Монтаж мебельной фурнитуры
Фото: pvproductions - ru.freepik.com

Новая реальность: проясняем перспективы мебельной отрасли в 2022 году

Российскому бизнесу, в том числе и мебельному, всегда было довольно непросто, особенно с начала 1990-х. Первое время не хватало уровня, чтобы конкурировать с импортными производителями.

Потом не хватало комплектующих, а когда решили и этот вопрос, начались первые проявления медленной санкционной политики. Однако нынешняя обстановка смогла напугать даже тех бывалых предпринимателей, что прошли через большинство последних кризисов в стране.

Тимур Иртуганов
Генеральный директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов

Из-за чего люди поделились на несколько лагерей. Одни стали активно продавать остатки или под завязку заполнять склады недостающим, закупая товар у всех оставшихся поставщиков. Другие замерли, уповая на то, что ситуация, возможно, наладится. Некоторые оказались где-то посередине, продолжив вести деятельность как обычно, пытаясь разобраться, какова ситуация и чего стоит ждать.

Мы также постарались прояснить ряд самых актуальных вопросов. Что сегодня есть в распоряжении мебельной промышленности, а что придётся замещать? Как изменится экспорт и импорт? Что станет драйверами отрасли в нынешних условиях? И как следует действовать в ближайшем будущем? Обо всём этом поговорили с генеральным директором Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России ТИМУРОМ ИРТУГАНОВЫМ.

Закупка сырья и материалов

— Многие отрасли отечественной промышленности зависимы от импортного оборудования и электроники, например, станкостроение и металлообработка. Насколько высока зависимость мебельной отрасли от зарубежных комплектующих?

— Если говорить о техническом состоянии отрасли в целом, пока что с этим проблем нет. Многие мебельщики начали переоснащать предприятия уже много лет назад, а некоторых подтолкнула к этому пандемия. То есть занимались этим вовремя, и сейчас их предусмотрительность окупится как никогда.

Тем не менее не будем отрицать тот факт, что большая часть оборудования для производства мебели зависит от импорта. В последние годы в этом вопросе выросла доля Китая, но поставщики из европейских стран всё ещё занимают одни из лидирующих позиций. И, к сожалению, даже те компании, которые были готовы продолжить отгрузку оборудования российским клиентам, столкнулись с возникшим логистическим и платёжным коллапсом.

В связи с этим в будущем, возможно, возникнут небольшие трудности из-за дефицита запчастей и расходных комплектующих для мебельного оборудования.

— Помимо оборудования обязательным является и первоначальное сырьё, а именно древесные плиты. Какие материалы и комплектующие производители мебели могут в полном объёме и в достаточном ассортименте найти на отечественном рынке?

— С древесными плитами у нас нет никаких проблем, производство различных их видов в России очень хорошо отлажено. Однако тут есть другая проблема — при изготовлении самых популярных для мебельной отрасли ЛДСП и МДФ необходим меламин. И именно в случае этого компонента отечественное предприятие не может обеспечить поставку даже 50% процентов от того, что реально требует внутренний рынок. Поэтому активно использовалось сырьё из-за границы. Однако значительные объёмы закупались мебельщиками именно из Китая, поэтому нет необходимости радикально менять импортные рынки.

— А есть ли компоненты, с которыми столь позитивный сценарий невозможен?

— Изоцианаты, которые используются для связующих, то есть смол для древесных плит, а также при изготовлении пенополиуретана, не производят в России вообще. Есть всего несколько крупных заводов в мире, специализирующихся на их изготовлении, и они находятся в Китае и в Западной Европе. Основная масса наших закупок шла из Германии, поэтому сейчас необходимо оперативно брать курс на азиатский рынок.

— Итак, мы выделили уже 2 типа продукции, вопрос с которыми можно решить с минимальным ущербом. Какие ещё ранее импортируемые продукты мы можем заместить на других направлениях?

— Итак, мы увидели, что рынок химии у нас еще недостаточно развит. Если же говорить о фурнитуре, то здесь дела обстоят хуже. По разным оценкам, у нас производилось порядка 7% от того, что потребляет рынок. В благоприятном режиме предприятия могут увеличить объём, но не ассортимент. Значительный объём закупок приходился на Италию, Германию, Австрию.

Альтернатива Европе — Турция и Китай. В Турции есть два авторитетных производителя, которые и ранее поставляли в Россию комплектующие, а уже в ближайшее время готовы расширить поставки.

Что касается Китая, то структура поставок фурнитуры в последние года последовательно менялась в его пользу. Очевидно, что в ситуации, когда нет выбора, предприятия будут перестраиваться, в том числе в ассортименте.

Экспорт и импорт

— Продолжают уходить крупные импортные мебельные ретейлеры. При таком раскладе по какому пути может пойти отрасль: эти бренды полностью исчезнут, и их долю будут закрывать отечественные производители, или более вероятен сценарий национализации?

— Должен поправить. Компании не ушли, а только временно приостановили свою работу. Мы надеемся, что они вернутся, и что до крайних мер всё-таки не дойдёт. Потому что национализация — как раз такой случай, когда возникают непреодолимые форс-мажорные обстоятельства. Поэтому я всё же считаю, что вариант с полным уходом компаний маловероятен. А пауза в работе иностранных мебельщиков действительно может освободить место для отечественного производителя.

— А как же быть с импортом иностранной мебели? Европейская продукция продолжит поступать по более сложным путям и вырастет в цене, или всё же основной процент продукции будет поступать из стран, что не ввели санкции? Какие изменения уже можно наблюдать?

— В настоящий момент рынок европейской импортной мебели попросту замер, рано делать выводы. Иностранные компании, которые были заинтересованы в сотрудничестве и поставках, сейчас ждут более стабильного положения и ясности. Ведь велика вероятность, что их инвестиции могут не оправдаться, поскольку компании в любой момент могут вернуться.

Тем не менее действительно возможен сценарий, что на российском рынке возрастёт количество мебели из стран, что не ввели санкции. Вариант же с доставкой европейской мебели окольными путями считаю скорее маловероятным.

Консультация в мебельном салоне
Фото: prostooleh – ru.freepik.com

— Аналогичный вопрос по экспорту. Ассоциация давно изучает возможность освоения новых рынков, включая, например, рынок Индии. Однако были сложности вхождения из-за особых требований к продукции. Так ли это? Как сейчас будет происходить проработка этого вопроса?

— Экспорт стал гораздо привлекательнее из-за ослабления рубля.

Что касается Индии, то сложности были связаны не с самой продукцией российского ЛПК, а с особыми требованиями к её ввозу. Например, в Индии отечественная продукция столкнулась с высокими пошлинами по причине того, что между Россией и Индией нет соответствующих торговых договоров. Из-за чего сбор был максимальным — практически 30%, что весьма нерентабельно и затрудняет вход на индийский рынок.

Сложности были только с этим. По качеству же российская продукция не только не уступает, а даже опережает многих представленных на индийском рынке производителей. Мы надеемся, что будут заключены соглашения, которые исправят ситуацию, снизив пошлину. Вопрос в том, будет ли найден компромисс.

— Какие ещё направления для экспорта российской мебели (помимо стран СНГ и Китая) сейчас наиболее вероятны?

— Если говорить про новые экспортные рынки, кроме стран СНГ можно взять курс на страны Ближнего Востока. С фанерой дела обстоят сложнее, поскольку основной объем экспорта шёл в Европу и США. Сейчас, возможно, поставки будут переориентировать. Возможные направления — Ближний Восток, Южная Америка.

Цены на товары и потребительский спрос

— Сейчас наблюдается рекордный спрос на мебельную продукцию — потребители закупаются, чтобы успеть до предполагаемого резкого скачка цен. На ваш взгляд, как долго это продлится?

— Этот спрос связан с желанием потребителей приобрести продукцию по нынешним, так называемым «старым» ценам. Прогнозировать дальнейшее развитие событий довольно сложно, поскольку это зависит от множества факторов, как экономических, так и политических.

— Что бы позволило удержать цены на приемлемом уровне и тем самым компенсировать снижение покупательской способности?

— Для того чтобы удержать цены на саму мебель, необходимо стабилизировать цены на комплектующие, материалы и сырьё, которые производятся в России. Это химия, которая частично производится отечественными предприятиями, металл.

— Некоторые строят предположения, что тяжелее всего придётся производителям, работающим в премиальном сегменте, и ниша может невероятно сократиться. Каково Ваше мнение? Как могут перераспределиться различные ценовые сегменты в отрасли?

— Вокруг этой темы сейчас строятся самые разные предположения. Кто-то считает, что сильнее всего пострадает сегмент «премиум», но я думаю, что это далеко не факт.

Даже раньше этот сегмент был востребован у более стабильного и ограниченного круга потребителей. Поэтому, скорее всего, он останется примерно на прежнем уровне. Тем более что у сегмента «премиум» в структуре себестоимости материалы занимают меньшее место, чем в сегменте «эконом-плюс». Здесь платят за особый дизайн, бренд.

На мой взгляд, куда более вероятен сценарий, что эта ценовая ниша пострадает меньше всего. Скорее, сегмент «эконом-плюс» может сдвинуться на «эконом», но я надеюсь, что этого всё же не произойдёт.

Драйверы рынка и господдержка

— Маркетплейсы ещё до последних событий открыли новые возможности для мебельщиков. На ваш взгляд, сегодня они могут стать новым драйвером развития мебельной отрасли?

— Маркетплейсы могут стать хорошим инструментом, который позволит поддержать стабильность отрасли, но никак не драйвером её развития. Правильнее будет сказать, что благодаря таким платформам есть все возможности сохранить приемлемые объёмы производства, поэтому они имеют потенциал стать некой точкой опоры.

— Можем ли мы ждать в скором времени увеличения нишевых мебельных маркетплейсов формата Hoff или площадки, что организовал Санкт-Петербургский ГК «Самолёт»? Как подобные точки могут помочь мебельному МСП?

— Быстро подобные вещи не организуются, хотя кризисные ситуации нередко способствуют разным прорывам. Но они касаются только тех, кто был хорошо подготовлен к осуществлению подобных проектов. Если уже есть необходимые наработки, планы и средства, можно удачно «выстрелить». Поэтому появления большого количества новых маркетплейсов не стоит ожидать.

— Как отмечали эксперты, на маркетплейсах было сложно продавать крупногабаритную мебель дороже 30 тысяч рублей, так как потребители остерегались совершать такую серьёзную покупку, не видя её вживую. На ваш взгляд, нынешняя ситуация может изменить эту тенденцию в обратную сторону?

— Думаю, что нет. По крайней мере, сильно изменить эту тенденцию будет сложно. Сейчас нет локдауна, покупатели снова привыкли к возможности изучить товар, не только посмотрев его на сайте, но потрогав, опробовав механизмы, все дверцы и ящички. Эта ситуация не изменилась.

Если только предположить, что у всех производителей вдруг возникнут проблемы с арендой торговых площадей, то кроме продаж в формате онлайн мало что останется. Но осуществление такого сценария крайне маловероятно.

— Какую поддержку отрасль может ожидать уже в ближайшее время?

— Чтобы поддержать мебельную отрасль, Министерство промышленности и торговли РФ оперативно занимается разработкой решений, ищет возможности для замены импортных товаров. Это касается всего: комплектующих, запчастей, химии.

В качестве меры поддержки мебельной промышленности Правительство Российской Федерации предложило увеличить объёмы сдачи построенного жилья уже с мебелью.

Также Минпромторг совместно с Минтрансом работают над решением логистических проблем.

Ассоциация участвует, продвигая предложения, поступившие от профсообщества, и внимательно следит за изменениями.

«Сейчас стоит занимать освободившиеся ниши, а ни в коем случае не замирать в ожидании худших сценариев. Необходимо заполнить освободившийся «вакуум».

Не опускайте рук и используйте все свои шансы — это наш основной посыл для российских мебельщиков.

С таким настроем и общими усилиями мы гораздо быстрее вернём все в привычное и комфортное русло».

Подпишитесь на наш Телеграм-канал

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!