Мебель, тендеры, закупки… Как всё это работает в 2022 году?
Нынешний год во многом стал настоящим временем перемен, и сфера мебельных тендеров не исключение. «Реформировать» госзакупки и вносить изменения в федеральные законы № 44 и № 223, регулирующие их проведение, начали ещё с 1 января. Но и февральские события вместе с последовавшими за ними весенними санкциями внесли определённый вклад в то, как выглядят тендеры на мебель сейчас.
Январские тезисы. Что изменилось тендерах на закупку мебели?
Изменения, вступившие в силу с начала года, в качестве главной цели имели под собой стремление сделать процедуру госзакупок легче и проще для обеих сторон.
Именно поэтому в число основных нововведений вошли:
- сокращение сроков оплаты по всем контрактов (если в тендере на мебель могут участвовать только представители малого бизнеса, то сроки составят с 1 января 2022 года 10 дней, с 2023 года — уже 7 дней против изначальных 15, а если состав участников не ограничен, то 15 дней в этом году и 10 дней в следующем);
- уменьшение доступных способов проведения тендеров (до 1 января их было 11 — каждый со своими правилами как для заказчиков, так и для участников; однако нынешней зимой количество способов закупок мебели по 44 ФЗ сократилось до 3: это конкурс, аукцион и запрос котировок в электронной форме);
- упрощение процедур проведения закупок, в том числе сокращение времени на подачу заявления и изменение формы подачи заявки;
- цифровизация сферы (на ЕИС, главной закупочно-тендерной платформе страны, появились специальные электронные формы для актов приёмки, односторонних отказов от исполнения контракта или обжалований, а весной 2023 года здесь же станет можно формировать электронный проект самого будущего контракта);
- отказ от документации в открытых конкурентных электронных аукционах (вся необходимая информация теперь будет содержаться в извещении о закупке).
Кроме того, новое тендерное законодательство предусматривает поддержку малого бизнеса. Если раньше обязательная для заказчиков доля закупок у СОНКО и СМП составляла 15%, теперь она выросла до 25% от совокупного годового объёма). Доступ к таким торгам у крупного и среднего бизнеса будет закрыт, а это значит, что небольшие мебельные предприятия смогут конкурировать между собой и, как следствие, развиваться в достаточно позитивной для этого среде.
Постарались позаботиться и о заказчиках. С января они могут устанавливать универсальную предквалификацию — особое ограничение для закупок свыше 20 млн рублей. Чтобы принять участие таком тендере, претенденту нужно предоставить накопленный за последние 3 года успешный опыт исполнения госконтрактов стоимостью не меньше 20% от обозначенной суммы.
Ещё одно нововведение заключается в том, что теперь заказчики имеют право требовать обеспечение заявки на участие (но только в случаях, если начальная максимальная стоимость контракта находится в диапазоне от 1 до 3 млн рублей). Исполнители, в свою очередь, вместо денег могут предоставить независимую банковскую гарантию (исключительно от тех банков, которые обладают лицензий на предоставление подобной услуги).
Читать также: «Госзакупки в условиях санкций: есть ли перспектива?».
Произошедшие в тендерном законодательстве изменения вполне укладывались в общероссийский тренд на цифровизацию и обещали сделать процесс легче и прозрачней для всех участников. Но жизнь может быть весьма непредсказуемой, и, кроме планового (и плавного) движения в выбранном направлении, законодательству приходится реагировать и на актуальные «раздражители».
Тендеры на поставку мебели. Последние нововведения
Ввод санкций и отказ части западных компаний от бизнес-отношений с Россией, временный либо окончательный, не могли не оказать серьёзного влияния на сферу мебельных тендеров и госзакупок.
Уже в марте власти страны приняли поправки в Закон о контрактной системе, а в апреле установили меры поддержки для госзакупок в этот сложный период.
Теперь по контрактам, которые заключили до 1 января 2023 года, можно менять существенные условия, причём такое право есть как у поставщиков, так и у заказчиков, но только в случае весомых обстоятельств, которые мешают исполнить контракт и не поддаются никакому контролю. Тех, кто воспользовался этим правом и сумел его обосновать, в реестр недобросовестных поставщиков вносить не будут.
Сроки лицензий продлили, процедуру их получения упростили, равно как упростили и порядок закупок у единственного поставщика. Использование любой иностранной валюты в контрактах запретили, но зато разрешили выплачивать увеличенные авансовые платежи.
Особенно богатым на изменения в тендерном законодательстве месяцем стал май:
- ещё больше сократились сроки оплаты по контрактам, с 1 июля максимум здесь составляет 7 дней;
- с этого же дня право участвовать в госзакупках потеряли производители и поставщики, отказавшиеся от исполнения контракта по причине попадания заказчика под иностранные санкции (теперь такие компании включены в список недобросовестных поставщиков);
- работа с отдельными юридическими, физическими лицами и подконтрольными им организациями, в отношении которых действуют российские санкции, оказалась под запретом;
- а вот продукцию, произведённую в ДНР и ЛНР, для удобства проведения закупок приравняли к российской.
Последнее изменение относится к так называемому национальному режиму — порядку, целью которого было создать для отечественной (или произведённой на территории ЕАЭС) продукции преимущество перед товарами зарубежных брендов.
Читать также: «Мебельщики в поисках поддержки: чего стоит ждать?»
Запрет на допуск иностранной продукции касается тендеров и на закупку, и на изготовление мебели. В утверждённом Правительством РФ перечне «запрещёнки» есть и текстиль, и древесно-стружечная продукция, и лакокрасочные материалы, и сразу несколько позиций по готовой мебели: мебель кухонная, разного назначения мебель из пластмассы, мебель металлическая и деревянная, а также матрасы.
Что будет с мебельными тендерами в 2022 году?
Судя по тому, как складывается ситуация сейчас, государство продолжит реагировать на состояние рынка и работать над усовершенствованием законодательства — к примеру, в сфере ужесточения уже упоминавшегося национального режима, который на данный момент подразумевает некоторые исключения.
Сам рынок мебельных госзакупок, скорее всего, будет расти, равно как и мебельный рынок в целом: всё, что раньше можно было приобрести за границей, теперь придётся искать внутри страны, а спрос по всем законам экономики должен рождать предложение.
Если же говорить об ответе на самый главный вопрос: «Стоит ли начинать участвовать в тендерах на мебель, если никогда не делали этого раньше?», — он, как и любые другие новые начинания, зависит, прежде всего, от серьёзности намерений и наличия необходимых ресурсов.
С одной стороны, сейчас, когда условия участия существенно упростились, а государство стремится поддержать отечественного производителя, казалось бы, для этого самое время. С другой, чтобы освоить мир мебельных госзакупок, потребуется не один час, проведённый за изучением законов и документов, а может быть, и создание нового структурного подразделения — целого отдела профессионалов.
Главное здесь — правильно рассчитать свои силы!