Логистический аутсорсинг
Фото: freepik.com

Когда передать работу не зазорно? Разбираем логистический аутсорсинг

По материалу «Секреты хранения» хорошо видно, скольких усилий и ресурсов стоит создать свой складской комплекс и настроить логистику. И ведь на самом деле это далеко не все трудности, с которыми предприятию предстоит столкнуться при организации собственных склада и логистической системы. Как же ещё можно облегчить своё положение и снизить затраты? Передать дела в руки поставщика услуг. Только каким компаниям подойдёт логистический аутсорсинг, и как выбрать надёжного партнёра?

В последние годы организация собственных складских помещений превратилась в особенно болезненный процесс. Сезонность бизнеса, волнообразность продаж и объёмов хранения на складе — все эти факторы периодически сбивали логистику и расписание пополнения складов. Пандемия коронавируса только усложнила ситуацию.

Стоимость аренды помещений растёт не только в цене, но и в сроках, на которые заключается договор. Бывает, что выйти из него, чтобы подобрать какой-то более выгодный вариант, попросту не получается.

К тому же, при наличии собственных складских комплексов часто приходится задумываться об организации собственного машинного парка.

«Есть порог эффективности содержания собственного автопарка в зависимости от масштаба. Например, если в парке 30 автомобилей, компании нужен механик, чтобы их обслуживать. Но если в парке 5 автомобилей, то механик всё равно нужен, а расходы на него занимают большую долю в структуре себестоимости.

Поэтому содержать небольшой собственный автопарк зачастую невыгодно, особенно, если учитывать, что существует рынок наёмного транспорта, где из-за высокой конкуренции цены на грузоперевозки относительно невысоки.

Создавать свой парк, необходимую инфраструктуру — автобазу, нанимать персонал имеет смысл при больших объёмах собственных перевозок. Крупные компании, как правило, получают скидки на топливо, запчасти, обслуживание благодаря объёму. Но даже в этом случае разумно отдавать какую-то часть перевозок на аутсорсинг, чтобы иметь необходимый запас прочности в пик сезона», — разъяснил коммерческий директор направления ПЭК:3PL ООО «ПЭК» ПЁТР СОКОЛОВСКИЙ.

Безусловно, хранение и транспортировка — две разные операции, отметил эксперт. Хранить товары компания может на собственном складе, а для перевозки пользоваться услугами одной или нескольких транспортных компаний. Однако необходимость выстраивания бизнес-процессов складской логистики по-прежнему никто не отменял. Эксперты рекомендуют трезво оценивать свои силы и возможности.

«В этом случае очень помогает моделирование. Следует подойти к нему с двух сторон — просчитать организацию процесса по принципу «in house» с учётом всех строительных работ, закупки складского оборудования и затрат не его сервисное обслуживание за расчётный период времени — то есть оценить совокупную стоимость владения.

С другой стороны, стоит оценить предложения аутсорсинговых компаний по организации ответственного хранения. Известные игроки имеют в своём портфолио различные продукты, в том числе предлагают организацию хранения на вашей площадке с использованием их техники и персонала — это, к примеру, исключит аренду площадей и логистические издержки.

Мы рекомендуем оценить несколько вариантов, чтобы определить оптимальный именно для вашего бизнеса», — порекомендовал генеральный директор ООО «Юнгхайнрих Подъёмно-Погрузочная Техника» (российское представительство Jungheinrich) АЛЕКСЕЙ МАКАРЬЕВ.

«Ещё одна трудность в содержании собственных помещений для хранения — когда компания регулярно сталкивается с волнообразными продажами, которые не всегда можно прогнозировать. В этом случае собственные логистические мощности могут как простаивать, так и быть перегружены. В итоге это влечёт за собой дополнительные затраты на логистику и повышает риск ошибок. Чтобы избежать непрогнозируемых пиков, необходимо проводить глубокую аналитику бизнес-процессов», — добавил ПЁТР СОКОЛОВСКИЙ.

С учётом всего масштаба дополнительной ответственности, не удивительно, что многие отечественные компании начинают передавать логистику «в руки» профессионалов и переходить к 3PL (от англ. Third Party Logistics) или же к комплексному складскому аутсорсингу. Доля аутсорсинга в структуре логистических услуг уверенно набирает вес, и по прогнозам компании Market Guide, к концу года достигнет 40-42%.

Кому и чем поможет логистический аутсорсинг?

У такой услуги достаточно широкая аудитория потребителей:

  • она полезна новичкам в мебельной отрасли, которые только открывают собственный бизнес и не знают подводных камней;
  • представителям малого и среднего бизнеса, которые ограничены в средствах;
  • крупным предприятиям, которые желают снизить затраты или вложить деньги, например, в расширение производства;
  • организациям, работающим в сфере экспорта и импорта продукции.

«Результаты исследования аналитиков Deloitte, показали: при переходе на модель логистического аутсорсинга операционные логистические затраты снижаются минимум на 8,2%. Экономия компании при переходе на аутсорсинг может доходить и до 50%, всё зависит от специфики товара и технологии хранения и обработки.

Экономия складывается из нескольких факторов. Первый — на 3PL складе клиент платит только за ту площадь, на которой хранит товары, второй — продукция в основном содержится в помещении более высокого класса с возможностями высотного складирования, за счёт чего площадь хранения сокращается.

Третий источник экономии — постоянные издержки склада (административно-управленческие расходы) равномерно распределяются среди всех клиентов склада, а их может быть несколько десятков. Также клиент не теряет деньги из-за складских ошибок, которые могут привести к порче товара. Например, это может произойти из-за неправильного или некачественного хранения или обработки — эти риски берет на себя логооператор.

Приведу пример. Мебельная компания продаёт дорогие кожаные диваны и хранит их на собственном складе. Если клиенту вдруг приходит повреждённое изделие, то сложно определить, где товар испортили, а именно на вашем на складе или при перевозке. Компенсация или замена товара, репутационные потери сразу падают на компанию. Есть вероятность, что найти виновных и компенсировать убытки не удастся.

Преимущества работы в формате комплексного логистического аутсорсинга в формате «склад плюс транспорт» заключаются в том, что оператор принимает на себя все риски по сохранности товара, штрафным санкциям и иному подтверждённому ущербу на всей логистической цепи. Выяснение, на каком звене цепи был повреждён товар в этом случае — это внутренняя задача провайдера, клиента эта ситуация не касается», — заметил ПЁТР СОКОЛОВСКИЙ.

Конкуренция на рынке аутсорсинга

Российский рынок 3PL рос постепенно. Примерно до 2015 года он был практически свободен от конкуренции, но после пошёл заметный рост участников. По данным аналитического агентства M.A.Research, уже в 2016 году объём рынка 3PL-услуг в России вырос на 8%, достигнув 189 млрд руб. Около 72% оборота логистических операторов обеспечили операции по перевозке и экспедированию грузов (собственным и привлечённым транспортом), 28% приходилось на сегменты складских и управленческих услуг, включая управление цепочками
поставок.

Сегодня же с повышением спроса заметно выросло и предложение.

Пандемийный период вывел из строя неустойчивых игроков — складские площади простаивали в связи со снижением объёмов грузооборота. Однако крупные представители сохранили и даже улучшили своё положение. И уже после стабилизации обстановки, рост спроса на все виды логистических услуг к сентябрю практически полностью перекрыл первичные потери операторов. Плюс это притянуло в эту нишу новые компании и обеспечило выбор.

То есть для России рынок комплексных логистических услуг достаточно перспективный — и здоровая конкуренция будет расти, а значит, что и выбор для потребителя будет шире.

Правильный выбор

Однако с большим выбором приходит большая ответственность — всем хотелось бы с первого раза выбрать из этого многообразия именно ту самую надёжную и ответственную логистическую компанию, которая не подведёт даже в непростое время.

Поэтому при выборе партнёра стоит обратить внимание на ряд моментов:

  • история компании — закономерно, что самые опытные логистические операторы давно «живут» на рынке. Добросовестные компании гордятся этим фактом и размещают эту информацию в свободном доступе; если компания не стремится рассказывать о себе, то это настораживает;
  • изучите отзывы — можно посмотреть комментарии на специализированных сайтах и форумах, но лучше всего добыть информацию напрямую у партнёров логооператора;
  • наличие у логооператора своего собственного автопарка и прочих ресурсов: иначе цепочка ответственных лиц автоматически удлиняется, что может привести к сложностям на разных этапах;
  • в плюсе широкий перечень услуг и обширный охват географии;
  • наличие предварительных тарифов — это не всегда идёт компании в плюс: профессиональные операторы обычно не ставят фиксированный прайс, потому что понимают, что выставлять цену необходимо только после изучения всех потребностей, задач и желаний клиента, а также после анализа того, какие технологии можно применять в каждом конкретном случае; куда достовернее будет показатель минимальной стартовой цены;
  • лучше, чтобы поставщик услуг присутствовал в специализированных рейтинговых списках;
  • наличие официальных документов и отсутствие судебных дел в истории компании.

«Клиент выбирает логистического партнёра, исходя из нескольких критериев. В зависимости от специфики бизнеса они могут быть разными. Стоимость — не всегда главный из них. Важно, чтобы экспертиза сервисной компании совпадала с потребностями клиента. Например, один из наиболее эффективных способов подбора на первом этапе — предложить сервисным компаниям проанализировать ваши логистические операции и рассчитать, как их можно оптимизировать.

Также необходимо обратить внимание на ключевые реализованные проекты компании и наличие сопоставимого опыта в вашем сегменте деятельности», — дополняет ПЁТР СОКОЛОВСКИЙ.

Текст: Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!