциально можно было бы продвигать определённые лакокрасочные решения через дизайнеров, однако крупные поставщики попросту не смогут этим заниматься из-за того, что их бизнес направлен именно на взаимодействие с производителем, а потом с клиентом. С одной стороны, дизайнеры тоже покупатели, но работать с ними с точки зрения маркетинга — это лишние затраты.
К тому же не все дизайнеры знакомы с нюансами мебельного производства и попросту не представляют, что многие спецэффекты наносятся в разы сложнее базовых ЛКМ, по-разному реагируют на новые условия и часто требуют специфического оборудования.
Работа со спецэффектами требует знаний и кадров
Например, даже дизайнеры подвержены цикличности моды. Современные экотренды в какой-то степени привели к тому, что на рынок стали активно возвращаться морилки. Мебельщики, которые работают с массивом, прибегают к ним всё чаще и чаще, потому что они одновременно и окрашивают материал, и сохраняют естественную красоту древесины.
«С выставки „Мебель-2023” мы замечаем повышение спроса на морилки. Этот тренд только набирает популярность. Сегодня особенно востребованы полуукрывные лессирующие морилки, которые представляют собой нечто среднее между плотной эмалью и совсем прозрачными покрытиями. Благодаря им получается придать цвет, и при этом текстура дерева явственно просвечивается.
Но одновременно с возрастающим интересом мы убедились, что многие мебельщики за годы разучились с ними работать. Забыли, что это очень „подчёркивающий” материал и что он при разных факторах (таких как вид древесины и её свойства, вид разбавителя и его количество) будет давать различный результат, например выделять поры и естественный рисунок или же, напротив, давать „эффект пластика”, причём в разных оттенках», — посетовал Сергей Мошков.
Слова эксперта подтверждает и то, что вокруг этого материала начинает возрастать информационная активность. Так, поставщик бренда Renner, компания «Лига» (ООО «ЛИГАС»), известный своими обучающими видеоматериалами, за несколько месяцев этого года снял несколько роликов, где фигурировали именно морилки.
В одном из них главный технолог компании Ярослава Пенджола упомянула белую морилку в качестве материала, который позволяет добиться эффекта «выбеленного дуба». Однако уточнила, что в этом процессе очень важно не переборщить, потому что избыток такой морилки будет снижать адгезию.
Также этому типу покрытий специалисты посвятили отдельное видео. В нём Ярослава Пенджола рассказывала, как меняется эффект морилки, если применить к ней разные разбавители (быстрые разбавители, ацетон, воду и др.).
В результате получилось пять образцов, которые отличались между собой как глубиной цвета, так и степенью «просвечивания» древесного рисунка.
Если какое-то время назад мастера только учились работать со спецэффектами и различными покрытиями, то сейчас сложность заключается в том, что некому стало передавать эти знания. Кадровый дефицит также мог косвенно повлиять на снижение спроса на декоративные покрытия.
«Создание декоративного эффекта действительно является более сложным, по сравнению с окраской мебели базовыми материалами. Значение имеют многочисленные важные детали, которые мастера-отделочники, дизайнеры и технологи предпочитают хранить в тайне и считают своим ноу-хау. Хотя все когда-то начинали без знания этих тонкостей и доросли до специалистов высокого уровня.
Для начала достаточно просто чётко соблюдать рекомендации по применению, прописанные в технической памятке, которой сопровождают каждую партию продукта. Но, к сожалению, далеко не все к этому приходят, поэтому так возрастает спрос на обучение. Поставщики сегодня активно оказывают услуги производителям мебели», — добавил Антон Атаманов.
«Профильных специалистов по окраске сегодня очень мало. События последних пяти лет серьёзно усугубили кадровый голод. Поэтому поддержка клиентов поставщиками, оказание услуг по обучению сегодня уже обязательны и необходимы. Поэтому мы выполняем несколько наших основных задач: предлагаем заказчикам и широкий выбор этой продукции от двух наших основных брендов, и услуги по обучению.
Сегодня, если ты не обучил персонал, потерял преимущество на рынке. Возьмём очень образный пример: суперсложные металлики, о которых я говорил выше. Если хотите, чтобы вся партия выглядела правильно, единообразно, то нужно, чтобы её в один раз наносил один человек. Если над проектом будут работать два маляра, то все детали могут выглядеть по-разному, и эффект потеряется. Собственно, поэтому сегодня всё больше людей начинают постепенно уходить от ручного труда к автоматизированным линиям, на которых, в частности, куда проще работать со сложными эффектами», — уточнил Сергей Мошков.
Технологичность — новый современный эффект
Как мы говорили выше, мода циклична. А технологии, в свою очередь, имеют свойство долго раскачиваться, а после выстреливать в нужный момент.
«Новыми материалы могут быть не только с точки зрения спецэффектов, но и по своей сути. Они будут требовать определённого подхода, но в тоже время давать отличный результат. Это, например, касается материалов эксимерного отверждения: которые отверждаются специальными УФ-лампами. В результате получается ультраматовое покрытие с очень высокой стойкостью к царапинам», — рассказал г-н Мошков.
Итальянские ЛКМ УФ-отверждения были давно и успешно представлены на российском рынке. Начиная с 2021 года, эту нишу стали активно осваивать и турецкие производители ЛКМ, в частности благодаря «живой» демонстрации работы этих материалов на профильных выставках.
«УФ-материалы бывают с заранее введённым фотоинициатором, и с таким видом красителей нужно работать аккуратно. Даже попадание на него солнечных лучей может привести к желированию и порче покрытия. Для таких красок как раз обязательно необходимы те самые дорогостоящие покрасочные линии.
Однако если ЛКМ без введённого инициатора, то с ним можно работать проще. Вплоть до того, что нанести вручную, а уже после провести под ультрафиолетовыми лампами, и изделие будет готово к упаковке. Ведь основное преимущество УФ-продуктов как раз таки в скорости высыхания. За счёт их использования идёт сокращение площадей, которые рассчитаны под сушку фасадов.
Более того, на этап сушки уходит меньше времени, а значит, производственный цикл сокращается. И эффект высокого глянца получается максимально сильным именно благодаря этим красителям — усадка меньше.
Из минусов, помимо всё же довольно серьёзной привязки к специальному и дорогостоящему оборудованию, ― сокращённый срок хранения. Традиционные ЛКМ при соблюдении условий можно спокойно хранить на складе 2–3 года, а УФ-материалы — 3–6 месяцев», — рассказал нам тогда Антон Атаманов.
Как отмечает ряд экспертов, в частности один из наших спикеров, УФ-линии активно применяли в СССР, где мебель преимущественно была заводской, серийной, единообразной. Но в перестройку эти станки и материалы исчезли с рынка за ненадобностью, потому что появились запросы на индивидуальные и мелкосерийные решения, для производства которых УФ-технология не подходила. Профильным материалам пришлось заново покорять рынок, причём с затруднениями ― продвижение замедляла дороговизна оборудования.
Но сейчас такую технологию вновь стали активно использовать серийные предприятия, работающие с большими партиями деталей, в частности производители паркетной доски, стеновых панелей и, конечно, фасадов. Пусть цена на оборудование сегодня могла незначительно упасть в сравнении с 2018 и 2021 годами, однако сейчас к ней прибавляются расходы на логистику и обучение операторов.
Но в перспективе благодаря такой технологии можно делать куда более масштабные партии продукции со стабильным качеством и задействовать при этом меньше людей.
Это начинает понимать всё большее число производителей, что стало заметно на выставке UMIDS-2024, когда представители разных направлений (поставщики/производители красок и станков) отметили повышение спроса на покрасочные камеры различных типов и профильных роботов.
«Пока среди наших потребителей большая доля (порядка 70%) всё ещё работает с ручной покраской. Однако мы отмечаем, что число автоматизированных линий растёт, что выражается в виде повышенного спроса на специализированные ЛКМ, например на УФ-материалы, подходящие для потоковых линий», — тогда представил для нас статистику региональный менеджер по экспорту Kayalar Kimya (бренд Genç) Озгюр Авар.
Однако эксперты напоминают, что в данном случае не стоит отделять технологичное оборудование от материалов и думать, что если купил дорогостоящую линию, то можно сэкономить на ЛКМ (в частности, декоративных) или наоборот. Нельзя гнаться за дешивизной в обоих случаях и подменять одно другим. Тогда декоративные ЛКМ будут выгодно выделять вас на рынке, окупать затраты и приносить прибыль, а не выступать лишь модным дополнением ассортимента.
Слово экспертам
Антон Атаманов, менеджер технической поддержки Kayalar Kimya (бренд Genç)
«Иногда дизайнерские ЛКМ могут быть в разы дороже стандартных материалов, поэтому, чтобы окупить свои затраты и эффективно развивать данное направление, необходимо очень внимательно следить за модными трендами. Знать текущие и максимально точно прогнозировать будущие модные веяния. Это один из самых важных пунктов.
Адаптировать оборудование к нанесению и сушке дизайнерских ЛКМ не так сложно. Если работает профессионал, то он очень быстро перенастроит станки для новых параметров и условий.
Что важно так же, как и изучение трендов, ― это обучить работе с новой технологией персонал. Эта задача трудоёмкая и требует больших временных и материальных затрат (организации обучающих семинаров, практического обучения, проведения лабораторных и промышленных испытаний для подбора оптимальной системы ЛК-покрытия). К этому нужно подойти со всей ответственностью».
Сергей Мошков, технический директор ООО «Арикон ЛК системы»
«Мы замечаем, что самая большая проблема в отношении суперматовых покрытий заключается в том, что на них пытаются сэкономить. Например, не покупают специальные материалы, а стараются ограничиться обычным суперматовым лаком. А деталь, обработанная таким экономичным способом, будет реагировать на массу раздражителей. В частности, если по ней, например, провести ногтем, останется блестящая полоса.
Такой эффект будет появляться после взаимодействия с любыми предметами. Соответственно, это не только осложнит транспортировку, но и сделает неудобной эксплуатацию. Мебель быстро потеряет свой эффектный внешний вид. Поэтому нужно использовать специальные профильные покрытия-спецэффекты. Если хотите реально быть в тренде, а не следовать тенденциям рынка для проформы, то придётся в это вкладываться».
Текст: Мария Бобова