Столешница из керамогранита
Фото: авантаж-мебель.рф

Керамика в мебельной отрасли: насколько популярна и где применяется?

Как в строительной отрасли постоянно появляются новые материалы, так и мебельная промышленность осваивает новое сырьё для изготовления мебели. Постепенно популярность в мебельном сегменте набирает керамика. Хотя на первый взгляд кажется, где её можно применить? Та же керамическая посуда пусть и довольно привлекательно выглядит, но особой прочностью не отличается. Поговорим о том, где сегодня можно использовать керамику, насколько она популярна среди конечных потребителей и какова сегодня средняя цена материала на рынке.

Керамика — все грани определения

Как мы уже писали выше, первое, что приходит на ум при слове керамика, — глиняная посуда.

Однако под керамику попадают и фарфоровые изделия, покрытые изящным рисунком и глянцевой глазурью, и керамические ножи.

Если смотреть шире, то керамическая промышленность объединяет предприятия по добыче сырья и производства самых различных видов керамических изделий. Сюда входит грубая керамика (кирпич и черепица), кислотоупорные и огнеупорные изделия, плитка (облицовочная, фасадная, для полов и стен); тонкая керамика (изделия из фарфора и фаянса), керамзит.

То есть сюда входит достаточно большой спектр изделий.

Если изучать информацию в интернете, то по таким запросам можно найти и такое понятие, как керамогранит. В отношении этого материала мнения у специалистов-мебельщиков, работающих с керамикой, расходятся.

«Керамика и керамогранит — в России часто путают эти понятия. В состав керамики входит белая глина. Содержащиеся в ней металлические частицы (оксид алюминия) сплавляются, и образуется прочная поверхность. Потом её запекают, также могут глазурировать. Получившиеся изделие можно декорировать, в том числе наносить рисунки.

В случае с керамогранитом берётся крошка из натурального камня, смешивается с глиной и запекается.

Их легко отличить: на керамике обычно есть рисунок или какая-то необычная декоративная поверхность, а керамогранит всегда имеет неповторимую текстуру, как у правильного природного камня. Одна плитка не похожа на другую», — отметил генеральный директор «КультКерамики» (ООО «Кернер») Павел Печуркин.

«В качестве сырья используют тщательно отобранные и очищенные виды глины и полевого шпата, что гарантирует превосходные характеристики керамических плит.

Керамогранит — это сокращённое понятие. Полностью звучит как керамический гранит, то есть керамический материал, поэтому это то же самое, что и керамика», — высказал своё мнение директор по развитию АО «Мастерпрофф» Александр Шабанов.

«Столешницы из керамогранита на малых столовых группах мы встречали только в сети. Обычно использование керамогранита подразумевает увеличенную прочность», — прокомментировала менеджер отдела оптовых продаж «М-Сити» (ИП Сибгатулин М. С.) Ксения Храмова.

При любом раскладе видно, что это очень многогранный материал и спектр его использования довольно широк.

Изюминка в интерьере

Где, пожалуй, керамика «засветилась» раньше всего, так это в сегменте мебельной фурнитуры.

Однако в России она применяется только в изготовлении лицевой фурнитуры.

«Если говорить о фурнитуре из такого материала, как керамика, то единственное, что приходит на ум, — это лицевая фурнитура (ручки), реже (и не в России) встречаются керамические опоры, однако их становится всё меньше. Никакой функциональной фурнитуры из керамики или с её использованием не производится: материал твёрдый, но хрупкий, а такие качества в мебели попросту неприменимы», — подчеркнул директор по маркетингу ООО «ВДМ» (бренд «AMIX») Андрей Чирков.

Конечно, такие модели лицевой фурнитуры нельзя назвать особенно популярными, минимализм сейчас более актуален, но специалисты отмечают: тем не менее они постоянно появляются в коллекциях.

«По-прежнему существует ряд популярных типов ручек с керамикой, которые присутствуют в ассортименте практически любого производителя лицевой фурнитуры. Например, у нас представлена керамика, как скобы, так и кнопки, различных ценовых сегментов — от эконом- до начального премиума. Сама концепция таких ручек подразумевает весьма жёсткую привязку к стилю мебели, смелые эксперименты возможны, но их доля минимальна. В основном ручки с керамикой — спутники стиля ретро и прованс. Да, на общем фоне доля продаж ручек с керамикой невысока, однако мы видим драйвер роста в предложении более широкого и актуального ассортимента по очень умеренным, доступным для каждого ценам и постоянно работаем в этом направлении. Этот сегмент для нас является стабильно интересным», — пояснил Андрей Чирков.

Керамические (фарфоровые) мебельные ручки могут быть полностью изготовлены из керамики либо скомбинированы с другими материалами. Например, глиняные и расписные элементы обрамляются латунью или бронзой, но встречаются и модели с другими металлами, например нержавеющей сталью.

Если говорить о формировании цены на такие ручки, то эксперты замечают, что это не самый дешёвый вариант для конечного потребителя.

«Принципиально, изготовление ручки с керамической накладкой/вставкой изначально дороже, чем производство обычной литьевой модели из замака, не говоря уже о профильных алюминиевых ручках. С керамикой работают отдельные производства, которые под заказ, специально для производителей ручек, выпускают определённые элементы, которые часто требуют и нанесения рисунка. И далее эта ручка, как упоминалось выше, может быть использована в довольно консервативной мебели, что ещё раз (после цены) сокращает круг потенциальных покупателей.

А теперь давайте представим гипотетического клиента, у которого есть особенная кухня и видение очень особенной ручки для неё — угодить такому покупателю непросто. Многие компании просто не могут позволить себе содержать складские запасы медленно движущихся товаров, неделями (или месяцами) ожидающих своих покупателей, и выводят из ассортимента ручки с керамикой.

Предложение сокращается, от этого никто не выигрывает. Мы убеждены в обратном: необходимо предлагать больше позиций с керамикой, но с условием снижения цены для расширения возможностей покупателей.

Да, дополнительные производственные процессы увеличивают вероятность брака — склейка керамики и металлической основы часто «хромает» у ручек с китайских фабрик. Тем не менее нельзя говорить о том, что высокое качество по низкой цене невозможно — просто оно требует большего внимания и работы с производителем от поставщика. За многие годы в этом сегменте мы выработали определённые критерии качества и сегодня не сталкиваемся с рекламациями по этому поводу.

В результате, если ручка произведена со строгим контролем и исполнением всех технологических аспектов, в эксплуатации она не будет отличаться от любой другой хорошей ручки», — уточнил Андрей Чирков.

Керамические столешницы

Такие модели стали чаще появляться в коллекциях производителей и дилеров. Хотя впервые такая мебель засветилась на российском рынке уже достаточно давно. Сам тренд по использованию материала, в том числе в сегменте производства столешниц, как поясняют специалисты, пришёл из Европы.

«Мебель из керамики производят уже 10 лет, как только появился крупноформатный тонкий керамогранит. Впервые такой материал стали использовать в Италии, там же где изобрели и запатентовали производство тонких крупноформатных керамических плит. Соответственно, эта страна — лидер в данной индустрии.

В Европе, например, столы из керамики уже достаточно популярны. Большие слэбы 1600×3200 мм позволяют создавать столы для переговоров и обеденных зон уникального дизайна и формата. В России только отдельные эксклюзивные проекты используют такие столы.

Есть мебельные фабрики, которые рассматривают возможность запуска в массовое производство столов с поверхностью из керамики. На проходящей в Москве выставке «Мебель» уже были представлены экспонаты обеденных раздвижных столов с поверхностью из керамики под мрамор», — рассказал Александр Шабанов.

«Нас познакомили с керамикой представители завода из Италии. Они самостоятельно разработали технологию покрытия стекла слоем керамики для прочности и долговечности столешницы.
Наша практика как компании-импортёра показывает, что Италия и Китай являются основными поставщиками на наш рынок. Есть производители в Хорватии, например, но в существенно меньших объёмах.

Итальянские заводы — безусловные лидеры по производству керамических столешниц высокого класса. В конечную стоимость продукта включается работа именитых дизайнеров и инженеров, а это не только общая эргономичная форма столешницы, но и детали расцветки, максимально лёгкая трансформация, надёжные механизмы. Китайские производители стараются не отставать от европейских коллег по качеству, но при взгляде на их столы невольно возникает мысль, что «где-то мы это уже видели, только дороже», мы бы отнесли их к среднему сегменту.

В России с этим материалом ряд частных студий работают на заказ в премиум-сегменте», — заметила Ксения Храмова.

Углубляясь в вопросы определения ценового сегмента, специалисты высказывают разные мнения.

«К премиум-сегменту можно отнести Италию, например, кухни или мебель для ванных комнат Scavolini, есть немецкие кухни из тонкого керамогранита Alno. Эконом- и среднего сегмента пока нет в нише мебели из керамики», — прокомментировал Александр Шабанов.

«Из стран СНГ активно керамической мебелью занимается Беларусь. Если говорить о европейских странах, то в этом направлении активно работают Польша, Германия и Италия. Касаемо ценового сегмента скажу, что всё относительно. В России такие изделия, в принципе, попадают под премиум-сегмент в связи со сложностью транспортировки, плюс производство европейское. Хотя, если разобрать детально, ничего особо премиального в них нет», — высказал мнение Павел Печуркин.

Также спикеры заметили, что пока такая позиция среди наших потребителей не очень популярна, в том числе из-за высокой цены и низкой раскрученности материала. Но постепенно спрос всё же возрастает.

«В нашей стране керамическая мебель пока не сильно популярна, но по причине того, что пока многие о ней не знают. Плюс цена не самая низкая. Когда мы начинали работать 3 года назад, в этом и была сложность. Состоялось открытие завода керамических плит Laminam в России, в Калужской области и их керамика стоила очень дорого — цена доходила до 400 евро за квадратный метр.

Сейчас цена снизилась, компаний стало больше. Хотя могу сказать, что сегодня квалифицированной конкуренции в этом сегменте практически нет. В России всего четыре крупные компании, которые качественно занимаются керамикой.

Тем не менее цена снизилась. Если брать розничную, то самая дешёвая керамическая плита стоит 3 500 российских рублей за квадратный метр.

Так что рынок стал более доступным для России. И я уверен, что дальше будет идти только расширение сегмента.

Мы это видим на практике — если раньше у нас было порядка 50 заказов, то сейчас у нас может в месяц идти под 200–300 заказов», — поделился Павел Печуркин.

«Керамические столы занимают примерно 25% наших продаж. Цена на керамические столы формируется из очень многих факторов. Работа дизайнера, уровень качества фурнитуры, механизмов, шлифовка и обработка, даже место добычи сырья играет роль. Например, у нас есть стол из Китая, на столешнице которого используется керамика из Испании (у неё интересная шероховатая текстура и очень высокая прочность), естественно, стоимость импорта высококачественного сырья увеличивает конечный ценник.

Популярность таких столов пока невысока ввиду новизны материала и незнания основных его характеристик конечным покупателем. Керамические столы — это тот продукт, который нуждается в презентации, описании. Например, со свойствами дерева мы все знакомы чуть ли не с детства, а вот рассказ о том, что на керамическом столе можно резать продукты без использования разделочной доски, наверняка удивит и заинтересует покупателя. Потому нужны грамотные продавцы и, конечно, реклама», — добавила Ксения Храмова.

Ещё варианты

Керамические столы и мебельные ручки — далеко не единственные ниши, где используют керамику.

«Помимо обеденных столов, в мебельной отрасли из керамики ещё делают подоконники на кухнях, кашпо, вытяжки, декоративные электрические или биокамины. Если говорить об интерьерных решениях, например, мы делали вертикальную облицовку для водопадов. Также активно из керамики изготавливают облицовку для кухонных панелей», — перечислил Павел Печуркин.

«Это и кухни с керамическими фасадами, и столешницы из листовой керамики, столы, тумбы, есть даже вытяжки кухонные с отделкой из тонкого керамогранита российского производства.

Есть производства, которые на заказ могут произвести разные изделия с отделкой из керамики: столы, шкафы, тумбы, лабораторную мебель.

Изготавливают раковины — как отдельные, так и встроенные, шкафы-купе, межкомнатные и входные двери, подоконники и откосы, светильники, кашпо, лавочки, мебель для лабораторий, салонов красоты и медицинских учреждений.

Есть российское предприятие по производству керамогранита, открыло направление по изготовлению столов, стеллажей, раковин и душевых поддонов из керамогранита», — добавил Александр Шабанов.

Как видно, кухня — то место, где активнее всего может быть сосредоточена керамика. В добавление к фасадам, вытяжкам, мебельным ручкам и столам может вписаться и керамическая мойка.

Один из вариантов производства керамических моек — делается смесь из глины и всевозможных присадок для улучшения свойств итогового изделия. Масса прессуется под высоким давлением, а после обжигается при высоких температурах. Далее мойка «закаливается», после чего на неё наносят керамическое покрытие.

Похожие изделия отлично смотрятся в интерьере ванной комнаты, будь у них глянцевое покрытие или матовое. За счёт того, что при оформлении этого помещения используют в том числе и керамическую плитку, мебель будто сливается со стенами. Она хорошо смотрится и со стеклянными душевыми кабинами, и с блестящими ваннами. Отлично подходит для создания стиля хай-тек.

Преимущества материала

Как уже говорили эксперты, материал нужно активнее продвигать среди конечных потребителей. И тут не секрет, что покупателей заинтересуют преимущества и недостатки материала. По словам экспертов, керамика обладает массой полезных свойств, которые вполне оправдывают не самую низкую цену.

Для мебельщиков это также довольно интересный продукт, но стоит учитывать несколько особенностей, прежде чем начинать производство мебели из керамики.

«Достоинств у материала много, с керамикой может сравниться только кварц, хотя там идёт принципиально разная позиция. Кварц выливается, потому что он ближе к стеклу, а керамику запекают.

Поэтому на керамику можно без проблем ставить горячее. Она прочная, поэтому на керамическом столе даже можно отбивать мясо резиновым молотком. Такая столешница боится только сильных ударов металлическими предметами — с 3–4 раз её можно разбить железным молотком.

Керамика не боится химии. Мы однажды делали проект специально для химпроизводства, чтобы люди все химические компоненты могли спокойно мешать на наших столах.

Говоря о дизайнерских преимуществах, отмечу богатство текстур.

Из недостатков — только сложность обработки. Потому что листы тонкие, 12-миллиметровые, они довольно хрупкие. Без основания этот материал не существует», — рассказал Павел Печуркин.

«Среди преимуществ стоит отметить долговечность, износостойкость, устойчивость к царапинам, влаге, высоким температурам и деформации, устойчивость к вертикальным ударам. В нашем ассортименте есть столы, на которых можно гладить бельё, прямо на столешнице, без боязни, что со столешницей что-то случится.

Пара недостатков всё же есть. Во-первых, это сложность транспортировки ввиду большого веса. Во-вторых, в большинстве случаев керамика накладывается как верхний защитный слой на стекло, с торца мы увидим эти слои. Так вот именно торцевая часть столешницы «боится» сильных ударов, если стекло разбивается, покрывающая его керамика растрескивается вслед за ним. Чтобы избежать такой проблемы, производители научились накладывать керамику на МДФ», — уточнила Ксения Храмова.

«Преимущества налицо: нет пор — не впитывается грязь, не образуется плесень и грибок, влагостойкий, морозостойкий, жаропрочный, лёгкий, есть коллекции с поверхностями, которые убивают до 99,9% известных микробов. Большое количество фактур: ржавый металл, бетон, дерево, натуральные камни.

Недостатков у материала не выявлено, можно отметить повышенное внимание к транспортировке и перемещению материала», — дополнил Александр Шабанов.

Необходимое оборудование

О полном цикле производства долго говорить не будем. Для производства керамики и керамогранита нужны специальные линии для смешивания и сушки сырья, и чаще всего мебельщики не берут на себя дополнительные затраты по изготовлению непосредственно плит.

«Базовый набор куда скромнее по масштабам, но не всегда по цене. Для облицовочных работ в помещениях, нужна рама с присосками, резак, оборудование для резки под 45 градусов, стол, УШМ или болгарка. Для работы с облицовкой мебели нужно дополнительное оборудование. Его стоимость варьируется от 50 до 300 000 рублей», — заметил Александр Шабанов.

«По набору оборудования скажу, что всё зависит от его качества. Есть обычные стеклорезы, но здесь больше опыт человека нужен. Есть китайский импорт, а есть отечественной сборки из китайских комплектующих. Если ручной инструмент, то идёт только или итальянский, или немецкий. Пока, конечно, больше импорт.

Мы, по сути, пока переделываем стекольный и каменный инструмент, переквалифицируем его под себя — покупаем дополнительные элементы, шлифовальные круги, добавляем аспирационные системы. К сожалению, в России пока много придётся дорабатывать.

Есть те, вложится в 500 000 рублей за весь минимальный набор оборудования. А у нас, например, свой гидрорез. Он может стоит до 10 миллионов рублей», — подчеркнул Павел Печуркин.

СПРАВКА

С точки зрения использования керамической фурнитуры в интерьере вариантов применения достаточно. Лучше всего они подойдут для кухонь, но в самых разных стилях. Они будут интересно смотреться в классическом стиле, в загородных, таких как прованс или кантри, а также в роскошных, наподобие дворцового или винтажа.

СПРАВКА

То, что керамика развивается, видно по отраслевым выставкам. Организаторы одного из крупнейших специализированных мероприятий MosBuild, отмечают, что В 2020 году раздел «Керамика» на выставке станет ещё больше.

В 2019 году 22 360 специалистов, то есть 29 % от общего числа посетителей, проявили интерес к разделу «Керамическая плитка».

СПРАВКА

Повторимся, керамика — это в том числе и отделочная плитка, которую можно использовать опять-таки на кухне, например, для изготовления кухонных фартуков. Подробнее о производстве скинали, в том числе из глиняной плитки, читайте в нашем журнале № 1 за январь-февраль 2018 года.

СПРАВКА

Гидроабразивная резка (ГАР) — современный и, по многим отзывам, довольно эффективный способ разделения материалов. Стандартная гидрорезка мрамора, гранита, металла, стекла, керамической плитки или керамогранита происходит за один проход и при этом не требует дополнительной обработки. Поверхности срезов остаются ровные и гладкие. С помощью струи воды производится фигурная резка керамической плитки, позволяющая получить оригинальную напольную плитку и любые другие элементы отделки различной формы и размера.

Гидроабразивная резка не допускает появления сколов или других механических повреждений поверхности.

Андрей Чирков
Директор по маркетингу ООО «ВДМ» (бренд AMIX) Андрей Чирков

«Традиционно законодателями мод в сегменте мебельных ручек с использованием керамики являются итальянцы. Деликатные модели, которые подойдут под лёгкий прованс, или же монолитные крупные формы для фасадов из массива — всё это есть в ассортименте таких компаний, как Giusti, Bosetti, Marella, Premiere и других. Держит хорошую ассортиментную планку и польский Gamet — ручки с керамикой этого производителя в России даже стали неким стандартом дизайна в данном сегменте.

Что же касается Китая, то и там есть очень ответственные производители, тем не менее новинок дизайна из Азии ждать не стоит. В России же по причине необходимости довольно сложного задействования специализированных керамических производств ручки с керамикой не делают, заменяя её вставками из пластика».

Текст: Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!