ФАС снова обратила внимание на маркетплейсы и требует от них решить вопросы с продавцами
Как уточняется в сообщении на официальном сайте антимонопольной службы, в августе 2025 года от малых и средних игроков поступило много жалоб на нововведения двух основных платформ: Ozon и Wildberries. Специалисты ведомства детально рассмотрели проблему на заседании по развитию конкуренции в области информационных технологий.
В случае Wildberries больше всего претензий касалось нового индекса остатка товара, введённого со 2 сентября. Если этот показатель у продавца низкий, то он должен оплатить хранение товаров на складе маркетплейса по более высокой цене. В противном случае платформа может в одностороннем порядке установить скидки на эту продукцию. Избежать переплат можно, если перевести партии в другое место хранения.
Также продавцы пожаловались на подводные камни «Конструктора тарифов». Якобы через него платформа «внедрила порядок оказания допуслуг». Отказаться от них до ранее установленного срока нельзя.
Ozon, в свою очередь, «запирает» у себя на складах отменённые или возвращённые заказы, которые до 1 октября 2025 года продавцы могли самостоятельно забирать. Сейчас же вся подобная продукция автоматически направляется на склады платформы для повторной продажи.
В целом селлеры Ozon жалуются на сложности в вывозе своего товара со складской инфраструктуры маркетплейса. Нет возможности забронировать время, когда можно было бы самостоятельно забрать свои товары. При этом каких-либо обязательств по этому моменту со стороны площадки не прописано. Из-за этого продавцы также могут оплачивать хранение продукции неопределённое время.
ФАС призвал к 31 октября решить эти конфликты. В противном случае служба обещает принять меры антимонопольного регулирования.
С одной стороны, такие проблемы меньше касаются мебельщиков, так как, по данным исследования Moneyplace (входит в экосистему для бизнеса «Контур»), у мебели и товаров для дома один из самых высоких процентов выкупа (95,5–96%). Но в случае если объёмы продаж начнут падать и на маркетплейсах, есть риск «попасть» на более высокие переплаты, так как мебель занимает больше места на складах.
Также ФАС намеревается бороться и с потребителями-экстремистами, которые возвращают товары, попользовавшись ими какое-то время. Власти собираются ограничить возврат ряда категорий. Это нововведение также не должно радикально затронуть мебельщиков, так как предметы обстановки уже являются невозвратными — их можно отправить назад продавцу только в случае брака.
Однако некоторые игроки рынка считают, что многие потребители не станут разбираться в том, каких категорий коснётся запрет, и просто начнут реже покупать любые товары на платформах. Что негативно скажется на тех, у кого маркетплейсы — ключевой канал продаж мебели.