Производство мебельных ручек: современное положение и последние тренды
«Я уверен: книгу ничто не заменит в будущем, так же как ничто не могло заменить её в прошлом». Так писал биохимик и признанный классик мировой научной фантастики Айзек Азимов. Этот человек работал в инновационной профессии, смотрел глубоко в будущее, представлял покорение планет и разумных роботов, но всё равно любил старые добрые бумажные книги.
Если подумать, у каждого из нас есть что-то простое и проверенное, что мы любим несмотря на развитие прогресса: велосипед, а не электросамокат, виниловые пластинки, а не музыкальные онлайн-альбомы. Думаю, вы уже понимаете, к чему мы ведём. Многие мебельщики сегодня, в эпоху функциональных комплектующих, могут то же самое сказать про мебельные ручки. И это отнюдь не наше допущение.
«Когда я трудилась в отделе разработок на крупном мебельном производстве, моя основная задача состояла в поисках необходимых материалов и комплектующих по всему миру. В первую очередь это были мебельные ручки. Мне нужно было собрать коллекцию в своём кабинете, чтобы дизайнеры могли подобрать нужную ручку под очередной проект. Вот так я и влюбилась.
И, когда я приезжала на международные выставки, бросалась на стенды с лицевой фурнитурой, как на витрину с драгоценностями. Тенденции современной моды за это время неоднократно менялись.
Сегодня лицевую фурнитуру прячут, делают врезной, скрытой, накладной, а система push-to-open у многих мебельщиков бьёт рекорды продаж. Но, несмотря на это и спустя столько лет, любовь к мебельным ручкам и крючкам у меня не прошла, а только укрепилась», — написала в своём посте в соцсети для профессиональных контактов TenChat директор студии стильных решений «Меблировка» Екатерина Баукова (ИП Баукова Е. В).
И это ― несмотря на развитие современных технологичных механизмов открывания. А ведь мебельные ручки сегодня ещё более функциональны и эстетичны, чем даже 10 лет назад. Их разнообразие стало столь велико, что они способны преобразить даже самый нейтральный и аскетичный фасад, придав ему особый стиль, характер и даже более дорогой вид. В этом сходится большинство экспертов.
Или же это только попытка утешить самих себя? Насколько продажам лицевой фурнитуры мешают современные системы открывания от нажатия на фасад? Какие ручки способны сегодня с ними конкурировать? Каково вообще современное положение этого рынка и что он за собой скрывает?
Ручки подходят для старта бизнеса или диверсификации?
Многие эксперты скажут, что эксплуатировать потенциал лицевой фурнитуры можно бесконечно. Тем более что сегодня она «продаёт» людям мебель наравне с фасадами: ручка может стать финальным аргументом при выборе.
«Особенно в сегменте „мебель на заказ” покупатели уделяют выбору ручек столько же внимания, сколько подбору цвета и фактуры материалов основы. Даже функциональная фурнитура тут отходит на второй план. В частности потому, что дизайн и качество ручки просто оценить даже неспециалисту, и покупатели охотно пускаются в плавание по течениям стилей, материалов и форм. Производители мебельных ручек понимают это и ежегодно, если не чаще, представляют новые коллекции», — заметил директор по маркетингу ООО «ВДМ» (бренд AMIX) Андрей Чирков.
В самом деле, новые коллекции постоянно обновляются и потому, что нужно постоянно держать конечных потребителей «в тонусе».
«Наше направление развивается с невероятной динамикой, и каждый год мы добавляем около 15-20 новых моделей, чтобы соответствовать самым актуальным трендам и предпочтениям наших клиентов. Мы постоянно находимся в поиске вдохновения, посещая ведущие европейские выставки, такие как SICAM в Италии и Interzum в Германии, а также исследуем новинки в Китае и Турции», — отметила ведущий специалист по развитию лицевой фурнитуры ЧУП «Акс-мебель» (бренд AKS) Александра Самоховец.
Высокой периодичности помогают как текущие доступные технологии производства, так и то, что эта ниша очень быстро реагирует на любые изменения.
«Кто-то может сказать, что лицевая фурнитура развивается быстрее, а функциональная „тормозит”. Я с этим не соглашусь. Напротив, сегодня мебельщиков больше интересует функциональная начинка, которая даёт мебели уровень и статус. Динамика развития лицевой фурнитуры объясняется тем, что это направление способно чутко и быстро реагировать на малейшие веяния в трендах и изменения моды.
Современный мебельный мир отличается разнообразием, каждый сезон определяет новые тренды. Мебельные ручки быстрее других фурнитурных направлений подстраиваются под эти изменения и капризы потребителя», — отметила директор по маркетингу ООО «БОЯРД» (бренд BOYARD) Елена Виноградова.
«Из-за того, что ручки просто подобрать и установить, эта группа товаров хорошо заходит на территорию ретейлового продукта: сегодня она хорошо продаётся в отделах скобяных изделий, в сетевых магазинах. И все возможности для периодического пополнения ассортимента есть: новые пресс-формы, например, для ручки из металла, стоят до 2000 ― максимум 3000 долларов. То есть инвестиции в развитие достаточно небольшие», — добавил исполнительный директор ООО «Слорос» Степан Хотулев.
Уже несколько лет некоторые отраслевики реализуют ручки в профильном сетевом ретейле ещё и потому, что потребители становятся всё более грамотными и стремятся доработать мебель самостоятельно.
«Лицевую фурнитуру выделяет доступность и простота монтажа/демонтажа. Замена ручек на мебели — это не требующая усилий и большого количества времени задача, которую можно выполнить без привлечения мастера. В частности, поэтому на эту нишу серьёзное влияние оказало DIY-движение. Всё больше людей хотят сделать свои дома уникальными. Ручки становятся доступным инструментом в процессе кастомизации мебели», — напомнил руководитель товарного направления «Лицевая фурнитура» АО «ТПК «МАГАМАКС» Константин Фимушкин.
Из всего сказанного выходит, что главное «быть в потоке», и сегмент можно будет наращивать довольно легко.
«Сейчас возможности мебельных производителей и ассортимент поставщиков фурнитуры позволяют создавать изделия любого ценового уровня как с ручками, так и без них. Конкуренция за клиента и стремление удовлетворить его запросы ведёт к формированию очень разно-
образного предложения на рынке лицевой фурнитуры», — подытожил продукт-менеджер направления лицевой фурнитуры АО «Фиера» Александр Белоусов.
Ложка дёгтя: лицевая фурнитура стала сложным направлением
Но по закону жизни у всего бывает две стороны.
«Ручки, на мой взгляд, одновременно и самая простая, и самая сложная категория мебельных комплектующих. С точки зрения функционала и монтажа лицевая фурнитура незатейлива: учёл межцентровое расстояние, установил, и она открывает фасад. Сложность именно в реализации: для успешного бизнеса недостаточно иметь в ассортименте одну ручку, да даже разных стилей будет мало — должна быть „трендовость”, но нельзя при этом забывать про сочетаемость с сопутствующими элементами (крючками, полкодержателями и др.)», — уточнил директор по маркетингу ООО «Рейс Рус» Сергей Синяков.
Плюс трудности коллег как никто понимают поставщики, которые специализируются больше на петлях и механизмах открывания. Вроде как их комплектующие сложнее в разработке и дороже, но спрос на них куда более стабильный.
«У поставщика лицевой фурнитуры куда больше рисков. Допустим, клиент-мебельщик запускает какую-то новую коллекцию, просит подобрать для неё новую интересную ручку и на словах обязуется постоянно выбирать именно эту модель. Но потом продажи у него не идут, мебельная линейка снимается с производства, и поставщик остаётся со значительной партией нереализованных ручек, которые сложно предложить другим производителям, так как изначально они подбирались для другого клиента.
Естественно, эти риски он вынужден закладывать в стоимость этих комплектующих, поэтому многие ручки часто продаются с высокими наценками. Поэтому вроде и хочется иметь широкий ассортимент, в частности какие-то эксклюзивные решения, но нужно учитывать, что некоторые модели не будут универсальными и могут подолгу лежать на складе. Мы как представители другого направления, наблюдая со стороны, осознаём, насколько сложен этот бизнес», — выразил понимание Степан Хотулев.
Причём это пресловутое разнообразие ручек в рамках одной компании со временем может привести к трудностям с внедрением новых моделей.
«Новые форм-факторы придумывать всё сложнее, невиданный эксклюзив, на мой взгляд, и вовсе невозможно. Да, периодически „выстреливает” тот или иной тип, материал, цвет, но эти повышенные объёмы продаж зачастую забираются у других моделей, которые стремительно теряют популярность.
К тому же многие крупносерийные производители мебели, к сожалению, сильно зажаты в финансовые тиски и не могут позволить себе использовать стилистический потенциал ручек по максимуму, отдавая предпочтение цене, а не силе влияния на общую красоту мебели. Соглашусь с коллегами, что ручки — это очень сложный рынок как для производителей, так и для дистрибьюторов», — добавил Андрей Чирков.
Как отметила выше Елена Виноградова, всё важнее становится «техническая начинка», поэтому этот рынок переживает настоящую инновационную трансформацию.
«Все отмечают то, насколько ручки ― динамично развивающееся направление. Помимо того, как часто появляются новые коллекции, я бы отметил рост на рынке различных систем врезных профилей, профилей Gola, механизмов открывания от нажатия. После того как закрепился тренд „мебель без ручек”, появилось множество тематических решений. Это радует, но в то же время, эта тенденция очень давит на продажи более традиционных мебельных ручек», — заметил Сергей Синяков.
Push-to-Open «убьёт» мебельные ручки?
Некоторые спикеры отмечают, что, по их личному ощущению, мебель вовсе без лицевой фурнитуры или со скрытыми ручками сегодня приблизилась к трети всех продаж. И, по их прогнозам, это доля со временем вырастет до 50%. Потому что минимализм в моде и сопутствующие ему решения очень активно продвигаются.
«Системы push-to-open, которые позволяют открывать двери и ящики простым нажатием, действительно могут рассматриваться как шаг к более удобному и современному дизайну интерьеров. Тем более что у этих систем достаточно много плюсов:
- особая эстетика — эти механизмы делают мебель более минималистичной и стильной, что особенно актуально для современных интерьеров, где ценят чистоту линий и простоту форм;
- безопасность — в домах с маленькими детьми, которые могут зацепиться или удариться о мебельные ручки, системы открывания от нажатия значительно снижают риски;
- удобство использования — такие системы позволяют открывать двери и ящики без необходимости ручного захвата, что особенно удобно, когда руки заняты или грязные», — перечислил руководитель отдела маркетинга ООО «Тексима» (бренд «Аметист») Павел Поляков.
Особенно более молодые и открытые новшествам потребители (значительная доля их уже подрастает) могут спросить, зачем тогда ручки, когда можно обойтись без них.
Потому что иначе за ручками придётся ещё и ухаживать. Мебельщики, особенно производители кухонь, отмечают, что сегодня, выбирая лицевую фурнитуру для своих гарнитуров, мастера обязательно проверяют, чтобы ручки принимали первозданный вид после минимальных усилий со стороны владельца.
«Безусловно, мебельные ручки сегодня — не только функциональный элемент, но и важная часть дизайна. Но в погоне за внешней привлекательностью главное не забыть об эргономике и комфорте пользователя. Помимо того, что ручки должны позволять легко открывать и закрывать фасады, необходимо чтобы они устойчивыми к износу и их должно быть максимально просто мыть и чистить», — рассказала о требованиях конечных потребителей руководитель департамента управления ассортиментом корпусной мебели и коммерческих товаров ООО «Кухни Стиль» (бренд «Кухонный Двор») Алина Лебедева.
Однако же лучше помыть, чем долго и сложно заменять повреждённый механизм, без которого взаимодействовать с мебелью становится ужасно неудобно.
«То, что такие системы менее надёжны, чем простые понятные ручки, является одним из основных минусов этих систем. Со временем пружины могут изнашиваться, и тогда система начнёт работать некорректно. В случае поломки может потребоваться более сложное обслуживание или замена механизма. Эти факторы порой усиливают привычку пользоваться традиционными ручками, которая есть у большой доли нашего населения. Поэтому, на мой взгляд, дальнейшая популярность таких систем будет зависеть от того, насколько производители смогут повысить их надёжность и долговечность», — объяснил Павел Поляков.
«Тренд на push-to-open можно сравнить с автопромом, который постепенно переходит на сенсорные кнопки. К ним можно приноровиться, но на первых порах пользоваться ими очень неудобно. И я так говорю не потому, что занимаюсь производством традиционных ручек, а потому что я сам пользовался мебелью с системой „открывания от нажатия”. От мебели люди ждут, что она будет служить очень долго и без нареканий, и с простыми и понятными, но очень красивыми ручками это произойдёт вероятнее, чем с более сложными системами», — поделился впечатлениями генеральный директор ООО «СТАВРОС» Андрей Рагозин.
Также часть экспертов отметили, что не стоит впадать в крайности, что, мол, из этих видов останется лишь один. Традиционные ручки и современные системы могут вполне уживаться вместе или же принимать черты друг друга.
«Не всегда мебель без ручек — это обязательно push-to-open. Торцевые ручки, профильные, интегрированные ручки: все они служат минимализму, но при этом дарят мебели удобный функционал и без опции „открытие от нажатия”. В портфеле нашей компании именно торцевые ручки показывают наибольший рост продаж уже который сезон», — поделилась опытом Елена Виноградова.
«Система push-to-open — это лишь дополнение, но не полная замена классической фурнитуры. В дизайне одной кухни, например, можно комбинировать обе системы в зависимости от расположения фасадов шкафов и их назначения. Например, на верхних модулях можно установить push-to-open, а на нижних — традиционные ручки, что обеспечивает удобство использования и доступность.
Но важно помнить, что восприятие любой системы может отличаться у разных заказчиков. Когда клиенты приходят к нам выбирать мебель, мы всегда предлагаем им попробовать push-to-open в действии на выставочном образце мебели, чтобы люди смогли оценить удобство этой системы конкретно для себя», — привела практический пример представитель со стороны мебельщиков Алина Лебедева.
Если только в будущем эту гармонию не нарушат новые инновационные системы.
Единогласно: топ самых популярных ручек 2024
Итак, мы определили с экспертами, что у механизмов открывания от нажатия более чем достаточно поклонников. А что насчёт более традиционных ручек? Какие модели сегодня наиболее успешно конкурируют с push-to-open и любимы конечными пользователями?
Все десять экспертов единодушно назвали несколько типов:
- ручки-профили и профили Gola;
- ручки повышенной длины;
- геометрические решения.
Эксперт со стороны производителей мебели назвал цвета, которые перечислили в своих ответах другие наши спикеры-поставщики.
«В последнее время в тренде минимализм, поэтому зачастую покупатели выбирают ручки без лишних деталей, с простыми и чистыми линиями, которые гармонично дополняют общую эстетику мебели.
Таким решениям подходят сдержанные, нейтральные оттенки, поэтому среди лидирующих цветов — нержавеющая сталь, бронза, матовые чёрный, серый, белый, хромированное золото или серебро», — перечислила руководитель департамента управления ассортиментом корпусной мебели и коммерческих товаров «Кухонный Двор».
Тем не менее у каждого поставщика нашлись такие комплектующие, которые держатся среди хитов продаж у их клиентов.
«Среди ручек профилей я бы выделил именно торцевые решения с простым монтажом. Популярны как модели в размер фасада, так и универсальные. Их устанавливают сверху на торец фасада и фиксируют саморезами с внутренней стороны, что позволяет создать минималистичный дизайн без каких-либо фрезеровок и других манипуляций с фасадами», — уточнил продукт-менеджер направления лицевой фурнитуры АО «Фиера» Александр Белоусов.
«Ручки-напильники с шероховатой поверхностью также вызывают неподдельный интерес у покупателей. Данная фактура может быть применима к ручкам-скобам и рейлингам. Так же, как сателлит, возможно исполнение ручки-кнопки в таком формате. Добавлю, что, кроме обычной покраски, набирает популярность использование анодировки и гальваники», — поделился наблюдениями Павел Поляков.
«Итальянские тренды — минималистичные ручки и профили из благородных материалов, которые отличаются простотой форм, визуальной чистотой и повышенным сроком эксплуатации», — высказал мнение Константин Фимушкин.
«Итальянская классика не зря получила своё название, потому что она вечна и не зависит от капризов моды. Классические фурнитурные решения не теряют своей популярности у производителей по всему миру», — дополнила Елена Виноградова.
Но если это средиземноморское государство всегда было законодателем мод во многих отраслях, в частности в нише комплектующих, то о ещё одной тенденции в лицевой фурнитуре в нашей стране стали говорить недавно. Её отметило трое спикеров.
«Я бы ещё выделил деревянные ручки, которые поддерживают тренд на натуральные материалы и экологичность», — отметил Александр Белоусов.
«Ручки из натурального дерева пород дуб, орех или ясень. Отличаются уникальным исполнением (естественным древесным рисунком), повышенной прочностью и прекрасно сочетаются с классической и современной корпусной мебелью», — высказал своё мнение Константин Фимушкин.
«Самые востребованные лицевые решения у наших клиентов — это ручки длиной от 1,2 до 1,5 метра, а также необычные кнопки и ракушки. Самый популярный материал — дуб — выходит демократично по цене и невероятно смотрится, если его покрыть прозрачным лаком. Хотя у нас на выбор приставлен целый ряд пород древесины: массив дуба, бука, американского ореха — эти материалы всегда есть на нашем складе.
Но под заказ работаем и с редкими ценными породами, например палисандром или зебрано. Пусть на рынке мы с 2002 года, направление деревянных мебельных ручек запустили с 2022 года. Уже выпустили несколько линеек и готовим новую коллекцию на будущую выставку „Мебель”, где будем сочетать наши изделия со шпоном, металлами и другими интересными фактурами. Мы уверены, что это будущий масштабный тренд», — заявил Андрей Рагозин.
Деревянные ручки: восходящая звезда рынка?
Мы решили немного остановиться именно на этой позиции, потому что для её роста на самом деле есть все основания. Мировая тенденция поддерживает моду на экологичность и идеально вписывается в стиль «сканди», который в нашей стране лишь немного отстаёт от лофта.
«Мы и производим ручки именно для мебели в современных стилях, лицевой фурнитурой в классическом стиле не занимаемся. Изготавливаем из просушенной обрезной доски. Стараемся делать без переклейки, потому что так максимально сохраняется древесный рисунок. Реализуем их как неокрашенными для тех, кто предпочитает сам наносить свои ЛКМ, так и обработанными натуральными маслами.
Спрос есть как среди больших фабрик и мастерских, работающих на заказ, так и со стороны частных дизайнеров. Для мебельных фабрик мы даже разрабатываем прямо наборы элементов от ручек до опор и резных накладок и прочих декоративных элементов для эксклюзивных договоров поставки. Декор и нестандартная фурнитура позволяют производителям мебели отстраиваться от конкурентов и закладывать больше маржи в свою продукцию»,— рассказал Андрей Рагозин.
Остальным нашим экспертам также нашлось что сказать насчёт деревянных ручек. Некоторые считают, что этой нише ещё требуется немного времени, чтобы окончательно закрепиться на рынке. И практически все внимательно присматриваются к этой фурнитуре, следя за ростом её популярности.
«К сожалению, наш рынок медленно меняется и принимает всё новое. Пока клиент неохотно выбирает такие ручки. Перед ним встаёт много спорных моментов: они требуют более сложного ухода и дороже аналогичных решений из металла.
На данный момент в нашем ассортименте нет ручек из дерева, но мы наблюдаем, что интерес к ним начинает возрастать. По моим прогнозам, через 3-5 лет такая фурнитура достигнет необходимого уровня популярности. Поэтому наша компания уже плотно прорабатывает комплектующие из дерева и камня», — поделился нюансами работы Константин Фимушкин.
«Мы пока только приглядываемся к этому формату, хотя у нас есть опыт работы с деревянными опорами для мебели. Здесь нюансом выступает сам материал изготовления, порода древесины. От этого существенно зависят цена, внешний вид и характеристики конечного изделия. Также немаловажен жёсткий контроль качества и условий хранения, чтобы не получить на выходе брак, так как дерево — довольно капризный материал», — заметил Павел Поляков.
По мнению некоторых спикеров, пока деревянных ручек больше в интернет-пространстве, чем в реальных продажах. Но, возможно, более частое упоминание и просвещение благотворно повлияют на распространение такой фурнитуры.
«В нашем ассортименте деревянные ручки присутствуют, но в очень ограниченном, выборочном ассортименте, а их форм-фактор приближен к накладным профильным ручкам, что позволяет избежать нежелательного увеличения габаритов с сохранением эргономики. И, естественно, ручки из массива дороже металлических примерно в полтора-два раза в зависимости от древесины.
Самые дорогие деревянные ручки в нашем ассортименте сделаны из массива ореха, комплектующие из дуба дешевле. Деревянные акценты непросто сочетать с другими деталями интерьера, а также они крупнее и толще металлических — таково требование технологи изготовления для обеспечения прочности и долговечности.
Но мы знаем, что ответственные производители ручек из дерева работают с заготовками определённых размеров, наиболее подходящих для их оборудования, заказывая их у проверенных поставщиков и с сертификацией происхождения материала (FSC, „Лесной эталон”)», — добавил деталей Андрей Чирков.
«Мы не исключаем появления деревянных ручек в нашем ассортименте в случае, если наши маркетологи подтвердят их долгосрочную актуальность. Тактика нашего бренда в направлении лицевой фурнитуры — работа только с теми трендами, чей смысл, востребованность и актуальность не исчезнут через пару сезонов. Это даёт нам возможность спланировать производство фурнитуры, логистику, минимизировать расходы на её создание, сделать её действительно качественной и установить для неё адекватную стоимость», — объяснила Елена Виноградова.
Также напомним, насколько возросла роль DIY и маркетплейсов в продажах этих изделий.
«Мы реализуем наши деревянные ручки не только через официальный интернет-магазин и наших представителей, но и через маркетплейсы. Определённые результаты с этого канала есть, но они, честно, спорные, так как через эти платформы продукцию чаще покупают именно конечные потребители: их попросту больше, чем профессиональных дизайнеров. Они, как правило, не всегда компетентны для того, чтобы с первого раза правильно купить ручку и учесть все её параметры — отсюда появляются случаи возврата товаров», — уточнил Андрей Рагозин.
Маркетплейсы: новый драйвер ниши ручек?
Ручки появились как самостоятельная отдельная единица на маркетплейсах и в DIY лишь несколько лет назад. Эти каналы показали целый ряд преимуществ: там стали закупаться частные дизайнеры и мастера, а иногда и небольшие «гаражники». Конечно, не у всех производителей большой объём продаж с маркетплейсов и DIY, но в трудные времена даже малый процент полезен.
А если продолжать продвигать среди потребителей мысль о том, что ручки способны обновить и «освежить» мебель, то тенденция может усилиться. Главное, не забывать обновлять ассортимент.
«Пожалуй, сегодня есть два основных драйвера ниши. Презентации и специализированные выставки лицевой фурнитуры играют огромную роль в развитии фурнитурного рынка. Они становятся источником вдохновения для создания уникальной мебели и позволяют производителям мебели открывать новые горизонты дизайна. А маркетплейсы, в свою очередь, стали отличной витриной.
Но они всегда требуют новых идей и свежих моделей, которые смогут удивить и привлечь покупателей, стимулируя рост продаж. Вот почему так важно регулярно обновлять ассортимент современными и креативными изделиями», — выразила своё мнение Александра Самоховец.
«Разросшееся разнообразие предложения — это следствие конкуренции. Как между производителями лицевой и функциональной фурнитуры, так и внутри рынка лицевой фурнитуры. Маркетплейсы открыли прямой канал между производителем/дистрибьютором лицевой фурнитуры и конечным покупателем мебели.
Многие покупатели недорогой серийной мебели получили шанс на голову поднять стиль гарнитура за счёт новых ручек, а производители и дистрибьюторы впервые могут предложить свой ассортимент сразу во все уголки страны. Это настоящее „второе дыхание” сегмента лицевой фурнитуры, потенциал которого ещё далеко не исчерпан», — считает Андрей Чирков.
«Да, популярность продажи и покупки на маркетплейсах действительно повлия-
ла и продолжает влиять на ассортимент лицевой фурнитуры. Ручки, как продукт, который удовлетворяет определённые потребности, становится более доступным для широкого круга потребителей и стимулирует рост конкуренции среди производителей», — уточнил Константин Фимушкин.
«На маркетплейсах действительно всё больше и больше ручек. Я считаю, что у этого есть ещё одна причина, помимо расширения ЦА через актуальный ассортимент. Компании, которые работают с производителями серийной мебели и у которых иногда возникают остатки фурнитуры, реализуют те через торговые интернет-платформы. Главное — создать хорошую карточку товара», — оценил ситуацию со стороны Степан Хотулев.
Также платформы показали себя отличный инструмент для получения обратной связи.
«Появление большого количества предложений на маркетплейсах, на мой взгляд, скорее является следствием удобной пользователю инфраструктуры, которую обеспечивают эти площадки. Ассортимент был достаточно широким и в эпоху до массовой популярность торговых онлайн-платформ, но они подсветили востребованность этой продукции в целом и каких-то отдельных направлений в частности.
Раньше путь до выяснения предпочтений заказчика был другим, если можно так выразиться, аналоговым. Сейчас это происходит посредством заказов и отзывов на маркетплейсах. Мы и раньше делали на этом значительный акцент, поэтому в своё время разработали онлайн-конфигуратор и мобильное приложение „10 000 ручек” для подбора лицевой фурнитуры», — рассказал Александр Белоусов.
«Возможность приобрести товар онлайн делает процесс покупки более удобным для покупателей, что может стимулировать спрос на ручки и способствовать расширению товарной матрицы. Наша компания понимает эти тренды и также выходит на маркетплейсы со своим ассортиментом, в частности лицевой фурнитурой. Благодаря платформам мы также более оперативно получаем обратную связь в виде отзывов и обращений. Это, в свою очередь, позволяет быстрее корректировать предложение», — уточнил Павел Поляков.
Но как отметил в прошлом разделе Андрей Рагозин, у некоторых покупателей возникают сложности даже с такой, на первый взгляд, простой позицией, как ручки. Если недовольные конечные потребители оформляют возврат, то витрина для обратной связи начинает буквально портить репутацию компании.
Крупные же мебельщики в любом случае предпочитают работать напрямую с поставщиком.
«Все мебельные проекты компании наши дизайнеры тщательно прорабатывают также со стороны систем открывания и фурнитуры. Мы используем проверенные изделия от надёжных поставщиков, которые подчёркивают индивидуальный стиль выбранной модели. Таких обычно нет на маркетплейсах. К тому же покупка фурнитуры на маркетплейсах не всегда гарантирует подлинность и качество продукции. То, что на маркетплейсах сегодня много такой продукции, может играть на руку недобросовестным продавцам», — выразила точку зрения Алина Лебедева.
Слово экспертам
Александр Белоусов, продукт-менеджер направления лицевой фурнитуры АО «Фиера»
«Отдельно хотел бы отметить роль дизайнеров интерьеров и дизайнеров мебели в формировании ассортимента мебельных ручек. Конечное решение принимает заказчик, но в цепочке выбора могут быть ещё эксперты, которые следят за трендами, посещают профильные выставки, обладают „насмотренностью” и предлагают клиенту выбор.
Поскольку никому не под силу оценить все представленные на рынке ручки, мнение экспертов, которые составляют ограниченную подборку и определяют, что именно увидит клиент в первую очередь, очень важно».
Андрей Чирков, директор по маркетингу ООО «ВДМ» (бренд AMIX)
«Некоторые на рынке предполагали, что в сегменте лицевой фурнитуры произойдёт переориентация на азиатский дизайн. Но как в мебели, так и в комплектующих это совершенно отдельное и самостоятельное явление. Этот стиль ценит коричнево-красные породы дерева, вставки из камня, металла, основательные и массивные формы. И ручки для такой мебели соответствующие: с глянцевым золотом или хромом, часто комбинированные с деталями чёрного или белого цвета из различных материалов (кроме дерева), чаще крупные, хорошо заметные на мебели.
Такой дизайн пользуется огромной популярностью в Китае, Вьетнаме, Индии, странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Европейские тренды так просто его не вытеснят, потому что он является показателем статуса у себя на родине. Пусть на наших огромных просторах есть такие стилистические явления, но не повсеместно. В российской мебельной индустрии всё ещё главенствуют европейские парадигмы красоты».
Степан Хотулев, исполнительный директор ООО «Слорос»
«Многие китайские производители ручек даже не пытаются придумывать что-то своё — они специализируются именно на том, что копируют популярные модели из Италии, Германии и других европейских стран с активным дизайном.
Можно направить им образец, и они повторят его в точности и за невысокую цену. Возможно, есть особый дизайн в Японии, но я не слышал про поставщиков ручек оттуда, достаточно популярных на российском рынке.
К тому же и азиатские, и арабские страны начинают всё больше переходить на европейскую стилистику. Это можно заметить, в частности, по изменению вкусов потребителей у нас на Юге России — их вычурный дизайн становится всё более сдержанным и современным».
Павел Поляков, руководитель отдела маркетинга ООО «Тексима» (бренд «Аметист»)
«На популярность push-to-open могут повлиять технологические улучшения в этом сегменте, которые предложат ещё больше удобства или функциональности. Например, мы со своей стороны уверены, что у этих механизмов есть потенциал для развития. Потому что в нашем ассортименте есть система, которая устанавливается на очень высокие фасады, обеспечивает невероятные плавность и комфорт открывания.
Мы это называем новым способом взаимодействия с фасадами. Собираем обратную связь, потому что будущее таких комплектующих всегда очень зависит от изменений в потребительских прочтениях».
Елена Виноградова, директор по маркетингу ООО «БОЯРД» (бренд BOYARD)
«Нельзя сказать, что существует какой-то конфликт между европейским дизайном и азиатским стилем. Мы живём в эпоху глобализации и стирания границ между национальной эстетикой: не только Европа диктует нам моду, но и в Азии появляются тренды, которые захватывают весь мир. Китай вообще можно назвать второй родиной европейского дизайна в мебельной фурнитуре, потому что именно в КНР располагаются производственные мощности многих западных брендов.
Наша компания, в свою очередь, сотрудничает с Китаем на протяжении десятилетий, и мы очень ценим наших партнёров за богатый производственный потенциал, высокую трудоспособность и глубокие профессиональные знания, благодаря которым и получается высококачественный продукт. Также не можем не отметить, что у китайских фабрик моментальная скорость реакции, восприимчивость и готовность к улучшению и развитию».
Сергей Синяков, директор по маркетингу ООО «Рейс Рус»
«Европейцы (в большей степени итальянцы) были и остаются законодателями всех мебельных трендов и тенденций. Поэтому именно их стилистика всё ещё близка российскому потребителю. Я бы не ожидал резкого перекоса в азиатский дизайн.
Разве что можно отметить, что сейчас проходит гораздо меньше времени между показом прототипа/тренда какой-либо ручки на европейской выставке и запуском её в массовое производство в Китае. Раньше это занимало год и более, а сегодня — несколько месяцев».
Алина ЛЕБЕДЕВА, руководитель департамента управления ассортиментом корпусной мебели и коммерческих товаров «Кухонный Двор»
«Всё ещё можно услышать устаревшее мнение, что китайское — значит некачественное. Фактор цены здесь играет значительную роль. В остальном же у нас, например, нет такой статистики, которая бы подтверждала, что китайская фурнитура ломается быстрее, чем европейская.
Поэтому Китай так активно осваивает нашу отрасль, хотя эти производители не смогут полностью вытеснить европейские бренды, для которых российский рынок всё же представляет интерес. Для того, чтобы конкурировать, придётся держать качество. А от здоровой конкуренции на рынке фурнитуры мебельщики только выиграют».
Константин Фимушкин, руководитель товарного направления «Лицевая фурнитура» АО «ТПК «МАГАМАКС»
«Кроме маркетплейсов, на развитие рынка ручек влияют также:
- инновации и технологии в производстве — создание удобных и привлекательных моделей согласно запросам рынка;
- тренды в дизайне интерьера — обустройство уникальных интерьеров, акцент на натуральность материалов, используемых в производстве ручек;
- маркетинговые стратегии — то, каким образом производители и продавцы привлекают внимание рынка к своим товарам;
- экономические факторы — рост доходов потребителей, экономические колебания в стране;
- сервис и постпродажное обслуживание».
Андрей Рагозин, генеральный директор ООО «СТАВРОС»
«Особенно много деревянных ручек было на последней фурнитурной выставке в Германии. Да, пока люди окончательно не привыкли к тому, что ручки могут быть деревянными, но это придёт. Потому что, во-первых, всё натуральное смотрится дорого (а сегодня это важный фактор для многих потребителей), и, во-вторых, они тактильно приятнее и при этом очень долговечные.
Тем более что в нише других мебельных элементов дерево как материал „распробовали”. Например, в мебельных опорах. Причём речь идёт не о вульгарной чрезмерной резьбе, а о сдержанных стильных вариантах. На будущей московской выставке планируем показать много новых опор вместе с последними коллекциями фурнитуры».
Александра Самоховец, ведущий специалист по развитию лицевой фурнитуры ЧУП «Акс-мебель»
«На данный момент ручки-профили возглавляют хит-парад в мире мебельного дизайна. Представьте себе кухонные фасады, которые выглядят, как будто не имеют ручек вовсе, благодаря элегантным профилям Gola. Мы также видим растущий интерес к врезным и накладным ручкам-профилям разных форм и размеров.
Минималистичные скобы и кнопки простых форм сейчас особенно популярны, как и нестандартные решения (полукруги, кольца и планки), которые привносят в интерьер нотку оригинальности. При этом мы не заметили кардинальных изменений, связанных с масштабным переходом лицевой фурнитуры на азиатское направление.
Мы много лет сотрудничаем с Китаем. Местные производители создают модели как для европейского, так и для азиатского рынка, предлагая уникальные стили, цвета и формы ручек, которые соответствуют особенностям каждого региона. В нашей же мебельной индустрии продолжает лидировать европейский стиль».
Текст: Мария Бобова.