Мебель в школе
В этом номере мы подробно поговорим на тему детской мебели для частных потребителей, но в данном контексте справедливо было бы затронуть и не менее актуальный вопрос мебели для общеобразовательных учреждений. Всё-таки в школе дети проводят большую часть дня, а значит, им должно быть не только безопасно, но и комфортно и удобно. И в то же время не все дети умеют бережно обращаться с партами и стульями. Поэтому к школьной мебели предъявляют даже чуть более серьёзные требования, чем к стульям и столам, которые покупают в квартиры.
О рынке такой мебели и о стандартах, которые к ней предъявляют, мы поговорили с генеральным директором ТПК «Феликс» Андреем Михайловым.
— В апреле 2018 года вице-премьер Правительства РФ по вопросам культуры, спорта и туризма Ольга Голодец отметила, что все детские сады страны сегодня оборудованы отечественной мебелью. Какая ситуация со школьной мебелью?
— Действительно, в связи с развитием городских инфраструктур в Москве и регионах потребность в школьной мебели возросла. Также весь минувший год, с 1 декабря 2017 года, в России действовал и продолжит своё действие до 1 декабря 2019 года запрет на госзакупки мебели, произведённой за рубежом, за исключением стран Евразийского экономического союза (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии). И мы отмечаем, что количество государственных заказов за минувший год стало больше.
Кроме того, с каждым годом требования к эргономике, удобству и безопасности школьной мебели только растут, что также обоснованно. Это и эргономичные формы столешниц, и различные способы регулировки парт: высота парты, угол наклона столешницы и т. д.
Как правило, закупают учебную мебель централизованно через официальные процедуры торгов. Время на исполнение таких контрактов всегда ограничено, и для успешной работы на этом рынке необходимо иметь производственные, складские и человеческие ресурсы, способные выполнить поставленную задачу в короткий срок. Поэтому в 2017 году мы открыли новую мебельную фабрику в Тверской области.
— Каким критериям должна соответствовать школьная мебель? Чем она отличается от детской мебели, которую продают для квартир?
— В первую очередь, это надёжность и безопасность мебели. Поэтому при производстве столешниц специально скругляют прямые углы, чтобы понизить травмоопасность; используют надёжные металлические каркасы для парт. Также весьма значима практичность и многофункциональность мебели. Кроме того, в партах часто используются различные механизмы регулировки наклона столешниц. Это позволяет эксплуатировать парты как в классе рисования, так и для обычных уроков.
— Бывает ли премиальная школьная мебель? Если да, то чем она отличается от стандартной?
— Учебные заведения по-разному позиционируют себя. А одним из критериев оценки служит интерьер и обстановка помещений заведения. Учебная мебель также имеет свою классификацию. Для премиального, более дорогого сегмента используются более дорогие материалы для столешниц парт — МДФ. Этот материал позволяет изготавливать столешницы различных форм с огромным спектром фигурной обработки: можно на столешнице отфрезеровать логотип учебного заведения, профиль известного писателя, учёного и т. д.
Также возможно использование более сложных механизмов регулировки парт.
— Какой набор обычно закупают школы?
— Основной спрос — на парты и стулья для учеников, шкафы, столы для учителей, кресла для актовых залов. И, помимо этого, закупают различные лабораторные столы, подиумы для демонстраций и т. д.
— Расскажите, как отличается современная школьная мебель от той, которую поставляли в школу в 2000-х годах?
— Конечно, за эти годы восприятие школьной мебели населением и чиновниками образования претерпело значительные изменения. Теперь это не просто парта, стул и шкаф, а действительно тщательно продуманные, проработанные изделия, максимально упрощающие учёбу детям и отвечающие всем современным нормам безопасности и эргономики. Технические особенности я назвал ранее.
— Какие документы должны сопровождать школьную мебель?
— Это и сертификат, и протокол испытаний. Безусловно, в учебные заведения можно поставлять только сертифицированную продукцию. Это важно для здоровья и жизни детей. Для получения необходимых сертификатов производителю и поставщику необходимо пройти сертификацию и получить доступ к возможности осуществлять такие поставки. Государство очень жёстко следит за этим.
— В какие периоды школы обычно покупают школьную мебель?
— Мебель для учебных заведений закупают постоянно. Связано это в основном с запуском в эксплуатацию новых учебных заведений. Если говорить про закупки для действующих школ, то мебель обычно закупается весной-летом.
— Есть ли какие-то тренды и тенденции в этом сегменте?
— Конечно же, есть. Сейчас наряду с весьма простыми изделиями эконом-сегмента востребованы пластиковые стулья, они более безопасны для эксплуатации детьми; различная цветовая гамма исполнения мебели, когда в разных классах стоит мебель разных цветов, и другие технические и дизайнерские решения.
— Каково положение отечественной школьной мебели на внешнем рынке?
— Мы, например, имеем успешный опыт поставок мебели за рубеж. Это и страны Персидского залива, Ближний Восток, Германия, Прибалтика и даже Республика Панама. В основном поставка осуществляется комплексно — мебель для офисных и учебных помещений, мебель для гостиничных номеров и т. д. В рамках Таможенного союза объёмы продаж значительно больше. Особенно хочу отметить работу с нашими партнёрами из Казахстана.
Сейчас идёт активная работа с партнёрами из Сирии. Они заинтересованы в поставках именно российских товаров на внутренний рынок своей страны.
В СССР стандарты для школьной мебели отличались от сегодняшних. Советские конструкции объединяли в себе парту и скамью. Благодаря металлическому каркасу школьные столы находились всегда на одном и том же расстоянии от сидячего места, имели одинаковую высоту, цвет столешницы и скамьи был идентичен. Но у таких конструкций был серьёзный минус: такие парты некоторым детям были «велики», малыши могли с трудом доставать до столешницы руками.
Беседовала Мария Бобова