Кадровый вопрос
В продолжение темы кадров в мебельной отрасли поговорим о выборе персонала более детально. И многие моменты смогут отметить сами мебельщики, особенно руководители компаний, специалисты по подбору персонала и преподаватели профильных вузов. Ведь если знаешь и видишь проблему, то представляешь, как можно её решить.
Мы поговорили с мебельщиками о том, людей каких специальностей найти проще, а каких сложнее всего. Как, в принципе, сегодня изменился портрет соискателя и какие тенденции наблюдаются на рынке труда в мебельной отрасли? Каким образом сегодня предпочитают искать новые кадры?
И, конечно, наличие или отсутствие необходимых специалистов напрямую зависит от качества обучения в специализированных техникумах, институтах и вузах.
Поэтому мы также поговорили с экспертами о том, что, на их взгляд, позволит улучшить учебную программу в специализированных учебных заведениях. И не рентабельнее было бы предприятиям самим обучать специалистов?
Избыток и недостаток
Современная мебельная отрасль — это высокотехнологичное направление промышленности, где созданы десятки тысяч рабочих мест по всей стране. Несмотря на автоматизацию, производству требуются рабочие руки — специалисты высокой квалификации. Но есть ли они? На примере компании «Феликс» (включающей три фабрики по выпуску офисной и гостиничной мебели, а также деревообрабатывающий комбинат «Жарковский») могу с уверенностью сказать, что сегодня нам очень не хватает узкоспециализированных квалифицированных рабочих: станочников, столяров, токарей, маляров, электромехаников, а также представителей редких профессий, например, краснодеревщиков. Всегда в дефиците квалифицированные операторы станков с ЧПУ.
Отмечу, что специалисты должны быть только высшего уровня. Такие требования связаны с внедрением технологий. Производство мебели у нас в компании — это полностью автоматизированный процесс: автоматические линии, станки с ЧПУ, где требуется умение работать на компьютере и разбираться в программах. Мы сталкиваемся с тем, что некоторые сотрудники не могут в полной мере ориентироваться в современном оборудовании и нам постоянно приходится либо обучать, либо доучивать их самостоятельно, а на это уходит драгоценное время.
Ещё один «больной» вопрос — недостаток квалифицированных руководителей. Хочу отметить, что современный руководитель — это не просто производственник, который обладает солидным опытом работы, это специалист, который в полной мере должен владеть и основами управления. И таких мало. В противовес штучным вакансиям, мы не испытываем недостатка в кадрах по профессиям, которые не требуют особой подготовки: упаковщики, комплектовщики, грузчики. Такие вакансии мы закрываем очень быстро. При необходимости обучаем.
Тенденции, изменения и поиск кадров
Кроме кадрового голода, мы можем отметить и общую тенденцию старения кадров.
Квалифицированным малярам, электромеханикам и прочим специалистам уже далеко за 40 лет.
Таковы печальные последствия 1990-х, когда были закрыты многие профучилища, техникумы и ПТУ. Сегодня, спустя годы, мы очень остро ощущаем на рынке недостаток обученных, имеющих опыт специалистов.
В нашей компании мы самостоятельно «закрываем» вакансии. У нас достаточно сильные «подборщики», и при поиске сотрудников мы не обращаемся за помощью в кадровые агентства.
Пользуемся крупными и популярными сайтами по поиску работы. Плюс работают отклики, так называемое сарафанное радио».
У нас есть и ноу-хау: в компании работает программа «Приведи друга». Наш сотрудник может привести на необходимую вакансию своего родственника или знакомого. И если новый сотрудник проработал у нас весь испытательный срок (2 месяца) и остался, то тот, кто его привёл, поощряется.
Здесь очень хорошо работает принцип профессиональных знакомств.
Обучение кадров
Для того, чтобы не испытывать «кадровый голод», необходимо восстановить связи между колледжами и предприятиями, чтобы образование было больше прикладным. Обучение молодых специалистов должно основываться на потребностях мебельных предприятий. При проведении практики в учебных заведениях необходимо учитывать современный производственный парк.
Молодёжь должна знать, на каких станках сегодня работают мебельщики. Наша компания со своей стороны активно поддерживает такие связи. Совместно с Департаментом образования и науки г. Москвы мы регулярно проводим экскурсии на производства. Программа так и называется «Профессиональные стажировки».
Мы взаимодействуем как со специализированными учебными заведениями, так и со школами. К нам на производство часто приходят учащиеся московского колледжа архитектуры и дизайна. Мы и для подростков проводим профориентационные экскурсии (причём не только в Москве, но и на наших производственных площадках в Тверской области) и знакомим их с нашими технологиями, станками, специальностями. Мы доказываем, что рабочая профессия — это солидно, что она может приносить доход и карьерный рост. Что станочник — это звучит гордо и не нужно стесняться этой профессии. Приглашаем студентов к нам на практику. И тех, кто положительно зарекомендует себя, готовы трудоустроить на наше производство.
Также мы обучаем персонал прямо на производстве, даже если сотрудник пришёл не из мебельной сферы. В этом случае есть и свои особенности. Например, объяснить сотруднику ряд теоретических моментов довольно сложно: принципы работы с материалом, его виды, особенности станков — это довольно длительный процесс. В таких случаях мы используем специально разработанные нами программы и решаем даже такие непростые вопросы. В завершение хочу отметить: важно не только обучать, но и воспитывать молодёжь, развивать у них трудолюбие и, конечно, любовь к профессии. Объяснять, что любой успех достигается только трудом.
Избыток и недостаток
На производстве сейчас серьёзный кадровый голод. Он связан с территориальностью — там, где сконцентрировано производство мебели, проблем меньше, но там, где мебельная отрасль представлена мало, всегда есть недостаток профессионалов, от швей и сварщиков до технологов и работников конструкторских бюро.
Дефицит качественных кадров есть постоянно. Вузы готовят специалистов теоретически, оторванно от практики. Особенно это заметно при подготовке дизайнеров, у которых развита креативность и эстетический вкус без базовых знаний производственных процессов и технологий производства мебели. Поэтому так ценны практики, прошедшие долгий практический путь в отрасли и имеющие в опыте успешные проекты. Значительная часть пришла в мебельную отрасль из других технических специальностей, получив навыки в процессе работы. Именно из-за этого противоречия дизайн является слабым звеном в отечественном производстве мебели.
И, как и в любой отрасли, проще всего найти сотрудников в точки продаж, и их нужно много.
Продавец – не сложная профессия, если у человека есть желание и необходимые коммуникационные навыки. Но, поскольку сейчас важна их квалификация, продавцов необходимо обучать: прививать им знание продукта, лояльность к бренду, повышать их компетентность в технологии и психологии продаж. Для этого компании необходим собственный учебный центр и внятная структурированная система обучения.
Надо быть готовым к тому, что в рознице всегда большая текучка кадров, порядка 50 % сотрудников в течение года заменяются. Персонал нужно обучать быстро и эффективно.
Тенденции, изменения и поиск кадров
Мебельный рынок в последнее время становится всё более конкурентным, а значит, требует более высокой квалификации специалистов. Компании уходят от производственной ориентации к ориентации на потребителя, что требует более экспертного маркетинга и управления продажами в розничных магазинах.
Поэтому происходит закономерный процесс специализации: производство углубляется в производственные процессы, а розничные компании занимаются экспертным обслуживанием покупателя. В специализированных мебельных центрах сегодня конкурируют не столько продукты, сколько продавцы-консультанты. Акцент сместился на квалификацию сотрудников точек продаж.
Очень актуальны специалисты в области построения и автоматизации бизнес-процессов, специалисты в области маркетинга, PR и рекламы, онлайн-продвижения. Так как молодые люди часто рассматривают профессию продавца-консультанта как стартовую в карьере, неизбежна повышенная динамика кадров, а значит, ключевое значение приобретает учебный центр, специалисты которого должны быстро, грамотно и качественно готовить торговый персонал конкретного бренда.
Если говорить о способе поиска сотрудников, то мы не используем подбор через кадровые агентства. В основном кандидатов подбираем на онлайн-ресурсах, в том числе на редко возникающие вакансии. Иногда мы прибегаем к другим способам, в том числе к рекомендациям и поиску в профессиональных сообществах, но их эффективность ниже, чем размещение вакансий и активный поиск на профильных сайтах.
Автоматизированные системы первичного отбора нам не подходят, так как территориальная разрозненность торговых точек и повышенные требования к базовой эстетической развитости не позволяют их использовать.
Обучение кадров
Как я говорила выше, вузы готовят специалистов теоретически. Плюс сегодня для российских мебельщиков важна не только технология производства, но и эстетическая развитость, дизайн.
Важно включать в обучение то, что касается основ дизайна и современных трендов, социальных тенденций. Пока что в этой области мы сильно отстаём от Запада.
Также ощутимо не хватает практики, развитие практики у дизайнеров в производственных условиях выглядит как инвестиционный ресурс.
Пока что институты оторваны от реального производства. Студенты не заинтересованы идти в бизнес, связанный с производством, а само производство из-за этого не развивается, не готово к инновациям и недооценивает роль дизайна в спросе конечного потребителя.
Мы сами берём на стажировки студентов специализированных кафедр по направлениям дизайна и маркетинга, проводим совместно со Строгановкой конкурсы по разработке мебельного текстиля, фурнитуры и предметов мебели.
Мы поддерживаем наиболее значимый российский конкурс для промышленных дизайнеров серийной мебели ARTLIGA, где есть номинация и для студентов. По итогам конкурса некоторые проекты мы готовы реализовывать на производстве. Мне кажется, это взаимодействие направлено на то, чтобы в отрасли были эталоны и ориентиры в области промышленного дизайна, происходило сближение производителей и выпускников профильных учебных заведений. Также наши специалисты участвуют во многих конференциях и семинарах повышения квалификации в качестве посетителей и спикеров, мы делимся опытом и учимся сами. Это касается и производственных, и торговых проектов.
А относительно людей «не из отрасли», так как я сама отношусь к людям без «мебельного образования», я всячески поощряю их приход в отрасль. В поколении, которое вышло из 1990-х, мало кто остался в той отрасли, в которой получал образование. Сейчас нет преемственности, многие отрасли образовались заново, и мы оказались с первым-вторым поколением специалистов.
Многие попали в мебельный сегмент случайно, но успешно обучились всему на практике. Очень много примеров, когда такие люди вырастали до топ-менеджеров и владельцев собственного бизнеса. Возможно, это лучший путь профессионального развития в мебельной отрасли сейчас — путь самообразования и практики.
Избыток и недостаток
Сегодня нашей мебельной отрасли очень недостаёт представителей профессий, требующих долгого и кропотливого обучения. Сюда входят мебельные конструкторы и дизайнеры.
Также наши мебельщики всегда ищут опытных технологов и механиков. Так как парк оборудования сегодня стал более технологичным, а значит, и сложным, такие люди на производстве необходимы.
Очень просто закрыть вакансии сборщиков и комплектовщиков. В этом случае не нужно особых знаний и умений, по таким специальностям может каждый человек работать, было бы желание.
Тенденции и изменения
Спад популярности рабочих специальностей — большая проблема сегодня. Этот момент доставляет неудобство не только мебельщикам, но и учебным заведениям: трудно набирать студентов.
Также у некоторых мебельщиков есть трудности в поиске кадров из-за нехватки инвестиций. В поиск специалистов также нужно вкладываться, развивать отдел кадров и прочее, а порой этого делать не хотят.
И большой минус на многих наших производствах — это устаревшее оборудование. Мы, например, готовим студентов на новом оборудовании и, на предприятие со старым техническим парком у молодых специалистов могут возникнуть трудности. Очень эффективно, когда производства сотрудничают с вузами, нам нужны чёткие инструкции по работе на их станках, чтобы мы направленно готовили студентов.
Обучение кадров
Есть трудности с набором студентов, раньше мы набирали несколько групп, а теперь только одну.
Это, пожалуй, связано не только с непопулярностью профессий, но и с тем, что нет чётких требований к молодым специалистам при приёме на работу. Часто мебельщики берут наших студентов и потом всё равно доучивают их, иногда даже переобучают под свой профиль. Поэтому на предприятиях часто можно встретить людей, которые не заканчивали вообще технических мебельных направлений.
И, конечно, согласен с тем, что студентам нужно больше производственной практики. К сожалению, не всегда получается проводить практику на предприятиях. Многие наши предприятия ещё не открыты для студентов: берут на практику единицы с потока, а порой и вовсе ограничиваются экскурсиями. То есть редко бывает такое, чтобы выделили рабочее место или место при уже работающем специалисте и молодёжь занималась. Не все предприятия хотят с этим связываться, потому что это студенты, их надо направлять, им надо уделять время.
Некоторые готовы брать студентов только за плату. Хотя в какой-то степени молодые специалисты, практиканты — это бюджетная рабочая сила, из которой можно вырастить специалиста под свои надобности.
Мы стараемся не ждать, пока мебельщики или производители оборудования обратятся к нам с предложением, а сами идём к ним. Например, наш университет сотрудничает с итальянской компанией SCM. Мы организовали технологический учебный центр для повышения квалификации сотрудников отрасли и сотрудников кафедры. Мы, например, выдаём даже сертификаты по окончании прохождения курсов повышения квалификации.
Также учебный центр предназначен и для студентов. Они проходят обучение на современном оборудовании этой компании. В нашем парке:
- универсальный 5-координатный обрабатывающий центр с ЧПУ;
- сверлильный присадочный центр с ЧПУ;
- автоматический кромкооблицовочный станок;
- калибровально-шлифовальный станок;
- рейсмусовый станок;
- форматно-раскроечный центр;
- фрезерный станок;
- фуговальный станок.
Несколько наших студентов, победивших в конкурсе от университета, даже ездили в Италию по приглашению компании.
Что касается подготовки специалистов прямо на фабрике, в принципе, это возможно. Но теоретические знания всё же тоже важны. Кроме того, если такой специалист решит перейти на другую фабрику, его могут не взять из-за отсутствия свидетельства об окончании образования.
Текст: Мария Бобова