ГОСТы: костыли дизайна и производства или гарант безопасности и качества?

ГОСТы: костыли дизайна и производства или гарант безопасности и качества?

К нормативам в разных отраслях отношение неоднозначное. Пищевики, например, в мае 2025 года были очень обеспокоены, когда Минпромторг предложил сделать обязательными ГОСТы, в то время как многие работают по ТУ. На что производители заметили, что пищевая промышленность серьёзно изменилась со времён Союза и такое решение может привести к исчезновению многих продуктов с полок. Звучит оправданно.

А что же мебельщики? В нашей отрасли применение ГОСТов всё ещё необязательно, и большинство игроков рынка этому рады. Ведь такие устаревшие нормативы, по их словам, очень связывают руки. В частности, в сфере дизайна, где жёсткие правила ограничивают креативность.

Но, например, в шахматах существует выражение «красивая партия», когда гроссмейстер нашёл максимально креативное решение и одолел противника, естественно, не нарушая неприкосновенных правил игры. Не говорит ли это о том, что нормативы не могут быть препятствием для творческого подхода?

Многие могут с этим поспорить. Но в чём нет сомнений, так это в том, что нарушение правил в шахматах грозит лишь дисквалификацией игрока, а в производстве мебели оно может привести и к трагедии.

Причём это касается не только слабой огнестойкости или выделения вредных летучих соединений, но и некорректной конструкции. Так, в школе города Тараза (Казахстан) навесной шкаф в кабинете химии обвалился именно из-за некорректной глубины в 600 миллиметров, которая превышала норму. Такой вместительный шкаф, как следовало ожидать, заполняли под завязку, что негативно сказалось на креплении в стене, которое не выдержало нагрузки.

Об этом случае нам ещё в 2024 году рассказал директор Центра мебельных технологий «Школы мебели» Казахстана Берик Беков. И, как оказалось, проблема незнания многими мебельщиками ГОСТов актуальна не только для стран Центральной Азии, но и для России. Причём при подготовке этого номера ещё несколько спикеров, не сговариваясь, упомянули о важности соблюдения нормативов в сегменте мебели для HoReCa.

Поэтому мы решили перейти от небольших комментариев к полноценному интервью и узнать у эксперта, почему мебельщики сегодня не стремятся изучать ГОСТы, что им мешает и не требуется ли этим правилам актуализация?

Берик Беков, директор Центра мебельных технологий «Школы мебели» Казахстана
Берик Беков, директор Центра мебельных технологий «Школы мебели» Казахстана

— Берик, приведите ещё какой-нибудь яркий пример, когда несоблюдение ГОСТов приводило к серьёзным проблемам.

— Их куда больше, чем один. Но, например, был случай, когда из-за нарушений исполнителя заказчика учебное заведение чуть не обвинили в коррупции.

В чём суть? В школе сделали ремонт, а, когда наступила зима, оказалось, что в гардеробе стало не хватать крючков для верхней одежды всех учеников. Естественно, возмущение последовало незамедлительно. Мысль о присвоении денег появилась неспроста: а как ещё было объяснить нехватку мест сразу после ремонта, на который были выделены ресурсы?

Оказалось, что при установке крючков был нарушен стандарт ГОСТ 13025.1–85, пункт 2.1, согласно которому расстояние по горизонтали между крючками при зигзагообразном расположении должно быть не менее 100 мм. Из-за незнания или пренебрежения этим нормативом количество крючков в гардеробе существенно сократилось.

Этот случай наглядно показывает, насколько важно соблюдать технические стандарты даже в, казалось бы, простых вещах. Скандала бы попросту не было, если бы установку произвели грамотно и в соответствии со всеми нормами.

— Есть ли какая-то статистика того, какие нарушения мебельщики совершают чаще всего? Может, это частое явление только для конкретных мебельных категорий?

— Составить общий список нарушений очень сложно, потому что для каждой мебельной позиции будет свой перечень. Например, в таком, казалось бы, простом изделии, как платяной шкаф, регулярно нарушаются ключевые параметры, которые напрямую влияют на удобство, эргономику и долговечность мебели. Как мы уже говорили, это глубина — оптимальная составляет 560 мм. Пример её превышения мы уже рассмотрели, а в случае занижения дверь при закрывании будет задевать плечики, что приведёт к трению одежды о заднюю стенку и фасад.

Расстояние от верха штанги до нижней стороны полки для головных уборов — не менее 50 мм. Если этот зазор меньше, становится невозможным удобно использовать стандартные плечики — крюк вешалки просто не помещается.

Расстояние от штанги до нижнего препятствия — не менее 1400 мм. Это необходимо, чтобы длинная одежда могла висеть свободно, не мялась и не портилась, касаясь полок или дна шкафа.
Максимальная высота расположения штанги — не выше 1900 мм от пола. Пользователи невысокого роста должны дотягиваться до штанги без дополнительных усилий.

— На ваш взгляд, из-за чего в отрасли долго и крепко держится этот негативный тренд?

— Всему виной банальное отсутствие знаний. Причём сама нормативная база есть — нет культуры её изучения и применения. Этой теме не уделяется должного внимания ни в учебных заведениях, ни в профессиональной среде. Популяризация стандартов практически отсутствует, из-за чего изрядная доля мебельщиков вовсе не знает о существовании мебельных ГОСТов и, естественно, не ориентируется в них.

Усугубляет положение и влияние многих дизайнеров. Им с раннего этапа карьеры транслируется установка: главное — креатив и визуальный эффект, а не соответствие техническим стандартам. А я напомню, что внушительный объём мебели сегодня производится на основании дизайн-эскизов. И при этом творческие специалисты не просто не владеют нормативами, но и жёстко требуют точного следования своим проектам, даже если в них есть нарушения. Таким образом, ошибки только множатся и распространяются.

Это фундаментальная проблема, которая влияет на качество всей отрасли.

— А как сами мебельщики объясняют своё нежелание или невозможность соблюдать ГОСТы? Какие оправдания вы слышите чаще всего?

— Скептики указывают, что мебельных ГОСТов много и работать по ним сложно. Однако в строительной сфере нормативных документов не меньше, но специалисты успешно справляются.
Часто также можно услышать мнение, что действующие стандарты устарели и требуют пересмотра. Однако это распространённое заблуждение. Возьмём, к примеру, ГОСТ 13025.1–85, регламентирующий функциональные размеры мебели. Эти размеры основаны не на чьём-то субъективном мнении, а на антропометрических данных, то есть параметрах человеческого тела.

Да, существует такой феномен, как акселерация — постепенное увеличение среднего роста и других показателей физического развития человека за длительный период времени. Однако важно понимать: за последние 150 лет акселерация действительно заметна, но с момента принятия данного стандарта прошло около 40 лет, и за это время существенных изменений в антропометрии населения не произошло. Поэтому и необходимости менять этот стандарт нет.

Более того, советские стандарты разрабатывались с акцентом на эргономику и комфорт — они по праву считаются одними из самых человекоориентированных.

Но есть аргумент для отраслевиков, которые считают, что нормативам нужно обновление. Не нужно забывать про Технический комитет по стандартизации «Мебель» (ТК 135), который работает над актуализацией стандартов, обеспечивая их соответствие современным требованиям, не теряя при этом фундаментальной базы.

Производство мебели

— Вы упомянули строительную отрасль, но там очень строго следят за исполнением нормативов.

— Именно! К ответу на вопрос о причинах несоблюдения мебельных ГОСТов стоит прибавить отсутствие действенного механизма контроля за их соблюдением, а также пробелы и недоработки действующего законодательства.

Сегодня стандарты, в частности ГОСТы, в большинстве своём носят рекомендательный характер. Из-за этого возникает так называемый правовой вакуум, когда формально норматив существует, но обязательств по его применению нет. В итоге производители и исполнители могут либо игнорировать стандарты, либо применять их выборочно — в зависимости от собственного опыта, удобства или экономических соображений. И получается сродни работе по ТУ в пищевой промышленности — у мебельщиков значительно развязаны руки.

Решение этой проблемы должно носить комплексный характер: необходима законодательная инициатива, которая придаст ряду стандартов статус обязательных к исполнению. Особенно тем, которые должны применяться на серийных производствах мебели, продукцией которых потом оснащают образовательные учреждения.

Параллельно важно развивать просветительскую работу внутри профессионального сообщества, чтобы стандарт стал не внешним требованием, а внутренней нормой профессионального поведения. Только в условиях чёткой регламентации и ответственности за отклонения можно говорить о стабильном повышении качества продукции и развитии отрасли в целом.

— Просветительской работой как раз и должны заниматься профильные вузы и ссузы. Почему же там изучение ГОСТов не входит в обязательную программу? Разве это не должно было остаться со времён СССР?

— К сожалению, при всём моём интересе и внимании к методическим программам профильных учебных заведений мне не удалось найти в них отдельной темы, посвящённой изучению мебельных ГОСТов. Это вызывает серьёзные вопросы. Боюсь, всё дело в упрощении программ и смещении акцентов на другие нюансы производства или продаж.

Отсутствие ГОСТов в образовательных программах — это не просто упущение, а стратегическая проблема, влияющая на уровень подготовки кадров и качество конечной продукции. В результате мебельщик приходит в профессию, ориентируясь на интуицию, субъективный опыт или указания дизайнеров, а не на объективные технические нормы.

Ситуацию необходимо менять. Интеграция изучения стандартов в учебный процесс — это не формальность, а важный шаг к восстановлению культуры точности, уважения к профессии и повышению качества продукции на всех уровнях мебельного производства.

— Может, стоит эту тему подавать с какой-то другой стороны?

— Да, если рассказать мебельщикам, какую практическую выгоду может дать соблюдение стандартов в повседневной работе, мотивация может усилить эффект. Например, следование нормативам существенно упрощает проектирование, сокращает количество переделок, повышает удовлетворённость клиентов и, собственно, укрепляет профессиональную репутацию. Тогда мебельщики будут стремиться не только следовать нормам, но и углубляться в тему стандартов, понимать их логику, применять в нестандартных задачах.

Да, последнее я особо подчеркну. Стандарты — не препятствие в производстве и уж тем более не враг креативности. Ведь, если подумать, дизайнерам должно быть куда интереснее придумать нестандартное решение, которого не видел рынок, при этом сохранив все условия ГОСТов. Эта задача и звучит куда амбициознее.

В условиях, когда рынок требует качества, а клиенты становятся всё более требовательными, знание и применение стандартов — это уже не опция, а конкурентное преимущество.

Тем не менее для многих мотивации будет недостаточно, поэтому исключать контроль из этой схемы нельзя.

— Возможно, стоит обратиться к зарубежному опыту?

— Некорректно делать выводы, не будучи знакомым с реальной системой стандартов, применяемой в других странах. Любая попытка сравнения без конкретики и анализа рискует оказаться поверхностной. Но считаю, что опыт стран, особенно тех, где мебельная отрасль развивалась гораздо дольше, чем у нас, может быть ценным источником для сравнения и развития.

Это, на самом деле лишний раз подтверждает мой основной тезис: для развития отечественной мебельной отрасли необходимо не только укреплять знания и применять собственные стандарты, но и изучать международную практику — открыто, но критически. Только тогда мы сможем заимствовать лучшее, адаптировать опыт к нашим реалиям и стремиться к качеству, сопоставимому с мировыми лидерами.

Беседовала Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!