Кадровый вопрос в мебельной отрасли
Фото предоставлено ООО ТПК Феликс

Кадровый вопрос

В продолжение темы кадров в мебельной отрасли поговорим о выборе персонала более детально. И многие моменты смогут отметить сами мебельщики, особенно руководители компаний, специалисты по подбору персонала и преподаватели профильных вузов. Ведь если знаешь и видишь проблему, то представляешь, как можно её решить.

Мы поговорили с мебельщиками о том, людей каких специальностей найти проще, а каких сложнее всего. Как, в принципе, сегодня изменился портрет соискателя и какие тенденции наблюдаются на рынке труда в мебельной отрасли? Каким образом сегодня предпочитают искать новые кадры?
И, конечно, наличие или отсутствие необходимых специалистов напрямую зависит от качества обучения в специализированных техникумах, институтах и вузах.

Поэтому мы также поговорили с экспертами о том, что, на их взгляд, позволит улучшить учебную программу в специализированных учебных заведениях. И не рентабельнее было бы предприятиям самим обучать специалистов?

Избыток и недостаток

Людмила Прищенко
Директор по персоналу ООО ТПК «Феликс» Людмила Прищенко

Современная мебельная отрасль — это высокотехнологичное направление промышленности, где созданы десятки тысяч рабочих мест по всей стране. Несмотря на автоматизацию, производству требуются рабочие руки — специалисты высокой квалификации. Но есть ли они? На примере компании «Феликс» (включающей три фабрики по выпуску офисной и гостиничной мебели, а также деревообрабатывающий комбинат «Жарковский») могу с уверенностью сказать, что сегодня нам очень не хватает узкоспециализированных квалифицированных рабочих: станочников, столяров, токарей, маляров, электромехаников, а также представителей редких профессий, например, краснодеревщиков. Всегда в дефиците квалифицированные операторы станков с ЧПУ.

Отмечу, что специалисты должны быть только высшего уровня. Такие требования связаны с внедрением технологий. Производство мебели у нас в компании — это полностью автоматизированный процесс: автоматические линии, станки с ЧПУ, где требуется умение работать на компьютере и разбираться в программах. Мы сталкиваемся с тем, что некоторые сотрудники не могут в полной мере ориентироваться в современном оборудовании и нам постоянно приходится либо обучать, либо доучивать их самостоятельно, а на это уходит драгоценное время.

Ещё один «больной» вопрос — недостаток квалифицированных руководителей. Хочу отметить, что современный руководитель — это не просто производственник, который обладает солидным опытом работы, это специалист, который в полной мере должен владеть и основами управления. И таких мало. В противовес штучным вакансиям, мы не испытываем недостатка в кадрах по профессиям, которые не требуют особой подготовки: упаковщики, комплектовщики, грузчики. Такие вакансии мы закрываем очень быстро. При необходимости обучаем.

Тенденции, изменения и поиск кадров

Кроме кадрового голода, мы можем отметить и общую тенденцию старения кадров.

Квалифицированным малярам, электромеханикам и прочим специалистам уже далеко за 40 лет.

Таковы печальные последствия 1990-х, когда были закрыты многие профучилища, техникумы и ПТУ. Сегодня, спустя годы, мы очень остро ощущаем на рынке недостаток обученных, имеющих опыт специалистов.

В нашей компании мы самостоятельно «закрываем» вакансии. У нас достаточно сильные «подборщики», и при поиске сотрудников мы не обращаемся за помощью в кадровые агентства.

Пользуемся крупными и популярными сайтами по поиску работы. Плюс работают отклики, так называемое сарафанное радио».

У нас есть и ноу-хау: в компании работает программа «Приведи друга». Наш сотрудник может привести на необходимую вакансию своего родственника или знакомого. И если новый сотрудник проработал у нас весь испытательный срок (2 месяца) и остался, то тот, кто его привёл, поощряется.
Здесь очень хорошо работает принцип профессиональных знакомств.

Обучение кадров

Для того, чтобы не испытывать «кадровый голод», необходимо восстановить связи между колледжами и предприятиями, чтобы образование было больше прикладным. Обучение молодых специалистов должно основываться на потребностях мебельных предприятий. При проведении практики в учебных заведениях необходимо учитывать современный производственный парк.

Молодёжь должна знать, на каких станках сегодня работают мебельщики. Наша компания со своей стороны активно поддерживает такие связи. Совместно с Департаментом образования и науки г. Москвы мы регулярно проводим экскурсии на производства. Программа так и называется «Профессиональные стажировки».

Мы взаимодействуем как со специализированными учебными заведениями, так и со школами. К нам на производство часто приходят учащиеся московского колледжа архитектуры и дизайна. Мы и для подростков проводим профориентационные экскурсии (причём не только в Москве, но и на наших производственных площадках в Тверской области) и знакомим их с нашими технологиями, станками, специальностями. Мы доказываем, что рабочая профессия — это солидно, что она может приносить доход и карьерный рост. Что станочник — это звучит гордо и не нужно стесняться этой профессии. Приглашаем студентов к нам на практику. И тех, кто положительно зарекомендует себя, готовы трудоустроить на наше производство.

Также мы обучаем персонал прямо на производстве, даже если сотрудник пришёл не из мебельной сферы. В этом случае есть и свои особенности. Например, объяснить сотруднику ряд теоретических моментов довольно сложно: принципы работы с материалом, его виды, особенности станков — это довольно длительный процесс. В таких случаях мы используем специально разработанные нами программы и решаем даже такие непростые вопросы. В завершение хочу отметить: важно не только обучать, но и воспитывать молодёжь, развивать у них трудолюбие и, конечно, любовь к профессии. Объяснять, что любой успех достигается только трудом.

Избыток и недостаток

На производстве сейчас серьёзный кадровый голод. Он связан с территориальностью — там, где сконцентрировано производство мебели, проблем меньше, но там, где мебельная отрасль представлена мало, всегда есть недостаток профессионалов, от швей и сварщиков до технологов и работников конструкторских бюро.

Наталья Пекшева
Генеральный директор ООО «Мебельдом» (бренд «Цвет Диванов») Наталья Пекшева

Дефицит качественных кадров есть постоянно. Вузы готовят специалистов теоретически, оторванно от практики. Особенно это заметно при подготовке дизайнеров, у которых развита креативность и эстетический вкус без базовых знаний производственных процессов и технологий производства мебели. Поэтому так ценны практики, прошедшие долгий практический путь в отрасли и имеющие в опыте успешные проекты. Значительная часть пришла в мебельную отрасль из других технических специальностей, получив навыки в процессе работы. Именно из-за этого противоречия дизайн является слабым звеном в отечественном производстве мебели.

И, как и в любой отрасли, проще всего найти сотрудников в точки продаж, и их нужно много.

Продавец – не сложная профессия, если у человека есть желание и необходимые коммуникационные навыки. Но, поскольку сейчас важна их квалификация, продавцов необходимо обучать: прививать им знание продукта, лояльность к бренду, повышать их компетентность в технологии и психологии продаж. Для этого компании необходим собственный учебный центр и внятная структурированная система обучения.

Надо быть готовым к тому, что в рознице всегда большая текучка кадров, порядка 50 % сотрудников в течение года заменяются. Персонал нужно обучать быстро и эффективно.

Тенденции, изменения и поиск кадров

Мебельный рынок в последнее время становится всё более конкурентным, а значит, требует более высокой квалификации специалистов. Компании уходят от производственной ориентации к ориентации на потребителя, что требует более экспертного маркетинга и управления продажами в розничных магазинах.

Поэтому происходит закономерный процесс специализации: производство углубляется в производственные процессы, а розничные компании занимаются экспертным обслуживанием покупателя. В специализированных мебельных центрах сегодня конкурируют не столько продукты, сколько продавцы-консультанты. Акцент сместился на квалификацию сотрудников точек продаж.

Очень актуальны специалисты в области построения и автоматизации бизнес-процессов, специалисты в области маркетинга, PR и рекламы, онлайн-продвижения. Так как молодые люди часто рассматривают профессию продавца-консультанта как стартовую в карьере, неизбежна повышенная динамика кадров, а значит, ключевое значение приобретает учебный центр, специалисты которого должны быстро, грамотно и качественно готовить торговый персонал конкретного бренда.

Если говорить о способе поиска сотрудников, то мы не используем подбор через кадровые агентства. В основном кандидатов подбираем на онлайн-ресурсах, в том числе на редко возникающие вакансии. Иногда мы прибегаем к другим способам, в том числе к рекомендациям и поиску в профессиональных сообществах, но их эффективность ниже, чем размещение вакансий и активный поиск на профильных сайтах.

Автоматизированные системы первичного отбора нам не подходят, так как территориальная разрозненность торговых точек и повышенные требования к базовой эстетической развитости не позволяют их использовать.

Обучение кадров

Как я говорила выше, вузы готовят специалистов теоретически. Плюс сегодня для российских мебельщиков важна не только технология производства, но и эстетическая развитость, дизайн.

Важно включать в обучение то, что касается основ дизайна и современных трендов, социальных тенденций. Пока что в этой области мы сильно отстаём от Запада.

Также ощутимо не хватает практики, развитие практики у дизайнеров в производственных условиях выглядит как инвестиционный ресурс.

Пока что институты оторваны от реального производства. Студенты не заинтересованы идти в бизнес, связанный с производством, а само производство из-за этого не развивается, не готово к инновациям и недооценивает роль дизайна в спросе конечного потребителя.

Мы сами берём на стажировки студентов специализированных кафедр по направлениям дизайна и маркетинга, проводим совместно со Строгановкой конкурсы по разработке мебельного текстиля, фурнитуры и предметов мебели.

Мы поддерживаем наиболее значимый российский конкурс для промышленных дизайнеров серийной мебели ARTLIGA, где есть номинация и для студентов. По итогам конкурса некоторые проекты мы готовы реализовывать на производстве. Мне кажется, это взаимодействие направлено на то, чтобы в отрасли были эталоны и ориентиры в области промышленного дизайна, происходило сближение производителей и выпускников профильных учебных заведений. Также наши специалисты участвуют во многих конференциях и семинарах повышения квалификации в качестве посетителей и спикеров, мы делимся опытом и учимся сами. Это касается и производственных, и торговых проектов.

А относительно людей «не из отрасли», так как я сама отношусь к людям без «мебельного образования», я всячески поощряю их приход в отрасль. В поколении, которое вышло из 1990-х, мало кто остался в той отрасли, в которой получал образование. Сейчас нет преемственности, многие отрасли образовались заново, и мы оказались с первым-вторым поколением специалистов.

Многие попали в мебельный сегмент случайно, но успешно обучились всему на практике. Очень много примеров, когда такие люди вырастали до топ-менеджеров и владельцев собственного бизнеса. Возможно, это лучший путь профессионального развития в мебельной отрасли сейчас — путь самообразования и практики.

Избыток и недостаток

Мурман Кохреидз
К. т. н., доцент, заведующий кафедрой «Станки и инструменты» Московского государственного университета леса Мурман Кохреидзе

Сегодня нашей мебельной отрасли очень недостаёт представителей профессий, требующих долгого и кропотливого обучения. Сюда входят мебельные конструкторы и дизайнеры.

Также наши мебельщики всегда ищут опытных технологов и механиков. Так как парк оборудования сегодня стал более технологичным, а значит, и сложным, такие люди на производстве необходимы.

Очень просто закрыть вакансии сборщиков и комплектовщиков. В этом случае не нужно особых знаний и умений, по таким специальностям может каждый человек работать, было бы желание.

Тенденции и изменения

Спад популярности рабочих специальностей — большая проблема сегодня. Этот момент доставляет неудобство не только мебельщикам, но и учебным заведениям: трудно набирать студентов.

Также у некоторых мебельщиков есть трудности в поиске кадров из-за нехватки инвестиций. В поиск специалистов также нужно вкладываться, развивать отдел кадров и прочее, а порой этого делать не хотят.

И большой минус на многих наших производствах — это устаревшее оборудование. Мы, например, готовим студентов на новом оборудовании и, на предприятие со старым техническим парком у молодых специалистов могут возникнуть трудности. Очень эффективно, когда производства сотрудничают с вузами, нам нужны чёткие инструкции по работе на их станках, чтобы мы направленно готовили студентов.

Обучение кадров

Есть трудности с набором студентов, раньше мы набирали несколько групп, а теперь только одну.

Это, пожалуй, связано не только с непопулярностью профессий, но и с тем, что нет чётких требований к молодым специалистам при приёме на работу. Часто мебельщики берут наших студентов и потом всё равно доучивают их, иногда даже переобучают под свой профиль. Поэтому на предприятиях часто можно встретить людей, которые не заканчивали вообще технических мебельных направлений.

И, конечно, согласен с тем, что студентам нужно больше производственной практики. К сожалению, не всегда получается проводить практику на предприятиях. Многие наши предприятия ещё не открыты для студентов: берут на практику единицы с потока, а порой и вовсе ограничиваются экскурсиями. То есть редко бывает такое, чтобы выделили рабочее место или место при уже работающем специалисте и молодёжь занималась. Не все предприятия хотят с этим связываться, потому что это студенты, их надо направлять, им надо уделять время.

Некоторые готовы брать студентов только за плату. Хотя в какой-то степени молодые специалисты, практиканты — это бюджетная рабочая сила, из которой можно вырастить специалиста под свои надобности.

Мы стараемся не ждать, пока мебельщики или производители оборудования обратятся к нам с предложением, а сами идём к ним. Например, наш университет сотрудничает с итальянской компанией SCM. Мы организовали технологический учебный центр для повышения квалификации сотрудников отрасли и сотрудников кафедры. Мы, например, выдаём даже сертификаты по окончании прохождения курсов повышения квалификации.

Также учебный центр предназначен и для студентов. Они проходят обучение на современном оборудовании этой компании. В нашем парке:

  • универсальный 5-координатный обрабатывающий центр с ЧПУ;
  • сверлильный присадочный центр с ЧПУ;
  • автоматический кромкооблицовочный станок;
  • калибровально-шлифовальный станок;
  • рейсмусовый станок;
  • форматно-раскроечный центр;
  • фрезерный станок;
  • фуговальный станок.

Несколько наших студентов, победивших в конкурсе от университета, даже ездили в Италию по приглашению компании.

Что касается подготовки специалистов прямо на фабрике, в принципе, это возможно. Но теоретические знания всё же тоже важны. Кроме того, если такой специалист решит перейти на другую фабрику, его могут не взять из-за отсутствия свидетельства об окончании образования.

Текст: Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!