Мастерство по мебельному ремеслу
Фото предоставлено Максимом Андрияновым

Умельцы рядом

Мы уже не раз писали о том, что одним из актуальных трендов в мебельной отрасли является индивидуализм. Потребители стремятся, чтобы в их интерьере была мебель не как у всех и при этом такая, чтобы служила долго. Кто-то идёт к дизайнерам, а кто-то берёт дело в свои руки и обращается к столярному делу. И часто бывает так, что люди, которые имеют опыт в работе с деревом, умеют работать руками и обладают творческой жилкой, делают мебель ничуть не хуже, чем мебельщики со стажем. О поиске материалов, о необычных работах, об обучении мебельщиков и сложностях работы рассказал мастер-дереводел Максим Андриянов.

Максим Андриянов
Мастер-дереводел Максим Андриянов

— Максим, расскажите, кем работаете сейчас и где работали раньше? Как возникла идея заняться таким хобби, как столярка?

— Официально у меня, можно сказать, два места работы. Тружусь в школе — специалист по комплексному обслуживанию здания. И по большей части зарабатываю строительством. Занимаюсь отделкой как общественных помещений, так и частных. Начинал с простого рабочего, поднялся до мастера, потом до начальника участка, и сейчас работаю на себя. Плюс одно из моих двух высших образований — технолог деревообработки.

Поэтому можно сказать, что идея заняться столяркой не возникла, а просто окончательно сформировалась и окрепла. Душа всегда лежала к дереву, люблю с ним работать, к тому же хорошая работа чистит человека. Поэтому я давно мечтал о своей столярной мастерской.

И хотя сейчас, по сути, я так или иначе постоянно связан с деревом, но в моей нынешней работе нет элемента творчества. А я всё же человек творческий, не поверите, даже люблю вышивать. По молодости начал столяркой заниматься, а сегодня появилось больше возможностей, и я стал уходить в столярное дело всё активнее.

— Вы учились на технолога деревообработки. На ваш взгляд, как у нас сегодня учат мебельщиков и технологов?

— Могу отметить, что у нас очень мало внимания уделяют практике, что не очень правильно. Когда я учился, уже был старшим мастером, практическим путём заработал должность. И в процессе учёбы, в принципе, ничего нового для себя не открыл. А иной раз и вовсе приходилось спорить с преподавателем.

Мастерство по мебельному ремеслу
Фото предоставлено Максимом Андрияновым

Да и если посмотреть, в Красноярске, например, где практику проходить? На каком предприятии, доступном для прохождения практики, у нас есть хорошее оснащение и необходимое оборудование?

Был «Мекран», но что сейчас с ним стало? В молодости хотел к ним устроиться, у них было много хорошего оборудования, очень хотелось на нём поработать.

— Расскажите о самом первом изделии, которое вы сделали, и о самом необычном.

— По сути, все сделанные вещи дарятся родным, близким, друзьям и знакомым. Первые изделия предназначались маме — сначала небольшая кухонная доска для резки, а там уже и окно, и кухонный гарнитур. Последний, к слову, до сих пор стоит, в отличном состоянии.

Друзья чаще всего заказывают небольшие столики необычных форм, довольно много их уже сделал, обо всех и не упомнишь.

А над необычным заказом вот сейчас работаю — знакомые попросили сделать большие шахматы, чтобы дети играли.

— Для такого хобби требуется много материалов и инструментов. С чем работаете и где берёте всё необходимое?

— Работаю с сухим обработанным массивом дерева. Приобретаю у компаний, которые специализируются именно на сушке леса. Но замечу, что с качественным материалом у нас, на самом деле, проблемы.

Хотел бы с берёзой работать, но хороший столяр скажет, что это невозможно. Из куба берёзы обычно выходит один стол и один стул — это очень мало. То есть очень большая дефектовка. Всего в одном месте в городе нашёл, и то древесина не очень качественная. Массив сосны и лиственницы найти легче, но иногда качество тоже оставляет желать лучшего. Парадоксально, живём в Сибири, а хорошую древесину для работы найти трудно. Хотя у нас, конечно, пожары постоянно, лес выгорает, потом не успевает вырасти. Печальная ситуация.

Мастерство по мебельному ремеслу
Фото предоставлено Максимом Андрияновым

Если говорить об оснащении, у меня есть как ручной инструмент, так и автоматизированное оборудование: циркулярные пилы, строгальные станки и даже станок ЧПУ.

Кто-то может сказать, что с таким оборудованием любой сможет работать, станки с ЧПУ активно используют и в массовом производстве. Но я не хочу делать «штамповку», использую возможности современной техники для того, чтобы создавать штучные, но доступные людям вещи. Да, станок выпилит всё, что в него заложишь. Однако этот образ надо придумать, нарисовать, перенести и воплотить. А потом модель спроектировал, выстрогал, посмотрел, передумал и что-то перестрогал и переклеил. Процесс творческого поиска — это самое интересное.

Если использую фурнитуру, то австрийскую. Готовые изделия покрываю только маслом. Есть знакомый в Красноярске, который варит масло любого цвета. Клей использую немецкий — всё экологически чистое. Когда делаешь игрушку ребёнку, то знаешь, даже если он её в рот положит, ничего не будет.

— Сколько в среднем времени уходит на изделие?

— Смотря, сколько в наличии именно свободного, внерабочего времени. Ведь в целом кухонную обеденную группу (четыре стула и один стол) можно сделать и за неделю, но тогда нужно уделять работе по 8 часов в день. Это не считая того, что деталям нужно время «отлежаться» и склеиться. А так, на столик подарочный неделю минимум нужно.

— А где находите вдохновение? Не возникает желания повторить какое-то изделие, увиденное в мебельном магазине?

— Чем вдохновляюсь, так это идеями из интернета. Приятно увидеть, что столько умельцев работают и такие интересные вещи делают.

А вот мебель в магазинах не очень нравится. Мне кажется, сегодня настоящее засилье ДСП и МДФ. И часто такие вещи стоят не так-то и дёшево. Думаешь, может, что-то дизайнерское? Да нет, всё вполне обычное. То есть деньги платятся за пыль и смолы, которые, на мой взгляд, ещё и очень вредные.

Мастерство по мебельному ремеслу
Фото предоставлено Максимом Андрияновым

— Изделие из массива ручной работы наверняка стоит куда дороже…

— Да, в магазинах кухня из дерева стоит от 300 000 рублей. А вот хороший кухонный гарнитур у мастера в целом можно сделать примерно за 100 000 рублей. Там затрат-то всего куб-полтора леса, а лаки, фурнитура потянут на 30 000 максимум.

Плюс я видел в магазине гарнитур из ДСП за 120 000 рублей. Так такая мебель, как показывает практика, выходит из строя через 5–10 лет, а из дерева кухни могут и 20, и 30 лет простоять.

Одна из первых моих работ — большой шкаф для хранения, я подарил его монастырю, и он до сих пор в хорошем состоянии, уже несколько раз «место жительства» менял.

А говоря про ручную работу, по-моему, есть разные категории столяров: те, кто хочет заработать, и те, кто делает для души. Безусловно, ручной труд должен оплачиваться, но должны быть разумные пределы.

Хотя, как я мог наблюдать, ценовую политику столяру сложно устанавливать, потому что в магазинах мебель дорогая и цены опускать они не могут. Но и столяр не может на их уровне стоимость ставить, к нему просто никто не пойдёт. А чрезмерно низкую цену не поставишь, потому что хоть как-то надо окупиться.

Так что тут надо думать и рассчитывать, какой-то универсальной формулы нет.

— Не пробовали сотрудничать с мебельными фабриками или мастерскими?

— Сейчас как раз этим занимаюсь — всё на стадии переговоров.

Хотя, как рассказывали знакомые, сложностей в этом сегменте достаточно: где-то заказов не хватает, где-то сырьё сложно найти. Да и работать сегодня в этой нише непросто — налоги, много ограничений, в принципе, чтобы бизнес открыть, нужно пройти огромное количество инстанций, что довольно-таки сложно.

Но, несмотря на это, серьёзно планирую закончить со стройкой и уйти полностью в столярку.

Беседовала Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!