Фото: ru.freepik.com

Импорт и экспорт мебели: что осталось?

За 11 месяцев 2023 года мы часто поднимали тему фурнитуры и профильных комплектующих. Пусть у мебельщиков и произошёл радикальный разворот на Восток и местные марки (например, на турецкую Samet и китайскую DTC), но многие привычные изделия из Западной Европы тоже продолжают поступать. Так, по информации бренда «Кухонный двор» для заметки «РБК», в период с апреля 2022 по апрель 2023 года «примерно 70% реализованных кухонь компании были оснащены фурнитурой немецкой марки Hettich».

Схожие данные нам сообщают и крупные поставщики фурнитуры. Например, в рамках конференции CONF-FU директор по маркетингу ООО «ВДМ» (бренд Amix) Андрей Чирков отметил, что на своей экспозиции в рамках мероприятия компания смогла представить большое разнообразие позиций практически от всех своих основных партнёров, в частности от бренда Hettich.

Как поделился с нами руководитель группы по развитию комплектующих для мебели бренда «Аметист» (ООО «Тексима») Павел Поляков для материала «Игры менталитетов» (№ 4 (46) за октябрь — декабрь 2023), компания работает с итальянскими и испанскими марками по поставкам комплектующих для корпусной мебели с 2002 года.

Однако ситуация с готовой мебелью довольно разительно отличается. Импорт именно европейских товаров для интерьера действительно снизился, что подтвердила летняя статистика из доклада руководителя исследовательского агентства «Белый квадрат» Владиславы Боровковой на Санкт-Петербургском мебельном-бизнес форуме. В импорте за 2022 год доля Китая и Беларуси составила 70%, а ЕС — всего 30%. Среди оставшихся стран-поставщиков — Италия, Германия, Испания и Румыния. Согласно информации вице-президента Союза торговых центров России Павла Люлина для портала Retail.ru, при этом европейские производители мебели, продающие её в России, испытывают меньшее общественное давление на Западе, чем ожидалось, и, за исключением отдельных игроков, таких как IKEA и JYSK, с нашего рынка не уходят, тем более что, как уточняет президент АМДПР Александр Шестаков, пошлина на поставку мебели для иностранных компаний составляет 9–12%. Одновременно с этим экспорт отечественной мебели сократился на 39%.

Сейчас не будем рассуждать о том, стоит ли усиливать пошлины, чтобы создать ещё большую нишу для российских предприятий или оставить разнообразие.

Мы попробуем узнать о том, как ближе к концу 2023 года обстоят дела с импортом и экспортом готовой мебели у ещё одной стороны этого процесса — логистических компаний.

Мария Симакова, генеральный директор компании Agile Customs & Logistics (ООО «Эй Си Эл»)

Собственными наблюдениями и рекомендациями касательно планирования логистических мероприятий на ближайшее время с нами поделилась генеральный директор компании Agile Customs & Logistics (ООО «Эй Си Эл») Мария Симакова.

— Мария, какие мебельные продукты (от комплектующих до готовых товаров) активнее всего поступали из-за рубежа в 2023 году и из каких стран?

— Наши собственные корпоративные данные во многом совпадают с таможенной статистикой и открытыми цифрами от аналитических агентств.

Если говорить об импорте мебельной фурнитуры, он действительно сместился на Восток, но некоторые европейские бренды продолжают реализовывать свою продукцию на нашем рынке. Например, мебельщики часто упоминают марку Hettich. По нашей статистике, она входит в десятку лидеров по поставкам в Россию.

Довольно активно продолжается импорт кроватей и матрасов. Мы, со своей стороны, подтверждаем цифры, опубликованные в некоторых отчётных исследованиях, таких как «Анализ рынка мягкой мебели в России» от агентства BusinesStat или сводки от Федеральной таможенной службы.

В 2022 году просел экспорт мягкой мебели и матрасов, потеряв по динамике 34,8% в сравнении с 2021 годом. Наибольшее сокращение экспортных поставок в 2022 году было отмечено в Казахстане (–62,4 тыс. шт.), Беларуси (–37,0 тыс. шт.) и Германии (–22,1 тыс. шт.).

Однако импорт сохранил неплохие позиции, хотя отчасти и переориентировался на Восток. Одна из китайских компаний со специализацией на кроватных группах, матрасах и товарах для сна в нашем собственном списке находится на второй позиции по сумме поставок за прошлый год. За ней идёт немецкая фирма, которая реализует в России готовую мебель для В2С и В2В.

— Давайте резюмируем: какие страны сегодня продолжают поставлять фурнитуру и готовую мебель в РФ?

— В пятёрку стран, активно экспортирующих в Россию, входят Китай, Италия, Германия, Турция и Израиль (в этом списке они идут по убыванию сумм поставок).

Однако подчеркну, что, несмотря на эти точечные отраслевые данные, наши ключевые партнёры в международной торговле на сегодняшний момент — Юго-Восточная Азия, Индия, Турция, страны СНГ и Южной Америки.

Прогноз: продолжаем отделяться от Европы и развивать работу на новых рынках.

— Компании, поставляющие готовую мебель и матрасы, оказались среди лидеров. Не возникает ли при этом больше сложностей с доставкой таких товаров? Это ведь не мелкогабаритная фурнитура, которую можно загрузить в удобные ящики.

— Для транспортной компании это непринципиально. В частности, для нас не составит труда привезти абсолютно любую товарную группу. Но, безусловно, везде есть свои нюансы, например — фурнитура мелкогабаритная, но достаточно тяжёлая, что тоже влияет на условия доставки.

Кровати, в свою очередь, обычно идут в разобранном виде и заводской упаковке. Я бы сказала, что это довольно удобный и часто выгодный продукт для транспортировки. Самая интересная позиция — это матрасы: они могут быть как полноразмерными, так и скрученными в рулоны. К ним наиболее применим формат сборных грузов. Транзитными странами в таких случаях часто выступают Турция и Сербия.

— Давайте остановимся подробнее на последнем аспекте. Как отличается логистический путь товаров из Сербии в Россию от направления из Турции в нашу страну. Какой лучше и почему? От чего зависит выбор?

— Тут всё очень индивидуально и зависит от кода и характера груза, способа доставки и особенностей экономических связей. Почему Сербия является сегодня одним из самых активных хабов, очевидно: это единственная близкая к ЕС страна, которая не поддержала мораторий на торговлю с Россией. Однако ситуация стремительно меняется, и та информация, которая есть сегодня, завтра может быть уже неактуальна.

На данный момент могу сказать одно: везти товары через Турцию — меньше рисков и больше возможностей, так как есть надёжный прямой паром между нашими странами, который исключает вмешательство третьих стран.

— Есть ли какие-то прогнозы по этим направлениям? К чему-то уже нужно начать готовиться?

— Грузопоток стремительно развернулся на Восток (как экспорт, так и импорт). Обстановка же меняется от квартала к кварталу, а порой — и от месяца к месяцу. Например, такая ситуация наблюдалась на конец сентября 2023 года.

Ключевые российские автоперевозчики заявляли о кадровом голоде и дефиците подвижного состава, что привело к росту ставок по внутрироссийским перевозкам вплоть до 40%. Однако по морским поставкам из Китая в Россию ставки с августа по сентябрь приблизились к тому низкому уровню, который был ещё до пандемии.

Ставки по железнодорожным перевозкам из Китая снизились по сравнению с весной этого года. Например, если сравнивать ставки на транспортировку морем и по железной дороге, ещё весной выгоднее было выбирать железнодорожную доставку, а на период конца сентября — морскую.

Но в ноябре, перед Новым годом, наступает самый горячий сезон. Ставки растут на все виды транспорта: любые типы авто, перевозки морем и ж/д.  

На это влияет целый ряд причин: желание сделать максимальный привоз перед праздниками, закрытие старых контрактов; опасение, что с января следующего года в силу вступят новые изменения, которые ещё больше затруднят перевозку.

Снижение тарифов обычно начинается с середины февраля, когда, в частности, заканчивается китайский Новый год, формируются планы и бюджеты компаний, продлеваются/обновляются лицензии и дозволы для международных перевозок и т. д.

— Логистам сегодня как никогда нужны стартовые, правильно оформленные документы от заказчика. Какие ошибки совершают ваши клиенты чаще всего (возможно, из-за путаницы в изменениях последних двух лет)?

— Основные ошибки, которые могут совершать заказчики:

  • неверно определяют код ТН ВЭД;
  • неверно указывают габариты для перевозки сборных грузов;
  • неверно указывают количество и вес по позициям в пакинге (не совпадает с тем, что едет фактически).

В большинстве логистических компаний, в частности в нашей, на этот случай разработан целый регламент, который определяет минимальный перечень информации от заказчика для запуска процесса перевозки. Если клиент сразу предоставит проформы упаковочного листа и инвойса, это будет только плюсом. Но для первоначального расчёта это всё-таки необязательно.

Беседовала Мария Бобова.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!