Мебельные заготовки
Фото: ru.freepik.com

Как бороться с мебельным контрафактом?

Вопрос этот непростой и часто встречающийся, поэтому на 30-й выставке «Мебель» в Москве провели семинар «Соблюдение прав интеллектуальной собственности в производстве мебели». Проблему рассмотрели со всех точек зрения: мебельщиков и дизайнеров, юристов и организаторов выставки. И каждый из специалистов дал свои советы и рекомендации по борьбе с плагиатом мебели.

Тимур Иртуганов
Генеральный директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов

«К сожалению, на федеральном уровне проблема пока не решается. Это не значит, что она отсутствует или что её масштабы недостаточны, просто предприятия не то чтобы смирились с этим, а скорее просто привыкли решать эти вопросы самостоятельно. Ну, и ещё вероятно, что пока нет достаточной правовой защиты, работающей как чётко отлаженный механизм, которым пострадавшие компании и предприятия могли бы воспользоваться. Задача подобных семинаров — популяризация, своеобразный ликбез, как с этой проблемой можно бороться. Потому что на самом деле все правовые основы и аспекты существуют. И на данный момент задача энтузиастов в том, чтобы это механизм был востребован и реально работал».

Взгляд мебельщиков — какой бывает плагиат?

Невозможно погрузиться в проблему на 100 %, не узнав деталей у того, кто уже прошёл через подобную сложность.

«Фабрика небольшая, по меркам некоторых участников этой выставки. Но так как мы представляем оригинальные дизайнерские решения, то часто становимся жертвами плагиата», — поделился основатель, руководитель и ведущий дизайнер компании Moonzana Максим Октябрёв.

Для начала специалист пояснил, что в мебельном бизнесе всё же трудно создать что-то настолько новое, чего бы не было произведено раньше. Что же тогда считать плагиатом?

Допустимо, когда заимствуют только идею или только исполнение. Например, идея — подвесное кресло-кокон, но каркас одного выполнен из ротанга, а второго, условно, из прозрачного пластика. Автор мог вдохновиться произведением другого дизайнера, но в итоге он реализовал своё изделие совершенно иначе.

В мебельном бизнесе также есть такое понятие, как реплика. Это повторение произведения с возможным изменением размеров, деталей, материалов и других конструктивных элементов, но не претендующее на авторство оригинала. Как, например, кресло Swan, Fritz Hansen 1958 и кресло OGI Bo Concept 2012. Иногда авторы реплики открыто дают отсылку к оригинальному произведению, которое так их вдохновило.

Плагиат же имеет место в тех случаях, когда заимствованы как минимум идея и исполнение и как максимум ещё и подача изделия.

Мебель 2018
Фото: редакция PromoGroup Media

Как это бывает?

«Мы сталкивались с тем, что вбивали в поисковик запрос «мебель в стиле лофт» и находили на других сайтах и даже на нескольких аккаунтах в Instagram фото наших оригинальных изделий. У нас, конечно, цены на изделие значительно выше, чем, например, у известного скандинавского бренда или у тех, кто использовал наши фото. Но наша компания как раз-таки и известна своим оригинальным дизайном и персональным подходом — это наша «фишка», благодаря которой нас знают и из-за чего к нам идут. И когда изображения нашей мебели фигурируют на сайтах, которые ничего общего не имеют с нашим ресурсом, то наше уникальное предложение для потребителей немного теряет свой вес.

Была ситуация, когда у нас воровали целый сайт — дизайн, стилистику и даже название сайта, только домен был не «ru», а «ua».

Один из самых непростых случаев произошёл тогда, когда мы заказали оригинальный проект у одной дизайн-студии из Минска. Она разработала нам стеллаж «Лайнс», предоставила все технические документы. Мы стали его продавать и через некоторое время обнаружили, что существует стеллаж Powell компании Intelligent Desing, который отличается от нашего только цветом, и при этом он появился раньше нашего изделия. Получается, что дизайн-студия, разработавшая для нас якобы оригинальный проект, соврала. Мы разорвали со студией все контакты и не стали продлевать эту серию стеллажей», — поделился Максим Октябрёв.

Из зала у докладчика уточнили: «А этот стеллаж Powell был запатентован? Если нет, то у вас бы не было никаких проблем, вы могли бы оформить патент на своё изделие, и оно бы считалось оригинальным первоисточником».

«Мы в первую очередь дизайн-студия, а потом уже фабрика. И мы не можем позволить себе использовать дальше продукт, который уже существует на рынке, даже если он не запатентован», — отметил г-н Октябрёв.

Действительно, авторское право возникает в момент создания произведения (в науке, в литературе, в искусстве, в музыке). В плане мебели всё аналогично. Другими словами, в тот момент, когда дизайнер окончил свой проект, будь он на бумаге или уже исполнен в изделии, он становится владельцем авторского права.

Главное — успеть зафиксировать своё авторское право.

Методы защиты

Максим Октябрёв дал несколько рекомендаций о том, как можно зафиксировать своё авторское право:

  • подписать с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП), стоит около 5 000 рублей;
  • заверить у нотариуса (удостоверение времени предъявления документа);
  • результаты промежуточных этапов работы можно отправлять себе на электронную почту;
  • опубликовать в социальных и на онлайн-ресурсах (но здесь всё же есть опасность, что пост будет несколько раз переопубликован и в итоге первоисточник затеряется).

Так как сейчас очень многие считают, что раз файл выложили в интернет, значит, он является общественным достоянием, производителям и дизайнерам стоит озаботиться также тем, чтобы защитить свой контент от копирования.

Здесь докладчик даёт такие рекомендации:

  • поставить водяные знаки на фотографиях (докладчик прокомментировал, что в их случае количество краж фотографий значительно уменьшилось, несмотря на то что мастер фотошопа может легко убрать водяной знак);
  • подача жалобы в техническую поддержку в социальных сетях;
  • обращение в техническую поддержку хостинга (в случае кражи сайта);
  • досудебная претензия о плагиате.
Мебель-2018
Фото: редакция PromoGroup Media

Юридическая поддержка

Но значительную часть нюансов лучше всего знают только юристы. На семинаре с докладом выступила партнёр юридической фирмы «АЛРУД», эксперт в сфере интеллектуальной собственности Мария Осташенко.

Специалист отметила, что в патентном праве существует понятие промышленного образца.
В качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является новым и оригинальным.

По многим моментам условия защиты в качестве объекта авторского права выгоднее патента.

Однако в случае защиты в суде свидетельство о регистрации промышленного образца куда весомее и надёжнее.

Право преждепользования

Право преждепользования возникает у лица, которое начало использовать изобретение до подачи заявки и получения патента иным лицом — патентообладателем.

Минус патента в том, что он начинает охраняться в момент регистрации. То есть если два человека используют одно изделие и решают его запатентовать, то «победит» тот, кто раньше принёс документы и у кого стоит более ранняя дата регистрации.

Право преждепользования устанавливается в целях противовеса такому формальному подходу. Право преждепользования принадлежит только автору неохраняемого решения, на третьих лиц не распространяется, само по себе патента не порочит.

Другими словами, тот, кто действительно «был первым», может доказать это в суде. В качестве доказательств можно предъявлять черновые эскизы, фото, технические и другие документы, сопровождающие запуск производства спорного изделия задолго до выдачи патента. При наличии таких документов суд обычно признаёт право преждепользования, предоставляя разработчику возможность продолжать производство продукции и предлагать её в продажу, не неся никаких убытков.

Согласно учебнику «Интеллектуальная собственность (исключительные права)» Виталия Калятина, законодательство других стран предусматривает специальный механизм оформления отношений лица, имеющего право преждепользования, с патентообладателем. Это может выражаться, например, в праве лица, имеющего право преждепользования, потребовать от патентообладателя выдачи ему специального удостоверения (пункты 4 и 23 Патентного закона Австрии), в выдаче патентообладателем такому лицу простой лицензии (п. 2 ст. 10 Закона о патентах на изобретения Бельгии) и т. п. О праве преждепользования может делаться запись в патентном реестре.

Другие понятия в патентном законодательстве

Также есть понятие «служебного произведения», которое возникает при создании произведения работником при исполнении должностных обязанностей. И в случае если конкуренты скопируют изделие, которое является служебным произведением, доказать авторство будет значительно проще. Оно подтверждается трудовым договором, должностной инструкцией, судебным заданием, отчётом о выполнении служебного задания.

Достаточно легко подтвердить право на дизайн-мебели, если на него есть заказчик. В этом случае главное — доказать цепочку прав от автора дизайна до собственника, предоставить договор на разработку дизайна между заказчиком и автором, а после договор о передаче прав конечному правообладателю. А при оформлении отчуждения стоит обратить внимание на детальное описание и изображение дизайна в актах приёма-передачи.

«Промышленный образец» стоит отличать от «полезной модели». Это юридическое понятие, включающее в себя неизвестное до настоящего момента устройство или решение по использованию уже известного продукта. Её отличие в том, что условия патентования не так строги, благодаря чему заявки принимаются в сравнительно короткие сроки. А также патент на полезную модель предусмотрен на 10-летний срок.

Как в случае нарушения прав на полезную модель, так и в случае других нарушений авторского и патентного права ответчику можно предъявлять реальные денежные требования.

Особенности взыскания компенсации в таком случае:

  • размер компенсации должен быть обоснован;
  • суд может снизить размер компенсации;
  • истец может самостоятельно выбрать способ расчёта компенсации.

Также правообладатель может выдвигать нематериальные требования — пресечение действий, нарушающих его права на дизайны мебели. Это может быть запрет на использование дизайнов, включая рекламирование, предложение к продаже и реализацию контрафактных товаров. А в случае неисполнения возможно наложение судебного штрафа на ответчика.

Преступление и наказание

За нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав может быть наложена как административная, так и уголовная ответственность.

Административное наказание — штрафы до 40 000 рублей, а также конфискация контрафактных товаров, материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

Уголовное наказание подразумевает штрафы до 500 000 рублей, принудительные работы, обязательные работы, арест, лишение свободы на срок до 6 лет.

Контрафакт на выставках

На выставках возникает множество сложных случаев. Экспоненты, выставляющие новый продукт, являются потенциальными жертвами плагиата. Посетитель с фотоаппаратом может оказаться «вором». Бывают ситуации, когда экспонент увидел свой продукт на стенде конкурентов.

В случае таких конфликтов можно обращаться к руководству московского «Экспоцентра».

АО «Экспоцентр» развивает проект, направленный на борьбу с нарушением исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, — «Экспоцентр» — за выставки без контрафакта».

Цель проекта — значительное уменьшение числа случаев демонстрации на выставках Общества товаров, нарушающих исключительные права третьих лиц, зачастую являющихся экспонентами в рамках одной выставки. Ежегодно в рамках проекта эксперты получают более ста обращений. У предпринимателей должна существовать возможность обезопасить себя.

Из зала спросили: если экспонент увидел на одном из стендов свою продукцию, как он может пресечь такую демонстрацию?

«Мы не обладаем полномочиями пресекать демонстрацию. В принудительном порядке это можно сделать только по решению суда. Но мы можем посоветовать эффективные способы решения этой проблемы. Вы можете направить претензию компании, демонстрирующей такую продукцию, и непосредственно переговорить с представителями, которые находятся на выставке. Если это ни к чему не приведёт, вы можете обратиться к нотариусу с целью фиксации факта нарушения ваших прав. Вы также можете обратиться в органы полиции с заявлением о нарушении исключительного права», — ответил начальник отдела по интеллектуальной собственности АО «Экспоцентр» Александр Липкес.

Александр рассказал про выставочный приоритет, который даёт дополнительное время экспонентам для подачи заявок на выдачу патентов.

«Экспоцентр» может предоставить вам свидетельство о демонстрации на выставке экспоната, свидетельство о демонстрации товарного знака, справку о демонстрации экспоната с использованием уже зарегистрированного товарного знака.

Все вышеуказанные документы предоставляются на безвозмездной основе», — подчеркнул Александр Липкес.

Проблема глубже

Явление мебельного плагиата и не думает стихать не только из-за отсутствия отлаженного механизма правовой защиты и некой стагнации мебельного рынка, но и из-за поведения конечных потребителей.

В более развитой и сытой Европе покупателей волнует вопрос бренда, они готовы за него платить и, увидев более низкую стоимость, однозначно поймут, что это подделка. Западные производители порой даже смотрят сквозь пальцы на то, что их изделия копируют. Они знают: их аудитория, их покупатели всё равно придут именно к ним.

Российские потребители не готовы переплачивать. Иногда на это не готовы даже люди с достатком выше среднего. Увидев один и тот же стул (или хотя бы зрительно похожий), они купят тот, что дешевле.

Юристы утверждают, что распространение контрафакта нарушает право не только производителя, но и покупателя как потребителя на получение достоверной информации о товаре и его изготовителе. Покупатель лишается возможности сделать правильный выбор качественного товара.
Но чаще всего в данном случае потребитель не будет считать себя обманутым. Более того, он, как говорили в советском фильме «Формула любви», может хотеть быть обманутым. Подумаешь, не бренд и материалы более дешёвые — главное, мебель устраивает по функциональности и внешнему виду.

Доктор социологических наук, сотрудник Высшей школы экономики Москвы Светлана Барсукова в своей статье «Контрафакт в вопросах и ответах» объясняет, как реагируют потребители на тот или иной случай:

  • несоответствие свойств или состава продукта заявленным характеристикам — безусловное негативное отношение;
  • подделка под известные бренды — отношение неоднозначное, зависит от сопоставления по качеству и цене с оригинальной продукцией (то же отношение, например, к «пиратским копиям»);
  • производство под собственным товарным знаком продукции, которую потребитель может принять за известный бренд в силу схожести названия и оформления, — нейтральное отношение.

То есть, покупатели ищут свою выгоду и, как указано в статье Светланы Басурковой, «в ряде случаев контрафактная продукция выгодна для потребителей, так как подделка может быть доступнее как по цене (при общей тенденции к выравниванию цен между оригиналом и контрафактом), так и по условиям продажи». Это мебельщики теряют прибыль, а потребители — экономят.

Люди будут осуждать подделки и, возможно, в будущем сторониться их только в том случае, если под ними провалится недавно купленный диван.

Чтобы решить проблему, нужно перековывать мировоззрение нашего потребителя, а сделать это не так просто. Необходимо держать цену, объяснить, чем брендовый товар лучше копии, почему покупка именно «первоисточника» станет выгодной для покупателя.

И также немаловажно то, что сами мебельщики порой достаточно пассивны. Многие не хотят тратить деньги и время на судебные разбирательства и патентование продукции и либо предпочитают решать проблемы собственными силами, либо вовсе закрывают глаза на проблему.

Справка

Правило о преждепользовании формулировалось следующим образом: «Учреждения, предприятия и лица, которые до заявки изобретателя, независимо от изобретателя, применяли в пределах Союза ССР данное изобретение или сделали все необходимые к тому приготовления, сохраняют право на дальнейшее использование этого изобретения (право преждепользования)».

Право преждепользования формулировалось в основном применительно к патентной форме охраны изобретений для ограничения прав иностранных патентообладателей и обосновано было экономическими соображениями.

Справка

Права изобретателей закреплены в Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Документ гласит, что новейшие изобретения, модели, образцы продукции подлежат временной охране на выставках, проводимых в международном формате.

Изобретения охраняются только в странах, подписавших конвенцию. На 2017 год насчитывается 165 таких стран. При этом защите подлежат только те новинки, которые в перспективе будут запатентованы.

Внимание

• Хотите предложить свою юридическую тему, о которой бы хотели прочесть?

• Юрист вашей компании готов поделиться кейсами и советами, полезными для мебельщиков?

• У вас есть юридическая проблемы и нужна консультация с юристами-практиками?

Пишите нам на электронный адрес im@pgmedia.ru.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!