Реставрация премиальной и антикварной мебели
Фото предоставлено спикером (Сергеем Новиковым)

Реставрация мебели: от антиквариата до современной мебели

О реставрации премиальной и особенно антикварной мебели профессиональному мебельному сообществу на самом деле известно не так уж и много. Это кажется чем-то далёким от повседневности и очень редким на современном рынке, где властвует разнообразие серийной продукции в любых сегментах.

Однако времена имеют свойство резко и неожиданно меняться. Это сейчас наблюдается панический спрос на мебель, а после кто знает. Возможно, уже вскоре многие предпочтут воздержаться от покупки новых изделий и продлить жизнь уже имеющейся «новой-старой» мебели. Или при помощи специалистов, или же своими силами. Конечно, это лишь предположения и догадки, однако если строить теории, то почему бы не развить их по максимуму?

Сергей Новиков
Столяр-краснодеревщик, реставратор и искусствовед Сергей Новиков

Что сейчас происходит с рынком реставрации винтажной и антикварной мебели? Как работают владельцы такого бизнеса, и какова их целевая аудитория? И как сегодня, в том числе на фоне происходящих в мире событий, может измениться это направление? Возможно ли, что у реставраторов прибавится клиентов с бюджетами пониже и мебелью попроще?

Обо всём этом поговорили со столяром-краснодеревщиком, реставратором и искусствоведом Сергеем Новиковым.

— Сергей, говоря о традиционной реставрации, большинство всё же представляют долгие работы по кропотливому восстановлению старинной мебели. Как живёт сегодня такое ремесло?

— Определённо за реставрацией антикварной мебели обращаются. Если говорить о коммерческой реставрации, то обычно мебель на восстановление поступает от людей пусть и не из высших слоёв общества, не с Рублёвки или Новой Риги (хотя были и такие клиенты), но от людей состоятельных и с достатком. Обычно это заказчики среднего возраста, часто заслуженные преподаватели вузов, работники культуры или адвокаты. В основном несут семейные реликвии, что достались от родных или какие-то ностальгические изделия, которые чаще всего датируются XIX–XX веками.

Рекламного продвижения, например, в моём случае нет. Действует сарафанное радио, или ко мне обращаются те клиенты, с изделиями которых я уже работал. Условно — сначала приносили старинный комод, а после принесут уже стул. В таком случае достаточно 2–3 клиентов в квартал, чтобы дело себя окупало.

Реставрация премиальной и антикварной мебели

— Каковы нюансы работы реставратора с клиентами?

— Один из самых важных в работе моментов — установка сроков выполнения работ. С одной стороны, клиент заплатил немалые деньги, а с другой — любая спешка может привести к порче изделия. Так, неопытные реставраторы, гонясь за желанием сдать заказ побыстрее, могут сушить приклеенные элементы или покрашенные поверхности феном, что для такой мебели противопоказано.

Поэтому полтора-два месяца — самый оптимальный срок, чтобы выполнить работу с соблюдением всех технологий, даже если это какая-то редкая вещь.

Также, даже с учётом возможностей наших клиентов, мы всегда детально проговариваем условия и стоимость работ, стараясь не накручивать цены, даже если в процессе реставрации обнаружился некий дефект, которого при первом осмотре не заметили.

Исключения составляют случаи, когда заказчик сам попросил провести какие-то дополнительные работы, например, перетонировать. Тогда и цена возрастает, и появляется необходимость дополнительных согласований. Условно — ошкурил и очистил комод, а дальше с клиентом обговариваешь цвет тонировки. Бывает, что вместо первоначального орехового колера заказчики могут захотеть придать мебели оттенок красного дерева. Когда мебель относительно молодая, то почему бы и нет?

Однако если на реставрацию приносят какой-то очень редкий и уникальный старинный предмет и также просят заморить под другой оттенок, тогда большинство реставраторов всё же порекомендуют сохранить естественный цвет или же выбрать близкий к нему колер. В случае эксклюзивных вещей сохранение подлинности играет очень важную роль. А при музейной реставрации это и вовсе один из обязательных принципов.

Реставрация премиальной и антикварной мебели

— Насколько сильно музейная реставрация отличается от коммерческой?

— В коммерческой реставрации возможны эксперименты и допущения, как я говорил выше.

Работа с музейными редкостями подчиняется строгим и обязательным правилам.

Во-первых, нужно полностью сохранить первоначальный облик мебели. Если не знаешь, как это сделать, то лучше не рисковать вовсе. Во-вторых, материалы для реставрации должны соответствовать самому предмету. То есть нельзя при работе с изделием XVIII века применять современные паркетные лаки или промышленные адгезивы. Только то, что приближено к материалам тех времён: столярный клей, шеллачная политура, воск.

Даже если нужно вырезать деталь из деревяшки, то лучше, чтобы материал также был старым, иначе финальный элемент будет отторгаться вещью.

И, в-третьих, все манипуляции должны быть обратимы. Всегда должна быть возможность переделать какой-то этап, а то и вовсе вернуть в первоначальное состояние.

— За свою практику сталкивались ли вы с музейной мебелью? Если да, то вспомните самый старый предмет, с которым вам приходилось работать.

— В основном музеи с осторожностью обращаются к частным реставраторам — обычно у них есть свои проверенные специалисты. Но несколько раз мне оказывали доверие, и у меня была возможность поработать с изделием XVIII века. Эта была тумба из палисандра для хранения пищевых продуктов с нишей из мрамора. Этакий допотопный холодильник.

Реставрация премиальной и антикварной мебели

— Музейные, частные реставраторы, отдельные мастерские и компании, работающие с антиквариатом и с относительно новой мебелью. Насколько сильная конкуренция в этой нише?

— Если вспомнить начало и первое десятилетие 2000-х, то, возможно, тогда активность была выше.

Сейчас бы я сказал, что заказов на всех хватает, при том, что наш сегмент пустующим не назовёшь.

Буквально рядом со мной арендует площадь реставрационная фирма с наёмными мастерами. У них два направления: реставрация мебели по заказу и реставрация мебели для последующей продажи.

За счёт этого мы скорее сотрудничаем друг с другом, чем конкурируем. Периодически обмениваемся материалами или инструментом.

С другими частными реставраторами тоже проблем не возникает.

— Может эта ситуация быть связана с особенностями работы реставратора? Какими навыками должен обладать специалист?

— Вполне возможно. Навыки восстановления и починки новой мебели, по сути, есть у многих опытных мебельщиков. При этом, чтобы заниматься реставрацией именно старинных вещей, столяр-краснодеревщик (а эта профессия сама по себе непростая) должен обладать обширным набором навыков. Знать основы мозаики, быть хорошо подкованным в материаловедении и уметь работать с резьбой.

Я в своё время закончил Московское училище художественных ремёсел №75, где у нас резьба шла дополнительным курсом. Преподавали как основы геометрии, так и простую резьбу, и народную, и плоскорельефную.

Сейчас это учреждение, к сожалению, расформировали — осталось всего 2–3 училища по сходному профилю, и я даже не могу сказать, какой там сейчас уровень подготовки молодёжи.

Добавлю, что сегодня молодые люди могут попросту не хотеть идти в профессию ещё и по причине того, что работа реставратора требует нешуточных упорства, терпения и кропотливости. Далеко не у всех элементарно хватит терпения несколько раз «биться» над одной вставкой, чтобы изделие смотрелось цельно и гармонично.

Реставрация премиальной и антикварной мебели

— Какие ещё факторы могут влиять на нишу реставрации?

— Если опять же возвращаться к старинной мебели, то всё зависит, в том числе, от объёма антиквариата. Для большей объективности стоит поговорить именно с антикварными магазинами, в числе специализаций которых есть и предметы быта. Однако, по моим личным наблюдениям, в России осталось не так много фирм с достаточным ассортиментом старинной мебели. Раньше выбор был больше, продукции попросту было больше, были ярмарки, уличные экспозиции и барахолки, куда можно было прийти и найти довольно интересные вещи. И чаще всего европейскую мебель и предметы интерьера, которые «перетащили» из Франции, Бельгии.

Сейчас, если говорить о Москве и Московской области, многие магазины из-за своей ценовой политики переехали за МКАД, что-то осталось на блошиных рынках, и, вероятно, есть предложения на онлайн-сервисах объявлений. То есть найти антикварную мебель сегодня по-прежнему можно, просто это будет далеко не так просто, как раньше.

— Ниша дорогая, антикварной мебели стало меньше, приток новых специалистов также не такой, как раньше. Как реставраторы подстраиваются под современные условия рынка? Возможно, открываете какие-то новые направления?

— Лично я параллельно веду курсы по реставрации более современной мебели. Многие мои коллеги оказывают похожие услуги, причём разного уровня.

Сейчас возвращается мода на ретро, да и просто я замечаю, что всё больше людей стали проявлять интерес к самому занятию реставрации на любительском уровне. Приходят люди без какого-либо профильного столярного или мебельного образования, просто желающие. То есть именно в бизнес мало кто идёт, а как хобби это становится довольно популярным.

Реставрация премиальной и антикварной мебели

— Кто чаще всего становится вашими учениками?

— У меня нет никакой дискриминации ни по полу, ни по возрасту, но что любопытно, наибольший интерес к этому делу проявляет именно прекрасная половина человечества. У меня мини-группы по нескольку человек, и в составе прошлой группы были только девушки. Просто любители старых вещей, у кого-то старая мебель была дома, кто-то купил по объявлению, а кто-то буквально притащил изделия с помойки. Они пытались отреставрировать самостоятельно, но у них просто не хватило опыта. Такие курсы, в свою очередь, дают необходимые базовые навыки и позволяют подкрепить чувство прекрасного. Девушкам очень нравится, когда через какое-то время получается вернуть былую красоту необычной и уникальной вещи.

Могу предположить, что ещё две вещи могут подкреплять этот интерес. Во-первых, это соцсети. В интернете сегодня можно найти массу страниц реставраторов, где они выкладывают фотографии работ, встречал много интерьерных картинок, на которых обновлённая и отреставрированная мебель встроена в современный интерьер.

И, во-вторых, это финансовое состояние населения. Сейчас оно очень снизилось, при этом выросло количество магазинов, где можно по приемлемой цене купить все необходимые инструменты. Многие в таких условиях прибегают к ремонту.

Реставрация премиальной и антикварной мебели

— На ваш взгляд, могут ли последние события усилить этот тренд ещё больше?

— Предположу, что могут. Число заказов по старинной мебели, к сожалению, может сократиться, но мы рассчитываем, что вместе этого увеличится число обращений по восстановлению более новой мебели. Проведение курсов и мастер-классов также может нас как-то поддержать.

Ситуация, конечно, очень осложнится, если нельзя будет приобрести европейские реставрационные материалы. На мой взгляд, отечественные аналоги пока по качеству до итальянских и немецких не дотягивают. В европейских странах культура производства мебели значительно выше и старше, соответственно, и инструменты, и материалы для её реставрации они производят куда дольше нас.

Однако, как я говорил выше, если крутиться, проявить фантазию, то можно более-менее зарабатывать.

Реставрация премиальной и антикварной мебели

Беседовала Мария Бобова
Фото предоставлены спикером (Сергеем Новиковым)

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!