Оригиналы и их копии под авторским углом

Уже стало закономерностью, что параллельно росту известности мастера возрастает и шанс появления на рынке откровенного плагиата его произведений от неизвестных умельцев. Конечно, в среде дизайнеров каждый по-разному реагирует на подобное явление, но от копий в современном мире не уйти. Поэтому пока одни стараются реализоваться за счет чужих имён, настоящие зодчие продолжают созидать прекрасное и вечное. О новых идеях, которые совсем скоро увидят свет, и авторском восприятии контрафакта рассказывает российский промышленный дизайнер Дима Логинов.

— Уже немало времени прошло с последней нашей встречи. Скажите, какие новинки и решения вы успели создать и предложить миру интерьера? Над чем работаете сейчас, и чем готовы удивить своих почитателей в ближайшее время?

Дима Логинов

Дима Логинов, промышленный дизайнер, автор проектов для таких всемирно известных брендов, как Artemide, VitrA, Studio Italia Design, Axo Light

— В нынешнем году линейку моих работ дополнят несколько коллекций света. Например, для итальянской компании Axo Light, с которой я плодотворно сотрудничаю вот уже несколько лет, созданы новые светильники. Некоторые из моих моделей света можно было увидеть на апрельской выставке Euroluce в Милане. А за несколько дней до этого на выставке Batimat, а затем и на MosBuild / WorldBuild Moscow 2017 две новые коллекции мебели для ванных комнат, созданные для итальянского бренда Mia Italia, представлены впервые в Москве. В сентябре же на выставке Cersaie эти коллекции дополнит ещё одна новинка.

Кроме этого в течение года также планируется выпуск новых линеек хрустальных ваз для российского бренда «Мальцов», а также нескольких коллекций для западных компаний, о которых пока рано говорить.

— Как правило, современный дизайнер должен быть подкован во многих вопросах. К примеру, в тонкостях защиты своих авторских прав. Не случалось ли вам отстаивать свои интересы на Родине или за рубежом?

— Такими вопросами, как правило, занимаются компании, для которых я создаю дизайн. Именно им принадлежит прерогатива защиты как дизайна, так и самого изделия. К сожалению, рынок наводнён копиями на мой дизайн, и особенно это касается света. Насколько я знаю, у меня уже не осталось ни одной коллекции светильников, которую бы не подделывали. Однако к плагиату на мои изделия я отношусь с юмором. Что же касается авторства, то иногда я окончательно передаю права компании, но чаще всего передаю в пользование на время производства.

Когда же коллекция снимается с производства, права возвращаются ко мне, и я могу передать их другой фабрике, если она заинтересована производить эти продукты. Опять-таки, сейчас сложилась такая ситуация, что вне зависимости от того, защищён ли у вас дизайн и в какой форме это сделано, в реальности нет эффективных инструментов борьбы, например, с китайскими подделками. И чем успешнее ваш продукт, тем больше его будут подделывать, даже если дизайн находится под защитой сотен патентов и десятков правовых норм.

— Дмитрий, уверена, вы — неординарная и многогранная личность, которая готова воплощать даже самые смелые замыслы в реальность. Реализовывали ли вы собственные идеи в нестандартных ситуациях? Какие это были продукты или решения, и можно ли сегодня их встретить в интерьерах истинных ценителей дизайна?

— Важно понимать, что я создаю дизайн для промышленного производства, и это не единичные экземпляры. По этой причине нестандартным может быть в первую очередь выбор места, куда покупатель или дизайнер поместит мой предмет. Недавно я увидел, как моя коллекция светильников Nostalgia украшает церковь в Швейцарии. Для меня это стало неожиданностью. К тому же почти всегда идея или замысел возникает внезапно и в одну секунду, когда её совсем не ждёшь. Так что вполне естественно считать нестандартными для дизайнера абсолютно любое время и место, когда возникают образы нового изделия.

— Как вы считаете, где искать истину, когда изобретение тех или иных предметов мебели уходит в древность, а современные модели лишь дополнены некоторыми дизайнерскими штрихами? Как эксперт в своей нише, скажите, на ваш взгляд, мебельные опоры — это атрибут древних мастеров с историческими корнями или всё же элемент, претендовать на дизайнерское начало которого может любой производитель мебели?

— Конечно, основные принципы, сформулированные в предыдущих эпохах, используются сегодня и будут использоваться в будущем. В том числе и потому, что эти изобретения подчинены общеизвестным законам физики, и с тех пор мало что изменилось (в этих законах). Если говорить об эстетических принципах, сформулированных в прежние эпохи, то их цитирование сегодня в большей степени справедливо для классического направления мебельного производства или адаптированной классики. Современные же направления совершенно необязательно основаны на реминисценциях или, точнее, на элементах художественной системы, заключающихся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же или близкую тему. Очень часто подход к созданию мебели представляет собой нечто совершенно новое и никак не связанное с предыдущими эпохами, например, биоморфный дизайн. Этот стиль несёт в себе схожесть в первую очередь с представителями флоры и фауны. Причём это не слепое копирование форм, линий и цветов, а футуристическое интерпретирование биологических объектов с полным отсутствием строгой геометрии и симметрии.

— Доводилось ли вам наблюдать откровенный плагиат в работах других дизайнеров? Как воспринимались такие горе-мастера, и как оградить себя от контрафакта?

— На самом деле дизайнеров, создающих откровенный плагиат, очень много. По моему мнению, их можно лишь пожалеть, ведь копируя всё и вся до мельчайших штрихов, они громко и публично заявляют о своей вторичности. Но, что ещё хуже, лишают себя самого главного, ради чего стоит вообще заниматься дизайном — искры, момента рождения идеи. Я не сторонник нарекать предметы дизайна шедеврами, но часто их называют иконами дизайна. И, конечно, их подделывают. Так что выделить кого-то одного невозможно. Но мне почему-то кажется, что для неискушённого потребителя это не является большой проблемой. Едва ли человек не знакомый с CASSINA или FLOS озаботится вопросом: «А не подделка ли это?», увидев знаменитый шезлонг или светильник в каком-нибудь торговом центре. Чтобы закрались подобные сомнения, нужно хотя бы минимально знать основные каноны дизайна и интересоваться этой темой. Самый очевидный и действенный способ не купить подделку — зайти на сайт фабрики и открыть список авторизованных дистрибьюторов в вашем регионе. Хотя для начала неплохо бы просто сравнить то, что вы видите в магазине, с изображением на официальном сайте бренда. Подделки ведь очень часто выглядят как чудовищное издевательство над оригиналом. Однако из личного опыта отмечу, что даже профессиональные российские дизайнеры не всегда придают значение таким нюансам. Не раз случалось, что они вешали в своих проектах подделки моих светильников и с гордостью показывали мне эти интерьеры. К счастью, в Европе всё обстоит иначе.

— Какие творческие направления преобладают в сфере промышленного дизайна сегодня? Будут ли они меняться в течение сезона, и насколько клиент форсирует образ творческого мышления дизайнерской элиты?

— Сегодня по-прежнему главенствует ретро-тренд, хотя эта тенденция уже находится на закате своей популярности. Тем не менее, пока сложно с уверенностью сказать, что придёт ему на смену. Как показывает практика, после излишне декоративных трендов приходят направления, связанные с минимализмом. Что же касается клиентов, то если вести речь о конечных потребителях, то единственное, что может в этом смысле повлиять на тренд — это их платёжеспособность. На формирование же эстетических вопросов конечный потребитель оказывает незначительное влияние, если мы говорим о западном рынке современного дизайна. В России, кажется, всё наоборот — достаточно просто пройтись по большим магазинам, где представлена отечественная мебель.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!