Жить на стиле: какие мебельные стили наиболее популярны?
Тема актуальных мебельных стилей интересна тем, что информации по ней с одной стороны масса, а с другой — дефицит. В этом очень легко убедиться самостоятельно. Вбиваешь тему в поисковик — и натыкаешься на бесчисленное множество рекомендаций для конечных потребителей. Как сделать модным свой интерьер?
Мебель в каком стиле выбрать для своей квартиры? А вот подборок и статистики для мебельщиков о том, предметы какого дизайнерского направления люди по итогу чаще покупают, в свободном доступе совсем немного. Даже платную аналитику бывает найти очень непросто. В чём же может быть причина?
Какая польза от знания популярных мебельных стилей?
Значительная часть специалистов отрасли порой не видит нужды в постоянной актуализации таких сведений. Ведь мебельная мода куда более долгоживущая, в отличие от той же текстильной промышленности и фэшн-индустрии. Многие опытные компании именно за счёт этого продолжают успешно работать в тех же стилях классика или минимализм уже не один десяток лет.
И даже если возникает неожиданный бум на лофт или скандинавский, такие фирмы не спешат корректировать свою матрицу. Они могут даже не заметить такого ажиотажа, потому что спрос на некоторые стили будет оставаться всегда.
Однако стоит помнить, что отслеживание такой информации даёт не одно лишь понимание того, на что сейчас спрос у конечных потребителей.
Знания того, какие стили мебели сейчас востребованы среди потребителей, позволит предугадать, в каком направлении могут работать будущие коллеги. Ведь особенно в сегменте малого и среднего бизнеса наблюдается «текучка» мебельных компаний: ушло одно производство, и на его месте тут же появилось другое. И всегда остаётся вероятность, что молодое предприятие решит производить мебель в одном из востребованных стилей, тем самым повышая конкуренцию в нише.
С другой стороны, мебельный стартап, обладая знаниями о спросе на те или иные стили, может пойти по более сложному пути — изготавливать продукцию в менее востребованном дизайнерском направлении, делая акцент на эксклюзивность продукта. Стать в какой-то степени переводчиком с редкого языка среди бесчисленных знатоков английского, немецкого и французского.
И, конечно, нельзя забывать, что под такую статистику подстраиваются и производители комплектующих, а значит, если мебельщик решил «выстрелить» продукцией в стиле баухауз или брутализм, то стоит быть готовым к тому, что с поиском фурнитуры придётся повозиться, потому что текстиля под классику и лофтовых ручек на рынке значительно больше. Да и с привлечением своего покупателя придётся очень постараться.
Классика: долгоживущая, но трудная в исполнении
Классический стиль всегда будет в топ-5 самых популярных, пусть и находясь на последних ступеньках этой лестницы. Это подтверждает и статистика поисковых запросов.
Самый частый: «кухня в классике» — 23 915 запросов в месяц.
Чуть ниже по охвату поисковая фраза «мебель классика» (14 356 показов в месяц) и «классический стиль мебели» (7 769 показов в месяц).
Сущесвенное снижение по всем запросам наблюдалось лишь в марте-мае 2020 года, в остальном интерес к направлению был стабилен, радикально не снижаясь ни в 2020-м, ни в 2021 году.
И в целом схожая ситуация сохраняется на протяжении последних четырёх лет.
«По количеству запросов бесспорным лидером с огромным отрывом стала классика. По этому стилю было более миллиона запросов за 2018 год», — приводил аналитику менеджер отдела по развитию клиентов ООО «Яндекс» ИГОРЬ ШЕВЦОВ.
С этим мнением согласны и многие мебельщики, работающие в различных направлениях.
«Опираясь на собственный опыт работы в мебельной компании, в основном специализирующейся на производстве и продаже офисной мебели, можно назвать несколько мебельных стилей, которые достаточно долго востребованы покупателями (закупщиками) офисной мебели, и, надо полагать, в той или иной степени будет востребованы всегда.
Вне всякого сомнения, мебель в классическом и неоклассическом стиле будет всегда востребована определённым кругом покупателей. Это статусная, практически неизменная по своим качественным параметрам мебель», — уточнил дизайнер отдела маркетинга и рекламы ООО ТПК «Феликс» АЛЕКСАНДР БОРЗЕНКОВ.
«Если смотреть на продажи, то самыми популярными мебельными стилями на сегодня являются модерн, неоклассика и классика», — согласен ведущий дизайнер ЗАО «Первая мебельная фабрика» АЛЕКСЕЙ ОВИННИКОВ.
Единственный нюанс заключается в том, что направлений самого классического стиля множество, и, по сути, общее число запросов можно смело делить на число этих ответвлений.
Ясно одно: стиль тяжеловесной, помпезной, практически дворцовой классики на современном рынке присутствует в небольшом количестве — современные площади, да и привычки покупателей не соответствуют таким дизайнерским решениям. К тому же для изготовления такой мебели нужные немалые мощности и сложные комплектующие.
«Тяжёлый классический стиль, по наблюдениям, практически ушёл из спроса всех поколений, оставшись в виде нишевых предложений в самой высокой ценовой категории, которая по объёму невелика, но постоянна и прибыльна», — пояснил директор по маркетингу ООО «ВДМ» (бренд «Амикс») АНДРЕЙ ЧИРКОВ.
По той же статистике Яндекса за 2018–2019 годы, чаще всего интерес к классическим позициям проявляли представители старшего поколения и преимущественно женщины.
Чуть больше поколений охватывает стиль неоклассика, сочетающий в себе последние современные тренды с некоторыми особенностями традиционной классики. Как можно было заметить из комментариев в прошлом разделе, эти два стиля часто идут рука об руку.
«В ассортименте нашей фабрики равноценно распределены неоклассика, классика и модерн. Мы стараемся держать баланс из этих трёх стилей», — дополнил АЛЕКСЕЙ ОВИННИКОВ.
Хотя в интернете этот стиль ищут значительно реже:
• «кухня в неоклассике» — 12 556 показов в месяц;
• «неоклассика в интерьере» — 7 832;
• «мебель неоклассика» — 1 418.
Причём наибольшее количество запросов, снова по результатам «Вордстат Яндекс», приходится на Центральный федеральный округ.
Модерн и минимализм: такие разные и такие схожие
Эти стили часто упоминают сразу после классики и неоклассики. Только часто пользователи попросту подразумевают под этими наименованиями некий обобщённый «современный стиль», который, по сути, в их понимании является противоположностью классики.
На запрос «мебель в современном стиле» статистика показывает 29 453 показа в месяц, а если сузить тему, то результат будет и вовсе поразительным: «гостиная в современном стиле» — 117 763 выдачи.
Название стиля модерн действительно буквально переводится как «современный», только вот появился он в XIX веке и таковым считался именно в тот период. Много дерева и кованого железа, растительные орнаменты и витражи, плавные текучие формы — вот что представляло собой это направление.
Хотя после Второй мировой войны стиль пережил второе рождение, снизив количество дорогого дерева и металла, но сохранив кривые изогнутые линии, отсутствие острых углов и пусть и сочные, но при этом приглушённые цвета.
И запросов, которые бы включали конкретное наименование стиля, значительно меньше: «мебель модерн» — 6 125 запросов в месяц и «мебель в стиле модерн» — 1 016.
В США и Европе это дизайнерское направление знакомо потребителям под названиями «тиффани» и «ар-нуво», и иногда эти наименования проскакивают и в отечественном поисковом поле — 11 и 48 запросов в месяц соответственно.
В свою очередь история стиля минимализм в интерьере формируется с начала ХХ века. Он появился как самостоятельное направление в то время, когда модерн трансформировался и адаптировался к новой эпохе.
Минимализм допускает плавные округлые формы, что свойственны и модернизму, но всё же чаще тяготеет к более чёткой геометрии, отсутствию каких-либо дополнительных декоративных комплектующих или покрытий и строгой монохромной цветовой гамме.
На запрос «мебель минимализм» приходится всего 1 517 показов в месяц. Больше отдачи по темам «минимализм в интерьере» (12 062 запроса в месяц) и «интерьер минимализм» (15 914 запросов в месяц).
Что ещё объединяет эти два стиля, так это то, что мебель в этих дизайнерских направлениях производить значительно проще, чем в стиле классика. Спрос и предложение здесь во многом плотно взаимосвязаны.
«Мебель в стиле модерн, как мягкую, так и корпусную, делать несколько проще. С классикой сложнее, так как нужны не только производственные мощности, но и более серьёзный дизайнерский ресурс. Диван в стиле модерн всегда проще в исполнении, чем модель в классическом стиле со сложной спинкой, с каретной стяжкой и резными элементами с патиной», — пояснил АЛЕКСЕЙ ОВИННИКОВ.
«Сокращение спроса на классику оставило в этой нише только состоятельных ценителей, которые неизменно хотят покупать массив, кожу и натуральную латунь.
Даже серийные производители неоклассики ставят на такие линейки цену выше, чем на ассортимент в модерне и скандинавском стиле — сказывается необходимость установки дополнительных МДФ-профилей на обычные корпуса из ДСП, лакирование дверок, обогащение фасадов стеклом с фрезеровкой и матированием.
В самом бюджетном виде можно исполнить скандинавский стиль — тут даже экстремальное упрощение не повредит внешнему виду, важно лишь очень точно подобрать цвета, материалы и комплектующие. Hi-tech с глянцевыми фасадами дороже мебели в скандинавском стиле, но лишь за счёт цены фасадов», — прокомментировал АНДРЕЙ ЧИРКОВ.
Что там с лофтом?
Кто-то очень удивится тому, что мы умудрились столько проговорить о стилях, не упомянув лофта. Стиль, который, казалось бы, потеряв своё влияние на Западе и особенно на родине в Америке, переехал завоёвывать Россию.
И действительно, мебель с ярко выраженными текстурами дерева и бетона и чёрными металлическими конструкциями по-прежнему можно встретить по всей стране и особенно в регионах. В дальние уголки России это дизайнерское направление пришло ещё позже, потому до сих пор считается достаточно модным. И многие производители предполагают, что вдалеке от Европы лофт «протянет» ещё долгое время.
«В Европе от этого стиля всё больше отходят, но мы на практике видим, что у нас это модное направление всё ещё актуально. Особенно среди людей от 25 до 40. Например, системой смарт-кубов в кухнях в той же Европе сегодня уже никого не удивить, но до провинции всё доходит не так быстро, поэтому мы подстраиваемся под темп нашего рынка», — пояснила специалист по развитию рынка АО ХЗ «Планта» ЮЛИЯ МАЗЕИНА.
Косвенно это подтверждает и статистика поисковиков.
По фразе «мебель лофт» поиск осуществляли 52 652 раза в месяц, по словосочетанию «мебель в стиле лофт» — 15 268, «стол лофт» — 46 666 и «диван лофт» — 15 048.
Что примечательно, если разделить эти показатели по регионам, то окажется, что довольно значительная часть запросов поступала как раз из Уральского федерального округа.
Однако не стоит так однозначно «приписывать победу» лофту. Если вспомнить, что те же столы и стулья в стиле лофт невероятно популярны среди заведений общепита, то можно смело треть запросов записать на них.
Мебельщики, работающие в бытовом сегменте, отмечают, что классический лофт в свой прямоте и грубости нравится далеко не всем. Поэтому сегодня это дизайнерское направление смягчают более мягкими оттенками, а также комбинируют его с другими направлениями, чтобы мебель была не такой «утомительной».
Мнения специалистов мебельной и сопутствующих отраслей сегодня разделились.
«Основные требования к мебели в лофте — простота и функциональность. Если говорить о материалах, то обычно предпочтение отдаётся коже, дереву, стеклу, металлу. То есть все, как обычно — натуральное, художественно-дизайнерское, творчески осмысленное, дорогое. Поэтому, уверен, этот стиль никуда и никогда не денется, но он изменится. В какую сторону — это мы сможем увидеть лишь со временем», — высказал свою позицию АЛЕКСАНДР БОРЗЕНКОВ.
«Действительно, можно говорить о полной трансформации лофта и опять же смягчении. Остаётся ли он по-прежнему лофтом — уже вопрос. Получается, что все дизайнеры правы, только по-своему. Изначальный бодрый курс на грубые формы (болты, необработанный металл, ржавчина, арматура и т. п.) утонул в отсутствии спроса.
Их уже точно практически не найти в салонах. Оказалось, что приемлемый для покупателей любого возраста лофт — это та же фурнитура, что и раньше, только в чёрном цвете, плюс фасады под бетон, но не сплошные, а «разбавленные» тёплыми тонами», — поделился мнением АНДРЕЙ ЧИРКОВ.
«Я придерживаюсь мнения, что лофт — это стиль, завязанный на промышленной истории. Он любит высокие потолки, кирпичную кладку, большие окна. Пока он может только мимикрировать и модернизироваться, но это касается именно мебели в зоне общественных заведений, ресторанов, пабов и баров.
В квартирах лофт существует, но дозированно, потому что не каждый готов взаимодействовать с этим стилем. По моему мнению, в частных интерьерах его становится меньше. Лофт постепенно сдаёт позиции, уходя на второй план», — заметил АЛЕКСЕЙ ОВИННИКОВ.
Индастриал: лофт или уже не совсем?
Часто выражение «Industrial» (или индустриальный стиль) используют как синонимы к понятиям «лофт» и «гранж». Есть те, кто считает это приемлемым, потому как эти три дизайнерских направления родились практически одновременно и в одной стране, и предпосылки этому также были одни и те же — рост цен на недвижимость в Америке, а затем и крах биржи в 1929 году.
Многие дизайнеры выделяют индустриальный стиль как наиболее минималистичный, «жёсткий» и «неприлизанный». И, пожалуй, в этом дизайнерском направлении отмечают наибольшее использование металлических конструкций.
«На мой взгляд, как такового мебельного стиля лофт не существует. В лучшей своей версии мы имеем стиль «индастриал»: балки, двутавры, ребра жёсткости, прокат, металлоконструкции, восхищающие красотой инженерной мысли. В свою очередь интерьерный лофт — это особая конструкция помещений, высокие пространства, дух свободы.
Индустриальный стиль несёт эстетику реальности и прагматизма. Здесь всё выверено, ничего лишнего, предельная степень рационального. Инженерный подход, где понятие красоты проистекает из полезности продукта», — считает директор ООО «Фактория» (г. Пермь) ЕЛЕНА КОРОТАЕВА.
Именно эти характеристики отчасти привели к тому, что этот стиль сегодня присутствует в основном в премиальном сегменте. «Индастриал» в реальном его воплощении требует редких и высококачественных материалов, сложных технологий производства и даже конструкционных решений, разработанных под конкретный продукт.
Не зря число выдач по запросу «индустриальный стиль в интерьере» не превышает 400–500 в месяц. Мало того, что целевая аудитория небольшая, так ещё и далеко не все специалисты умеют работать с этим направлением.
«Мы работаем в достаточно узком сегменте, и, скажу, первое время было достаточно сложно продвигать нашу модель. К счастью, нашу страсть к качественным вещам разделяют наши заказчики. Востребованными среди наших клиентов являются, в первую очередь, превосходные эксплуатационные характеристики продукта, которые тот приобретает благодаря качественному металлу, особой конструкции и собственной запатентованной системе кронштейнов.
Нашими клиентами в основном являются люди после 40, знающие толк в качественных товарах, ценящие комфорт и уют. Они заказывают наши модели не только для себя, но и для своих детей, например, в качестве свадебных подарков. С учётом особенностей стиля и величины целевой аудитории продвижение своей продукции в ближайшие годы мы видим через механизм франшизы.
Удивительно слышать, когда говорят, что подобного рода стили исчезнут. Конструкции, свойственные таким дизайнерским направлениям, будут всегда, потому что они прочны и рациональны, и брутально эстетичны. «Индастриал» это всегда история про целесообразность», — уверена ЕЛЕНА КОРОТАЕВА.
Скандинавский стиль: новая классика?
Претендент на попадание в список самых долговечных стилей и потенциальный убийца лофта. В комментариях наших спикеров он «пробегал» значительно чаще, чем какой-либо из стилей.
Ему приписывают родство то с баухаузом, то с минимализмом, а то и вовсе с густавианским стилем XVIII века, но суть направления в максимальном уюте при минимальных деталях. Цвета преимущественно светлые, вставки — под дерево, а также активное использование меха, кожи и природных натуральных тканей типа льна: всё это делает скандинавский стиль одним из самых уютных.
Выдача по запросу «скандинавский стиль в интерьере» составляет 21 945 показов в месяц, «скандинавский интерьер» — 26 923 показа в месяц, «мебель скандинавский стиль» — 6 809 показов в месяц.
«Скандинавский стиль не собирается терять признание покупателей, которое он смог завоевать своей простотой и уютом. Можно предположить, что «сканди» будет актуальным практически всегда», — считает АЛЕКСЕЙ ОВИННИКОВ.
В нашей стране особой популярностью «сканди» пользуется в Санкт-Петербурге. По мнению экспертов, это может быть связано с географическим влиянием скандинавских соседей, а именно Финляндии и Швеции. Также стиль также легко «сливается» и входит во взаимодействие с другими. Во многом именно поэтому мебель в таком направлении, а также стилистические комплектующие можно найти практически в любом ценовом сегменте.
«Даже люди старшего возраста, не говоря уже о молодёжи, предпочитают модерн, хотя и в более «мягком», скандинавском выражении — с традиционными ручками умеренных форм, высокими распашными шкафчиками (вместо ультрамодных корпусов с подъёмными механизмами) и вкраплениями тёплых древесных тонов в фасад мебели наряду с моноколором», — заметил АНДРЕЙ ЧИРКОВ.
Прованс: меньше разговоров — больше запросов
Этот стиль, пришедший из Франции ХIХ века, в какой-то степени является золотой серединой между классикой и «сканди». Тоже очень светлый, однако не чурается витиеватых форм, крупной мебели и различных деталей, как и классика. За счёт чего его называют «деревенским» или «французским кантри».
В мебельной среде о нём говорят немного, но статистика показывает, что это не мешает его довольно неплохому положению.
В 2018–2019 годах по приросту запросов прованс (+ 18%) шёл сразу за лофтом.
«В нем чаще всего пользователи представляют свою кухню — полмиллиона запросов за 2018 год. Детские в этом же стиле значительно менее популярны у пользователей — 42 тысячи запросов», — рассказывал ИГОРЬ ШЕВЦОВ.
На данный момент, по результатам «Вордстат Яндекс», высокая выдача сохраняется по запросу «кухня прованс» — 36 699 в месяц, «прованс в интерьере» — 15 276 за тот же период, «мебель прованс» — 9 934 показа в месяц.
Текст: Мария Бобова