смарт-диван

Умная мебель, смарт-фурнитура и мебель-трансформер: кто кого?

Современный мир сложно представить без огромного количества гаджетов, и мебельная отрасль — в числе тех, кто реагирует на эту тенденцию. Последние годы в сегменте мебели технологичность проявляется в двух вариантах: умная мебель и мебель-трансформер. Это синонимы? Это разные понятия? И если разные, для какого вида сейчас самое время — на что охотнее откликнутся потребители? Будем разбираться.

Часто понятия смешивают в одно, но если смотреть глубже, то мебель-трансформер — это мебель, которая меняет свою привычную форму.

Самые распространённые примеры — шкаф-кровать со встроенными ящиками и полками либо стол-кровать. Встречаются в рядах подобной мебели и комоды с выдвижной гладильной доской, и двухъярусные кровати, где роль первого яруса выполняют, к примеру, диван или даже целые рабочие группы из стеллажей и стола.

Рабочие места, кстати, часто оборудуют прямо в шкафах. Это становится интересным решением для небольших квартир, владельцы которых ведут свою деятельность из дома и нуждаются не только в эргономичном пространстве, но и определённой смене обстановки.

Умная мебель, или, как её ещё называют, интеллектуальная мебель или смарт-мебель, скорее ближе к теме умного дома: это предметы мебели, сочетающие в себе традиционный функционал и некую автоматизацию, в том числе — оснащённые цифровыми деталями.

Список возможных вариантов достаточно широк: начиная от простейших, например, зарядных устройств или колонок и заканчивая встроенными планшетами или даже ноутбуками, системами мониторинга состояния владельца или управления всем жилищем.

Умная мебель в России и за рубежом

Мебель-трансформер в России пока не так популярна, как за границей.

Там диваны-трансформеры, шкафы-трансформеры и их остальные «коллеги» стали популярными за счёт малых размеров и высокой стоимости жилья. Поэтому нет ничего удивительного в том, что жители других стран давно начали использовать трансформируемую мебель для автоматизации жилого пространства.

Смарт-мебель, оснащённая технологичными функциями, тоже получила более широкое распространение за границей. Появившись там раньше, чем в России, она уже вошла в более доступный ценовой сегмент и даже социальную сферу.

Та же IKEA представила публике коллекцию столов, тумбочек и ламп со встроенными беспроводными зарядками ещё в 2015 году. Постепенно наличие таких зарядных устройств стало привычным для продукции шведского производителя.

Компания Ori создаёт роботизированную мебель, управлять которой можно, в том числе, с помощью мобильного приложения: подчиняясь команде хозяина, такие предметы интерьера могут буквально в мгновение ока превратить спальню в гостиную, рабочую зону или даже гардероб.

В России же и мебель-трансформер и интеллектуальная мебель — пока ещё зона экспериментов. Потребители пока только начинают «распробовать» этот товар, и если трансформеры встречаются сравнительно часто, то умная мебель по-прежнему относится к дорогому сегменту. Или даже коммерческому — к примеру, созданный 6 лет назад Андреем Рогозиным и Владиславом Булгаковым стол под названием Tabula Sense, который кроме регулируемой высоты может похвастаться встроенными гаджетами для подключения разного вида электроники и зарядных устройств.

«Смарт-мебель в России — это скорее проектная история, нежели серийная», — говорит директор по маркетингу компании AMIX (ООО «ВДМ») Андрей Чирков.

Почему в России так мало смарт-мебели?

Среди причин, по которым интеллектуальная мебель ещё не достигла расцвета своей популярности, многие эксперты называют не только её относительную новизну, но и неосведомлённость клиентов о существовании подобной продукции.

«Широкой публике неизвестен тот факт, что такая мебель есть, — делится своими наблюдениями продакт-менеджер направления «Комплектующие для мебели» компании «Аметист» Андрей Холодов. — Наши маркетинговые исследования показывают, что покупатели по-прежнему ищут диваны отдельно, а цифровые устройства — отдельно».

Есть, впрочем, и ещё один, пожалуй, основной недостаток: стоит полностью интерактивная мебель в разы дороже обычной, а значит, по карману будет не каждому.

Но сделать мебель «умнее» можно и другим способом. Например, с помощью смарт-фурнитуры.

Читайте также: «Бонусом к мебели: выгодно ли производить сопутствующие к мебели товары»

Умная фурнитура — что это такое?

По большому счёту, именно за счёт фурнитуры предметы интерьера и получают к своему названию приставку «смарт».

Фото предоставлено компанией «Аметист» (ООО «Тексима»)

Безусловными лидерами в этой сфере являются зарядные устройства, которыми производители активно оснащают умную мебель.

Их популярность легко объяснить. По словам Андрея Холодова, именно зарядку интегрировать в мебель проще всего. А в условиях, когда количество используемых каждым человеком гаджетов постоянно растёт, наличие зарядного устройства превращается в насущную необходимость.

«Дальше по популярности следуют розетки, кабель-каналы, мультимедийные системы и подстаканники с подогревом», — рассказывает эксперт.

Набор смарт-фурнитуры во многом зависит от цели использования того или иного вида мебели — и помещения, в котором она будет находиться.

Так, если для офисных столов в приоритете — провода и розетки (а для руководителей — ещё и используемые для удалённых совещаний спикер-системы), то в домашней мебели пользователи вдобавок к зарядным устройствам хотят видеть ещё и акустические системы или всё те же подстаканники.

Основным производителем смарт-фурнитуры при этом традиционно считается Китай. В России эта ниша пока остаётся свободной.

Может ли мебель со смарт-фурнитурой быть недорогой?

Естественно, установка умной фурнитуры не может не приводить к росту цены и на мебель.

«Условно говоря, изначально себестоимость дивана равна 20 000 рублей, — рассказывает о текущем ценообразовании г-н Холодов. — Когда туда ставится гаджет, который по закупке стоит 5 000, цена дивана, естественно, возрастает до 25 000 рублей. А дальше идёт подсчёт конечной стоимости, которая вырастает как минимум на 100%, то есть диван теперь стоит 50 000 рублей. Стоимость гаджета, таким образом, вырастает в разы, а мебель становится дороже не на стоимость устройства, а на некие иллюзорные коэффициенты».

Такой резкий скачок в цене часто отпугивает клиента. Но для того чтобы избежать такого эффекта, достаточно просто сменить подход.

«Если бы мебельщики внедряли гаджет в мебель, учитывая только стоимость гаджета и работы по установке, выиграли бы все», — считает эксперт.

Будет ли спрос на умную фурнитуру? Стоит ли производителям делать свою мебель «умнее»?

Ещё несколько месяцев назад эксперты говорили о больших перспективах умной мебели и смарт-фурнитуры.

Почвой для таких благоприятных прогнозов были в основном изменения, произошедшие на фоне ковида: работа во многом мигрировала в интернет, а квартиры во время массового локдауна и после для многих стали заменой привычного офиса. Жилые комплексы стали оборудовать для своих жильцов общественные коворкинги, а мировоззрение потребителей повернулось в сторону функциональности.

Читайте также: «Дизайнерские решения во время пандемии: мебель, которая сближает»

 В 2021 году Научно-технический центр главного радиочастотного центра даже прогнозировал продажам устройств для умного дома рост с $1,2 млрд до $2,7 млрд в течение ближайших трёх лет.

Но позитивный взгляд на перспективы умной фурнитуры и умной же мебели разделяли не все эксперты. Поставщики смарт-фурнитуры и вовсе готовы спустить энтузиастов с небес на землю.

Так, по словам директора по маркетингу компании AMIX (ООО «ВДМ») Андрея Чиркова, начиная с 2019 года и без того небольшой спрос на предметы мебели, оснащённые цифровыми устройствами, начал медленно падать.

«Суть в том, что встраиваемые решения обычно хуже своих отдельно стоящих аналогов по функционалу, — рассказывает эксперт. — А если функционал сравним, то мебель с такими гаджетами будет стоить намного дороже. И не забываем о факторе массовости: людей, которые покупают все эти зарядки-розетки отдельно, намного больше, чем тех, кто хочет их встраивать».

Еще одним ограничением популярности встраиваемой электроники для мебели является её технологическое отставание от отдельностоящих решений, добавляет наш спикер.

«Например, вы не найдете на рынке встраиваемую розетку с разъемом USB-C, только USB-A. В то время, как современные смартфоны безальтернативно комплектуются именно USB-C. Также, встраиваемые зарядные устройства на годы отстают по мощности и слишком долго заряжают современную технику», — уточнил Андрей Чирков.

Не получится далеко уйти и от вопроса цены. Февральско-мартовские события, серьёзно изменившие картину мира, тоже вряд ли поспособствуют росту спроса на и без того дорогие товары.

А что насчёт мебели-трансформера?

Ниша мебели-трансформера в текущих условиях представляется более перспективной, чем ниша умной фурнитуры и интеллектуальной мебели.

Последние вряд ли будут пользоваться большим спросом на фоне последних событий и снижения платёжеспособности населения.

К примеру, по мнению совладельца компании «Уфамебель» Виктора Кочубея, в списке приоритетов россиян мебель и, соответственно, фурнитура к ней сейчас — не на первом месте и даже не на десятом.

«Это не продукт первой необходимости, — рассказал Кочубей в беседе с РБК Уфа. — И если раньше, в 2010–2013 годах, мебель в корзине потребителя россиянина была на пятом месте, то сейчас она занимает 21 место. То есть у нашего населения появилось множество куда более первостепенных потребностей».

По мнению эксперта, рынку уже в ближайшие месяцы грозит спад до 30–40%. Испытываемый сейчас кризис неизбежно откинет назад и производство, и покупательскую способность населения, а логистические проблемы и экономические санкции отразятся на поставках.

 При этом на фоне растущих цен на недвижимость и повышения ставок по ипотеке многие, вероятно, предпочтут покупать квартиры меньших площадей — и этот фактор станет благотворным скорее для мебели-трансформера, нежели для мебели умной.

Впрочем, для реализации этого сценария трансформерам нужно не забывать о самом главном — о соотношении качества, цены и удобства.

Читайте также: «Качество — безусловная составляющая любого бизнеса»

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!