Здание ООО ТПК «Феликс»
Фото предоставлено ООО ТПК «Феликс»

Секреты хранения: взгляд мебельщиков на правильную организацию склада

«Если есть возможность построить склад большей глубины, то отказываться не стоит. Только предварительно нужно понимать, что при увеличении этой характеристики эффективность обработки может снизиться».

В том числе такие рекомендации дают специалисты фирм, занимающихся организацией складской логистики для самых разных направлений промышленности. Безусловно, рекомендации таких экспертов очень ценны и позволят многим начинающим предпринимателям избежать ошибок при планировании площадок для содержания своей продукции. Однако есть ещё одна категория профессионалов, которые могут дать стоящие советы по этой теме.

Директор по логистике ООО ТПК «Феликс» Дмитрий Акимов

Наверняка кто-нибудь задастся риторическим вопросом: «Разве кто-то может знать о складах больше, чем те, кто оказывает услуги по складскому хранению?». Оказывается, может. И это те производители, которые обладают большим опытом работы на рынке. Те, кто, переживая и падения, и взлёты, неоднократно менял и расширял свои площади для содержания продукции. О секретах хранения с точки зрения пользователей мебели мы поговорили с директором по логистике ООО ТПК «Феликс» Дмитрием Акимовым.

— Дмитрий, расскажите, какой склад будет полностью удовлетворять всем запросам мебельщика? Какие складские помещения и в каком количестве обеспечат максимальную эффективность?

— Складское помещение вне зависимости от цели использования имеет чётко упорядоченную и продуманную планировку. Пространство разделяется на зоны в зависимости от выполняемой функции:

  • погрузка и выгрузка товара (особенность такой площадки в том, что она может быть или поделённой на две части, или совмещать две функции в одной зоне);
  • приём груза;
  • хранение товара;
  • сортировка товара, где работают с заявками по перемещению товара из зоны хранения в зону погрузки;
  • экспедирование — зона ведения документации по отправленным грузам;
  • административная зона и служебные площади для бытовых нужд.

Все части связаны между собой системой проездов и проходов. Наибольший процент площади отдают зоне хранения товара. К ней примыкает участок сортировки товара и далее зона экспедирования.

Размер склада, собственно, и представляет собой совокупность общей и вспомогательной площади и всех зон.

И, конечно, непосредственно выбор помещения и определение размера склада является первостепенной задачей в работе сферы производства, торговли и перевозок. Расчёты проводят индивидуально в зависимости от потребности предприятия.

— Выбор подходящего места, пожалуй, представляет отдельную сложность, потому что неправильно выбранный участок может привести к серьёзным расходам…

— Всё верно, место полностью влияет на расходы, транспортировку и уровень услуг.
Если у предприятия уже есть специально отведённое помещение, то склад легче расположить на самих производственных точках. Остаётся только верно подобрать размер хранилища.

Этот вариант удобен тем, что близость расположения позволяет максимально сократить затраты и время на перевозку. Но сложнее будет в том случае, если помещение предназначено для хранения материалов, которые требуют подготовки к производственному потреблению. Тогда такие участки должны иметь собственные выходы для удобного обслуживания и транспортировки.
Резюмируя, при выборе склада нужно учесть два основных фактора:

  • расстояние от склада до места погрузки товаров и материалов;
  • дорогу от склада до автомагистралей, железнодорожных или водных
  • путей;

Чем меньше расстояние складского помещения до места погрузки, тем меньше риск испортить товар.

Штабелер
Фото: jungheinrich.ru

— Место расположения подобрали, какие ещё критерии необходимо соблюсти?

— Территорию склада необходимо огородить, установить освещение и знаки для транспорта (указание проездов, ограничения скорости и места стоянок). При въезде должна быть полная схема транспортного движения по территории.

Также к складским помещениям предъявляют жёсткие пожарные требования. Во-первых, подвальные и цокольные помещения должны иметь не менее двух эвакуационных выходов. При определённом количестве работников (от 5 в категории А или от 25 в категории Б) все помещения также должны иметь два выхода.

Во-вторых, в стеллажной системе должны быть проходы через каждые 40 метров, и их необходимо отделять от проходов противопожарными перегородками.

В-третьих, при установке сигнализации и системы пожаротушения учитывают вид продукции. И, разумеется, нельзя допускать посторонних лиц в помещения, где хранится продукция. Если же такой случай всё же произошёл, нужно снабдить посетителя защитными средствами, в том числе касками.

— Каков минимальный набор оборудования для склада?

— Несмотря на большое количество складских операций, в минимальный набор входит всего несколько видов складского оборудования.

Самым простым складским инструментом считают складские тележки. Их типы различают по трём главным характеристикам: грузоподъёмность, назначение и особенность конструкции. Для перемещения грузов среднего размера на небольшие расстояния обычно используют двухколёсные тележки. Объёмные товары удобнее перевозить на четырёхколёсных. Есть и многоярусная четырёхколёсная тележка, если необходимо перевезти партию товара. Ну а самым распространённым видом является гидравлическая тележка. Она оборудована гидравлическим домкратом и вилами (которые позволяют быстро перемещать палеты) и может быть как механической, так и самоходной (аккумуляторной). Тележки значительно ускоряют работу склада, но только ими обойтись не получится.

Для укладки грузов на самые верхние ярусы стеллажей используют штабелёр. Он способен поднимать объекты на высоту до 12 м, а по своей конструкции похож на складской погрузчик.

Однако основное отличие этих двух видов техники в том, что у штабелёра отсутствует противовес, который позволяет увеличить грузоподъёмность и уменьшить мобильность техники.

Складские погрузчики, как я говорил выше, способны поднять куда больший вес, плюс существуют варианты с утеплённой кабиной, а значит, они вполне подходят для работы на улице. Особенно автопогрузчики. Их также можно использовать и в закрытом помещении, но в таком случае необходимо наличие мощной вентиляционной системы. Она будет быстро удалять из воздуха вредные отработанные газы. Поэтому такие машины куда лучше подходят для работы на открытом пространстве, а вот их электронные собратья — в помещении.

И помимо стеллажей (не буду здесь углубляться, это очевидный момент), очень удобно иметь на складе подъёмный стол. Его используют для транспортировки груза только в вертикальной плоскости, но зато на внушительные 12 м. Платформа поднимается на заданную высоту с помощью ножничной системы, двигаясь строго в вертикальном направлении. Существуют подъёмные столы с гидравлическим, электрогидравлическим и электрическим приводом.

— На современном складе, пожалуй, вместе с оборудованием сразу планируют закупку специальных программ. Каковы преимущества системы автоматизированного управления складом, и можно ли без неё сегодня обойтись?

— Система управления складом (WMS) управляет любыми операциями и складскими процессами. Она позволяет оптимально и в быстрые сроки обрабатывать большие данные о товарах, вести отчётность продукции и координировать всю работу помещения хранения. Обладатель такого софта будет знать все детали выполнения каждой задачи и иметь подробную информацию о каждом товаре. Современная WMS должна не только оптимизировать работу склада и соответствовать основным требованиям бизнеса, но и поддерживать его дальнейшее развитие. При правильном выборе и грамотном внедрении программы в свою работу вы сможете повысить эффективность не только работы складских процессов, но и всего вашего бизнеса в целом.

Фото предоставлено ООО ТПК «Феликс»

— Но, несмотря на автоматизацию, без персонала не обойтись?

— Да, персонал нужен обязательно. Причём работа на складе, несмотря на отсутствие в ней технически сложных этапов, требует от работников определённой подготовки и специальных умений. Однако сотрудников склада куда проще обучить, и здесь не обязательно наличие высшего образования. Все профессиональные навыки работники получают в рамках производственного обучения.

Грузчики также учатся управлять техникой, комплектовщики должны знать особенности продукции, с которой они работают, и все нюансы составления грамотного технического задания для сборки и отправки товаров.

Самый главный в иерархии склада — кладовщик. Это первая ступень управления в логистической цепочке. Он должен понимать процессы работы склада и транспортной системы. Как правило, на должность кладовщика назначают работников, уже имеющих опыт работы на складах, в том числе в других должностях. Они координируют действия остального персонала склада и водителей, распределяют работников по местам и задачам, ведут документацию, руководят процессом отгрузки продукции.

— Как рассчитать необходимую численность сотрудников?

— В идеале для каждой операции в рамках склада должна быть отдельная должность. Например, кладовщик должен быть занят инвентаризацией, учётом продукции на складе и работой с документами, комплектовщик только собирать и подготавливать к отправке продукцию.

Однако в большинстве случаев возможности предприятий в вопросах содержания склада ограничены. Поэтому оптимальное количество работников склада указать невозможно, нет единой формулы — всё индивидуально в случае каждого отдельного производства.

— Вы упомянули инвентаризацию — как часто её нужно проводить?

— Инвентаризация склада необходима в целом для сотрудников самого складского комплекса. Она позволяет, во-первых, просчитать наличие товара, сверить с программой и установить такие факты, как пересортица, недостача, излишки. Привести всё в норму и далее работать по отгрузке клиентам.

Проводить её необходимо минимум один раз в год. Если во время работы склада нет сложностей с отгрузкой — вся продукция на месте, то одного раза будет вполне достаточно. Хотя, на мой взгляд, чтобы на складе всегда был порядок, следует проводить и промежуточные, менее масштабные проверки.

— Мы поговорили о массе аспектов и выявили множество нюансов. Неудивительно, что для многих производителей содержание собственного склада превращается в непосильную задачу. В каком случае выгоднее для компании отдать склад на аутсорсинг?

— Действительно, аутсорсинг стабильно набирает популярность. Однако владельцу бизнеса, решившему передать определённые бизнес-процессы на обслуживание подрядчиками, стоит учитывать, что внешний менеджмент обычно приносит выгоду, но всегда есть риск потерь. Знания о достоинствах и недостатках услуги позволяют более точно оценить картину.

Начнём с плюсов.

  • Получение результата от бизнес-процессов без управления ими — выполнение важных функций передаётся подрядчикам.
  • Над вашим проектом работают квалифицированные специалисты — не нужно тратить собственные силы и ресурсы на поиск и обучение команды, соответственно, вы экономите на трудовых ресурсах.
  • Отсутствие официальных трудовых отношений со специалистами. Хотя бухгалтеры, юристы и другие сотрудники обслуживают компанию-заказчика, официально они работают у подрядчика. Плюс исключение любых, даже теоретических, споров и разногласий с персоналом.
  • Из этого следует и снижение финансовых затрат — отсутствие аренды, обслуживания техники, выплаты заработной платы части сотрудников.
  • Есть возможность полностью сконцентрироваться на других процессах своего предприятия — рост эффективности основной деятельности.
  • Исключение взаимодействия с некоторыми государственными службами (например, таможней).
  • Удобная контрактная форма отношений и оплата за результат.

Минусы заключаются в том, что появляется риск того, что ваши задачи решат некачественно и вы узнаете об этом только в итоге, поскольку контроля над ведением делегированных бизнес-процессов заказчик не имеет. Также появляется вероятность утечки информации, возникновения зависимости от ряда других внешних исполнителей или банкротства подрядной организации.

Отмечу, что, в принципе, несмотря на развитие и растущую популярность таких услуг, отечественная законодательная база по вопросам аутсорсинга неразвита. Так что нужно тщательно взвесить: готовы ли вы столкнуть с похожими проблемами и решать их, если они вдруг возникнут.

Беседовала Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!