Проблемы с логистикой: учимся вести бизнес по-новому
Фото: pixabay.com

Логистика 2022: учимся вести бизнес по-новому

Ужесточение санкционного режима ощутили на себе все предприятия отрасли. Но если у мебельных ретейлеров главная головная боль ― падение покупательной способности населения, а значит и спроса на их продукцию, то поставщиков комплектующих и оборудования беспокоят, прежде всего, логистические проблемы. Какими путями завозят товары из Европы и других стран? Как это сказывается на времени доставки и стоимости? И каковы перспективы российских экспортёров в новых условиях?

«Европа» становится недоступной?

Пусть российские мебельные компании и не попали в санкционные списки недружественных государств, однако им тоже приходится несладко в новых экономических реалиях. Особенно если учесть традиционно крепкие связи с европейским рынком. И хотя товары из Старого Света продолжают поступать на российский рынок, объёмы поставок существенно сократились, а сроки, наоборот, выросли.

«Сейчас непосредственно из Италии товары к нам приезжают с задержкой примерно 7 дней. Это связано с тем, что сейчас грузовики вынуждены, если товар проходит белорусскую границу, разгружаться на распределительном центре, потом загружаться обратно на грузовик, который зарегистрирован в Республике Беларусь или в России. В результате, на распределительном центре в Белоруссии грузы стоят в пробке по 4-5 дня», — рассказал о ситуации в сегменте фурнитуры топ-менеджер ООО «Слорос» СТЕПАН ХОТУЛЕВ, выступая на онлайн-встрече «Как избежать дефицита?», организованной коммуникационным агентством FCP.

С тем, что наибольшие проблемы испытывают те компании, которые ведут дела с европейскими поставщиками, согласен и начальник отдела продаж ООО «Евростиль» ОЛЕГ МАЖНИКОВ.

«Доставка из Европы осуществляется большей частью автотранспортом, и здесь рост стоимости составил от 40 до 100%. Да, кто-то нашёл альтернативные пути доставки, но для кого-то эта проблема не решена до сих пор», — отметил г-н МАЖНИКОВ.

При этом две основные две проблемы на сегодня, продолжает представитель ООО «Евростиль» — это загруженность всех видов транспорта и малое количество порожних контейнеров и транспортных судов.

«Автоперевозчики грузы в Россию из Европы не берут, на границах скопились очереди, а нагрузка на железную дорогу увеличилась. К тому же, учитывая, что контейнерный парк нашей страны откровенно маленький, через небольшое время мы столкнемся с отсутствием пустых «ящиков», а российских перевозочных морских линий, можно сказать, нет вообще.

Если остановиться на железнодорожных перевозках, на сегодняшний день мы знаем, что сильно уменьшился транзит в Европу из России и Китая. Вроде как мощности должны освободиться при условии сохранения числа поездов и платформ.

А вот сохранится, уменьшится или вырастет число вагонов и поездов, пока неизвестно. В итоге, чтобы снизить затраты и время на доставку, нужны перевозчики, свободная инфраструктура и новые логистические цепи», — сообщил ОЛЕГ МАНЖИКОВ.

Впрочем, отчаиваться тоже пока не стоит. Работать с европейскими компаниями в новых условиях сложно, но не невозможно. Так, ООО «Слорос» удалось сохранить всех своих поставщиков из Европы.

«Государства в ЕС не пытаются давить на наших поставщиков. Да, есть товары, входящие в санкционные списки, которые нельзя ввозить в Россию. Но если продукция не входит в этот список, то никакого дополнительного давления, мы, в принципе, не видим», — поделился опытом Степан Хотулев.

Рикошетом по мебельной индустрии ударили санкции против крупнейших российских банков. Многие европейские компании остерегаются иметь дело с партнёрами в России как раз из-за сложностей с оплатой. Особенно это актуально для новых контрактов.

«По текущим контрактам, наши поставщики получают деньги в те же 2-3 дня, как это было раньше. Стараемся подстраиваться под новые условия, в некоторых случаях это предоплата, где-то договариваемся индивидуально. Но если мы хотим внедрить в пул наших поставщиков новую компанию из недружественной страны, то мы можем столкнуться с тем, что банки-корреспонденты в Европе не всегда будут пропускать платежи или делать это с большой задержкой», — констатировал СТЕПАН ХОТУЛЕВ.

На восточном направлении с логистикой не легче

Впрочем, не Европой единой жива мебельная индустрия. И до ужесточения санкционного режима активная торговля шла с Китаем. Очевидно, что сейчас отрасль ещё больше перестраивается на азиатские рынки. Однако сложности с логистикой есть и здесь.

Так, ООО «Евростиль» до марта 2022 года получала товары из Китая и Индии через порт Новороссийск. Сейчас, когда львиная доля морских транспортных предприятий покинули российский рынок, компании пришлось переориентироваться на железнодорожные перевозки. А это приводит к увеличению сроков.

Восточный полигон Транссиба уже сейчас работает фактически на пределе своих возможностей, а мебельщикам приходится конкурировать и с компаниями из других отраслей. Плюс прямо сейчас дополнительные сложности в торговле с Китаем вносит «ковидный» фактор. Понятно, что всё это приводит к удорожанию конечной стоимости. Впрочем, нужно рассматривать каждый конкретный случай по отдельности, отмечают эксперты.

«Если мы говорим про Китай, то переориентирование на железнодорожный транспорт не дало удорожания, пока мы наблюдаем только удлинение сроков доставки. А вот стоимость доставки из Турции подросла на 30-40%. Самый «интересный» вопрос ― это Индия. В нынешней ситуации новая логистика включает в себя и море, и железную дорогу, и наземный транспорт.

Если взглянуть на карту мира, и проложить маршрут Индия ― Владивосток ― Ростов-на-Дону, то невооруженным глазом станет видно на сколько удлинился путь, а с ним и увеличилась стоимость доставки. Прогноз по новому маршруту — это рост стоимости вдвое по сравнению со старой схемой», — комментирует ОЛЕГ МАЖНИКОВ.

Однако, по словам менеджера ООО «Слорос», не все товары подорожали фатально, где-то рост ограничился несколькими процентами.

«Конечно же, вот эта перегрузка грузовиков на границе Белоруссии сильно повлияла на стоимость товара. Сейчас мы видим, что грузовик стоит в районе 7-8 тысяч евро. До этого цена была в районе 5-5,5 тысяч евро, то есть рост примерно 30-40%. Но мы должны понимать, что в принципе, мебельная фурнитура — это дорогой товар, который к тому же легко транспортируется. Поэтому увеличение на 30% стоимости доставки составит 2-3% в общей себестоимости товара», — отметил в своём выступлении СТЕПАН ХОТУЛЕВ.

Резюмируя, дефицита на мебельном рынке, несмотря на сокращение поставок из-за рубежа, в ближайшее время ожидать не стоит. Большинство компаний имеют страховые запасы. Но что будет, когда они через несколько месяцев подойдут к концу, эксперты не берутся прогнозировать.

Фото: senivpetro — ru.freepik.com

Кризис не повод отказаться от экспорта

Не стоит забывать, что торговля ― процесс двусторонний. И отечественные компании не только закупали мебель, комплектующие и оборудование за рубежом, но и сами продавали свою продукцию в другие страны, используя различные логистические варианты. Что изменилось для российских экспортёров после ужесточения санкционного режима?

«Перед нами стояла очень сложная задача быстро переориентироваться и поменять направление экспорта. Мы поставляли свои станки во все страны СНГ, а если брать страны дальнего зарубежья, то в Англию, Ирландию и Марокко. Сейчас мы сосредоточились на рынках Казахстана, Узбекистана и Киргизии, Турции.

В каждой стране свой менталитет, поэтому стараемся для каждого покупателя найти индивидуальный подход. Особых сложностей при ввозе нашего оборудования мы не видим. Все необходимые сертификаты для нашей продукции оформлены», — комментирует ситуацию руководитель отдела продаж ООО «Скай Технолоджи 2015» (бренд Sky Tech) МАРК МОЛЧАНОВ.

И всё же из-за проблем с логистикой выходить на мировые рынки для отечественных производителей стало сложнее.

«Самое сложное в экспорте ― это подготовка документации и организация доставки. Логистика в современных реалиях очень дорогая и сложная. Найти бюджетный и оптимальный вариант, который будет гарантировать 100% доставку до покупателя становится сложно. На прорабатывание каналов доставки в новые страны тратится от одного до трёх месяцев», — сетует МАРК МОЛЧАНОВ.

Тем не менее представитель «Скай Технолоджи 2015» убеждён, что, несмотря на все трудности, отказываться от экспорта российским компаниям не стоит. Объём поставок в Европу и до кризиса был не так велик, а занять ниши на новых рынках всё ещё возможно. Хотя для этого и придётся «попотеть». Впрочем, есть и хорошие новости: государство готово поддерживать подобные компании.

«В прошлом году, благодаря центру поддержки экспорта, мы приняли участие в мебельной выставке в Стамбуле. Сейчас мы заинтересованы в размещении на маркетплейсах Турции, подали заявку в Российский экспортный центр (РЭЦ), ждём результатов», — рассказал МАРК МОЛЧАНОВ.

В поисках решений

Таким образом, ситуация в общих чертах ясна, теперь дело за поиском решений. И здесь представители отрасли с надеждой смотрят на государство. Работа в этом направлении ведётся, заверили предпринимателей на «Цифровом мебельном форуме 2022». Сейчас Министерство промышленности и торговли выбирает между двумя вариантами поддержки отрасли.

Речь идёт либо о долгосрочном групповом заказе, который формирует государство, либо о компенсации издержек, которые возникли из-за усложнившейся логистики по импорту комплектующих. При этом, в Минпромторге сразу уточнили, что будет работать лишь один из этих инструментов.

Если говорить о том, что уже сделано для поддержки индустрии, стоит отметить Постановление № 895 о субсидировании на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции. Также мебель вошла в список продукции, разрешённой для параллельного импорта.

Тем не менее озвученные меры могут лишь смягчить удар от введённых санкций, но не полностью нивелировать их последствия. Очевидно, что, если геополитическая ситуация не изменится в ближайшее время, мебельные компании понесут ещё более серьёзные убытки из-за проблем с логистикой. А сколько уйдёт времени на выстраивание новых цепочек поставок, сейчас никто не возьмётся предсказать.

В то же время, опускать руки мебельщикам не стоит. Пусть выросли сроки поставок и их стоимость, пока остаются каналы взаимодействия даже со странами ЕС. Рано или поздно будет отлажена логистика поставок и с новыми партнёрами в Азии. И это позволяет смотреть в будущее пусть и с весьма сдержанным, но оптимизмом.

Степан Хотулев, менеджер ООО «Слорос»
Степан Хотулев, менеджер ООО «Слорос»

Степан Хотулев, топ-менеджер ООО «Слорос»

«Не все европейские перевозчики, с которыми мы работали раньше, быстро адаптируются к новым условиям. Многие за счёт рисков предпочитают больше не связываться с Россией.

Соответственно, сейчас мы видим, что более активны сейчас именно российские перевозки, которые более-менее пробуют искать альтернативные решения и выходы из ситуации. И в данный момент они помогают нам куда больше, чем европейские».

Олег Мажников, начальник отдела продаж ООО «Евростиль»
Олег Мажников, начальник отдела продаж ООО «Евростиль»

Олег Мажников, начальник отдела продаж ООО «Евростиль»

«Сегодня главное, что сама отрасль не «свернулась». Просто уменьшились объемы перевозки. И тот объём грузов, который импортировался в Россию, сейчас перераспределяется между видами транспорта.

Самое важное, на наш взгляд, — это наличие предложений от перевозчиков и сокращение бюрократических проволочек. На данный момент нам приходится самим выискивать, узнавать, собирать информацию о возможных путях доставки, а это отнимает много драгоценного времени.

Марк Молчанов, руководитель отдела продаж ООО «Скай Технолоджи 2015» (бренд Sky Tech)
Марк Молчанов, руководитель отдела продаж ООО «Скай Технолоджи 2015» (бренд Sky Tech)

Марк Молчанов, руководитель отдела продаж ООО «Скай Технолоджи 2015» (бренд Sky Tech)

«Конечно, сейчас российский рынок требует новой продукции в рамках импортозамещения. Но заниматься экспортом тоже нужно. «Новичкам» лучше начинать со стран Таможенного союза: Казахстана, Киргизии, Беларуси.

Здесь и логистика проще, и количество необходимых документов минимальное.

При этом сейчас очень много программ поддержки по линии Российского экспортного центра: софинансирование участия в выставочных мероприятиях, разработка сайта на иностранном языке, бизнес-миссии, участие в конференциях.


Текст: Андрей Халбашкеев

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!