Некачественная мебель: придётся держать ответ
Одна из проблем, с которой приходится в повседневной практике сталкиваться как производителям, так и потребителям, и юристам, — это некачественная мебель. Зачастую, приобретя продукцию низкого качества, потребители не знают, куда нужно обращаться, в какой срок необходимо составить претензию, нужно ли подписывать те или иные акты приёма-передачи товара. С другой стороны, и сами производители, не владея постулатами законодательства, совершают проступки, влекущие за собой судебные разбирательства. О юридических нюансах потребительской темы рассказывает ведущий юрист «ООО Юридическое бюро «Правила страхования» Ара Саргсян.
«Первостепенным правовым каноном, содержанием которого должен владеть и потребитель, и производитель, является Закон о защите прав потребителя. Согласно данному официальному юридическому документу, каждый представитель сферы услуг и товаров обязан обеспечить:
• безопасность товара для потребителя, а также принятие необходимых мер экологической безопасности;
• должное качество товара, а также оказания работ;
• получение точной информации о товаре;
• гарантийное обслуживание продукции.
Поэтому, в случае невыполнения требований закона со стороны продавца или изготовителя, потребитель вполне обосновано может рассчитывать на правовое представление своих интересов. А значит, производителю либо продавцу предстоит принять позицию защиты и доказывать свою невиновность.
Сегодня в Законе по защите прав потребителей предусматривается следующие варианты разрешения споров: досудебное урегулирование и защита в суде. Как правило, в обоих случаях в поисках истины обе стороны обращаются к юристам. Если потерпевшему удаётся обнаружить мелкие изъяны во внешнем виде продукции, то вопрос разрешим в зачаточной стадии, а вот с креплениями дело обстоит намного сложнее. Производители в погоне за прибылью, а также с целью экономии средств нередко прибегают к использованию более дешёвых и подверженных быстрому износу материалов. Примером тому может служить недавний случай из практики нашего бюро, который наглядно иллюстрирует, как не стоит поступать производителям и чем может обернуться попустительство в процессе изготовления мебели.
Так, став счастливым обладателем корпусной мебели Игорь Петров (по этически причинам персональные данные истца изменены), не подозревал, насколько травмоопасной для него она может оказаться. Когда он открывал в очередной раз навесной шкаф, алюминиевые крепления сломались, и дверца обрушилась на голову Игоря. Получив серьёзную травму, он провёл в больнице около недели. В итоге по Закону о защите прав потребителей, Игорь подал претензию по качеству товара к продавцу в течение срока годности или гарантии товара (п. 1 ст. 19 ЗоЗПП РФ). Заметьте, что если бы данные сроки не были обозначены, то жалобу о некачественном товаре можно было бы подать в течение двух лет со дня передачи товара потребителю (абз. 2 п.1 ст. 19 ЗоЗПП РФ).
Стоит отметить, что при досудебном порядке подаётся письменная претензия к изготовителю или продавцу некачественного товара, в которой предъявленные требования подтверждаются аргументами, а также ссылками на действующее законодательство. Кроме того, обоснованность требований должна быть подтверждена документами (чеки, квитанции, справки и прочие свидетельства).
Поскольку производитель мебели дорожил своей репутацией, то в рассматриваемой ситуации согласился на досудебное урегулирование, возместив не только стоимость ремонта корпусной мебели, но и моральный ущерб.
Однако в большинстве случаев подобные конфликты заканчиваются нелицеприятно, и дело доходит до судебного разбирательства, где потребитель не отстаивает свои интересы самостоятельно, а нанимает правозащитника. Бесспорно, у компаний также есть штатные юристы, чья специализация — защита интересов компании. При этом именно представителямФемиды от лица организации сразу необходимо просчитать грядущие риски и не доводить дело до суда, так как это может пагубно сказаться не только на деловой репутации и принести финансовые затраты, но создать общественный резонанс. Случай с Игорем Петровичем является частным, потребителю повезло с добросовестной компанией. Но, к сожалению, большинство подобных разбирательств заканчивается в суде противостоянием потерпевшего и компании, когда чаши весов правосудия колеблются из стороны в сторону месяцами, а то и годами».