Производство шпона
Фото: kingwood-shpon.ru

Шпон в генезисе мебельного производства

Шпон становится альтернативным вызовом твёрдым породам из-за дефицита древесины и смещения покупательского спроса в сторону среднего и экономсегмента. Мебельные компании охотно используют его для облицовки и инкрустации продукции, для снижения себестоимости и расширения ассортимента товарных позиций на любой вкус и кошелёк.

Разбираемся вместе с экспертами, почему шпон остаётся в числе востребованных материалов по сей день и насколько классический тренд финансово выгоден для обеих сторон.

Нестареющая классика — лес вариантов

Шпон — полноправный фигурант рынка материалов для мебельных производств благодаря солидному спектру дизайнерских решений. Палитра размеров, фактур, геометрия и вариативность древесных пород делают его универсальным средством для эстетического преображения мебельных аксессуаров и предметов интерьера.

В отличие от мебели из массива с его помощью производители обыгрывают массу идей и фантазий как в рисунке, так и в цветовой гамме. Компании, которые работают с обоими видами материалов, отмечают, что у декоративных древесных листов куда более выгодная позиция.

«Мы работаем с разными видами сырья, и по опыту нашей компании могу отметить, что если взять весь объём наших заказов, то лишь 5% — это массив, а остальные 95% приходятся на шпонированные изделия», — подчитал директор ООО «МЕБЕЛЬ ЭКСПЕРТ» СЕРГЕЙ ХИМИЧЕВ.

Использование шпона приобрело индустриальные масштабы: от корпусной мебели до дверей, стен, интерьерных панелей и паркета. Ставку на шпон делает весомая часть мебельных производств, где аргументами в пользу выбора этого материала называют защитные и декоративные преимущества.

«Мебель, изготавливаемая с применением шпона, востребована для оборудования кабинетов руководителей крупных фирм, как коммерческих, так и государственных. Также часто шпонированную мебель заказывают состоятельные клиенты для обустройства своих квартир. То есть материал вполне способен жить и быть востребованным и в премиальном сегменте», — обратил внимание директор по оборудованию ООО ТПК «ФЕЛИКС» СЕРГЕЙ БАКЕРЕНКОВ.

«Разнообразие природных текстур и цветов шпона, а также различные технологии фанерования позволяют в результате набора желаемого рисунка (рубашки) создавать неповторимые, можно сказать, уникальные мебельные изделия даже при серийном производстве, тем более при индивидуальных заказах.

К тому же в последнее время мы обратили внимание на огромный интерес к натуральному шпону (как к самостоятельному материалу) со стороны населения. К нам стали обращаться люди, по достоинству оценившие преимущества этого сырья и желающие приобрести небольшую партию шпона для личного пользования, чтобы реализовать свои творческие способности и самостоятельно создать изделия для себя и близких.

Это, безусловно, очень небольшой процент от наших заказов, но его география обширна. Такие небольшие партии мы отправляем от Калининграда до Кемерова», — поясняет директор ООО «Норд Мастерс» (бренд NordMasters) АННА ЦАНДЕКИДИ. (Таблица 1.)

Таблица 1. Преимущество шпона как материала
Предоставлено экспертом Анной Цандекиди

«Даже шпон толщиной 0,6 мм — натуральная древесина, и его прочность, надёжность и долговечность соответствуют породе. Изделия из качественного натурального шпона твёрдых пород, таких как дуб или бук, сохраняют первоначальный внешний вид и служат долгие годы. Одной из современных мировых тенденций в оформлении интерьеров является использование текстуры «Ретро» в паркете, стеновых панелях, фасадах кухонь и шкафов. И здесь натуральный шпон с его природными «дефектами»: сучками, червоточинками, яркими цветовыми переходами — просто незаменим», — добавляет АННА ЦАНДЕКИДИ.

Сырьевой баланс мебельного рынка

С наступлением эры индустриализации воспринимаемая ценность и готовность платить за мебель получили прямую зависимость от внешнего вида изделий, качества и эксплуатационных характеристик сырья.

Изготовителям мебели пришлось предлагать рынку концепцию «настраиваемых» под запросы клиента материалов. Массовое производство дополнило сырьевую базу натуральным и искусственным шпоном, а затем сгенерировала новые решения с помощью мультишпона и продукта «файн-лайн».

В индустриальном контексте эстетическая привлекательность, цвет, зернистость/текстура, гладкость, твёрдость и экологичность стали важными детерминантами для принятия потребителями решений о покупке. И ретейлеры, и конечный потребитель сперва воспринимали новые древесные атрибуты с чётко выраженным разграничением натурального и искусственного. Но технологический ликбез дал точное понятие категориям материалов благодаря методам их получения.

«Так называемый искусственный шпон является не чем иным, как таким же натуральным шпоном из недорогих пород древесины, но подвергшимся специальной, достаточно сложной технологической обработке (формованию, окрашиванию) с целью имитации шпона дорогих и экзотических пород либо созданию дизайн-шпона определённого рисунка, цвета или размера.

При этом он, как правило, тоньше натурального и достаточно капризен в обработке. Поэтому лично мы используем искусственный шпон только под конкретные дизайнерские задачи, предпочитая ему натуральный», — расставляет акценты АННА ЦАНДЕКИДИ.

В ранг искусственных материалов не случайно возвели экошпон. Многослойный продукт из древесного волокна и связующего (полипропилена) — неровня натуральным аналогам, и используется в качестве облицовочного материала. Конечно, его устойчивость к воздействию внешних факторов и к механическим повреждениям подкупает потребителя, но в тренде по-прежнему остаётся натуральный продукт.

«Когда речь идёт о синтетическом шпоне, то есть о ламинированном плитном материале с имитацией (рисунком и тиснением) натурального шпона, то он применяется при изготовлении серийной, массовой мебели, благодаря дешевизне самого материала и меньшим трудозатратам на производство изделий из него», — поясняет директор ООО «Норд Мастерс».

На одной ступени с натуральными материалами оказался и шпон «файн-лайн». Несмотря на то, что в отраслевой среде за ним закрепилось название «вторичный» шпон, с ним работает немало мебельных предприятий. Востребован он из-за своего состава и возможности с его помощью имитировать определённые породы древесины. По заверениям мебельных экспертов, в нём содержится до 94% натурального древесного сырья, около 2% красящих пигментов и не более 6% связующего вещества.

На хорошем счету у мебельных компаний и мультишпон. Его, как и «файн-лайн», относят к «реконструированным» материалам. Правда, дизайнерские идеи с его помощью воплощаются не только в цвете, но и в геометрии сложных узоров и практически без намёка на природный древесный рисунок.

Фокусы ценообразования

Вслед за промышленной революцией мебельный сектор примерил на себя и новый стиль производства — фабричный. Ремесло трансформировалось в массовый выпуск, при котором изменился и подход к ценообразованию. И на заре серийного производства, и сейчас тема себестоимости продукта остаётся актуальной для обывателей. И если мебель из массива по-прежнему считается дорогостоящим приобретением, то диапазон цен на шпонированные изделия находится в гибком состоянии.

Когда говорят о степени удорожания готового продукта, то перво-наперво отталкиваются от вида мебели. Только потом формируют смету затрат на материалы, фурнитуру и технологические аспекты.

Поскольку экономия зачастую правит бал при выборе материала, то и цена на мебель находится в прямой зависимости от финансовых возможностей заказчика.

«Кто-то отдаёт предпочтение «вторичному» шпону — «файн-лайн», а ктото — натуральному. И для каждого материала на рынке есть своя стоимостная градация: от бюджетного до эксклюзивного. А разница в цене между обычным шпоном и премиальным может достичь 20-кратного порога.

Даже «файн-лайн» от китайского производителя будет отличатся от предложений итальянского бренда не только качеством, но и ценой, которая, естественно, будет как у натурального шпона. Сейчас спрос на шпонированные мебельные атрибуты достиг отметки в 95%, а на массив приходится лишь 5%», — оперирует данными СЕРГЕЙ ХИМИЧЕВ.

«Если речь о мебели, дверях и других изделиях в эмали, нельзя сказать, что использование шпона ведёт к удорожанию. Зачастую он удешевляет её. И связано это с процессом покраски, поскольку шпон красить легче, чем обычные панели МДФ.

Что же касается сравнения мебели из натурального шпона и из ЛДСП в экономсегменте, то она должна быть объективно дороже на 30%», — разъясняет г-жа ЦАНДЕКИДИ.

Котировка цен на натуральные и искусственные материалы неоднородна. Поэтому мебельный сектор, подстраиваясь под колебания внешнего и внутреннего рынков, формирует предложение для разных ценовых сегментов.

«Стоимость мебели с применением натурального шпона по сравнению с искусственным выше на 10-15 %. На этом фоне изделия из ДСП будут более привлекательны, в то время как аналоговая мебель из шпона возрастёт в цене на порядок», — поясняет СЕРГЕЙ БАКЕРЕНКОВ.

Стоимостный показатель любого мебельного продукта будет формировать не только номенклатура используемого сырья и комплектующих, но и интеллектуальная составляющая.

«На ценообразование в этом секторе влияют очень многие факторы: от эксклюзивного дизайна и необходимости проведения сложных проектно-конструкторских работ до выбора эксклюзивных материалов и технологий изготовления и монтажа.

Искусственный шпон «файн-лайн» может стоить и 800-1000 руб./м2, а натуральный шпон дуба — 200 руб./м2. При этом отделка натурального шпона с использованием сложной тонировки, патинирования, финишных спецэффектов вполне может дать существенное удорожание. Соответственно, каждое изделие рассчитывается индивидуально, с учётом пожеланий заказчика и в разрезе оптимальных решений по цене, качеству, дизайну и функциональным возможностям», — аргументирует АННА ЦАНДЕКИДИ.

Между импортным и российским

Кривая спроса на шпон резонирует на фоне профицита продукции на российском рынке. Пул деревообрабатывающих предприятий заявляет о готовности закрыть требуемые индустриальным сектором запросы.

Далеко не все мебельные компании спешат закупать шпон отечественного производства. Зато присутствие импортных аналогов налицо. Как отмечает один из наших экспертов, в Россию с завидной частотой поставляют материал из Западной Европы, Украины, Южной Америки.

Цена на заморские материалы в условиях роста курса евро и всеобщей эпидемиологической обстановки уверенно ползёт вверх. Но даже такая рокировка не снижает «аппетиты» мебельщиков.

Хотя и в нашей стране, и за рубежом производственные мощности по выпуску шпона заметно снизились.

«В нашей стране многие мебельщики предпочитают импортный шпон, и мы чаще закупаем продукцию зарубежных компаний. Причём, для внушительных объёмов лучше сразу брать крупную партию сырья, чтобы изделия внешне не отличались. Выбор в пользу импортного шпона обусловлен меньшей палитрой породного состава. В России шпон изготавливают в основном из берёзы, дуба, ясеня. А разновидности ореха и другая ценная древесина импортируется из-за рубежа», — подчёркивает СЕРГЕЙ ХИМИЧЕВ.

«Нами шпон (как натуральный, так и модифицированный) закупается в Италии. Материал соответствует требуемым параметрам по толщине, влажности, его поверхность гладкая, без трещин, а цвет не отличается от заявленного. Исходя из опыта нашей компании, отмечу, что отечественного качественного шпона на рынке не представлено. Отличные качественные характеристики только у импортного материала», — высказал мнение СЕРГЕЙ БАКЕРЕНКОВ.

Однако подобное впечатление может сложиться просто из-за того, что отечественных производителей шпона на рынке в принципе немного. Как только производство налаживает сотрудничество с одним-двумя поставщиками импортного продукта, многие в этот же миг перестают искать какие-либо альтернативы, тем более отечественные. Хотя многие российские фабрики, напротив, вкладывают максимум усилий в качество.

«На рынке очень мало российских предприятий по выпуску шпона в основном из-за дорогостоящего оборудования, на котором можно создавать качественный продукт.

Соответственно, российским компаниям приходится конкурировать в первую очередь с оптово-торговыми организациями, продающими импортные материалы», — делится мнением АННА ЦАНДЕКИДИ.

Львиная доля крупных мебельных фабрик работает с натуральным шпоном, а производители из экономсегмента больше тяготеют к менее затратным материалам и сырью. Представители среднего и премиального сегмента наращивают продуктовую линейку из натурального шпона в мебельной и паркетной нишах.

Изобилие мебельных материалов на рынке порождает не только конкуренцию, но и требования к качеству. Производство шпона поставлено на поток, а значит, вероятность появления брака всё-таки присутствует. В мебельной индустрии трепетно относятся к своей репутации и не готовы пускать деньги на ветер. Поэтому опытные производители мебели рекомендуют работать с проверенными поставщиками, а у новых заказывать пробные партии сырья.

«Самое главное — это качество сырья. Используются только фанкряжные брёвна, и дальше весь процесс производства шпона должен быть под строгим наблюдением специалистов, с жёстким контролем соблюдения технологии и проверки качества выпускаемого шпона. Не менее важны сортировка и условия хранения готовой продукции, чтобы к потребителю шпон приходил правильно промаркированный и отличного качества», — отмечает АННА ЦАНДЕКИДИ.

«Выбор шпона — очень непростой процесс, просто «на глаз» определить качество продукта практически невозможно. Поэтому на нашем предприятии работает специалист по отборке шпона, который занимается закупкой этого материала и выбирает подходящие палеты», — дополняет СЕРГЕЙ ХИМИЧЕВ.

При выборе шпона квалифицированный персонал использует не только специализированное оборудование, но и проверяет продукцию на соответствие стандартам.

«Шпон должен быть свежим, не пересушенным, без микротрещин, гладким и ровным. Каждая партия подлежит проверке влагомером. Оптимальная влажность шпона составляет 6-8%, и этот показатель должен оставаться неизменным на всей поверхности листа. При внешнем осмотре качественный шпон лишён каких-либо дефектов, трещин, пятен. А при тактильном взаимодействии на качество продукта указывает гладкость, отсутствие шероховатости и поднятого ворса», — рассказывает г-жа ЦАНДЕКИДИ.

По мнению мебельных гигантов, работа со шпоном обязывает производителя не только иметь художественный вкус и навыки обработки, но и обладать знаниями и опытом в определении качества материала до момента его использования.

Вся соль в оборудовании

Чтобы занять своё место на внутреннем и мировом рынке, производителям необходимо не только организовать производство и сбыт с минимальными издержками, но и поддерживать статус рентабельного предприятия, несмотря на демпинг и риски.

Без хорошего оборудования сегодня не очень развернёшься. Уровень конкуренции настолько высок, что и производители шпона, и мебельщики вынуждены обновлять станочный парк и следовать высокотехнологичным трендам. Особенно это касается диверсифицированных предприятий, которые совмещают производство и шпона, и мебели.

По словам директора ООО «Норд Мастерс», на чьём предприятии как раз совмещают два этих направления, в производственных масштабах для работы со шпоном требуется комплект оборудования. Он состоит из фурнирной пилы для прирезания, шпоносшивного станка для набора рубашек, клеенамазывающего станка для нанесения клея на панели, горячего пресса для наклейки материала на плиты и шлифовально-калиброванного станка для обработки готовых шпонированных панелей.

«Стоимость такого минимального пакета составит примерно 5 млн рублей. Дополнительно придётся раскошелиться ещё на 150-200 тыс. рублей на ежегодное обслуживание парка, закупку расходных материалов и запчастей.

А чтобы развернуть с нуля производство шпона, понадобится инвестировать в лесопильное и сушильное оборудование не менее 100 млн рублей. Также на балансе предприятия должны быть заточные станки и погрузчики. Срок окупаемости такого проекта составит не менее 10-15 лет», — разъяснила АННА ЦАНДЕКИДИ.

«Производство изделий из шпона в отличие от корпусной мебели из ДСП — процесс трудоёмкий, поэтому комплект оборудования зависит от предполагаемых объёмов выпуска. Чем больше плановые мощности, тем более автоматизированным должен быть станочный парк. На минимальный набор производственного оборудования потребуется 153 000 евро:

• шпоноприрезной станок — около 15 000 евро;
• шпоношивной — 12 000 евро;
• пресс горячий — 45 000 евро;
• шлифовальный станок — 60 000 евро или ручные шлифовальные машинки — 1 000 евро;
• кабина покрасочная с сушкой типа «Чистая кабина» — 20 000 евро», — подсчитал СЕРГЕЙ БАКЕРЕНКОВ.

Производство российского шпона, согласно данным аналитиков агентства ACG, в 2019 году достигло 1 736 627,5 м3 В сравнении с отчётным периодом 2018 года снижение составило -3,1%. С начала 2020 года объём выпуска вновь показывает отрицательную динамику на 3,6 % и устанавливается на отметке в 125 231,5 м3. Всеобщий спад производственных мощностей в этот период привёл к росту цен на шпон на 6 %.

Наиболее продуктивной производственной зоной по выпуску шпона в 2019 году аналитики ACG назвали Приволжский федеральный округ, чья доля в общем объёме составила около 34 %


Текст: Елена Пузевич

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!