Путь фотопечати в мебельную отрасль
Посещая любую специализированную мебельную выставку и в России, и за рубежом, мы обязательно увидим множество образцов промышленных принтеров. Хотя ещё лет 15 назад их использовали единицы. Сейчас же это достаточно популярная техника на многих мебельных производствах. В этом номере мы ещё поговорим об особенностях этого рынка, о лидерах в сфере производства принтеров и об их разновидностях. А про развитие фотопечати на мебели и о видах печати нам рассказала PR-менеджер компании «МБ Сервис» Марина Каширина.
— Марина, как популяризировалась УФ-печать? Сегодня ещё декорируют мебель вручную?
— Начну с того, что материалов для изготовления мебели не так много. Конечно, промышленные дизайнеры часто задействуют самое необычное сырьё для создания своих мебельных изделий, но они выпускаются штучно и чаще всего не идут дальше выставок. Для изготовления массовой мебели уже давно используют ряд привычных материалов. В силу этого, необходимость нанесения изображения на поверхность возникла давно.
Ещё в начале прошлого века было принято разукрашивать деревянную мебель различными узорами или выжигать рисунки. Основная цель — это создать интересное и яркое жилище, отличающееся, хотя бы по расцветке, от соседского. Но время шло, всё менялось, появились новые технологии. Сегодня художники и дизайнеры используют в своём арсенале не только кисти, но и валики, аэрозоли и другие вспомогательные инструменты. Чем хорош ручной способ? Прежде всего тем, что такой же рисунок в точно таком же исполнении вы нигде не найдёте, фантазия художника безгранична.
Среди минусов — это время исполнения, которое может изрядно затянуться. Да и краска имеет свойство разрушаться. Такой «ручной» способ сегодня встречается редко, например, когда заказ настолько индивидуален, что выполнить можно только так. Или если мастерская не в курсе последних «машинных» способов, но такого уже почти не бывает.
— Расскажите про самые распространённые способы современной печати.
— Среди «машинных» самый, пожалуй, распространённый и простой — это печать изображения или цветного оформления на плёнку с последующей наклейкой на поверхность. Используется сольвентная или струйная печать. Чаще всего заказы поступают на оклейку фасадов шкафа-купе и старой мебели, чтобы скрыть дефекты.
Этот способ хорош тем, что не нужно специальное помещение, оклеить можно в любом месте.
У меня даже был случай, когда заказали фирменный стенд, но не успели согласовать брендирование. Соответственно, выставка началась, а у нас чёрный демонстрационный стенд высотой в 1,6 метра. Но на следующий день мастера приехали и сделали оклейку, прямо на выставке, и это абсолютно не помешало нашей работе.
Что плохого в оклейке? Прежде всего, это уязвимость к химическому воздействию, УФ-излучению, достаточно непредсказуемая цветопередача. Да и абсолютно чистой поверхностиь редко удаётся достичь, всё равно пылинки остаются, и в следствие этого возможны «бугорки» или пятнистость. Если плёнка опечатывалась на сольвентном принтере, то это ещё и небезопасно, вредные выделения от используемых чернил.
— Какая технология печати лучше: сольвентная или струйная?
— Непосредственный конкурент плёнке — это прямое нанесение изображения на поверхность посредством УФ-принтера, иногда этот метод называют полимерная прямая печать. Для дизайнера интерьера это сказка. Картинку можно сразу «распечатать» на фасад шкафа-купе, зеркало, стул, дверь, стекло.
Широкоформатная УФ-печать постоянно развивается и совершенствуется. Очень много появилось предложений на рынке, и новинки выходят постоянно.
— Расскажите, как начиналось развитие УФ-печати, что изменилось за, условно, 15 лет существования этой технологии?
— Как только появились УФ-принтеры, они сразу же оккупировали рекламный рынок баннеров, сувенирной продукции. Что мы видим и можем печатать сейчас? Да всё, что угодно: натяжные потолки, столешницы, двери, мебельные фасады, стекло, кухонные фартуки, батареи, детскую мебель, например, боковые стороны детских кроваток. Сейчас очень стала актуальна прямая печать на керамической плитке. Это можно объяснить тем, что керамическая плита — универсальный отделочный материал, который можно применять как во внутренней отделке, так и во внешней. Да, есть и другие способы нанесения изображения на керамическое покрытие, но только печать на УФ-принтере даёт безграничное пространство для воплощения идей: это может быть воспроизведение картины, расширение пространства при помощи фальш-окна, декор в виде фрески, панно или, например, понравившаяся фактура. Этот способ менее трудозатратный, нежели обжиг в печи или использование специфических керамических чернил.
Также изменился принцип сушки. Если раньше УФ-чернила подвергали полимеризации при помощи УФ-ламп, что влекло за собой значительные энергозатраты и требовало частой замены, то теперь, начиная с 2007 года, такой эффект достигается благодаря использованию светодиодов, которые более долговечны и экономичны.
Хотя надо отметить, что в некоторых принтерах, в основном китайского происхождения, до сих пор сушат УФ-лампами, особенно, если используют УФ-чернила с более жидкой консистенцией. Им нужно больше тепла для полного высыхания.
Следующий параметр, который весьма отличается в настоящее время от прежних времён, — это скорость печати. Так ли она важна для мебельного производства, зависит от объёмов, уходящих на реализацию. Сейчас максимальная скорость у некоторых УФ-принтеров доходит до 500 м2/час. Лет 15 назад скорость была 6-12 м2/час. Не поддерживаю решение ставить скорость во главу угла, так как она составляет лишь небольшую часть продуктивности. Да и у многих производителей большая скорость рассчитана на черновой вариант печати. К тому же механизм подачи материала может занять куда больше времени, чем сама печать.
Размер капли также претерпел изменения. Раньше предпочитался средний размер капли от 14 пиколитров. Сейчас же выбирают, наоборот, как можно меньше, до 4 пиколитров. Маленькая капля даёт больше возможностей для дизайна интерьера, можно попробовать различные эффекты, слои, большая капля такую возможность, увы, не предоставляет.
— На рынке сейчас очень обширный ассортимент подобного оборудования. По вашим наблюдениям, какие варианты сегодня пользуются большей популярностью у производителей?
— Как бы странно это не звучало, но сейчас больше всего пользуется услуга модификации уже существующего принтера или его ремонт.
Как правило, приобретая принтер, компания печатает образцы на нескольких, но не всех поверхностях, с которыми в дальнейшем придётся работать. Затем начинается подбор чернил, засоряются печатающие головки, и требуется помощь квалифицированного специалиста. Конфигурация принтера зависит от трендов в дизайне интерьера и предпочтений клиента.
— Производитель покупает такое оборудование, которое смогло бы удовлетворить запросы клиента. Как соотнести возможности принтера и запросы потребителей?
— Если сейчас в моде градиент, то смысла ставить 8 печатающих голов стоимостью по 7 000 евро, просто нет. Сейчас особой популярностью пользуются золотой и чёрный цвета. Глупо подстраивать желания клиента под возможности или отсутствие таковых принтера. Скорее наоборот. Более того сегодня много заказов поступает на печать на текстиле, коже, для обшивки мягкой мебели.
Таким образом, выбирая УФ-принтер, необязательно брать самый дорогостоящий вариант с максимальным количеством функций, которые, возможно, никогда и не пригодятся. Всегда можно по необходимости доделать или переделать базу. Главное, доверять такое ответственное дело специалистам, дабы избежать впоследствии простоев.
Беседовала Мария Бобова