«Мебель-2023», день 2: спрос на бюджетные решения и новые шаги в импортозамещении
Обычно первый день выставки — это тот момент, когда складываются основные впечатления, и на передний план выходит оценка масштаба экспозиции, среза участников, их деловой потенциал. Всё это даёт возможность наметить темы для бесед в дальнейшие дни мероприятия.
В этом году во второй день выставки «Мебель-2023» у нас получилось найти подтверждение некоторым новостям, мелькавшим в последнее время в отраслевом инфополе. И оказалось, что всё это отнюдь не переливание из пустого в порожнее: новости часто пишут на основании комментариев крупных ретейлеров и их медийных представителей. Это неплохо: компании такого формата обладают всеми возможностями для получения аналитики, однако мебельная отрасль слишком разнообразна, чтобы к ней можно было применять одинаковые тезисы.
Растёт потребность в бюджетных, но качественных решениях
В первый день мы получили новость от «Коммерсанта», ссылающегося на исследование агентства E-Promo, согласно которому 70% мебельщиков дорогого сегмента начнут выпускать бюджетные коллекции. Это уже можно назвать трендом, потому что, например, ГК «Аскона» запустила свою отдельную марку более бюджетных продуктов для сна buyson отнюдь не вчера.
Но, как оказалось, это относится не только к готовой мебели. Такая идеология наблюдается и в нише мебельной фурнитуры. Так, представители компании «МАГАМАКС» отметили, что на отраслевых выставках они стараются всегда демонстрировать более сложные, уникальные и высокоценовые решение. Это даёт гостям и клиентам понимание того, как продвинулось направление и к чему нужно стремиться, а также поднимает «насмотренность».
Тем не менее на экспозиции всегда присутствуют и бюджетные решения. Хотя, казалось бы, для чего показывать их на впечатляющего вида экспозиции? Но, во-первых, этого сейчас требует рынок, а, во-вторых, это демонстрирует то, что дешёвые решения также могут (а в современных реалиях — и должны) выглядеть дороже своей цены. Цена сегодня имеет значение, но, так как ныне к технологичности и эстетике стремятся потребители с разными финансовыми возможностями, выиграет тот изготовитель, который предоставит продукт максимального качества по доступной стоимости, причём это касается как лицевых, так и функциональных решений.
Получить подтверждение того, что этот новый «продуктовый баланс» удалось соблюсти, можно при помощи маркетплейсов.
«Мы присутствуем на маркетплейсах и растём там. На наш взгляд, это отличный канал, и мы даже больше ценим его не за финансовый “выхлоп” по продажам, а как маркетинговый инструмент, который позволяет нам выявить предпочтения конечных потребителей, которые будут ежедневно использовать в своей мебели нашу фурнитуру. Мы существуем в оптовом канале, и игроки нашего направления часто закрыты от мнения пользователей, но платформа даёт эту возможность. Особенную пользу мы получаем от чтения комментариев», — заметила представитель АО «ТПК “МАГАМАКС”».
Сегмент мягкой мебели усиливает позиции
Такие данные мы получили ещё на петербургском мероприятии CONF-FU 2023. Участники, присутствовавшие на региональной экспозиции, появились и на выставке «Мебель-2023», подтвердив свой комментарий уже в локациях московского мероприятия, причём добавили, что значительная доля запросов на раскроечное оборудование для текстиля, кожи и тонкого поролона сегодня активнее всего поступает от региональных производителей. Значит, тренд действительно наблюдается по всей России, а не зацикливается только на Москве и Московской области.
Ещё одно подтверждение мы получили от рынка комплектующих, причём не от таких очевидных, как обивочные и набивочные материалы и механизмы, а от производителей клеевых решений.
«Сегодня мы собираем определённый пласт информации о тех продуктах, которые сейчас наиболее востребованы на рынке, в частности о клеях для мягкой мебели, являющихся для нас неким боковым ответвлением нашей деятельности, которое мы в ближайшей перспективе рассчитываем запустить», — поделился руководитель отделов промышленных клеёв и клеёв для мебели и деревообработки бренда Homa Евгений Долговский.
Импортозамещение — это не пустой звук
«Но в основном мы делаем акцент на полиуретановых системах для мембранно-вакуумного прессования. Этот продукт в силу обстоятельств последних лет претерпевает некоторые сырьевые изменения, и мы, со своей стороны, завершили этот этап около года назад — перешли на использование в производстве ряда российских компонентов, которые как улучшают логистическую составляющую вопроса, так и имеют большие предпосылки для коммерческой оптимизации этого продукта», — уточнил для нас Евгений Долговский.
Такие комментарии подтверждают, что импортозамещение реально идёт, потому что пусть сегодня эта программа значительно возросла в актуальности (в отличие от 2018 года), но во многих сферах отрасли просто произошёл поворот с европейского импорта на восточный.
Ряд экспертов отрасли, настроенных более пессимистично, предупреждают, что, если от нас отвернётся ещё и азиатский сектор, мы окажемся в глубоком сырьевом и промышленном кризисе, поэтому эту тему стоит прорабатывать как можно активнее.
Необходима готовность производителей работать с отечественным сырьём, экспериментировать. Как уточнил представитель бренда Homa, после того как был выведен продукт на новых сырьевых отечественных компонентах, естественно, сначала реализовывались пробные партии для проверки в условиях реальных производств. После демонстрации эффективности товар вошёл в постоянный ассортимент.
Да, это требует времени, вложений в НИОКР или проведение тестов. Эксперты подчёркивают, что ни в коем случае не нужно резко отказываться от проверенных импортных компонентов. Но, если вводить отечественное сырьё параллельно и постепенно, это даст свои плоды и со временем реально может перерасти в доверие.
Как отметила специалист бренда «АМК-Троя», для производства плит им сегодня, несмотря на геополитическую ситуацию, удаётся приобретать итальянские, южнокорейские и даже премиальные американские пластики. Однако около 70% процентов в закупках компании (при детальной аналитике, может быть, и больше) — это продукция российских профильных предприятий.