Нацпроект «МСП»: поддержка мебельной отрасли и фокус на перспективных компаниях
Антироссийские санкции как действовали, так и продолжают работать, не прекращая вставлять палки в колёса отечественному бизнесу. Однако, даже несмотря на это, деловая активность в стране растёт. В том числе это касается компаний малого и среднего предпринимательства (МСП). По словам замминистра экономического развития РФ Татьяны Илюшниковой, по результатам первого полугодия 2023 года в стране насчитывалось более 6 млн предпринимателей. В общей сложности за шесть месяцев в стране появилось 688 тыс. новых субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ). Только в июле их открылось около 88 тыс. Конечно, в их числе оказалось немало организаций, начинающих свой путь в мебельной индустрии.
Эксперты считают, что активность бизнеса в России во многом связана с развитием мер государственной поддержки. В частности, судя по аналитике, здесь не обошлось без национального проекта, который напрямую предназначен для помощи этому сегменту экономики, — «Малое и среднее предпринимательство».
Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, уровень узнаваемости нацпроекта среди прочих за последние три года значительно вырос. По итогам 2023 года по этому показателю проект занял второе место: 76% респондентов центра знают о его существовании.
Если судить по количеству новостных заметок о том, как мебельные предприятия из разных регионов страны, объявляя о своих достижениях, ссылаются на нацпроект, эту индустрию «МСП» затрагивает не в последнюю очередь.
Предлагаем рассмотреть, какую поддержку получают не только компании, начинающие путь развития на мебельном рынке, но и остальные, а также узнать, какой трансформации подвергнут нацпроект в 2024 году.
Что предлагает государство?
Прежде чем приступить к опыту мебельщиков, вспомним, что подразумевает под собой участие в национальном проекте, согласно официальным данным.
Так, нацеливаясь на развитие бизнеса, власти создавали нацпроект, который имеет в виду выдачу МСП субсидий, льготных кредитов или грантов. Финансовая поддержка позволяет организациям компенсировать расходы на логистику, обновление технического оснащения, модернизацию оборудования или повышение квалификации персонала.
Кроме того, участникам доступны кредитные каникулы, льготный лизинг и другие услуги, облегчающие процесс развития организаций.
Когда дело касается поддержки МСП, речь не всегда идёт о деньгах. Например, в региональных центрах «Мой бизнес» предпринимателям оказывают финансовые и бизнес-консультации. Специалисты таких центров помогают в подготовке грантовых заявок и составлении бизнес-плана.
Даже с кадровыми вопросами — больной темой не только мебельных компаний, но и практически любой другой отрасли — в рамках нацпроекта обещают помочь. Так, предусмотрены образовательные программы, направленные на повышение квалификации. Мебельные компании и представители отрасли могут получить доступ к специальным образовательным центрам, где проводятся курсы и тренинги по современным технологиям производства.
Кредиты, лизинг и выставки
Одной из наиболее популярных мер поддержки у мебельщиков является возможность получить от государства льготный заём по особым условиям.
Например, в прошлом году такой кредит оформила Удмуртская стекольная компания, которая выпускает дизайнерскую зеркальную мебель под брендом GRAUM. Он существует на рынке всего четыре года. Два миллиона, полученные от государства, компания направила на оплату сырья и комплектующих. В сообщении на официальном сайте национальных проектов отмечается, что заём позволит организации расширить своё производство.
Кроме того, мебельные компании пользуются льготным лизингом, который входит в состав программ поддержки в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Выдаёт такие кредиты «дочка» Корпорации МСП — «МСП Лизинг».
Так, лизинговое финансирование в 5 млн рублей в прошлом году получило ООО «МПРО» (LOFT59). Эти деньги компании понадобились на реализацию комплексного проекта по модернизации оборудования и увеличению объёмов выпуска продукции. По словам руководителя ООО «МПРО» Сергея Тупицына, новое оборудование даст предприятию возможность разработать собственную линейку продукции с авторским дизайном.
Как отмечает генеральный директор Корпорации МСП Александр Исае́вич, этот тип финансовой поддержки для малого бизнеса является одним из приоритетных. Льготные ставки для компаний на приобретение российского оборудования достигают 6% годовых, на зарубежное — 8%.
Компании из Нижегородской области (ЦПЭ НО) в рамках нацпроекта получили возможность принять участие в выставке «Мебель, фурнитура и обивочные материалы». ООО «Фабрика Дримс» (производство детской мебели), ООО «Ветлуга-Ресурс» (детская мебель из массива берёзы), ООО «Мебельная фабрика “Комод”» обратились за помощью в региональный центр поддержки экспорта, который взял на себя расходы по застройке и аренде выставочной площади для коллективного стенда, а также оформлению его мебелью. Таким образом, компании представят себя и регион на крупном отраслевом мероприятии, привлекут новых клиентов, а бюджет Нижегородской области может рассчитывать на финансовые пополнения.
Чего ждать от проекта в 2024 году
В этом году правительство планирует обновить нацпроект для молодых бизнесменов. Власти посчитали: раз цели прежней версии нацпроекта, в общем-то, достигнуты, пора сформировать новую версию, основной идеей которой станет смена фокуса с количественных показателей МСБ на их качественный рост.
На самом деле по истечении нескольких лет работы нацпроекта и поддержки компаний правительство осталось недовольно качеством бизнеса и его эффективностью, поэтому теперь оно планирует не просто безвозмездно помогать субъектам МСБ, но и требовать от них высоких показателей в области импортозамещения и развития технологий.
Полностью менять весь проект, конечно, не будут: это слишком трудозатратно, поэтому власти намерены просто подкорректировать системные меры поддержки. Например, Минэкономразвития России расширит список данных о предпринимателях, которые хранятся в реестре участников нацпроекта. Теперь в нём будут учитываться не только адресные льготы, но и обращение компаний к общеэкономическим мерам помощи.
В целом, государство пытается определиться, как выстроить системную поддержку МСП так, чтобы получить необходимый эффект. Действительно рабочих вариантов развития событий всего два. Первый: власти могут продолжать помогать всем нуждающимся в государственной помощи компаниям и надеяться, что какая-нибудь из них себя проявит с большей силой. Второй: сфокусироваться на тех субъектах МСБ, которые, в общем-то, и без чьей-либо поддержки подают большие надежды, а с опорой на государство тем более покажут нужные всем результаты.
Интересно то, что эту дилемму власти обсуждают уже не первый год. Так, этот вопрос поднимался и в 2020-м, когда экономика пошатнулась под влиянием пандемии. В то время у государства было весомое обоснование, что помогать всем подряд нет необходимости, так как это совсем невыгодно.
В 2020 году аналитики Международного валютного фонда провели исследование, в ходе которого разделили компании МСП на три группы: 1) «компании-призраки», которые закроются и без влияния коронавируса; 2) «жизнеспособные», состояние которых зависит от пандемии; 3) «устойчивые», что способны самостоятельно справиться с потрясениями. В результате исследование показало, что, если государство окажет поддержку всем организациям МСБ, бо́льшая часть финансирования достанется тем компаниям, которые в любом случае скоро перестанут существовать.
Спустя три года государство может самостоятельно определить, куда направить поддержку, так как собранные за все годы данные о бизнесе позволяют оценить его состояние и потенциальную эффективность.
В сентябре прошлого года Минэкономразвития России и Корпорация МСП провели заседание, на котором обсудили затраты на реализацию нацпроекта в период с 2024 по 2030 год и новую концепцию. Согласно их оценкам, на поддержку МСБ в этом году может понадобиться до 80 млрд рублей.
В ходе заседания министерство озвучило и планы на распределение помощи для компаний по четырём блокам: 1) «начинающие»; 2) «растущие»; 3) «приоритетные отрасли»; 4) МСП+. Каждое из направлений может рассчитывать на индивидуальные меры поддержки. Так, «начинающим» будут доступны гранты и программы наставничества, «растущим» — более расширенный режим упрощённой системы налогообложения, «приоритетным отраслям» — льготные займы, а МСП+ — переходный налоговый режим. В числе универсальных мер поддержки останется помощь в выводе продаж на маркетплейсы.