Инновации света: как изменилась подсветка для интерьера
Фото: unsplash.com/@novantino

Инновации света: как изменилась подсветка для интерьера

Ещё недавно подсветка активно присутствовала лишь в нише торговой мебели, потому что там она была необходима. После 2010 года ситуация кардинально поменялась. Как только световые технологии стали мобильнее и доступнее, мебельщики сразу нашли способ использовать их в своих изделиях. Так как же за последние 5–10 лет изменился свет в мебельной отрасли? Какие инновации, находящиеся в распоряжении производителей, буквально заставят мебель сиять по-новому?

Пролить свет

Пусть сегодня свет по-прежнему используется не во всех образцах мебели повсеместно, но встречаться он стал куда чаще. И в целом два рынка только выиграли от такого взаимодействия. Вероятно, такое сотрудничество сыграло свою роль в расширении российского светотехнического рынка. По состоянию на начало 2018 года его объём оценивался в 1,006 млрд евро. Уже на тот момент темпы внедрения световых технологий составляли более чем 34% (в некоторых отраслях этот показатель достигает 50%). Сегодня эти цифры могли значительно вырасти.

Производители мебели, в свою очередь, расширили ассортимент, предложив клиенту новый продукт.

«Как раз в последнее десятилетие в мебельном освещении произошли настоящие тектонические преобразования. Без вести пропали галогеновые и газоразрядные источники света, уступив место на рынке экономичным, ярким и долговечным светодиодам.

Вместе с заменой источника света произошла и полная смена питающих систем — трансформаторов, которые стали меньше и легче. Новые технологии позволили вывести на радикально другой уровень и системы управления светом — появились радиовыключатели, диммеры многократно уменьшились в размерах, появилась возможность управления светом со смартфонов.

Но нельзя говорить о том, что процесс трансформаций завершён — чуть ли не каждый год появляются новые типы светодиодов, уже сменилось не одно поколение кристаллов, каждое из которых экономичней и ярче предшественника.

Из последних тенденций можно сказать о втором шансе для небольших временно включаемых светильников, которые работают от элементов питания, а не от постоянно подключённой электрической сети.

Захватив рынок, светодиодные светильники стали выпускаться в версиях «на батарейках» для, к примеру, освещения шкафов и ящиков при открывании. Но батарейки никто не менял, светильники переставали работать навсегда и потеряли популярность. Сегодня же, с развитием аккумуляторных батарей, появились светильники с возможностью подзарядки от USB», — поделился директор по маркетингу ООО «ВДМ» (бренд «Амикс») АНДРЕЙ ЧИРКОВ.

Причём за последние 10 лет, что свет в мебели активно развивался, потребители успели пресытиться одними решениями и теперь отдают предпочтения другим.

«За последние 5–10 лет это направление на рынке фурнитуры значительно изменилось. Не только с технической, но и с эстетической точки зрения. Я помню, ещё не так давно были популярны RGB-ленты, дающие разноцветную подсветку.

Особенно был популярен синий и голубой свет. В некоторых регионах такие решения ещё пользуются спросом, но в центральной части страны, по моим наблюдениям, это уже становится кичем. Люди возвращаются к традиционному свету.

И конечные потребители сегодня всё больше склоняются к простым, конструктивным, но при этом индивидуальным решениям. Европейских людей к этому, вероятно, приучил бренд «ИКЕА», русский потребитель также начинает улавливать эти тренды», — добавил топ-менеджер ООО «Слорос» СТЕПАН ХОТУЛЕВ.

«Появление светодиодов стало «новым дыханием» для индустрии света. Можно говорить о прорыве в этой отрасли: светодиоды сделали освещение гибким и компактным, существенно снизили энергопотребление, позволили планировать различные сценарии освещения.

Например, на современной кухне могут быть следующие варианты освещения: светильники над барной стойкой, свет над рабочим пространством, подсветка под гарнитуром для создания эффекта «воздуха» (в случае если кухня стоит на опорах), свет в вытяжке, свет по периметру помещения, свет в центре на потолке, свет внутри ящиков. Такой подход позволяет каждому члену семьи выбрать наиболее комфортное для него освещение. И это, конечно, существенно расширяет границы дизайна интерьера.

Помимо компактности светодиодов и использования их в формате умного дома, появилась возможность выбора оттенков света: тёплый жёлтый, голубоватый холодный плюс разнообразие оттенков тёплого и холодного света. В случае света уместно говорить о моде, и она, кстати, циклична: например, лет пять назад вновь появился интерес к направлению «лофт», которому присущ свой подход к свету, и это опять-таки связано с распространением плоских светодиодов.

Мы можем также говорить о модных формах светильников: короба, круговые и лентообразные длинные светильники, большие плафоны. Таким образом, в свете зачастую технология задаёт модную тенденцию.

Если говорить об ушедших трендах, то, например, в прихожих раньше было популярно встраивать наружные точечные светильники в потолок шкафа (плиты света), сейчас это уже неактуально. Зато сейчас активно используется свет внутри шкафов», — считает руководитель отдела развития ПК «Командор» ВИТАЛИЙ РУКАВИШНИКОВ.

Функциональная эстетика

И продавцы фурнитуры, и мебельщики, которые её используют, отмечают, что, применяя светильники, ленты или другие элементы, производитель тем самым убивает двух зайцев. Благодаря сияющим деталям мебель приобретает и дополнительную функциональность, и эстетическую изюминку. Иногда эти функции сочетаются, но при необходимости можно их разделить.

«Безусловно, световые элементы в мебели — многофункциональная вещь. Свет является как обязательным требованием при приготовлении пищи на кухне, так и элементом эстетики, отвечая за дизайн и зонирование пространства.

Свет может быть разный. Например, технический — это свет под шкафами, декоративный — внутри систем хранения, а функцию зонирования помещения может выполнять, например, подсветка барной стойки.

Часто клиенты не придают этому большого значения, и зря, потому что от освещения зависит очень много. Мебель может выглядеть совершенно по-другому, если её правильно подсветить. Иногда в одном помещении бывает несколько сценариев освещения, и они все рассчитаны на разные функции: где-то необходим приглушённый свет, где-то важно подчеркнуть декоративный элемент, а где-то создать рабочую обстановку.

Дизайнеры при проектировании помещений к свету относятся так же, как и к мебели: проект света — отдельный и очень важный раздел общего проекта планировки наравне с мебельным проектом», — подчёркивает ВИТАЛИЙ РУКАВИШНИКОВ.

«В мебельных светильниках действительно можно выделить и эстетическое, и функциональное направления. Совершенно очевидно, что освещение рабочей зоны под навесными шкафчиками на кухне — это необходимость, в то время как внутренняя подсветка ниш, шкафчиков со стеклянными дверями или стеклянных полочек — это в чистом виде дизайнерские акценты, которые не влияют на функциональность.

При этом функциональная подсветка активно идёт по пути совершенствования управляющих элементов — появляются новые типы выключателей, работающие от взмаха руки или лёгкого прикосновения, которые облегчают использование подсветки в напряжённом ритме приготовления пищи.

Для декоративного же освещения это не так важно, поскольку обычно его питание «завязано» на функциональные элементы освещения, включая главное в помещении. Тут на первое место выходит дизайн корпуса, лёгкость монтажа», — уточняет АНДРЕЙ ЧИРКОВ.

Подсветка для интерьера
Фото: unsplash.com/@jipy32

Не потеряться в многообразии

Классификация этого типа лицевой фурнитуры необычайно широка. Под практически любое мебельное решение (бюджетное или премиальное на заказ) сегодня можно подобрать освещение. (Таблица — Разновидности светильников).

По типу / По способу установкиСегодня можно найти разные модели мебели, в которую светильники уже интегрированы — это значительно облегчает жизнь и экономит время потребителю.
Один из самых популярных вариантов — светодиодные ленты в шкафчиках и системах хранения, освещение над кухонной мойкой.
Сегодня также встраивают светящиеся ленты в изголовья кроватей и обрамляют ими зеркала для ванных комнат.
Чаще всего такие устройства врезные и монтируются уже в корпус конструкции.
Однако на рынке по-прежнему много и независимых светильников, которые потребитель может установить самостоятельно (поэтому в основном такие устройства накладные).
Их можно продавать в качестве сопутствующего товара.
Добавим, что среди таких устройств могут быть и поворотные модели, которые свободно вращаются и направляют свет в нужном направлении.
По способу управленияСамый инновационный вариант — бесконтактные установки. Специальные датчики, встроенные в фурнитуру, реагируют на движение или шум.
Но пока что это совсем не массовый продукт. Динамическое освещение — это некая концепция «умного города» и «умного дома». Возможно, через пяток лет технология ещё подешевеет, а значит, и станет почти повсеместной, но пока больше всего на рынке представлены контактные устройства, которые приводит в действие выключатель.
По степени освещения (цветовой температуре)Ни для кого не секрет, что свет условно делится на «тёплый» (до 4000 кельвинов) и «холодный» (от 4500 кельвинов и выше). Некоторые ещё выделяют «нейтральный» свет (промежуточное значение между тёплым и холодным).
Дизайнеры предлагают применять свет разной интенсивности и цветовой температуры
в определённых помещениях и при конкретной меблировке.
«Тёплый» свет даёт больше желтизны и обычно используется, чтобы придать уюта помещению. Он куда лучше будет сочетаться с классической мебелью из массива (или из материала, имитирующего дерево).
А «холодный» свет, более белый, будет куда более уместен в современных интерьерах.
Разновидности светильников

На чём свет стоит

Отдельно стоит выделить, пожалуй, самую главную отличительную характеристику — используемые световые элементы.

Самые популярные и востребованные на рынке продукты — устройства, в основе которых светодиодные (LED) элементы. Цена их по-прежнему немного выше, чем у конкурентов, но они сегодня куда доступнее, чем в момент своего первого появления на рынке.

Преимуществ у них столько, что они вполне окупают свою стоимость. Они яркие, но при этом пожаробезопасные. И потребляя минимум электроэнергии, очень долговечны. Разные производители светотехники называют разные усреднённые сроки службы таких элементов. Обычно значения колеблются от 30 000 до 70 000 часов, то есть от 3 до 7 лет.

Из-за этого некоторые мебельщики шутят, что встроенные в каркас светодиоды переживут и саму мебель. В таком случае светодиодные светильники окажутся даже выгоднее своих более дешёвых собратьев. Хотя сложности бывают и с такими элементами.

«К счастью, светодиоды имеют гораздо больший срок службы, чем галогеновые или газоразрядные лампы. Впрочем, выход подсветки из строя всё ещё не редкая история из-за скачков напряжения и отсутствия необходимого теплоотведения. При этом светильник придётся менять целиком, потому что сменные лампы — это большая редкость. Такая же история и со светодиодной лентой — весь отрезок под замену», — подчеркнул АНДРЕЙ ЧИРКОВ.

Из-за ценового фактора на отечественном рынке по-прежнему очень популярны традиционные лампы накаливания, а также галогеновые и флуоресцентные светильники. Около 1000 часов будет гореть обычная лампа накаливания. Её до сих пор активно применяют в прикроватных бра, в подсветке у кухонного фартука. Но чем дольше срок её службы, тем ниже будет яркость её светового потока.

Однако такие лампы конечный потребитель может легко заменить, в традиционный свет для интерьера такие лампы не встраивают и не монтируют. Галогеновые светильники активно применяют в корпусной мебели, например в шкафах-купе. Популярные формы — круглые, треугольные и узкие прямоугольные.

Могут быть врезными и накладными. Дают очень хорошее освещение и служат в 2–4 раза дольше, чем лампы накаливания. Но их минус в том, что они достаточно сильно нагреваются. Если вы планируете продавать такие аксессуары в комплекте со шкафом, кухней или диваном, проверьте, чтобы светильники имели термостойкий корпус или имели в конструкции поглощающие тепло элементы. Иначе можно получить лишние и незаслуженные рекламации.

Флуоресцентные (люминесцентные) лампы чаще всего выполнены в форме трубки или плоских прямоугольных пластин. Их также встраивают под шкафчики или внутрь их. Срок службы у них сравним с галогеновыми, но потребителю их нужно специальным образом утилизировать.
Если говорить о странах-производителях, то ситуация не очень изменилась за последние несколько лет.

Подсветка в интерьере
Фото: unsplash.com/@zacgudakov

«В производстве «света» задают тон Италия, Германия, Австрия. Китай
по объёму производства занимает столько же, сколько все перечисленные европейские страны вместе», — перечислил ВИТАЛИЙ РУКАВИШНИКОВ.

«Поскольку свет перекочевал в электронику и светодиоды монтируются на печатные платы, то лидер, конечно же, Китай. Европейские товары также присутствуют на рынке, к примеру,
из Германии или Италии, но их цена неоправданно высока, хотя и там без азиатских компонентов также не обходится.

В России со светодиодами для освещения работают давно и неплохо, но комплектующие также в основном импортные, а применение — наружное уличное освещение или коммерческое (офисы, склады). Мебельный сектор с его необходимым широким разнообразием типоразмеров, дизайна и всего-всего пока что не интересует российского производителя, зарабатывающего на относительно простых, но дорогих и массовых решениях», — высказал мнение АНДРЕЙ ЧИРКОВ.

Чудеса ценообразования

Однако тот факт, что значительную часть таких устройств всё же приходится импортировать, сказывается в дальнейшем на ценообразовании конечного предмета мебели.

«Опцию света очень легко продавать. Это не функция мягкого закрывания шкафчиков, когда не все клиенты осознают преимущества, это свет, который очень понятен потребителю. Но, конечно, эта функция удорожает итоговое изделие. И в первую очередь это связано с таможенными правилами при импорте этих светильников.

К сожалению, производство мебельных светильников в России не особо развито, и основную часть товара отечественные компании, которые торгуют светом, привозят из-за рубежа, а там действуют строгие таможенные пошлины, сертификационные процессы, которые со временем усложняются», — уточнил СТЕПАН ХОТУЛЕВ.

Необходимость сертификации светильников прописана в требованиях Таможенного союза. Правила предусматривают получение минимум двух сертификатов: «О безопасности низковольтного оборудования» и «Электромагнитная совместимость технических средств». Такие приложения обязательно должны входить в пакет сопроводительных документов светотехнического оборудования.

Отчасти поэтому многие мебельщики не решаются заниматься покупкой и установкой света в свои изделия.

«Приведу в пример организацию конкретного помещения. Полностью готовая и укомплектованная кухня встречается очень редко. Всё же кухонная тематика подразумевает под собой заказ под потребности клиента и с учётом помещения. Либо же это готовые модули, самые простые, из которых покупатель самостоятельно строит кухонный гарнитур.

И в том и другом случае освещение является опцией — либо изготовитель мебели предложит широкий спектр вариантов, либо покупатель самостоятельно отправляется на поиски того, что ему необходимо, и далее также самостоятельно устанавливает.

Очевидно, что в первом варианте удорожание будет более существенным, поскольку сами мебельщики очень неохотно занимаются инсталляцией света. Условно говоря, светильник может стоить 500 рублей, а сборщик попросит за его установку 1000 рублей.

Зная об этом ограничивающем спрос факторе, производители мебельного освещения идут навстречу конечным покупателям, делая подключение простым и безопасным. Электронные трансформаторы имеют защиту от короткого замыкания, условно — «не работает, значит, нужно поменять местами провода».

Также освещение для домашней мебели постепенно переходит на штекерную систему — у светильника и у трансформатора появились разъёмы, подходящие друг к другу, но перепутать полярности не получится, поскольку есть только один способ, при котором они могут соединиться, — верный.

Таким образом, всё проще и дешевле становится самостоятельно приобрести подсветку и установить её на свой вкус», — рассказал АНДРЕЙ ЧИРКОВ.

Те мебельщики, кто всё же готов работать с сияющими аксессуарами, также согласны, что такие дополнения удорожают конечное изделие. Только цена увеличивается незначительно. Есть множество способов, которые позволят снизить издержки и установить приемлемую цену.

«Удорожание обычно незначительное, но всё зависит от количества, формата светильников и страны производителя. По нашим оценкам, в среднем это не более 5%», — поделился мнением ВИТАЛИЙ РУКАВИШНИКОВ.

В помощь продажам

В торговой мебели сияющая фурнитура и вовсе жизненно необходима — ведь она во многом влияет и на успешные продажи.

«Заметьте, в торговых центрах товар всегда очень хорошо подсвечен — его прямо хочется покупать. Это потому что хорошо играют со светом, с подсветкой этого товара. Особенно ювелирные магазины уделяют освещению большое внимание. Правильно расставленные в витринах светильники заставляют украшения с камнями играть всеми цветами блеска, привлекая тем самым покупателей», — дополнил СТЕПАН ХОТУЛЕВ.

По сути, свет помогает продавать и саму мебель непосредственно на торговых точках, а не только будучи в неё вмонтированным.

«Что касается востребованности световых элементов в разных нишах (торговые площадки и домашняя мебель), считаем, что сравнивать эти сегменты некорректно. Совершенно точно свет важен на выставочных образцах мебели.

Во-первых, люди в торговом зале в первую очередь обратят внимание на образцы со светом, а, во-вторых, часто покупателям нужно понимать, как они могут организовать освещение у себя дома, и для этого важно увидеть пример в магазине», — замечает ВИТАЛИЙ РУКАВИШНИКОВ.

Мнение мебельщиков о том, что освещение для бытовых изделий и для торговых точек не стоит сравнивать, поддерживают и продавцы фурнитуры.

«Если говорить о коммерческом сегменте — стойки ресепшен, витрины, прилавки, то подсветка этих областей является совершенно отдельным направлением. С мебельной подсветкой их может объединять разве что светодиодная лента и профили для её установки.

В остальном — это световые элементы, к которым предъявляются повышенные требования, ведь они горят в течение всего рабочего дня, а возможно, и сутками. И именно поэтому вся управляющая и питающая электроника также другого класса, нежели для домашней мебельной подсветки», — пояснил АНДРЕЙ ЧИРКОВ.

Расположение врезных светильников лучше продумать на стадии проектирования кухни или гардероба, чтобы учесть расположение розеток и придумать, как спрятать провода. Установку проводить уже после полного монтажа меблировки.

Беспроводные элементы проще устанавливать, но отсутствие постоянного питания вносит свои коррективы в использование подсветки.

Текст: Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!