Законы для маркетплейсов: Минэкономики прописывает правила работы, а Госкомиссия — борьбу с контрафактом
Различные ведомства давно говорят о регулировании популярных платформ, но теперь от разговоров начинают переходить к делу. За последнюю неделю появились новости о двух подобных законопроектах.
Как сообщал Retail.ru, документ «О платформенной экономике», подготовленный Минэкономики при участии Минпромторга и Минцифры, уже опубликован. Он прописывает и узаконивает ряд терминов, специфических именно для этой ниши (например, «оператор платформы», «ПВЗ» и др.). Также он должен «обеспечить защиту прав потребителей, справедливую конкуренцию и предотвратить мошенничество».
Кроме того, по словам составителей, законопроект обяжет маркетплейсы озвучивать продавцам все изменения, которые планируют вносить в договор. Этот пункт появился после целой череды прецедентов, когда платформы меняли «правила», не уведомляя об этом своих селлеров.
Однако, по документу, платформы будут заключать гражданско-правовые договоры с исполнителями заказов. И этот пункт вызвал недовольство у Минтруда, так как этот вид сотрудничества не подразумевает страховок и соцгарантий.
Но, несмотря на эти нюансы, создатели документа уверены в его пользе для всех сторон платформенной экономики.
В свою очередь Госкомиссия, которая занимается предотвращением незаконного оборота промпродукции, готовит соответствующие меры контроля для маркетплейсов. Об этом также сообщил Retail.ru. Эти инструменты будут как раз неразрывно связаны с законом «О платформенной экономике».
Ведомства решили проработать и этот момент, потому что с постоянным ростом онлайн-торговли (на 2023 год её оборот составил почти 6,5 трлн рублей) число жалоб на платформы увеличивается. Покупатели жалуются на некачественные товары, а селлеры — на отсутствие контроля со стороны платформ.
Планируется ввести не только модель контроля, но и создать специальные индикаторы, которые будут указывать на нарушение требований. Подробностей с примерами реализации пока нет. Также создатели планируют допустить платформы к госреестру товарных знаков, чтобы те могли предотвращать работу продавцов, нарушающих права интеллектуальной собственности.