Зонирование и эргономика в современных реалиях
Фото предоставлено Ольгой Аксёновой

Домашний офис: выиграть на популярных мебельных тенденциях

Велика вероятность, что вскоре спрос на традиционную бытовую мебель может начать серьёзно падать, а потому многие отраслевики начинают заранее задумываться о том, какие новые направления помогут укрепить компанию, и о том, что могло бы дополнительно простимулировать потребителей.

Помочь решить сразу обе эти задачи может освоение производства некого трендового продукта, который получил свою популярность как раз в последних кризисных условиях. Так, ещё с пандемии 2020 года значительно вырос спрос на несколько позиций: мебель для геймеров, перегородки и прочие продукты для зонирования пространства, а также на решения для домашних офисов.

Ольга Аксёнов
Дизайнер мебели, эксперт по эргономике и правильному хранению вещей, основатель GID Ольга Аксёнов

Анализируя ситуацию, можно понять, что мебель для геймеров и решения для зонирования пространства по-прежнему остаются достаточно стабильными и перспективными направлениями.

Киберспорт, кажется, только укрепляет свои позиции в кризис, а значит, сохраняется спрос на сопутствующую продукцию, в том числе мебель. Тенденции на рынке недвижимости такие, что с большей долей вероятности люди будут чаще приобретать малогабаритное жильё и заниматься его зонированием не путём дорогостоящей перепланировки, а при помощи более бюджетных инструментов (перегородок и мебели).

А вот ситуацию с домашними офисами не назовёшь такой однозначной. По данным опроса IT-сервиса по поиску работы и подбору сотрудников Superjob, в марте 2022 года число компаний, переводивших сотрудников на «удалёнку», сократилось по сравнению с февралём в 2 раза. Доля удалённого формата работы снизилась до 25%.

Значит ли это, что тренд на мебель и интерьерные решения для домашних офисов можно объявить закрытым? Или статистика не отражает тот факт, что за 2 года люди кардинально поменяли своё отношение к организации рабочих мест в своих квартирах? Стоит ли делать ставку на изделия такого направления? И если делать, то какими они должны быть?

Обо всём этом мы поговорили с дизайнером мебели, экспертом по эргономике и правильному хранению вещей, основателем компании GID Ольгой Аксёновой.

— Ольга, несмотря на множество новых сложных событий, с точки зрения эпидемиологической обстановки жизнь налаживается. Как показывают различные статистические исследования, люди возвращаются в традиционные коллективные офисы. Выходит, что интерес потребителей к таким решениям падает? Есть ли вероятность, что мебель и системы для организации домашнего рабочего места вскоре снова станут редкими и малоприменимыми?

— Знаете, такой же вопрос задал мне один из слушателей моего семинара «Особенности проектирования эргономичного пространства» на столичной выставке «Мебель-2021». Такой вывод действительно напрашивается. Однако я, как и в тот раз, выскажу аргументы против этого предположения. Ситуация прошлого года в первую очередь приучила людей быть готовыми к резким переменам в своей жизни: сегодня ты работаешь в компании, а завтра уже нет. Поэтому все осознали, насколько полезным может оказаться организованное дома рабочее место.

Добавлю, что такие решения как никогда актуальны для современных женщин: сегодня ты динамичный молодой работник, что проводит сутки в офисе, а завтра ты мама с маленьким ребёнком, которая хочет продолжить свою работу.

И когда в 2020 году многие были вынуждены организовать рабочие места дома, потому что эффективно трудиться за кухонными столами или на кроватях стало невозможно, они уже не захотят от этого отказываться.

Более того, может, и уходит тенденция на официальную «удалёнку», но зато активно растёт рынок фриланса. Его подкрепляет и то, что сегодня всё больше молодых людей предпочитают работать из дома с гибким графиком. Так что окончательно интерес к этим решениям не пропадёт.

— Отмечают ли это компании-производители? Ведь ещё лет 10 назад они были больше ориентированы на заказы от компаний, заказывающих мебель оптом в офис. То есть сейчас заказов от частных потребителей стало больше?

— Отмечу, что мебель для офиса отличается не по принципу — реальный ли это офис или домашний, а по назначению конкретных видов продукции. Частные рабочие кабинеты были всегда, просто сейчас изменился статус многих людей, которые стали фрилансерами и работают удалённо.

И количество офисных сотрудников сегодня всё же значительно сократилось по сравнению с несколькими годами ранее. Я вижу это по своей компании — многих специалистов мы перевели на  «удалёнку».

К тому же, продолжая беседу о корпоративном заказе, всегда надо учитывать, о каком кабинете идёт речь. Ситуация на рынке решений для больших офисов также поменялась.

3d-модель с фасадами
Фото предоставлено Ольгой Аксёновой

— Какие это изменения и с чем они связаны?

— Начну с напоминания о том, что этот рынок всегда чётко отличался по сегментам и потребителям. Кому предназначается непосредственно офис и мебель в нём: рядовым сотрудникам или топ-менеджеру? Этот фактор в свою очередь очень влияет на выбор материалов и конструкций компаниями-производителями.

Если мы говорим про среднестатистических офисных сотрудников, то при производстве соответствующих решений используют более бюджетные материалы и создают более простые формы и дизайн.

Что касается организации пространства для руководителя и изделий для него, то сырьё используют уже другое. Здесь применяют более эксклюзивные материалы: шпон, массивы, встроенная фурнитура, встроенные розетки и т. д. А также делают больший акцент на индивидуальное и эксклюзивное оформление.

И в целом такие запросы были всегда, и 10 лет назад также. Ведь рабочий кабинет — это место, куда человек приглашает гостей или деловых партнёров, поэтому материалы должны отражать, что собой представляет компания и статус её владельца.

И вот сегодня поменялось количество заказов в этих сегментах. Больше преобладают стандартные, массовые решения. Индивидуальная мебель намного дороже, а заказчики стали экономить.

Есть множество компаний, которые производят офисную мебель стандартных коллекций: определённый размер, определённый дизайн. Эта мебель может быть и более дорогой, и более бюджетной, но это стандарт. И в момент, когда наступил кризис в пандемию, производители перешли по возможности на удешевление — это всегда, повторюсь, некая стандартизация дизайна мебельных коллекций и материалов.

В силу кризиса сейчас вырос процент заказов стандартной мебели, но и индивидуальные заказчики тоже остаются.

— Компании при закупке решений для офиса чаще смотрят на цену. А как частные потребители выбирают решения для организации работы дома?

— По моим наблюдениям, это происходит таким образом: люди сначала покупают стандартную историю, чтобы быстро перейти на «удалёнку». И пользуясь покупкой какое-то время, начинают отмечать отдельные неудобства этой мебели, понимать, чего им не хватает и как можно было бы улучшить своё рабочее пространство.

Таким образом, некоторые потребители вскоре меняют или докупают мебель, а то и заказывают рабочее пространство по индивидуальным меркам. Это происходит не повсеместно, не буду лукавить, но достаточно часто.

3d-модель без фасадов
Фото предоставлено Ольгой Аксёновой

— Можете привести пример из вашей практики? Каким был ваш последний необычный или сложный заказ по организации рабочего пространства?

— Совсем недавно мы обустраивали рабочее место для мамы троих детей. В то время как супруг и отец семейства выезжает в офис, женщина остаётся работать дома. И несмотря на то, что у заказчиков большая квартира (больше четырёх жилых комнат), места для домашнего рабочего кабинета тем не менее не нашлось.

И тогда мы организовали рабочее пространство в большом холле — совместили библиотеку с откидным столом, создав подобие секретера. Стоило закончить работу, стол убирали, и до следующей рабочей сессии оставалось лишь место для хранения книг. Хозяйка осталась очень довольна. Это один из вариантов, как можно выйти из положения в том случае, если не нашлось лишнего места для организации рабочего пространства.

— Последние годы стало модным также организовывать детские домашние учебные пространства, схожие по устройству со взрослыми рабочими местами. На ваш взгляд, с какого года стала набирать популярность такая тенденция, и какие факторы повлияли на это?

— Эта тенденция стала появляться тогда, когда родители заметили, что если ребёнок работает за взрослым стулом и столом, то у него портится здоровье. Для детей необходима мебель определённого размера, мебель, которая меняется по высоте, парта с необходимым наклоном, чтобы не портилась осанка, возможность организации правильного освещения, чтобы ребёнок не портил глаза. Этого пытались достичь и в нашем детстве, просто из-за ограниченного ассортимента мебели это удавалось далеко не всегда.

Сейчас выбор современных решений для организации учебных пространств огромный, поэтому современные родители пришли к этому пониманию вполне осознанно.

— Какие решения в нише детских рабочих пространств сейчас актуальны у потребителей (как у родителей, так и у маленьких пользователей)?

— Как в случае с любой детской мебелью, это в первую очередь максимально экологичные и натуральные материалы (фанера, массив, краски-«водники»). В принципе, сейчас всё больше родителей начинают интересовать сертификаты соответствия. Поэтому этот фактор при реализации стоит учитывать.

И сейчас потребителям очень важно, чтобы при максимальном комфорте мебель для ребёнка служила как можно дольше. Это, как я указывала выше, столы и стулья, регулируемые по высоте, с возможностью регулировки наклона столешницы.

А также для маленьких детей модели с поверхностями, которые можно легко отреставрировать. В современных реалиях этот фактор даже начинает превалировать.

Представьте, родители тратят деньги на дорогое изделие, а оно приходит в негодность через полгода, потому что у ребят помладше ещё слабо сформировано понимание того, что вещи нужно беречь. Ребёнка ругают, возникает необходимость покупки нового изделия.

Другое дело, когда родители знают, что, например, столешницу можно просто и недорого заменить. Родители не тратят нервы. Не ругают детей — просто, когда необходимо, несут столешницу в мастерскую, где с неё снимают верхний слой, и получают обновлённую рабочую поверхность.

Оптимальные габариты для решений для рабочих пространств.

Высота письменного стола — 725–750 миллиметров. Мебельщики часто «грешат» тем, что ориентируются на показатели кухонных столов, средняя высота которых 900 миллиметров.
Высота стула — 420–450 миллиметров.

Плоскость столешницы должна позволять пользователю комфортно работать с ноутбуком.

Важно помнить, что подавляющее большинство людей сегодня работают за столом не только с бумагами, но и с техникой. Поэтому ширина и длина поверхности должна обеспечивать эту возможность.

*данные из доклада спикера «Особенности проектирования эргономичного пространства» на «Мебель-2021».


Беседовала Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!