ru.freepik.com
Фото:ru.freepik.com

Взаимоотношения дизайнеров и мебельщиков: причины конфликтов и их решения

При виде многообразия мебели в выставочных залах, отмечая её уникальность и красоту, сложно представить, что над её созданием трудились две вечно спорящие друг с другом стороны. Взаимоотношения дизайнеров и мебельщиков всегда были насущной проблемой отрасли. Фабрики боятся сложностей в сотрудничестве с творческими специалистами, а те в свою очередь сталкиваются с нежеланием воплощать их гениальную задумку. Вместе с представителями рынка рассмотрим основные проблемы в непростых отношениях представителей двух важных звеньев, от которых зависит конкурентоспособность отечественного мебельного рынка.

Что говорят мебельщики про дизайнеров?

Борьба двух, казалось бы, прочно связанных между собой сторон существует не первый год. На бизнес-конференции «Мебельный Rестарт: бизнес в новой реальности», которая прошла весной 2021 года, по вопросу взаимодействия дизайнеров и мебельщиков развернулась целая дискуссия.

Одну из основных проблем в их отношениях эксперты обозначили так: творческие специалисты не понимают специфики производства мебели, даже не пытаются углубиться в нюансы, понять, какие материалы, технологии и оборудование необходимы для выполнения их задумки, а также то, сколько средств на это может понадобиться.

Да, как отметила руководитель мебельного маркетингового агентства Rekana Наталья Баршева, некоторые дизайнеры предлагают фабрикам такие идеи, которые требуют серьёзных технологических процессов. Это, в свою очередь, вынуждает компании повышать стоимость конечного изделия для того, чтобы хоть как-то окупить вложения. Отсюда растёт и недовольство со стороны потребителей.

Фото: freepik.ru


Так, яблоком раздора между партнёрами нередко становятся именно финансы. Не каждому среднестатистическому россиянину при покупке функционального дивана для гостиной, которая часто является и спальней, может понадобиться дорогостоящая модель с рядом неудобных декоративных элементов.

Кроме того, фабрикам важно, чтобы дизайнеры проектов учитывали особенности планировки помещения, в котором в будущем будет установлена мебель.

В одном из своих интервью основатель компании «Интерьерно» Сергей Окунев, также известный в социальных сетях под одноимённой фамилией, поделился неудачным опытом. Между дизайнером и мебельной компанией произошёл конфликт. Г-н Окунев рассказывает: при согласовании чертежей шкафа и замерах ниши не было указано, что над шкафом находится вентиляционный люк. История обычная, ведь после ремонта место люка было аккуратно зачищено и закрашено, однако на фотографиях всё же видно его расположение. В результате, когда шкаф уже был готов к установке, стало ясно, что запланированное под него место совершенно не подходит. Дизайнер обвинил в ошибке изготовителей. Почему? Вопрос остаётся открытым. Спикер считает, что, вероятнее всего, вина в недосмотре лежит сразу на нескольких участниках, в том числе на дизайнере, которая знала о наличии люка, но не добавила в чертежи шкафа отверстия для него.

Дизайнеры «добрый» и «злой»

Сергей Окунев считает, что многие из представителей этой профессии попросту не умеют взаимодействовать.

По видению спикера, для мебельщиков существует два типа дизайнеров. Первый, отрицательный, — это те, кто подготовил макеты, или, другими словами, красивые «картинки» будущего изделия, передал их фабрике и на этом закончил своё участие в проекте. Предлог всегда хорошо звучит: для фабрики это ведь прибыль, поэтому пусть берутся и дожимают проект до конца. В качестве олицетворяющего такой подход примера Сергей Окунев приводит идею с «парящими» тяжеловесными шкафами, которые дизайнер предполагает подвесить на тонкую стену из гипсокартона. Часто из-за отказа от реализации такой идеи представители эстетической стороны проекта не идут навстречу и не пытаются найти компромиссы в решении.

Другой тип, положительный, — это дизайнеры, которые продумывают проект до мелочей и не ограничиваются эстетическим видом. Такие специалисты предполагают, какие технические средства нужны для реализации проекта, какие проблемы могут появиться при производстве и установке мебели. На них, по мнению представителей мебельной индустрии, действительно можно положиться и быть уверенными, что от начала до конца работа пройдёт технически слаженно.

Фото: freepik.com

Разница во взглядах

Мы рассмотрели ряд частных причин проблемы, связанных в основном с конкретными заказами и проектами. Однако исходя из реплик участников рынка, да и самих творческих работников, становится ясно, что не все проблемы вытекают из недостаточной компетенции дизайнера.

На прошедшей в этом году мебельной конференции Conf-fu 2023 тему разногласий, конечно, тоже не оставили в стороне. С речью о том, как же всё-таки дизайнерам сотрудничать с мебельщиками, выступил управляющий компании «Лавка Мастерская мебели» Павел Садов.

По словам г-на Садова, распространённая причина конфликтов — это стереотипы. Так, по его мнению, производственники видят в дизайнерах медийных личностей, которые ставят во главу угла подписчиков, модные образы и другие навеянные современным обществом тренды.

Дизайнеров в свою очередь, когда они начинают искать исполнителя, терзает уйма сомнений насчёт производственников. Они опасаются, что исполнитель возьмёт заказ и спустя время перестанет выходить на связь, что работа будет выполнена некачественно, что мебельщик в принципе не понимает, что от него требуется.

Фото: freepik.com


Г-н Садов считает, что недоверие к профессии дизайнера началось ещё с 1990-х годов, когда важность эстетического вида мебели только начала проявляться. Так или иначе и у первых, и у вторых предвзятое отношение часто связано с личным опытом.

Решение разногласий

По вопросу недопонимания у сотрудников фабрик, по словам г-на Окунева, есть одно простое, но эффективное на практике предложение: дизайнеру, который не разбирается в нюансах производства, но уже имеет на руках стоящий проект, нужно лишь заявить об этом специалистам. Прийти в компанию, протянуть чертёж и спросить, как это можно реализовать. А после принять корректировки от знающих все тонкости изготовления людей. При таком взаимодействии и у тех, и у других в разы снизится количество конфликтов.

Павел Садов предлагает способы решения сложных ситуаций, которые стоит взять на вооружение и мебельщикам. Рассмотрим их по типу возникающих в процессе взаимодействия проблем.

  • Так, в проблемах с взаимопониманием мебельщику следует уяснить, что в проекте пришедшего к нему дизайнера он же и главный.

«Когда я это для себя принял, мне стало легче, и общение с дизайнерами стало проходить более гладко», — поделился спикер.

  • Иногда конфликт возникает из-за стереотипа о том, что дизайнеры предлагают некачественные проекты, которые невозможно реализовать. Команда компании «Лавка Мастерская мебели» выбрала такую позицию: устранение недочётов в проекте они берут на себя, не привлекая к этому клиентов. По словам г-на Садова, лучшим шагом для мебельщика будет спокойно обсудить ошибки с дизайнером. Тогда тот, если, конечно, заинтересован в выполнении задачи, поможет решить проблему.
  • Следующая причина конфликта возникает на фоне предвзятого отношения производителя к дизайнерам. По словам спикера, нередко мебельщики обесценивают его работу и стараются выйти напрямую на клиента, чтобы не платить лишних денег за посредничество.

Павел Садов считает, что производителю важно понять: дизайнер уже вложился в этот проект, когда получал образование, развивал бренд и даже искал подрядчиков для выполнения текущей задачи. Кроме того, если стороны работают вместе впервые, творческий специалист ещё и сильно рискует, ведь у него нет уверенности в исполнителе.

Фото: freepik.com


Разрушаем негативные стереотипы

Сергей Окунев отметил, что дизайнеров, которые вникают в работу фабрик и учатся, развиваются в теме производства, гораздо больше, нежели тех, кто не видит дальше своих идей.

Понятно, что перечисленные выше претензии сторон друг к другу являются собирательными и основаны на личном опыте каждого специалиста. Стоит один-два раза столкнуться с недопониманием, и вот уже каждый мебельщик воспринимается с опаской и пренебрежением. Так же и с дизайнерами. Неудачный опыт работы создаёт искажённое впечатление о творческой профессии и порождает новые конфликты даже в тех ситуациях, где их могло бы и не быть.

Например, вернёмся к предрассудку о том, что специалисты-«белоручки» совершенно ничего не смыслят в производстве мебели. В качестве опровержения этого общего мнения всё на той же конференции «Мебельный Rестарт: бизнес в новой реальности» в 2021 году дизайнеры выступили с заявлением о том, что любой уважающий себя дизайнер погружается в мебельную отрасль. Некоторые для большего понимания даже пробуют себя в работе на фабриках.

Кроме того, о том, что контакт всё же можно наладить, говорят и успешные факты сотрудничества.

Например, летом мы уже рассказывали, как студенты-дизайнеры совместно с мебельной фабрикой «Ангстрем» воплотили в жизнь эскизы современной мебели.

Тогда руководитель Центра разработки нового продукта «Ангстрем» Вероника Грибова отметила, что проекты, которые предложили студенты, были для фабрики довольно сложными. К примеру, было необходимо сделать подвесные тумбочки с эффектом парения в воздухе и кроватку с люком. Г-жа Грибова не отрицает, что изготовить эту мебель было непросто, тем не менее мебельщики объединились с дизайнерами и довели проект до конца.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!