Форум «RusМебель-2021»
Фото журнала «Индустрия мебели»

Новые инструменты найма и обучения персонала в эпоху кадрового коллапса (часть 2)

«Вы посмотрите, что сейчас происходит вокруг? Нужно в первую очередь думать о том, как удержать бизнес и клиентов». На фоне сложившейся ситуации так могут сказать многие. Тем более что эксперты в качестве антикризисной меры уже рекомендуют сокращать слабые кадры, не затрачивая лишнее время на их обучение.

Однако проблема с нехваткой сильных специалистов по-прежнему никуда не делась, как и необходимость её решения. Даже наоборот, если эту трудность не исправить сейчас, то в случае длительного коллапса недостаток грамотных работников осложнит положение ещё сильнее. Поэтому продолжаем изучать со всех сторон как сам вопрос, так и предлагаемые варианты его разрешения.

В прошлом материале, опубликованном в журнале «Индустрия мебели» №1 (38) за январь-февраль 2022, мы изучили тему нехватки кадров с точки зрения ретейлеров, которые ещё недавно не так активно поднимали этот вопрос на отраслевых выставках. На выставке «Мебель-2021» они отметили смену поведения и ценностей у нынешних соискателей, отсутствие HR-бренда у многих компаний отрасли и демографическую нехватку трудоспособного населения. Предложили возможные решения, соответствующие всем последним HR-трендам.

Казалось бы, это максимально свежий и актуальный взгляд на проблему, и университетам, что выступали на следующий день, будет нечего противопоставить кроме ежегодных разговоров об устаревшей программе профессионального обучения. Однако и сфера образования значительно подготовилась за годы нарастания кадрового коллапса, представив наглядную статистику и дельные и проработанные предложения.

Тревожащие цифры

Конференцию по СПО (среднему профессиональному образованию) с участием отраслевых колледжей и Министерства просвещения на форуме «RusМебель-2021» открыла председатель экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию ТАТЬЯНА ГИГЕЛЬ. Чтобы наглядно обрисовать проблему, эксперт обратилась к статистике.

«Общую картину представляют все, поэтому мы решили детально изучить ситуацию по подотраслям, сейчас вот поговорить о мебельной индустрии, чтобы чётко понимать, какие нам нужно принять решения.

Сегодня в среднем по лесопромышленному комплексу нам необходимо порядка 16 000 специалистов с высшим и средним образованием. Если говорить о специалистах рабочих специальностей, то их потребность составляет 12 000 человек. Однако по статистике ежегодно выпускается только 10 000. И при этом, к сожалению, далеко не все молодые специалисты, закончив то или иное профильное учебное заведение, остаются работать в отрасли.

По статистике 2020 года только около 50% работников лесной отрасли имеют профильное образование», — представила данные ТАТЬЯНА ГИГЕЛЬ.

Более детальные цифры и графики того, как они менялись, в следующем докладе привёл генеральный директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности ТИМУР ИРТУГАНОВ. При этом он заметил, что официальная статистика часто бывает занижена, что даже в случае с вопросом кадров приводит к тому, что власти необъективно оценивают отрасль и её потребности.

«Полтора года назад, когда мы, по рабочей просьбе Минпромторга, готовили отчёт о численности задействованных в мебельной отрасли специалистов, цифры Росстата, основанные на среднем количестве предприятий, показывали, означали, что всего в мебельном производстве задействовано 121 000 человек.

И в этом уже была нестыковка, поскольку, по статистике ФНС и Росстата, в России примерно 45 500 мебельных предприятий. То есть очевидно, что цифры занижены, и это очень мешает объективной оценке направления.

Ведь когда в отрасли работает не 100 000 человек, а полмиллиона, то это уже совершенно разные значения и для социальных аспектов, и экономики в принципе. И, соответственно, разные отношения к отрасли на любом уровне. Поэтому нам очень важно ещё и бороться за те цифры и показатели, что есть на самом деле», — подчеркнул ТИМУР ИРТУГАНОВ.

Согласно презентации докладчика, за 2018–2020 гг. численность задействованных в отрасли людей составила:

  • в нише обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки — 573 000 человек;
  • в производстве мебели — 338 000 человек.

И каждый год потребность отрасли (с учётом естественного оттока кадров, в первую очередь из-за ухода на пенсию) сохраняется на уровне 12 000 человек ежегодно. И этот показатель пока не спешит снижаться, потому как, несмотря на большой выпуск, значительная часть молодых специалистов не идёт работать по той профессии, на которую учились.

«Это основная проблема — в стране есть система подготовки кадров, но эти кадры впоследствии не могут трудоустроиться. При этом динамика выпуска с каждым годом увеличивается. Например, в 2016 году выпустилось порядка 7 миллионов 665 тысяч студентов, а в 2018 это число уже составляло 9 миллионов 315 тысяч.

Однако по статистике 2019 года, работу по профессии получили всего 7 860 специалистов со средним образованием по специальностям ЛПК и мебельного направления.

Общее количество трудоустроенных в отрасли — 84,8% от общего числа выпускников, или 0,6% от всех выпускников СПО. Это самый лучший результат, потому что средняя величина, которую мы берём за последние 6 лет, находится на уровне 61%.

То есть, если говорить более наглядно, всего два из трёх приходят работать по специальности, несмотря на огромный спрос в отрасли. Средняя норма трудоустройства выпускников у нас одна из самых низких — ниже среднего уровня, если брать все отрасли», — дополнил генеральный директор АМДПР.

Такое положение дел косвенно подтверждают некоторые исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Например, в 2019 году организация опубликовала статистику, согласно которой почти половина жителей России не работают по специальности, которой обучались.

«Разрыв более чем в 30% компенсируется переходом специалистов из других отраслей или за счёт того, что представители рынка попросту переманивают кадры друг у друга. И, общаясь постоянно с большим количеством руководителей мебельных предприятий, в особенности средних и малых, убеждаюсь, что эта проблема уже долгое время «кочует» из года в год. И её надо решать, иначе мы никогда не сдвинемся дальше», — резюмировал ТИМУР ИРТУГАНОВ.

Форум «RusМебель-2021»
Фото журнала «Индустрия мебели»

Утрата престижа профессии — что к этому привело?

В чём же специалисты видят причины такой ситуации, помимо недостатка финансирования вузов? А эта проблема также имеет место быть.

«После обучения многие молодые специалисты не идут работать по специальности и меняют сферу деятельности. Этому есть несколько причин. Например, отсутствие социальных пакетов, невысокая заработная плата и, конечно же, утерянная престижность профессии в лесопромышленном комплексе», — отметила ТАТЬЯНА ГИГЕЛЬ.

Потерю репутации и привлекательности усиливают, в том числе, изменившиеся интересы и ценности молодого поколения, о чём говорили на другом отраслевом событии представители мебельного ретейла.

Интернет, возможность онлайн-обучения и удалённой работы дали современным молодым специалистам больше возможностей связать работу со своими интересами. Это отчасти снова-таки подтверждает опрос ВЦИОМ, проведённый в 2021 году, о том, как россияне выбирают профессию.

По результатам работы, на выбор профессии четверти россиян повлияли собственные увлечения и интересы (27%). Однако факторы, что указала ТАТЬЯНА ГИГЕЛЬ в своём выступлении, пусть и уступают интересам, но играют в выборе профессии молодёжью отнюдь не последнюю роль.

По результатам того же исследования, 17% руководствовались оплатой труда, 15% ориентировались на престиж профессии и 12% — на востребованность профессии на рынке труда.

О потере интереса ко многим рабочим профессиям заговорили очень давно и даже попытались это исправить. Одной из первостепенных мер для решения вопроса стало подписание Правительством РФ Распоряжения «О популяризации рабочих специальностей» в 2015 году, спустя ещё 4 года заработал Национальный проект «Образование», активизировался Национальный совет по профессиональным квалификациям, в том числе отраслевой совет.

Казалось бы, почему в таком случае проблема всё ещё прогрессирует?

На встрече эксперты особо подчеркнули, что для более глубокой проработки кадрового вопроса следует к каждой подотрасли подходить индивидуально. И, к сожалению, специальностям ЛПК и мебельного сектора достаточно внимания не уделили. Интерес к профессии не повышается по одной, лежащей на поверхности, причине — система профильного образования «живёт своей жизнью».

Тяжело проникнуться делом и профессией, которые живут с отставанием во времени. Участники встречи заметили, что сегодня «некая оторванность системы образования от производственных реалий» — одна из ключевых проблем подготовки кадров. Из неё выходит по цепочке ещё одно упущение — не подготовленные должным образом кадры не могут на 100% эффективно работать с современным оборудованием. Как отметили на мероприятии, дорогостоящие многофункциональные станки из-за этого фактора работают лишь на 20–30%. Часто именно поэтому некоторые бизнесмены не готовы повышать таким работникам оплату труда, что снижает показатели профессии в целом по рынку.

«Я вижу эту ситуацию с разных сторон. Я сам в своё время заканчивал художественный колледж по профессии столяр-краснодеревщик в 1996 году, а после 5 лет учился в институте на инженера-технолога по производству мебели. Только после этого попал в бизнес, и уже 20 лет работаю с оборудованием.

Именно за счёт всего этого опыта мне очень хорошо виден разрыв, который давно присутствовал на рынке, и сейчас он только продолжает нарастать в том числе за счёт активной цифровизации. Какие-то базовые знания, такие как, например, материаловедение или теория резания, они, в общем-то, и не изменились за последние 30 лет. Те знания, которые лично я получал, идентичны сегодняшним.

Мы, как производитель и поставщик оборудования, проводим обучение сотрудников наших клиентов при запуске станков. Однако наш курс очень краткий, и многие важные теоретические аспекты и компетенции, которые дают профильные учреждения, мы попросту не можем передать за столь малый срок», — провёл параллель генеральный директор ООО «СЧМ Груп Рус» БОРИС ЧЕРНЫШЁВ.

Фото журнала «Индустрия мебели»

Именно поэтому так важна совместная работа в этом направлении. С этим согласились и представители исполнительных и законодательных органов власти.

«Лесопромышленная отрасль активно развивается, и, безусловно, нужны кадры, новые специальности. С учётом цифровой экономики востребованы новые профессии. И это диктует новый запрос к образованию. Связка «образование-промышленность» должна работать постоянно, так как запрос на профессию делает отрасль.

Одни профессии устаревают, и необходимо запускать новые. Поэтому это совещание в форме диалога имеет большое значение», — подчеркнула директор департамента лёгкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России ВЕРА ХМЫРОВА.

Решение: обновление стандартов и списка профессий

Представителя Минпромторга горячо поддержали докладчики со стороны профильных вузов. Преподаватели заметили, что Минтруд в 2020 году выпустил список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Из ЛПК-направления в списке оказались только «мастер по изготовлению мебели» и «мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ». Специальностей, связанных с лесной промышленностью (например, лесное хозяйство), не оказалось вовсе.

И по мнению многих специалистов, кроме того, что представленных профессий, связанных с ЛПК, очень мало, так ещё и профстандарты по вошедшим направлениям давно не актуализировали.

«Со своей стороны мы разработали такие инициативы и просим коллег, кто связан с нашими направлениями, посодействовать нам. Во-первых, поддержать идею внедрения модели колледж-заводы (проект совместно с АСИ). Во-вторых, внести предложение в Правительство РФ по актуализации Перечня профессий в Распоряжении от 03.09.2021 №2443-р.

В-третьих, ускорить синхронизацию профессиональных и образовательных стандартов, о чём мы говорим уже лет 10», — озвучила в рамках своего доклада кандидат социологических наук, директор ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций — техникум имени С. П. Королёва» ИРАИДА ЛАСКИНА.

Кооперация бизнеса и вузов: что мешает?

ТАТЬЯНА ГИГЕЛЬ в рамках встречи отметила, что чем больше будет примеров взаимодействия, тем скорее нивелируется дефицит. Особенно возможность студентов и выпускников проходить практику на предприятиях и в профильных компаниях с последующим трудоустройством может дать серьёзные результаты уже в самое ближайшее время. Главное, чтобы специалисты предприятий были готовы принимать в этом участие, потому как на базе университетов сейчас пусть и начинает появляться современное оборудование, но далеко не в полном объёме.

Представители разных вузов, участвующих в конференции, сошлись на том, что активное участие бизнеса в практической подготовке студентов могло бы значительно ускорить подъём отрасли.

Однако тормозят потенциальную эволюцию некоторые недоработки в законодательстве и в организационных моментах. Например, у многих предприятий, которые в принципе были бы готовы принять студентов, нет лицензии на образовательную деятельность. При этом по-прежнему много предприятий, которые не готовы брать на себя такую ответственность.

Иногда на словах готовность есть, но договоры о целевой подготовке предприятия не заключают, заметил в процессе дискуссии профессор, д. э. н., заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С. М. Кирова ВЛАДИМИР ПЕТРОВ.

Форум «RusМебель-2021»
Фото журнала «Индустрия мебели»

«Вузы готовы сделать те компетенции, которые нужны бизнесу. Просто предприниматели забывают, что без должной организации для нас это очень долгий и непростой процесс. Для преподавателя поменять рабочие параметры дисциплины (РПД) и фонд оценочных средств (ФОС) — это настоящий кошмар», — поделился ВЛАДИМИР ПЕТРОВ.

«Также замечу, что в положении закона о практической подготовке студентов совершенно не учли частное производство. Из-за этого пункта мы не имеем права отправлять своих студентов на практику к ИП, хотя многие такие предприниматели обладают достойной базой и готовы принять молодёжь на практику. Сейчас эта поправка находится на рассмотрении, и есть надежда, что в самое ближайшее время мы эту тему закроем», — добавила ИРАИДА ЛАСКИНА.

Позитивный пример совместной работы

О совместной работе вузов, бизнеса и производств заговорили ещё активнее, потому как появились реальные примеры такого взаимодействия, что уже демонстрируют свою эффективность.

Так, осенью 2020 года на базе Московского колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 («26 КАДР») появилась Академия цифровых мебельных технологий. Программу разрабатывали преподаватели учебного учреждения совместно со специалистами компании-производителя специализированного оборудования SCM и разработчиками профильного ПО «Базис».

Образовательную программу готовили с упором на актуальные требования отрасли как для подготовки молодых кадров, так и для повышения квалификации уже работающих специалистов.
Программа «Мастер участка мебельного производства» включает 4 модуля:

  • общие основы мебельного производства;
  • современное программное обеспечение для мебельного производства;
  • современное оборудование и технологии мебельного производства;
  • бережливое производство. Управление производством.

Каждый обучающийся может выбрать интересующий его модуль или сразу все и таким образом повысить свою квалификацию в этом направлении или освоить новую профессию. Выбор такой общей компетенции не случаен, поскольку сейчас на рынке, особенно среди малого и среднего бизнеса, востребованы универсальные специалисты, которые должны обладать общими знаниями и понимать процесс производства мебели в целом — от создания проекта в современном ПО до работы на оборудовании.

Презентация этого образовательного проекта на отраслевых выставках (UMIDS-2021 и «Мебель-2021») вызвала большой интерес профессионального сообщества именно потому, что эта система может дать молодым кадрам именно те навыки, которые необходимы современной мебельной отрасли.

На UMIDS-2021 в Краснодаре даже прошёл испытательный экзамен по этой компетенции, и молодые участницы отлично справились со всеми поставленными задачами.

Ещё один яркий показатель актуальности программы — в рамках отраслевого чемпионата по стандартам WorldSkills — WoodworkingSkills, прошедшего на выставке «Мебель-2021», наибольшее количество участников было представлено именно в рамках компетенции «Мастер участка мебельного производства».

Решение: совместная актуализация пособий

Однако для получения грамотной теории не обойтись без наглядных и актуальных пособий, которых, как отметили участники, в распоряжении системы образования весьма немного. Многие профильные обучающие руководства безнадёжно отстали даже от многих тематических роликов на YouTube или в TikTok от производителей или поставщиков оборудования.

«Не хочу никого обидеть, но как сейчас происходит разработка учебных пособий? Этим по-прежнему занимаются профессора лет 60. Как они смогут подробно рассказать о том, как происходит обработка на станках с ЧПУ, если многие из них по большей части такого оборудования и не видели, а если и видели, то не имели возможности необходимое время поработать.

Ухудшает положение ещё и время, которое уходит на согласование. В 2014 году учебник написали и ещё 2 года его будут «гонять» по экспертизам. Когда наши библиотеки получат это руководство, его уже можно будет выкинуть, потому что срок годности информации истёк — так быстро шагают вперёд технологии», — выразила сожаление ИРАИДА ЛАСКИНА.

Поэтому ещё одно предложение, поступившее от руководства Межрегионального центра компетенций — техникума имени С. П. Королёва, звучало так: «Принять активное участие в работе и экспертизе учебных пособий для системы СПО».

Представители вузов заметили, что основа уже есть — это профильные инструкции по обслуживанию и эксплуатации станков. Их можно просто дополнить некоторой теорией.

«Работодатели и производители, которые здесь присутствуют, нам необходима ваша помощь в разработке современных учебных пособий. Ваш доход будет зависеть и от наших студентов, поэтому участие выгодно и вам самим. И, конечно, здесь будет нужна и важна экспертиза этих руководств не только с нашей стороны, как педагогического сообщества, но и с точки зрения работодателей. Насколько нужен и актуален тот или иной учебник», — аргументировала г-жа ЛАСКИНА.

Решение: спуститься к школьникам и подняться до «ветеранов»

Некоторые участники высказались за два более нестандартных подхода: профориентацию и глубокую переподготовку. Такие варианты не очень популярны во многом потому, что более сложны в исполнении. Студенты, что бы ими ни двигало, всё же идут на учёбу осознанно.

Школьников же нужно заинтересовать рабочей профессией, а опытных работников смотивировать изменить подходы, с которыми они уже проработали значительную часть жизни.

Однако специалисты, что уже практиковали такие способы, уверяют, что если применять их более массово, то результаты могут по-хорошему удивить.

Такое мнение во время совещания высказал директор департамента по лесопромышленному комплексу Костромской области ГЕННАДИЙ ЮРЗОВ. Профориентационная работа со школьниками способна привести к тому, что многие выпускники будут оставаться в родном регионе, выбирая востребованную и достойно оплачиваемую работу на местных предприятиях. Отток кадров из регионов в Москву также является частью сложившегося непростого кадрового положения.

Более того, такой подход способен привить молодёжи правильное отношение к труду. В том, что современное поколение сегодня смотрит на трудовую деятельность иначе и относится к постоянной работе менее серьёзно, преподаватели и производители сошлись с мебельными ретейлерами.

«К сожалению, сейчас наблюдается очень низкий интерес молодёжи к трудовой деятельности в принципе. В свою очередь, те выпускники, что готовы работать, рассматривают исключительно должности офисные, например, менеджеров. Поэтому мы, как производители, заинтересованные в кадрах, решили начать прямо со школьников, и даже не всегда со старших классов.

Мы считаем, что нужно прививать детям понимание, что труд — это очень важно, а труд на современных производствах — ещё и престижно, в том числе в должности оператора станка или мастера участка. И что если стараться и развиваться в этом направлении, то возможен очень быстрый рост по карьерной лестнице. Я постоянно привожу в пример нашего начальника цеха, который пришёл к нам станочником, а до должности дорос за три года.

Закрепляем интерес мы с помощью дополнительных материалов о производстве и оборудовании, что готовим на базе нашего собственного учебного центра. Снимаем видеофильмы с нашими станочниками и механиками о работе станков, о техпроцессах, чтобы учащиеся видели, что производство мебели может быть технологичным и современным. И что даже если у желающих нет опыта работы, мы сможем всему их научить», — уточнила начальник учебного центра ООО ТПК «Феликс» ЛЮДМИЛА ПРИЩЕНКО.

Форум «RusМебель-2021»
Фото журнала «Индустрия мебели»

В продолжение темы профориентации и работы с молодёжью эксперт высказала идею создания специализированной платформы для выпускников профильных вузов, где бы мебельщики и деревообработчики могли бы размещать свои вакансии, с информацией о предприятии и возможностях для студентов и выпускников. Назревает практика или выпуск, и нужно пристраиваться — молодёжь будет сразу знать, куда в первую очередь стоит зайти, чтобы найти работу по профессии.

«Идею озвучиваем здесь неспроста, а потому, что это уже буквально крик души! Возможно, создание такой узконаправленной платформы с вакансиями и информацией о работодателях может помочь отрасли, потому что мы уже буквально «с сачком» ходим по колледжам и школам в поисках кадров», — поделилась ЛЮДМИЛА ПРИЩЕНКО.

В свою очередь некоторые участники отметили, что не стоит списывать со счетов и более опытных сотрудников, которых часто не хотят брать по причине зрелого возраста. При достойной мотивации люди готовы будут осваивать, в том числе, не совсем привычные для них станки и технологии. То же касается и зрелых преподавателей вузов, о которых говорили выше.

«В долгосрочной перспективе решить проблему, на мой взгляд, можно только через повышение квалификации и профессиональной переподготовки как выпускников, так и самих преподавателей.

Потому что, стоит быть честными перед самими собой, мы отстали от современного производства», — резюмировал ВЛАДИМИР ПЕТРОВ.

Продвижение и популяризация WorldSkills

Как о самом движении, так и о чемпионатах по стандартам WorldSkills говорили многие участники совещания.

«Необходимы различные меры популяризации профессии, это сейчас очень важно. Скажем объективно, лозунги могут надоесть и не достичь нужного эффекта. Другое дело, когда это реальная жизнь, когда можно самим понаблюдать за профильными чемпионатами и работой участников.

Система WorldSkills может стать одним из самых действенных инструментов решения кадрового вопроса. Не зря эту меру упоминала Татьяна Анатольевна [Гигель] наравне с дуальным образованием и прохождением практики.

К тому же мы неоднократно убеждались, проводя отраслевые чемпионаты, что уровень людей, задействованных в этой системе, таков, что ни одному многоопытному специалисту не будет зазорно вместе с ними поработать и с ними посоревноваться. И это можно сказать об участниках WorldSkills любого возраста», — выразил уверенность ТИМУР ИРТУГАНОВ.

Однако и здесь многие бы хотели видеть более активную заинтересованность бизнеса, особенно производителей станков. Речь идёт не только лишь о финансировании, возможно предоставление оборудования на время подготовок к соревнованиям и проведениям чемпионатов. Потому как, несмотря на то, что техническая обеспеченность вузов сегодня значительно лучше, многие технологии учреждения образования по-прежнему не могут себе позволить.

Но и здесь не обходится без трудностей. Тему участия в чемпионатах по стандартам WorldSkills продолжила директор ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций — техникум имени С. П. Королёва» ИРАИДА ЛАСКИНА. Спикер предложила подумать над возможностью увеличения финансирования при подготовке к соревнованиям. В первую очередь — обеспечить необходимым оборудованием площадки для подготовки ребят.

Ведь стоимость оборудования одного рабочего места обходится в несколько миллионов рублей, а учить делать мебель или обрабатывать древесину без современных станков и инструментов просто нельзя, если мы рассчитываем получить на выходе из учебного заведения грамотного и востребованного специалиста. Кроме того, по мнению спикера, необходимо оптимизировать перечень профессий лесного комплекса, а также синхронизировать профессиональные и образовательные стандарты путём создания актуальных современных учебных пособий. Здесь особенно будет кстати помощь представителей бизнеса, производителей и поставщиков оборудования, поскольку именно они обладают знаниями и представлениями о современных технологиях.

«У нас практически единственный в стране центр, построенный по программе образования WorldSkills, в том числе для участия в чемпионатах мира. Во многом поэтому у нас есть возможность участвовать в грантах, что составляет значительную часть нашего финансирования.

Потому что полное оснащение рабочего места для одного студента по направлению «деревообработка» обойдётся приблизительно в 850 тысяч рублей. Например, в нашем случае в одной мастерской пока 12 мест. И это я не говорю про самые современные станки с ЧПУ от импортных компаний, которые стоят от 8 миллионов рублей. В Московской области специалистов ЛПК готовят 12 учреждений, и если все они захотят купить такой станок, то наш губернатор быстро разорится», — заметила ИРАИДА ЛАСКИНА.

Согласно результатом опроса ВЦИОМ, проведённого в 2019 году, по специальности, которой обучались, работает каждый второй опрошенный 51 % преимущественно люди с высшим образованием 58 %. Напротив, 47 % россиян не работают по специальности 55 % среди людей со средним специальным образованием.

В настоящий момент действуют 180 учреждений специального среднего образования в 41 регионе России.

По результатам опроса ВЦИОМ, 30 % не работающих по специальности в качестве причин указывают на невозможность устроиться или отсутствие работы по своему профилю, 24 % на более высокую зарплату в другой профобласти, а 20 % опрошенных указали, что «нашли себя» в другой сфере.

Интервью с экспертом АНО «Агентство развития профессионального мастерства» («Ворлдскиллс Россия») можно прочесть в журнале «Индустрия мебели» №1 (38) за январь-февраль 2022.


Текст: Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!