Деревянная стружка
Фото: pixabuy.com

Производство древесных плит: как менялось сырьё

Нынешняя ситуация на сырьевом рынке заставляет вспомнить одну притчу. Юноша пришёл к мудрецу и пожаловался на тяжёлую жизнь, проблемы в семье, отсутствие работы и денег. Старец посоветовал ему повесить дома на стене табличку с надписью: «Так будет не всегда».

Парень последовал совету, и вскоре его дела пошли в гору. Уже будучи в достатке, юноша повстречал мудреца на дороге и спросил, что ещё тот может ему посоветовать. «Табличку со стены не снимай», ― спокойно сказал старик.

Ведь если вспомнить, ещё не так давно отечественный плитный, а вместе с ним и мебельный рынок переживали не просто дефицит и рост цен, а фактически отсутствие качественного материала. Однако со временем удалось решить и эту проблему.

«Ещё в 2010-х годах мебельщикам было непросто обеспечить свои предприятия качественным древесным сырьём. Когда Россия вступала в ВТО, более 70% плит для мебельного производства были импортными.

По истечении последних 10 лет в стране построили ряд крупных, современных комбинатов по изготовлению ДСП, ЛДСП, МДФ и фанеры. В том числе в Россию пришло несколько крупных инвесторов из этой ниши: Kronospan, «Крона», Egger, Kastamonu Integra», — заметил генеральный директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России ТИМУР ИРТУГАНОВ.

Какие плиты больше востребованы?

Локализация иностранных производств в РФ не только значительно расширила выбор на рынке, но и дала возможность «подтянуться» и местным производителям. К тому же стал наблюдаться значительный рост качества. Раньше характеристики ДСП и ЛДСП часто оставляли желать лучшего, но в последние годы этот материал используется очень активно.

«ЛДСП/ДСП и МДФ самые востребованные виды сырья среди мебельщиков, и я бы сказал, что ламинированные плиты использует больший процент производителей, нежели МДФ. Выбор связан как с технологическими особенностями и выпускаемым сегментом продукции, так и с ценовым фактором», — уточнил ТИМУР ИРТУГАНОВ.

Ламинированные ДСП сегодня смело применяют даже фабрики, работающие в сегменте «средний» и «средний плюс», сочетая их с плитами МДФ. Хотя чётко выделить тенденцию в этом вопросе часто бывает сложно. Иногда определённые соотношения варьируются не только по ценовым показателям конечной продукции, но ещё и по регионам производств.

«Если в качестве примера брать нашу компанию, то у нас в общей доле закупок плитных материалов порядка 50% — это ламинированные плиты ДСП. МДФ-плиты занимают примерно 34%, ДВП для задних стенок изделий — около 13%. Доля шлифованной плиты ДСП занимает порядка 3%. У других фабрик это соотношение может быть иным в зависимости от сегмента производимой продукции.

Например, компании, работающие в сегменте «средний-минус», в основной массе используют плитные материалы в виде ЛДСП, причём большей частью номиналом 16 мм. Использование МДФ-плит такие фабрики считают непозволительной роскошью», — привёл пример руководитель отдела закупок ООО ПК «Ангстрем» ЕВГЕНИЙ ЩЕРБАКОВ.

Плиты МДФ
Фото: 70.appm.ru

Честная реализация и возможность сэкономить

Даже при максимальном акценте на добротность продукции всё равно определённый процент приходится на продукт с минимальными погрешностями. В былые времена, когда мебельная отрасль была не в лучшем состоянии, недобросовестные поставщики или производители могли бы просто добавить несколько плит сорта пониже в общий пакет.

Однако сейчас такой вариант в принципе недопустим по двум причинам. Во-первых, «плиточники» берегут репутацию. И во-вторых, делают рынок более вариативным, реализуя такой продукт по более низким ценам, который также находит своего покупателя.

«Некоторые заводы по производству ЛДСП предлагают к реализации, в том числе, плиты так называемого сорта 1/2. Это означает, что на выходе лист ЛДСП с одной стороны имеет идеальную поверхность (сорт 1), а с другой стороны могут допускаться включения вторичного ламината, прожиги покрытия и т. д. (сорт 2). Такая плита дешевле стандартной, соответствующей продукции 1 сорта.

Как правило, подобный продукт сниженной сортности перерабатывают некрупные мебельные производства, потому как у них есть возможность «отлавливать» дефекты, соответствующие плите сорта 1/2 в процессе раскроя деталей.

Понятно, что мебель, произведённая из сырья с заниженной сортностью, рассчитана на менее требовательного покупателя, так как все указанные дефекты ЛДСП будут в лучшем случае видны на внутренней части мебели. Мы же, как крупный производитель, на такие компромиссные решения не идём.

Традиционно мы закупаем ЛДСП только сорта 1/1, соответствующего всем критериям качественного сырья. От наших партнёров, производителей плитных материалов, мы всегда требуем выполнения согласованных технических условий, которые гораздо жёстче общепринятого ГОСТА», — пояснил ЕВГЕНИЙ ЩЕРБАКОВ.

Производство древесных плит
Фото: vkdp.ru

Больше, качественнее, экологичнее

Также с 2013 года производители серьёзно продвинулись, например, в экологическом аспекте, значительно снизив содержание формальдегида в продукции. На это также повлияло множество причин. Отечественные заводы под руководством иностранных брендов изначально придерживались политики головных компаний. А со временем и в России стали постепенно уделять внимание чистоте продукта.

«Государство значительно усилило контроль за плитной продукцией, установив проверку уровня содержащегося в материалах формальдегида. Сегодня для производства мебели должны использовать плиты с классом эмиссии не ниже Е1, а для детской — не ниже Е0.5», — подчеркнул ТИМУР ИРТУГАНОВ.

«Качество плитных материалов на рынке значительно улучшилось в плане экологичности и продолжает совершенствоваться. Пока, к сожалению, ещё существуют мебельщики, которые не используют такое сырьё, но их процент постепенно снижается. Ведь сейчас направление ЭКО продвигают во всех сферах экономики, и требования в этом направлении будут становиться всё жёстче, а потому и рынок мебели старается идти в ногу со временем.

По моему мнению, борьба за экологию будет одним из основных показателей в плане качества выпускаемой продукции. Наша фабрика идёт по пути активного перехода на плитные материалы класса эмиссии Е0.5 с низким содержанием формальдегидных смол», — прокомментировал ЕВГЕНИЙ ЩЕРБАКОВ.

Постепенно экологическим направлением всё больше проникаются и потребители, что косвенно доказал последний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения. По данным ВЦИОМ за октябрь 2021 года, более половины россиян (55%) чаще учитывают экологичность товаров при покупке (по 58% среди 25–34-летних и 45–59-летних).

И две трети россиян (64%) предпочтут более дорогой товар более дешёвому, если дорогой товар будет более безопасным для окружающей среды (68% среди 25–34-летних).

Завод древесных плит
Фото: arkpf.ru

Не сбавлять обороты

2020 год радикально изменил рынок. Стоимость круглого леса в России за год выросла в 2–3 раза впервые за долгое время. Из-за повышения стоимости этой позиции произошла цепная реакция по подорожанию продукции по всем взаимосвязанным отраслям.

Однако, как мы уже писали в нашем отчёте об актуальных проблемах плитного рынка (стр. 64), эксперты рекомендуют не сбавлять обороты в реализации мер по восстановлению рынка, потому что после кризиса в любом случае неминуемо наступит период прогресса. Вопрос лишь во времени — мы сами можем его приблизить.

«Нас, как активных потребителей плитного сырья, очень радует открытие новых производств плитных материалов на российском рынке. Это позволяет надеяться не только на стабильные поставки в необходимых объёмах, но и на улучшение качества, снижение стоимости продукта за счёт усиления здоровой конкуренции.

Например, в Калужской области заработал завод концерна «Кроношпан» по производству МДФ-плиты. Выдача рынку новых объёмов МДФ позволит снизить потребительский дефицит по этому продукту, перейти из состояния волатильности в стабильную и понятную потребителю ценовую политику.

Также ряд других предприятий планируют запуски новых мощностей по производству ЛДСП. Например, концерн «Кастамону» находится в стадии строительства завода по производству ЛДС-плиты.

Компания «Увадрев» собирается запускать новую линию по производству ЛДСП мощностью в 500 тыс. м3/год. Скорее всего, в ближайшее время заработает завод в Игоревке (Смоленская область) под новым началом.

С ростом предложения на рынке плитных материалов ценовая политика производителей плиты должна меняться в сторону снижения. Это позволит нам, мебельщикам, снижать цены на свою продукцию, а значит, чаше радовать наших покупателей качественной мебелью с хорошими скидками.

Т.е. во всей этой системе перспективных изменений должен выигрывать конечный потребитель, наш с вами покупатель», — поделился ЕВГЕНИЙ ЩЕРБАКОВ.

Тимур Иртуганов, директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России
Тимур Иртуганов, директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России

Тимур Иртуганов, директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России

«Экологические требования растут, но чем лучше развиваются технологии, тем больше появляется возможностей для сокращения выбросов. В 2019 году Ассоциация запустила проект «Новая жизнь старого шкафа», а в 2021 году мы продолжили экологичную повестку проектом «Деревянный круговорот». Оба проекта направлены на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду за счёт вторичной переработки корпусной мебели».

Евгений Щербаков, руководитель отдела закупок ООО ПК «Ангстрем»
Евгений Щербаков, руководитель отдела закупок ООО ПК «Ангстрем»

Евгений Щербаков, руководитель отдела закупок ООО ПК «Ангстрем»

«Как бы мы ни старались сдерживать рост цен на рынке, глобальное повышение стоимости плитных материалов с середины 2020 года отразилось, прежде всего, на кошельках наших потребителей. При том спросе на мебель, который мы наблюдали в период 2020—2021 гг., процессы роста цен ушли на второй план, главным для покупателя было в принципе купить мебель, и чтобы её доставили в относительно короткий срок.

Сейчас ситуация иная, спрос идёт на снижение, а значит, рынок должен соответственно реагировать на эти изменения.

В 2022 году глобальных перемен на мебельном рынке ожидать, скорее всего, не придётся, но будет наблюдаться турбулентность, заключающаяся в «битве» снижающегося спроса и роста цен на сырьё. Мы будем наблюдать небольшие ценовые корректировки как в сторону роста, так и в сторону снижения цен на материалы и комплектующие для мебели в зависимости от конкретного периода времени.

Все самое интересное нас ждёт в 2023 году».

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!