Диван в интерьере

Что двигает осознанную экономику в мебельной нише?

В последние несколько лет вне зависимости от различного рода потрясений, происходящих в мире, стало очевидно, что один из главных мегатрендов, который будет актуален в ближайшие десятилетия, — это осознанная экономика. То есть когда бизнес, не забывая о прибыли, включает экологические и социальные аспекты в свою работу и управляется надлежащим образом: бережно относится к окружающей среде и обществу, вкладывается в людей, внедряет ответственные практики в управление и старается быть прозрачным для всех заинтересованных сторон: акционеров, партнёров, клиентов и сотрудников.

Кооперация потребителей и мебельщиков

Мегатренд осознанной экономики, в свою очередь, способствует развитию более конкретных и узких тенденций, таких как разумное потребление, шеринговая экономика, устойчивое развитие. Обычно первыми к этим принципам приходят те отрасли, в которых сильнее степень влияния потребителей, государственных регуляторов или общий уровень сознательности.

Мебельную отрасль в целом сложно назвать очень прогрессивной, но мы, глядя на опыт зарубежных коллег и другие отрасли, постепенно начинаем свой путь в осознанную экономику. Так, например, ещё года два назад в европейских мебельных магазинах мы видели на ценниках дополнительный сбор за утилизацию. А в Японии утилизация старой мебели — чётко регламентированный платный процесс.

Вывод такой: сегодня одна из задач бизнеса — увлекать потребителя идеями разумного потребления и устойчивого развития, мотивировать его задумываться об «углеродном следе», который остаётся при производстве той или иной вещи, будь то одежда, автомобиль или предмет интерьера. И, конечно, о том, что происходит с вещами после того, как закончился срок их использования в быту. Ведь в итоге это обоюдовыгодный процесс.

Технический прогресс как драйвер осознанной экономики

В переходе бизнеса к осознанной экономике технический прогресс играет одну из первых ролей. Здесь приведу для начала пример из автомобильной отрасли. Для этого предпримем небольшой экскурс в прошлое. Пик моды на тяжёлые автомобили пришёлся на 1950-60-е годы, когда классический Cadillac весил под 3 тонны из-за используемых на тот момент материалов — очень толстой листовой стали. Что говорить о тех временах, когда на заре промышленности автомобили содержали много деревянных деталей.

Сегодня толщина листовой стали уменьшилась настолько, что машина стала в два раза легче. Технологический прогресс позволил сначала заменить дерево простой сталью, а затем поменять её на более тонкую и высокопрочную. В итоге все в выигрыше: при создании автомобиля используется меньше материалов, из-за уменьшения веса падает расход бензина, который, к слову, благодаря тому же техническому прогрессу, теперь и вовсе стремится к нулю с появлением электрокаров. Автопром — отличный пример ответственного подхода к сохранению ресурсов, их ответственному потреблению и, как следствие, всеобщей выгоде. Кстати, в вопросах trade-in и утилизации эта отрасль тоже является пионером.

Что мешает мебельным нишам?

В мебельной отрасли и особенно в нише мягкой мебели всё гораздо сложнее. Здесь используется много различных компонентов: текстиль, наполнители (полиэфир, ППУ), каркас металлический, деревянный, либо из различных пиломатериалов. Средний срок службы качественного дивана в среднем около 10 лет. Но вот незадача — потребности человека в жизни могут изменяться намного чаще, особенно сегодня, когда наша жизнь стала намного динамичнее, чем даже десятилетие назад.

Меняются семейные обстоятельства, количество членов семьи, люди снимают квартиры, переезжают с одного места на другое, покупают собственное жилье и так далее. К тому же технологии комфорта не стоят на месте и с периодичностью в 4-5 лет выдают новые разработки — это может быть тип пружинного блока, новая марка ППУ или иного полиэфирного наполнителя.

И это мы ещё не говорим о сменяющих друг друга интерьерных модных трендах, которые также приносят с собой стилевые и текстильные новшества. Как при этом покупателю мягкой мебели совместить вещи, казалось бы, несовместимые: технологический прогресс, ответственное потребление и экономическую осмотрительность? Попробуем разобраться на нашем примере.

Экологичность в материалах и технологиях производства

В мягкой мебели экологичность прежде всего означает производство из материалов, которые легко поддаются сортировке и переработке. Актуальность этого правила мы проверили на собственном опыте.

Один из наших поставщиков со дня своего основания делает мебель на лёгких и прочных металлокаркасах. В начале это были конструкции для самых популярных у нашего потребителя европейских аккордеонов и банкеток. А когда дело дошло до еврокнижек и угловых моделей, наши инженеры разработали платформу Next (система металлического несущего каркаса и двух полноценных рамок с металлической сварной сеткой). Таким образом нам удалось исключить из производственной цепочки трудоёмкое и пыльное столярное производство каркаса дивана.

Далее — матрас. Современная конструкция матраса состоит из независимого пружинного блока (НПБ), боковой обкладки из пенополиуретана и верхнего листа ППУ. Все вместе эти составляющие обеспечивают комфортный слой. Сверху на него устанавливается специальным образом простёганный «пирог» из обивочной ткани и полиэфирного наполнителя холкона. При этом для скрепления рамки, матраса и мебельного чехла не используется ни клей, ни обойная технология. Вместо этого используется запатентованная технология щелевого зажима, которая позволяет легко собрать эти компоненты на производстве, и, что важно, так же быстро отделить их друг от друга для утилизации.

Задняя спинка дивана тоже подверглась глубокой переработке. Теперь вместо комбинации ДСП/ДВП мы используем металлический профиль и ДВП. И здесь чехол оборудован молнией, что позволяет легко собирать его на производстве и так же легко отделять и сортировать впоследствии.

Утилизация частей дивана

Как и в истории с автомобилями, диваны в результате этой эволюции становятся более лёгкими и прочными. А с другой стороны, также благодаря этому мы получаем продукты с очень внятной линией переработки. В нашей концепции предполагается не так называемая «утилизация на полигонах», а переработка до 93% составных частей дивана для последующего использования.

· Металлические каркасы идут на переплавку.

·ППУ — на вторичное вспенивание, в результате чего превращается в технические «пены», которые используются в дальнейшем для производства специализированных матов для спорта и сельского хозяйства (в нише животноводства).

· Текстиль и полиэфирные наполнители после профессиональной обработки превращаются в войлок и другие изоляционные материалы.

В первом приближении такая глубина переработки нас устраивает, но мы продолжаем внимательно следить за новыми трендами, стараемся увидеть более эффективные способы переработки и использования вышеупомянутых материалов.

Также не забываем про упаковку. Обычно это забота ретейла. В нашем случае картон и плёнка после доставки возвращаются на склад, прессуются и сдаются на вторсырье.

Устаревший выброшенный диванTrade-in как возможность потреблять осознанно

Ещё один из важнейших шагов к осознанной экономике — это, как мы говорили выше, вовлечение покупателя в идею заботы об окружающей среде через смену модели собственного потребления.

Как мы, представители отрасли, можем повлиять на наших клиентов?

Во-первых, активно продвигать мысль, что вкладом покупателей будет уже то, что они будут выбирать мебель, в том числе диван, состоящую из сырья, которое потом проще переработать.

Во-вторых, мы можем предоставить им возможность «не цепляться за прошлое», используя старый диван до момента, когда он окончательно износится. Хотя именно диваны на металлическом каркасе крайне сложно «износить» ранее чем через 10-12 лет (и то первыми износятся ткань и матрас). Но, как мы говорили, есть множество других мотивов замены мебели. Мы уже привыкли менять «морально устаревшие» телефоны, компьютеры, бытовую технику, вышедшую из моды одежду. Следующий шаг потребителя — делать это с минимальным ущербом для природы и с пониманием того, как это будет утилизировано.

Именно с целью дать возможность покупателю сделать выбор в пользу осознанности мы ввели программу trade-in по приёму и вторичной переработке наших диванов, бывших в употреблении. Теперь покупатели мягкой мебели в нашей сети получают именной бессрочный сертификат trade-in на приобретение следующего дивана со скидкой до 50% при условии сдачи бывшего в употреблении дивана (снова вспоминаем автомобильную отрасль).

И наконец, помимо бонусной скидки обладатели сертификата получают бесплатный доступ к нашему собственному сервису утилизации, который включает вывоз дивана, имеющего сертификат trade-in в момент его замены на новую модель из коллекции нашего бренда. Бывший в употреблении диван мы будем вывозить от клиента и разбирать на части, каждая из которых будет утилизирована в соответствии с экологическими стандартами. То есть клиенту не нужно думать о том, кто и когда заберёт старую мебель — это сделает сервис в одно касание.

Экономика экологичности и будущее «зелёного» дивана

Здесь, помимо экологических аспектов, подключается ещё один важный мотив — экономия.

Например, металлические части имеют неплохую ценность как чистое вторсырье для малых металлургических комбинатов. А минимизация или сведение к нулю пиломатериалов в конструкции дивана автоматически снижает расходы на утилизацию этих компонентов.

Что касается мягких наполнителей, по некоторым из них готовые решения есть уже сейчас, а на остальные мы заключили контракты на закупку оборудования для профессиональной утилизации. Много интересных решений можно придумать с упаковкой. Но основная задача, которую мы себе поставили, — минимизировать или полностью исключить из состава дивана пиломатериалы, в том числе ДСП/ЛДСП, как продукты, которые могут создать неблагоприятный фон в доме и очень плохо поддаются вторичной переработке. Это в основном каркас подлокотников и бельевой контейнер. Полагаю, что на решение этой задачи может уйти ещё 2-3 года.

Мы убеждены, что мебельный рынок будет меняться исключительно через инновации. Менять его будут и сами потребители, для которых модель обновления мебели, согласно новым потребностям, будет понятна и близка. Поэтому мы занимаемся изучением дальнейших путей создания полностью «зелёного» дивана и привлечения как можно большего количества потребителей к осознанному потреблению.

Текст: Денис Евтеев, директор по развитию ООО «Мебель дом» (бренд «Цвет диванов»)

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!