Айсберг мебельного бизнеса
Рано или поздно в жизни многих людей наступает момент, когда они начинают задумываться о создании собственного бизнеса. И мебельная ниша, несмотря на высокий процент несостоятельных предприятий, не теряет своей привлекательности. Даже поисковые системы Google и Yandex ежедневно миллионами регистрируют запросы информации по построению мебельного бизнеса от пользователей. Тема открытия собственного дела с нуля только на первый взгляд кажется простой и понятной, но самом деле это лишь вершина айсберга, у которого основные моменты скрыты от глаз начинающих бизнесменов.
Производство деревянной мебели считается перспективным направление бизнеса, несмотря на плотную концентрацию игроков на рынке. Обусловлено это тем, что в стране нет проблем с сырьевой базой. К тому же весомый процент населения до сих пор пользуется старой, ещё советской мебелью, в душе мечтая поменять её на новые экологически безопасные модели. Поэтому мебельщики, сумевшие правильно организовать производственный процесс, всегда будут с работой.
По тонкой кромке реалий
По обыкновению в мебельную нишу заглядывает немало тех, кто решил в одночасье сменить род своей деятельности. Один новоиспечённый бизнесмен перешёл из строительной отрасли в мебельное направление после 10 лет труда на благо созидания. Начальный капитал его был немаленький — 1 000 000 рублей, да и оборудование уже имелось. Открыв свой цех, он практически сразу же по производительности обошёл фирму с семилетним стажем, расположенную прямо под боком. Так вот, по его словам, мебель после стройки — детская игрушка, а когда работаешь на себя, есть серьёзный стимул к развитию. Действительно, кто вкусил однажды плод достойного заработка в собственный карман, не станет возвращаться к прошлому и работать на нанимателя.
Другая история: житель Краснодара также подался в мебельщики после семи лет работы в строительной отрасли на чужого дядю и открыл свою фирму. Конечно, при этом он не только поразмыслил, как подать себя в новом амплуа, и насколько серьёзно он будет выглядеть на фоне остальных мебельных организаций, но и что следует предложить потребителю, исходя из имеющихся на рынке мебельных товаров. В частности, занялся производством радиусных шкафов-купе, предложений по которым в его регионе по пальцам пересчитать можно было. Необходимо было осваивать новинки, а не пытаться составить конкуренцию мебельным «старожилам». Они так сказать, играли на своём «поле», и выпускать то, что предлагает большинство, проще, но развиваться и заработать на этом очень сложно. На тот момент, у него активы составляли 40 000 рублей наличности для приобретения инструмента. Также имеелся гараж как стартовая площадка под производство. Поскольку экономить приходилось на всём, то и рекламу расклеивал сам, и сайт создавал на бесплатной платформе. Предлагал шкафы в сегменте эконом-класса, для производства которых использовал профиль, схожий с системой Аристо и с той же толщиной стенки, меламиновую кромку под утюг и стеклорез «швабру». При таком подходе стоимость его продукции перебивала цену сразу половины местных мебельщиков.
Но снижение себестоимости лишь одна из граней огромного айсберга производства, с которыми придётся столкнуться на протяжении всего периода работы. Допустим, проблему с раскроем, сроками распила, он предложил решить при помощи сокращения процесса обработки пиломатериала. В этом ему помогло немецкого оборудования в виде дисковой погружной пилы Festool, стоимость которой начинается от 20 000 рублей. Рекламные затраты на первом этапе он рекомендует ограничить Интернет-ресурсами и потратить в среднем за месяц не более 500-1000 рублей, но опять-таки в каждом регионе свои расценки. Сразу краснодарский бизнесмен оговорился, что для кухонного производства существуют свои нюансы, и там гораздо сложнее занять «место под солнцем». Хотя при хорошем стечении обстоятельств можно запустить кухонное дело, используя пластиковые фасады и занимаясь самостоятельной закаткой пластика. Он же остановился именно на шкафах и не прогадал. Для тех, кто изначально имеет помещение под производство, но чувствует, что не потянет выполнение многих задач в одном лице, следует учиться работать с клиентом и прикладными мебельными программами. Для него хорошим подспорьем стали программные продукты фирмы «Базис», с помощью которых и научился решать многие производственные вопросы.
Худо-бедно, но такой мини-стартап создал оборот в полмиллиона рублей ежемесячно. Первым шагом после выхода краснодарца на прибыль стала аренда помещения с минимальной площадью для размещения станочного оборудования. Сразу он позаботился о приобретении двух машин марки «Газель» для транспортировки готовой продукции. Конечно, сегодня купить такие авто по минимальной цене в приличном состоянии сложно, но, как говорится, кто ищет — тот найдёт.
Далее предприниматель постепенно стал формировать парк деревообрабатывающих агрегатов: купил бельгийский форматно-раскроечный станок Robland, криволинейный кромочник от ОАО «Станкозавод», вальцовый пресс с рольгангами, пару советских стационарных фрезерных станков для рамных фасадов из шпонированного МДФ под покраску, вытяжку с двумя мешками, полный комплект инструмента и приспособлений для резки и транспортировки стекла, промышленный компрессор на 380 вольт, мелкий вспомогательный инструмент, торцевые пилы Makita, лобзики, шлифовальные машинки, необходимое количество шлангов, промышленные комбинированные электроудлинители и прочую производственную мелкую утварь. После того как цех заработал в полную силу, предприниматель расширил свою линейку до изготовления различной встроенной мебели и кухонь. По мнению краснодарца, ключевую роль в его бизнесе сыграло именно ведение правильной маркетинговой стратегии, когда работала реклама, были хорошие объёмы заказов и выполнение обязательств в установленные сроки. Ведь всегда огромную силу имеет сарафанное радио, и довольный клиент сам расскажет о товаре в кругу своих близких и друзей.
Правда, «бывалые» откровенно признают, что погореть в любом бизнесе проще пареной репы, а в мебельном секторе баклуши бить и вовсе не получится. Здесь нужна мёртвая деловая хватка.
Конечно, никто не застрахован от потери бизнеса, когда производство мебели дышит на ладан и денег хватает чуть ли не только для поддержания штанов. Например, человек занялся фасадами, кромлением и распилом с присадкой, но таких предложений на рынке пруд пруди, соответственно, вероятность массовости заказов невелика. Слишком большая концентрация игроков в этом сегменте. Таким новичкам советуют отойти от мебельного направления и организовать выпуск полуфабрикатов для «гаражников» и мелких организаций, а также предлагать на базе небольшого салона собственные пластиковые и шпонированные фасады, перепродавать плёночные фасады и организовать нарезку стекла.
С нюансам и не поспоришь
Бесспорно, планирование и реализация производственных возможностей — одна из важных задач, но не стоит забывать о персонале. Один из красноярских бизнесменов признался, что на стартовом этапе упустил этот момент из виду. Он не набрал сразу грамотных специалистов, о чём потом неоднократно пожалел. А всё из-за того, что после активной рекламы неожиданно возросли объёмы заказов, и персонал не справлялся. Многим работникам явно не хватало знаний и практики, поэтому ему пришлось более серьёзно подходить к подбору сотрудников и набирать более квалифицированный штат. Однако всё же основная проблема для начинающих бизнесменов кроется именно в отсутствии стартового капитала и ужасной нехватке средств на рекламу. Кто-то предлагает в зачаточной стадии бизнеса руководствоваться формулой стоимости «затраты, умноженные на два». Но прошедший все этапы становления собственного мебельного дела бизнесмен заявляет, как на духу, что эта формула работает при штучном производстве не везде и не всегда.
Времена суперприбылей практически ушли. Случалось, что накрутка на затраты составляла и 150% и даже 200%, и заказчик оставался доволен, учитывая что у конкурентов стоимость изделия была ещё выше. Сейчас же на момент становления штучного производства нужно не прогадать с максимальным ценником. А вот при потоковом производстве имеет смысл усреднить стоимость при наращивании объёмов. При этом никогда не стоит исключать все налоги, оплату труда персонала, чтобы можно было достаточно чётко понимать, сколько должен производить цех и с какой наценкой следует продавать, чтобы получать прибыль. Поэтому краснодарец достаёт очередной «скелет» из шкафа, рассказывая, что бюджетные шкафы выпускаются только для того, чтобы постоянно была работа. На них приходится 50% от всей линейки шкафов, причём на материал для их изготовления тратится порядка 9 000-10 000 рублей, а цена для заказчика составляет 30 000 рублей. Заработная плата у его персонала — это 15% от стоимости заказа, куда входит и установка мебели. С одной стороны, это очередная статья обязательств фирмы, а с другой — приятный бонус для клиента, по-прежнему «цепляет» потенциальных покупателей.
От переговоров к прибыли
Конечно, недорогие шкафы-купе могут стать гирей на ноге, когда и руководитель, и персонал весь в мыле и другим направлением заниматься абсолютно некогда. Тут уж точно широко шагнуть не получится, так как даже при масштабной загрузке могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Производству станет тесно, а развитие будет сопряжено с немалыми рисками. Допустим, что при стабильном спросе, который могут обрабатывать 6 человек в средне ценовом сегменте, совершенно нет уверенности в росте объёма заказов хотя бы для 20 человек. В этом случае многое зависит от удачи, ведь остальное всё продуманно до мелочей. В принципе, для изготовления радиусного шкафа-купе необходимо приобрести следующие материалы: панели ЛДСП или МДФ, фурнитуру, зеркала, кромку. При грамотном подходе к закупке комплектующих и расходных материалов себестоимость продукта может существенно изменяться в положительную сторону для изготовителя. Ведь в таком случае навар» от продажи шкафа будет хорошим даже с вычетом оплаты труда мастеров и стоимости доставки заказа. Единственно, что разброс цен в территориальном плане присутствует всегда, поэтому и прибыль у каждого производителя будет разной. Вот и возникает логичный вопрос: где взять «вкусные» расценки на материалы и комплектующие, при условии что, ценник форсирует поставщик. На это бизнесмен ответил, что работа с поставщиками — дело не для слабонервных! Безусловно, оптовые цены особо привлекательны, но, как правило, мелким производствам подобные объёмы сырья абсолютно не нужны, а зачастую и не по карману. Предприниматель отмечает, что совсем необязательно брать контейнер. Он взял немного, но при этом поставщик сам на него вышел и сделал предложение, которое он подкорректировал в свою пользу. Подыскивать хорошие ценники долго и «муторно», но оно того стоит. Работать же с известными на рынке поставщиками себе дороже, поскольку договориться с ними на мелкие партии по приемлемой для себя стоимости не реально. В общем, работать по общим скидкам — невыгодно, а добиться персональной — не так просто. Можно, конечно, купить 100 000 рублей и более сразу, и тогда есть шанс попасть в список презентабельных партнёров, и то не факт.
Обычно фирмы привлекают человека, который бы отслеживал и мониторил компании, которые практикуют повышение цен на свои товары без предупреждения, и сравнивал их с другими поставщиками. В большинстве случаев мебельщики меняют поставщиков, если им не удаётся выбить для себя преференции в цене через два-три месяца. В конце концов, находятся хорошие позиции и интересные коммерческие предложения, ведь рынок так устроен, что спрос рождает предложение. Поэтому первопроходцы мебельного бизнеса рекомендуют научится вести деловые переговоры, так как никто и никогда не даст хорошей цены просто так.