Встречают по обивке
Не только людей встречают по одёжке, но и диван привлекает потребителей тоже в первую очередь благодаря обивке. В зависимости от вида изделия на мебельную ткань приходится от 20 до 60 % себестоимости всего изделия. Поэтому неудивительно, что между «тканевиками» существует довольно большая конкуренция. Но какие страны лидируют в этом направлении? Насколько дорого производить мебельный текстиль, и как с этим обстоят дела у российских производителей?
Не на нашей стороне
Импортозамещение в стране, конечно, работает, но в нише мебельного текстиля не обойтись без импортных тканей. И об этом «тканевики» говорили не единожды. Этот вопрос подробно затрагивали в рамках Российской недели текстильной и лёгкой промышленности на круглом столе «Легпром для мебельной индустрии» ещё в январе 2017 года.
В стране есть те, кто занимается тканями, но таких компаний немного. Если поискать в интернете, то таких производств наберётся не больше восьми. Как отметили эксперты на круглом столе, нашим «тканевикам» будет сложно обеспечить наших же мебельщиков. Во-первых, потому что по цене российские ткани не могут конкурировать с китайскими, а порой и с турецкими производителями.
Во-вторых, наши производители тканей не смогут удовлетворить все потребности рынка.
Отечественной мебельной промышленности необходимо много ткани.
Например, согласно статистике экспертов, IndexBox за 2016 год, лидером по потреблению тканей является Центральный федеральный округ, на который приходится 41,1 %, далее следует Приволжский (22 %) и Сибирский (11,5 %) Федеральные округа.
Чтобы удовлетворить такой спрос, необходимы километры ткани, а наши производители, по данным с круглого стола, смогут заместить не больше 10 % от общего объёма.
Но в остальном участники мероприятия пришли к выводу, что отечественная лёгкая промышленность смогла бы удовлетворить потребности «мебельщиков», если удастся решить ряд сложностей с сырьём и оборудованием для производства, а также если изготовители мебели сформируют портфель своих заказов.
А пока лидеры рынка — ряд стран Европы и Китай. Последний часто выигрывает за счёт цены при неплохом качестве. Как замечают специалисты, времена, когда китайская продукция ассоциировалась с суррогатом и подделкой, канули в Лету. Европейцы же всегда обходили производителей из Поднебесной благодаря новаторским и оригинальным дизайнам.
«Сегодня на рынке мебельного текстиля представлены в основном коллекции импортных тканей.
Безусловно и безоговорочно лидерство принадлежит тканям из КНР. Затем с большим отставанием следует Турция, которая до недавнего времени занимала лидирующее положение, затем традиционно популярные ткани из Италии, Испании, Бельгии.
Отечественные производители мебельных тканей занимают определённую нишу на рынке, но эта отрасль была практически уничтожена в 1990-годы. Сейчас даже те немногие энтузиасты, которые остались на рынке, испытывают трудности с кадрами, разработкой дизайнов и цветовых решений, сырьём и красителями и, как ни парадоксально, с реализацией, поскольку рынок заполнен импортными дешёвыми тканями.
Особняком в России стоят фирмы-производители, осуществляющие печать дизайнов различными способами. Эти ткани, как правило, с яркими дизайнами. Основной же объём продаж составляют ткани однотонные и монохромные», — рассказала коммерческий директор ООО «Лэзертач» Рамиля Жафярова.
Ещё одним материалом, который довольно часто используют в качестве обивки, является кожа (как натуральная, так и искусственная). Однако на рынке кож ситуация немного иная.
«Искусственные кожи довольно широко используют в производстве мебели на металлокаркасе (стулья, кушетки), в производстве медицинской техники, детских модулей, мягкой мебели и автомобильной промышленности.
На рынке мебельных кож конкуренция довольно острая. Присутствует достаточное количество как российских производителей, так и производителей Китая, Индии, Турции. При этом отсутствие стандартов качества даёт преимущество производителям некачественной продукции, в основном из Китая», — комментирует генеральный директор ООО «Научно-производственное объединение «Полимерные композиты» Ришат Ситдиков.
Предпочтения мебельщиков — ткани
Современные технологии не только повлияли на возникновение новых обивочных материалов, но и улучшили эксплуатационные свойства классических тканей, которые придумали ещё в XVII–XVII веках.
Обивочные материалы отличаются плотностью, составом, технологией плетения. На рынке широко представлены ткани таких видов.
Эти типы также отличают в зависимости от интенсивности эксплуатации. Самый распространённый в мебельной отрасли вариант — мебельные ткани для повседневной эксплуатации, используемые для производства мебели для дома. При изготовлении офисной мебели, мебели для школ, банков и сегмента HoReCa используют мебельные ткани для интенсивной эксплуатации.
Представители бренда «Аметист» отмечают, что материал также различают по трём ценовым сегментам: Premium, Elegance и Standart.
«Сегодня лидирующее место занимают на рынке различные виды велюра, жаккарда (рогожки), замши и флока. Искусственная кожа пользуется меньшим спросом и остаётся востребованной в определённых отраслях производства мягкой мебели.
Велюр, как правило, трикотажный с различными видами обработок и дублирования, очень востребован. Популярность этого вида ткани обусловлена широким ценовым предложением от поставщиков: от самых дешёвых и до дорогих по цене. Также трикотажный велюр очень непритязателен при самом производстве диванов.
Искусственные замши весьма активно заняли нишу искусственной кожи. К флокам потребители относятся по-прежнему с большим интересом и вниманием. Потому что именно флок — уникальный материал по своим потребительским качествам, лёгкости в уходе за готовыми изделиями.
При производстве мебельных тканей используются как синтетические, так и натуральные волокна, стоимость которых определяется текущей рыночной ценой, регулируется спросом и предложением, как и любой товар на рынке.
В настоящее время мы наблюдаем на рынке мебельных тканей преобладание экономсегмента мебельных тканей. А значит, и высокую конкуренцию между формами — поставщиками этих тканей. Дешёвые ткани одного типа, например трикотажного велюра, являются практически сиамскими близнецами. Цена не включает в себя стоимость качественного сырья, затрат, связанных с разработкой дизайна и развития цветовой гаммы для данной коллекции, продавцы таких тканей не занимаются продвижением коллекций, считая, что цена продаст ткань и без этого.
К сожалению, очень ограниченное количество фирм — поставщиков мебельных тканей серьёзно относится к качеству продаваемого товара», — отмечает Рамиля Жафярова.
Предпочтения мебельщиков — кожа
Хоть кожа и является очень дорогим материалом, она обладает настолько хорошими эксплуатационными характеристиками, что стоит своих денег. Натуральная кожа «дышит», меняет температуру в зависимости от температуры в комнате, и она очень экологична. И если многие ткани со временем выцветают, протираются и изнашиваются, то натуральная кожа со временем становится лучше, как дорогое вино. На ней появляются прожилки и шрамы, не портящие вид мебели, а напротив, придающие ей налёт благородной старины.
Натуральная кожа бывает прессованной, тиснённой, полированной или скорректированной, более гладкой, шлифованной.
Искусственная кожа также имеет хорошие эксплуатационные характеристики и, что очень важно для конечного потребителя, стоит значительно дешевле натуральной. Но, в отличие от последней, искусственный материал плохо переносит механические повреждения и хуже пропускает воздух.
Также на рынке существует такой вариант материала, как арпатек — это кожа, но состоящая из синтетических материалов. Натуральных волокон в этой ткани для обивки мебели всего четверть, остальное — полиуретан и вискоза (33 и 42 % соответственно). Материал хорошо сохраняет тепло и при этом не липнет к коже человека, что порой бывает с подобными материалами в жару. За ним легко ухаживать, и он устойчив к влаге и воздействию солнечных лучей и холода.
Этот материал также активно используют мебельщики, работающие в экономсегменте. Они часто любят оббивать каркас диванов искусственной кожей, что внешне делает мебель более дорогой.
«Искусственные кожи делятся как по цене, так и по предназначению. По цене это оптима, средний сегмент и дорогие кожи. В связи с низкой покупательной способностью населения идёт тенденция на потребление дешёвых искусственных кож, часто в ущерб качеству готовой продукции.
Основным нашим сырьём являются различные химические продукты российских предприятий. На них приходится основная доля закупок.
Используем ткани, трикотаж, нетканые материалы производителей России и Беларуси. В небольших количествах используется сырьё из Германии, Великобритании, Чехии и других стран», — делится Ришат Ситдиков.
На чём делать?
Для производства ткани необходима технологичная и довольно масштабная производственная линия. В зависимости от типа ткани в линию будет входить целый ряд разнообразных устройств.
Ткацкий станок, который подбирают в зависимости от того, какое полотно необходимо. Для производства флока может понадобиться шлихтовальная машина, которая пропитывает ткани клейким раствором. Чтобы быть конкурентоспособным, необходимо постоянно выпускать новые декоры, для чего будут нужны красильная машина и машина для печати.
Промывная машина вымывает и сушит тканые полотна после печати принта или окраски, а контрольно-мерильное оборудование используется для проверки качества готовой тканой продукции, его длины, ширины, плотности.
Накатная машина будет необходима для того, чтобы свернуть получившееся полотно в бобину или рулон.
И специалисты отмечают, что в большинстве случаев станки стоят достаточно, более того, в России практически нет подобных машин.
«В России в настоящее время не производится оборудование для производства мебельных тканей. Стоимость любого оборудования зависит от его сложности и огромного количества других параметров. Например, оборудование для производства качественного флока стоит дорого, и, в принципе, сам процесс изготовления этого материала требует высокой организации труда, качественного сырья, использования инновационных технологий и проверки качества. Могу отметить также, что в мировом текстильном производстве количество фирм, производящих флок, считаные единицы», — уточняет Рамиля Жафярова.
Проще говоря, это производство, требующее отдельного оборудования, не очень сочетающегося с мебельным. В случае с искусственными кожами это, по словам специалистов, даже больше химическое производство.
И если бы мебельное предприятие захотело сделать дополнительный цех для создания обивочных материалов для нужд своего производства, то, скорее всего, это было бы сложно совмещать, и окупалось бы это очень долго.
Выбрать лучшее
Как мы говорили выше, рынок очень богат самыми разными вариантами тканей. На отраслевых выставках порой разбегаются глаза от разнообразия декоров, текстур и фактур. Главное — выбрать из этого многообразия качественный материал.
При выборе текстиля стоит обратить внимание на стойкость ткани к истиранию, плотность, пилингуемость и цветоустойчивость.
Стойкость к истиранию проверяют по тесту Мартиндейла. Этот показатель указывают в паспорте изделия. И необходимо выбирать коэффициент выше — в таком случае ткань прослужит конечному потребителю долго. Надёжная ткань та, которая выдерживает свыше 20 000 циклов истирания. В зависимости от состава и технологий производства выдерживают разное количество циклов.
С плотностью та же история, стоит выбирать по наибольшему показателю — от 200 г/м2 и выше.
Максимальная цифра говорит и об очень хорошей цветоустойчивости ткани. Стандартным является показатель 3,5. Но специалисты советуют брать материал с коэффициентом от 4 и выше. И конечно, лучше, если ткань защищена дополнительными пропитками.
Стоит также учитывать тот факт, что конечный потребитель больше смотрит на эстетичность и комфорт.
«Ткань должна быть приятной на ощупь и не очень жёсткой. Важное правило — использовать цвета, гармонирующие между собой. Замечу, что, если у покупателя дома есть маленькие дети или домашние животные, стоит посоветовать ему присмотреться к флоку», — рекомендует Рамиля Жафярова.
К выбору искусственных кож также стоит подходить ответственно.
«Обращайте внимание на ткани под искусственной кожей (основу), они определяют прочность материала. Разрывные характеристики присутствуют в паспортах каждой партии.
Желательно присутствие монолитного слоя на поверхности. Он обеспечит прочность и долговечность материала.
Обращайте внимание на показатель морозостойкости, он очень важен при транспортировке, хранении и эксплуатации в зимних условиях.
Важный показатель — изгибостойкость, он показывает, через какое время на поверхности появляются трещины и разрушения.
Советский показатель — не менее 300 000 циклов, он соблюдается, хоть и добровольно, всеми российскими предприятиями. Производители Китая редко достигают таких показателей, в основной массе даже не доходят до 100 000 циклов.
Экокожа — это рекламный трюк. Наружная поверхность искусственной кожи почти всегда покрыта полиуретановым слоем, что является надёжной защитой от химических соединений и аллергических реакций. Характеристика ПВХ-слоя намного выше, чем полиуретанового.
Хлопковая основа не является преимуществом, так как она находится внутри изделия и не соприкасается с телом. Характеристики химических тканей достаточны для эксплуатации, а цена намного ниже», — делится Ришат Ситдиков.
«Искусственные кожи производят как в пористом, пористо-монолитном (комбинированном), так и в монолитном вариантах. Все эти способы широко используются производителями.
Факторов ошибки в производстве довольно много. Но при хорошей технологической дисциплине мы выпускаем до 98 % первосортной продукции.
Нанесение поверхности на тканные и нетканые материалы производится наносным и каландровым методами. Оборудование достаточно дорогое, и только импортное. Производителями являются Германия, Италия, Китай, Тайвань.
Покупка оборудования не гарантирует успех. Отработка технологии производства может занять от 1 до 3 лет. Окупаемость нового оборудования составляет не менее 8 лет.
Тестирование искусственных кож производится в специальных аккредитованных лабораториях в России. Требования к качеству в России довольно высокое. Кожи нашего предприятия в обычном варианте предполагают циклы не менее 300 000, истираемость по Мартиндейлу до 50 000, морозостойкостью до -50 °С.
Производство искусственных кож — это прежде всего химическое производство, требующее хорошей технологической базы, повышенных требований по промышленной безопасности, и совместить его с мебельным производством крайне сложно».
Способы плетения велюровой ткани подразделяются на V-образный (ворсистая нить переплетается с одной нитью основы) и W-образный (ворсистая нить переплетается уже с двумя нитями основы — таким образом, достигается повышенная прочность велюра и плотность его ворса). Ворс велюра может быть разрезным и петельным, а также расположен вертикально по всей ткани или на отдельных участках приглажен в одну сторону.
Текст: Мария Бобова