Ситуация на рынке мебельных фасадов

Пословицу «встречают по одёжке» можно смело отнести и к фасадным полотнам. Они – лицо проекта, будь то общественное здание или частная, локальная кухня. Поэтому, пожалуй, на мебельных мероприятиях фасады всегда были представлены в большом разнообразии – это одни из самых востребованных комплектующих.

Только каково состояние этой ниши сейчас? Отголоски первой волны коронавируса и самых жёстких ограничений дают о себе знать до сих пор: дефицит древесностружечных плит, рост цен и перепады курса. Проведём короткую разведку и посмотрим, какие изменения произошли в нише мебельных фасадов как у крупных фабрик, так и представителей малого и среднего бизнеса.

Снова импортозамещение?

Несмотря на весьма тяжёлый пандемический 2020 год, число деревообрабатывающих производств в этот период пополнилось именно фабрикой мебельных фасадов. Летом прошлого года в индустриальном парке Масловский в Воронежской области заработал завод по производству фасадных полотен, принадлежащий мебельному холдингу «Ангстрем». Проект общей стоимостью в 1,5 млрд рублей реализовали при поддержке Фонда развития промышленности (ФРП), который обеспечил инвестору льготный заём.

«Реализация проекта поможет не только повысить конкурентоспособность компании на рынке и расширить ассортиментное предложение, но выведет производство на новый современный технологический уровень. Производственные процессы станут более гибкими, компьютеризированными и, конечно, высокоэффективными», – приводили во многих пресс-релизах компании слова директора фабрики фасадов «Ангстрем» Вячеслава Шамарина.

По информации пресс-службы компании, за несколько месяцев со времени своего открытия предприятие увеличило объём производства мебельных фасадов почти на 62% — с 111,432 тыс. до 179,806 тыс. пакетов.

Кажется, что проект предприятие реализовывало исключительно для того, чтобы производить фасадные полотна для собственных нужд: ведь ассортимент холдинга весьма обширен и требует большого количества комплектующих.

Однако, как заявлял представитель ФРП Роман Петруца в многочисленных интервью, это предприятие важно для экономики страны в целом, потому что сегодня значительный процент мебельных фасадов поступает из-за рубежа, в основном из Германии и Италии. Воронежское предприятие, когда выйдет на свои максимальные мощности, может не только заместить часть импорта (воронежские фасады уже приобретает российское подразделение IKEA), но и будет отправляться на экспорт в страны СНГ и ближнего зарубежья: Беларусь, Украину, Казахстан, Киргизию, Латвию, Молдову, Монголию. В том числе по этой причине инвестпроект получил поддержку.

Постепенно такая тенденция начинает набирать обороты – предприятия, имеющие достаточные производственные мощности, начинают изготавливать фасады самостоятельно, а компании поменьше обращают внимание на отечественный продукт.

Фото: kdtmac.ru

И сейчас такое импортозамещение выглядит куда более оправдано и закономерно, нежели в 2015 году. Причина в том, что коронавирусные меры всё ещё действуют во многих европейских странах, которые раньше активно поставляли фасадные полотна на рынок РФ. Плюс качество российских фасадов за последние годы значительно выросло.

«По нашим оценкам, отечественные фасады от всего объёма составляют 75%, а импортные — 25%. Я полагаю, что в будущем доля импорта будет снижаться, так как фасады мы либо производим сами, либо имеем возможность покупать их на внутреннем рынке. Это выгоднее, чем обращаться к импортной продукции, которую чаще используют в производстве мебели премиум-класса.

Кроме того, наблюдается рост предложения качественной российской плиты, которая ничем не уступает иностранным аналогам. Так, производство ДСП и ДВП выросло в 2019 году на 2% и 5% соответственно относительно 2018 года. В 2018 году те же позиции выросли на 16,5% и 8,6% соответственно относительно 2017 года», — делится с нами генеральный директор «Первой мебельной фабрики», президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Александр Шестаков.

В сегменте столярных мастерских и частных предприятий, где занимаются реализацией заказных проектов ситуация немного иная – там импорт используют значительно чаще. Многие потребители всё же склонны к приобретению иностранной продукции.

«Пандемия прежде всего отразилась на стоимости материалов и платёжеспособности россиян, спрос на крупные заказы снизился, однако постепенно отрасль приходит в норму.
На российском рынке широко представлены фасады итальянского и китайского производства. Последнего сейчас даже больше — Поднебесная активно навёрстывает упущенное и потерянное за период коронавируса.

Примерное соотношение отечественного и зарубежного продукта — 50% на 50%. В основном фасады для нашего сегмента производят и вывозят на экспорт частные мастерские. Примерно та же ситуация с готовой мебелью», — считает руководитель московской частной столярной мастерской «Граф Орлов» Александр Лактионов.  

И даже с учётом этого в секторе заказной мебели также считают, что объёмы импортного продукта в стране будут уменьшаться. И не только по причине ограничений, но и потому, что очень многие западные производители тоже периодически «халявят» при изготовлении своего продукта.

«Потребитель часто думает, что импортные изделия лучше отечественных и потому склоняется в сторону первых. Однако это мнение часто ошибочное. У меня есть опыт установки фасадов импортного производства: существенного отличия в качестве нет, и потребитель просто переплачивает за заказ и доставку.

Очень многие иностранные фасады производятся из дешёвого материала, но за счёт того, что они имеют красивую окраску, они привлекают покупателя. К слову, аналогичная ситуация с готовым продуктом: мне часто приходится переделывать или доделывать привозную мебель.

Однако, думаю, что со временем ситуация изменится: из-за закрытия границ и запрета на ввоз продукции зарубежного производства процент импортных фасадов будет снижаться. Как следствие, у производителей будет расти спрос на отечественные комплектующие, а у потребителей — на отечественную мебель», — считает руководитель московской частной столярной мастерской «Граф Орлов» Александр Лактионов.

Битва титанов vs. очумелые ручки

Ещё один возможный плюс из этой ситуации – рост конкуренции на внутреннем рынке. Все опытные предприниматели знают, что здоровая конкуренция – это двигатель бизнеса и экономики.

В сегменте мебельных фасадов, как отмечают наши эксперты, конкуренция всегда была достаточно «насыщенной», и есть вероятность, что она может стать ещё выше.

Тем более, что даже представители иностранных брендов говорят о значительном перевооружении отрасли. Конечно, нет предела совершенству, и многое ещё нужно исправить, однако за последние 10 лет мебельная промышленность сделала шаг вперёд. И, самое главное, рост качества плит начался после вступления России в ВТО. В страну пришли несколько крупных иностранных инвесторов типа «Kastamonu», «Egger» или «Kronospan». Получилось значительно набраться опыта, перенять, а затем и модернизировать технологии.

«За последнее время в нашей стране произошло сильное технологическое перевооружение мебельной отрасли, и все больше компаний могут изготавливать фасады в России. Качественных плит производится достаточное количество, поэтому производить фасады самостоятельно или покупать их на внутреннем рынке выгоднее, чем обращаться к импортным. Я считаю, что конкуренция растёт, хотя в 2020 году кризис затормозил её, как и производство мебели в целом», — подметил Александр Шестаков.

Однако есть одна оговорка — эти бизнес-бои будет происходить скорее между теми компании, которые направлены именно на реализацию фасадных полотен. Очень многие компании (скорее, крупные), как мы уже упоминали выше, станут самостоятельно производить для себя комплектующие — это значительная экономия на логистике, плюс станки не будут стоять без дела (больше смен и больше новых рабочих мест).  

Приобретать готовые фасады будет выгодно в основном среднему и малому бизнесу. Им в этой нише будет сложно тягаться с «крупняками» – не тот формат и объём оборудования.

«Стоимость оборудования может сильно различаться в зависимости от ценовой категории, в которой планирует развиваться компания. Например, китайские машины «TDT» дешевле немецких «Homag» более чем в 2 раза.

Цена на самый простой комплект станков для производства полотен начинается от 100 тысяч долларов, а вот целая линия, на которой можно производить как фасады, так другие части мебели, достигает нескольких миллионов евро.

Рынок мебельных фасадов – это специализированный сегмент, но сейчас мало узконаправленных компаний, которые занимаются производством только такого продукта. В основном крупные игроки на своих фабриках предпочитают организовывать полный цикл производства мебели, включая и изготовление фасадов.

Например, мы полностью технически перевооружили производство, изучили швейцарские технологии. Экологический аспект также соблюдаем. Это позволяет нам делать продукт из готовой плиты самостоятельно.

Малым же участникам рынка выгоднее покупать готовую продукцию, чем открывать свою линию», — добавляет г-н Шестаков.

Однако на стороне частных и небольших производств — возможность придать индивидуальности своему продукту, что невозможно для больших фабрик в силу большого потока. У МСП по-прежнему есть возможность работать и зарабатывать среди более крупных компаний.

«Изготовление фасадов очень удобно, например, для крупных производителей. Тем более, что сегодня очень популярны фасады с эмалью, когда различные плёнки наносят на изделие путём сильного вакуумного давления. Это подходит именно для массового сегмента.
Хотя, на мой взгляд, плёночное покрытие фасадов пусть и куда более дешёвое, но менее долговечное, чем струйное окрашивание.

Есть частные мастерские, которые на поток тоже готовят только фасады, но качество материалов будет выше, и фактура будет подобрана индивидуально. Но в основном мелкие предприниматели готовят мебель целиком, а не отдельные её части», — уточняет Александр Лактионов.

Да и в качестве материала в нише заказной мебели, особенно в премиальном сегменте, куда чаще применяют не древесностружечные плиты, а массив.

«У российского потребителя пользуется спросом дуб, ясень, бук, клён: они более устойчивы к нашим климатическим условиям. Для конкретного изделия подбирается наиболее подходящий по фактуре материал, а уже от него будет зависеть особенность техники окрашивания.

Дуб и ясень имеют пористую структуру, а бук, клён и ольха имеют гладкую фактуру, без пор. Добавлю к своим прошлым комментариям, что, например, итальянские фасады и мебель в основном производят из ольхи. Следом за массивом по частоте использования идёт качественный МДФ, который дешевле массива, но в то же время дороже ДСП.

На рынке всегда существовал тренд на индивидуализм в мебельной индустрии, это направление конкурирует с массовой шаблонной мебелью для более бюджетного класса. Благодаря явным различиям между этими нишами одно направление никогда не исключит другое», — дополняет руководитель столярной мастерской «Граф Орлов».

Направление, не терпящее поспешности

Как и в любом направлении бизнеса, и у этой ниши есть куда больше подводных камней, чем те, что мы рассмотрели в этом материале. Однако одно можно сказать с уверенностью: изготовление фасадных полотен – перспективное направление если не для всего рынка, то в локальных масштабах своего предприятия. Тем более, что есть возможность периодически расширять линейки, пробовать новые стили и дизайны. То есть работа здесь будет «кипеть» регулярно.

«Говорить о том, что какое-то одно дизайнерское направление самое популярное – нельзя. На рынке огромная вариативность моделей, не похожих друг на друга. Несколько лет назад в столичном регионе были в тренде матовые полотна, потом они сменились, наоборот, глянцем, ещё позднее делали специальное бумажное покрытие под натуральное дерево. Одно сменяет другое, у каждой коллекции свой акцент, при этом остальные направления не исчезают, они по-прежнему пользуются спросом», — заметил Александр Шестаков.

Выше эксперт отмечал и вариативность цен на оборудование, поэтому есть где разгуляться. Однако главное – не бросаться в омут с головой, а хорошенько всё рассчитать. Ибо в плане окупаемости бизнеса у этой ниши свои нюансы.  

«В сегменте работы на заказ окупаемость напрямую зависит от занимаемой ниши и спроса потребителей на изготавливаемую продукцию. Бывает, что затраты могут окупиться и через 3-4 месяца, если подряд шло несколько дорогостоящих заказов.
Однако основной проблемой в нише по производству фасадов является постоянная инфляция и регулярный рост стоимости материалов», — подчеркнул Александр Лактионов.

Про мебельный бизнес говорят, что если он не окупается в течение 3-х лет, то это неправильный бизнес. Стартовые инвестиции в него могут быть не такими значительными, а обороты, напротив, очень даже крупными. С учётом влияния пандемии на рынок срок окупаемости мебельного производства может достигать и четырёх лет, отмечает наш эксперт, специализирующийся на массовом производстве.

«Только того же нельзя сказать о сегменте производства фасадов, так как среди небольших отечественных компаний нет успешных кейсов вложения средств в собственное узконаправленное производство. Причина в том, что срок его окупаемости выше, а кризисные последствия пандемии негативно влияют на спрос.

В подавляющем большинстве случаев мебельный фасад — это не штучный товар. Исключение составляет только премиум-сегмент, но и цена там космическая. По общему правилу каждая партия должна производиться в количестве не менее 10 штук, чтобы быть экономически обоснованной», — добавляет Александр Шестаков.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!