Все фото: ru.freepik.com

Цвет года от Pantone и модные оттенки в интерьере: работают ли они на практике?

Каждый декабрь, когда международный институт Pantone выбирает цвет года, об этом пишут не только профильные дизайнерские издания, но и все общественные СМИ. Реакция поступает незамедлительно: кто-то восхищается и вдохновляется, а некоторые встречают новинки весьма скептически, а порой и с сарказмом. В интернете уже появилась масса острых шуток насчёт цветового фаворита будущего года. Его уже сравнили с уличной грязью и упаковкой «Пантенола» (это в лучшем случае). В сети постоянно появляется масса как вдохновляющих кейсов, так и разоблачений, согласно которым этот цвет отнюдь не трендовый, а пустышка и ни на что не влияет.

Но если правы «хейтеры», то почему институт продолжает выбирать трендовый оттенок год от года и привлекает массу внимания? А если верным является мнение почитателей, то почему, например, в России цвет года едва ли можно заметить? Если в фэшн-индустрии к нему ещё прибегают, то, например, мебельщики очень редко используют в своей продукции.

Попробуем разобраться, почему цвет года продолжают выбирать, что он даёт разным отраслям и отчего мы не видим его применения в обычной жизни?

Цвет от Pantone не формирует тренды, а анализирует их

Ходит очень много мнений, будто этот международный институт формирует моду на какой-то конкретный оттенок. Это не так. Чаще всего выбранный колер уже активно применяется в целом ряде отраслей. То есть Pantone как бы анализирует, какие цветовые настроения были и у потребителей, и у производителей, и у маркетологов, или же встречались в популярной культуре (кино, анимации, рекламе), и выявляет общую температуру «по палитре».

Цель команды, как они уточняют на своём сайте — проанализировать и резюмировать модные и цветовые предпочтения общества. Производители товаров смогут использовать их для вдохновения, зная, что потребителям уже знаком этот цветовой тренд.

Конечно, выделяя какой-то отдельный цвет как особенный, они повышают его популярность. Именно поэтому, когда Pantone оглашает цвет-победитель, с институтом начинают организовывать коллаборации иностранные бренды из разных индустрий.

Например, крупная французская косметическая марка Sephora несколько раз выпускала лимитированные коллекции косметики по цветам года. Британский производитель косметики Butter London впервые «вписался» в это движение в 2022 году, когда «цветовым королём» стал оттенок VeryPery (17–3938). Тогда компания выпустила лак для ногтей и тени в «победной палитре».

Сложно проверить, но, как утверждает портал о моде и современной культуре The Blueprint, некоторые страны — например, Канада и Южная Корея — даже опираются на таблицу Pantone, подбирая идеальные оттенки для государственных флагов. Хотя, вроде, в последние годы не было замечено ребрендинга у этих полотен.

Западные мебельные бренды также не проходят мимо этого события.  Так, например, итальянские производители мягкой мебели Pedrali и Vitra выпускали несколько линеек, где обивки были в цвете Peach Fuzz или «Персиковый пушок» (13-1023), который стал цветом 2024 года.

А многие мебельщики и дизайнеры оформляют свои экспозиции на крупных мебельных выставках (например, на Salone del Mobile) в цветах от Pantone. Так, на мероприятии 2024 года многие замечали персиковые стенды. Таким, например, был брендовый павильон компании Gessi, производящей премиальную итальянскую сантехнику.

Институт Pantone появился из типографии

Прочитав первый абзац, кто-то может сказать, что команда международного института ничего не понимает в колористике, раз они всего лишь отслеживают цветовые тренды в течение года и приводят к одному оттенку.

На самом деле это не так. Институт вырос из специалистов, которые более чем умели работать с цветом, потому что изначально это была типография, пишет иностранное издание Npr.org.

Когда клиенты приходили печатать брошюры или плакаты, они часто не могли определиться с цветом или описать тот, который они бы хотели использовать. Компания пыталась помочь им как могла. Вплоть до того, что, если нужный клиенту оттенок вдруг попадался в галстуке у кого-то из сотрудников типографии, кусочек ткани отрезали и отправляли в качестве образца для заказа краски. Но и так очень часто результат получался не совсем точный, потому что справочники с формулами для красок только начинали составлять.

Читайте также: Стильная гостиная: стабильные мебельные тренды взглядом проектировщика

Тогда типография в 1950-х годах наняла в помощь химика и специалиста по печати Лоуренса Герберта. Он и разработал в 1963 году вместе с командой типографии систему подбора цветов Pantone (PMS), чтобы стандартизировать цветопередачу, которая бы не зависела от устройств печати. Идею поддержали производители чернил сначала в США, а потом в Европе и Азии.

Вскоре Лоуренс Герберт, который также оказался отличным маркетологом, понял, что проблемы с подбором, созданием, передачей и описанием цветов выходят далеко за пределы печатной индустрии. Он стал распространять свой подход на другие отрасли и получил положительный отклик. Первое направление после печатного, которое освоила уже сформировавшаяся компания Pantone, было текстильным.

А кампанию «Цвет года» придумали маркетологи уже института для продажи фирменных цветов и оттеночных палитр. Вскоре она стала постоянной, к ней начали присоединяться различные бренды. Так, например, одними из первых партнёров стали магазины Target и Tiffany & Co. Фирменные насыщенно-красный и нежно-бирюзовый цвета вышли из семейства Pantone.

Почему цвета Pantone реже встречаются в мебели, особенно в России?

По прошлым разделам мы поняли, что команда института не зря ест свой хлеб, а на Западе кампания «Цвет года» работает вполне эффективно. Почему же Россия не настолько чутко воспринимает трендовые цвета от международного института?

Ответ банальный: всё дело в больших расстояниях и разных культурах и менталитете. Здесь можно в качестве аналогии привести теорию поколений. Она весьма условная, потому что экспертами этого направления доказано, что американские и европейские миллениалы очень отличаются от русскоговорящих представителей поколения Y.

Русские потребители куда более практичные. Да, они стали куда больше открыты к экспериментам. Стали охотнее пускать в свою жизнь, в частности в свои интерьеры, яркие цвета, но очень многие по-прежнему подбирают цвет так, чтобы он как можно дольше «не старился». Или же чтобы интерьер с яркими акцентами привлекал, но не надоедал со временем.

Чаще всего цвета от Pantone эксцентричные. Тот же цвет 2024 года «Персиковый пушок» (13-1023) пусть и встречался в наших широтах, но особого ажиотажа не вызвал, потому что находился на грани персикового и розового. Куда чаще наши люди покупали мебель в бежевых оттенках, которые можно назвать родственниками колера Peach Fuzz, с той лишь разницей, что они более приглушённые и спокойные.

А вот цвет этого года Mocha Mousse или «Мусс Мокко» (17-1230) с куда большей вероятностью может прижиться в России, потому что у нас хорошо продаются древесные и натуральные оттенки.

Например, летом компания «Монзе» проводила исследование, где выясняла, предметы в какой палитре выбирают застройщики, если делают меблировку квартир. Согласно этой работе, свыше 80% заказов на корпусную мебель от застройщиков приходится на двухцветные изделия. Обычно в них сочетаются дерево и светлые, преимущественно белые цвета. В сегменте мягкой мебели застройщики также рассматривают в основном нейтральные и немаркие оттенки — кофейный, песочный, серый и т. д.

Как уточнил операционный директор компании Александр Шнурко, жильцы могут легко подстроить такой интерьер под свой вкус, добавив нужного цвета шторы, аксессуары и другие акценты.

Понятно, почему застройщики бегут за универсальностью — они могут предложить будущим новосёлам максимум пять цветовых вариантов меблировки, потому что предлагать большую палитру попросту невыгодно. И они понимают, что универсальный интерьер потом легче адаптировать под предпочтения каждого отдельного человека.

Но вот у каждого производителя/продавца мебели могут быть свои хитовые цвета. Как нам в августе рассказала веб-аналитик компании Lazurit Елена Позднякова, чаще всего клиенты бренда выбирают спокойные оттенки, такие как бежевый или светло-серый. Они сохраняют устойчивые показатели в любое время года, несмотря на то, что мебельщики постоянно расширяют варианты цветов обивки или каркаса. При этом осенью вперёд вырываются тёмно-серый и тёмно-синий цвета, а также колер тёмного дерева (который можно отнести к оттенкам коричневого). По мнению экспертов, такая палитра более «согревающая» и способствующая комфорту и спокойствию в преддверии зимы.

Этим разделом мы не предлагаем вам полностью скатываться в универсальность. Экспериментируйте, расширяйте палитру своего товара, просто в первую очередь присматривайтесь к реакции своих потребителей. Цвет года можно использовать как инструмент для анализа потребительских предпочтений. Создайте виртуальный концепт в трендовом цвете и протестируйте на своём сайте или в соцсетях. Такой метод снизит риски и при этом поможет прощупать «почву» и покажет людям, что вы интересуетесь новостями дизайна и следите за трендами.

Мир цвета в мебели не такой текучий и скоротечный, как в фэшн-индустрии. И то, даже там есть незыблемое и непоколебимое «маленькое чёрное платье». Ищите такие цвета для своей мебели, чтобы она оставалась классикой в глазах ваших потребителей, а не утратила актуальность на следующий год.

Вспомним: Трендовые цвета мебели в 2023 году

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!